Граната упала в окоп, но нас пожалела

Мельченко Евгений Александрович
Короткая, но достаточно интересная история. Возможно, даже — мистическая. Рассказал её наш собеседник, сержант Кабанко, проходивший службу на территории Афганистана с 1981 по 1982 годы.

Долго размусоливать не стану, так как ничего особо интересного не расскажу. Был бой. Нам нужно было удержать высотку до прихода колонны, разведки или авиации. В общем, хоть кого-то. Бой — сказано громко, но так оно и есть. Уже вторые сутки шла перестрелка между нашей ротой и около сотни душманов. Нас было примерно 70 человек. Лезть на рожон они не хотели. Мы тоже, в свою очередь, неплохо окопались и имели достаточный запас БК примерно дней на 5-7 таких позиционных боёв. К тому времени, наши должны были уже подойти.

Но у духов были другие планы. Точнее, они поняли нашу задумку, и на третий день решили пойти ва-банк — устроить настоящий штурм. И всё бы ничего, но и мы совершенно случайно накануне решили обустроить обходные пути на вариант уже нашего штурма. Мы оборудовали проход и внушительный окоп по флангу от позиций духов. И вот, на рассвете они пошли гуртом. Стреляли много. О том бое расскажу отдельно. Но душманы решили обойти нас с фланга. С того, где был наш скрытый импровизированный окоп. В тот же окоп ранее отправился наш сержант «Муха» (Мохов) с первого взвода, чтобы оборудовать там пулемётную позицию.

Так вот, видит наш боец во время боя двух духов, которые на полусогнутых пытаются пролезть между камней. Они спрыгнули в тот самый окоп. Боец дёргает за кольцо, и бросает туда Ф-ку. Он и не знал, куда кидает. Мы с нашим взводным сидим за камнями, раскрыв глаза в ожидании взрыва и ошмётков сержанта. Но их не последовало.

Потом тот самый сержант рассказывал. Сижу я в окопе, ковыряю полки под цинки и гранаты. С собой автомат и ТТ-шник за ремнём. Вдруг, пальба, суета. Я притаился. Пойду назад, демаскирую это место, а пулемёта пока сюда никто не принёс. И тут слышу шаги. Посыпались камни, и прыгают в мою ямку два духа. Автомат мой в углу стоит, выхватываю пистолет. Один из них с автоматом наперевес, другой с ружьём за спиной. Немая пауза секунды на две, и тут — падает в наш окоп, прям посередине — граната. И мы втроём на неё смотрим. Считаю про себя: «Рас, два, три, четыре, пять…». Затем в голову пришло, мол, какие «пять». Уже должна была рвануть.

Смотрим мы друг на друга. Один дух совсем молодой, лет 16-17. Другой — бородатый, лет под 40. И мы просто одновременно начинаем пятиться назад. Он опустил автомат, я пистолет тоже. Потихоньку взял свой автомат и задним ходом из этого окопа вылез. Они тоже за камнями скрылись. Бой длился минут 40. У нас несколько ранены, у духов — троих точно положили, их тела остались напротив в камнях, остальные ушли.

Сержант потом уже в расположении рассказывал за стаканом, и сам поражался: «Вот так вот, когда жить хочется, никто стрелять в упор, с глазу на глаз, не особо хочет. А тут ещё и граната. Повезло, провидение, магия, не иначе». Хотя, конечно же, просто сильно повезло. А душман не выстрелил, потому что понимал, что сержант из пистолета тоже одного из них положит. Возможно, второй молодой с ним, был его сыном или родственником. Рисковать не захотел.

Но забавно было ещё и другое в этой истории. Прошло пару месяцев, и мы пошли на рынок местный, закупиться провизией, куревом и так далее. И бежит тот самый Муха с рядов. Говорит, пацаны — там тот душман. Тот самый, что в окоп к нему прыгнул в том бою. Он его на всю жизнь запомнил. А что делать? Мы пожали плечами, мол, забей ты на него. Что ты ему скажешь? Такие вот, чудеса случались на той войне. Как и на любой другой.