Мысли 31

Аркадий Костерин
1. Всякое взаимодействие представляет собой частичную склейку реальностей – хотя бы по нескольким измерениям взаимодействия (квалиям). Полные склейки чрезвычайно редки.

2. На вопрос П.Р. Амнуэля: «А кто создал Бога?» – я бы ответил так. – Бога не создал никто, Он – Сущий, то есть существующий вне времени. Ведь каузальное временнОе бытие вовсе не абсолютно, так почему мы должны подходить с такими каузальными мерками к Творцу?

3. По-моему, преставление об Абсолютном и Безначальном Творце ничуть не менее правдоподобно и продуктивно, чем представление о безначальном и бесконечном саморазвитии Мироздания.

4. Предполагаю, что Адам и Ева в Раю были так же свободны, как и мы, но усреднённый нравственный уровень принятия решений в той действительности был намного выше, чем принятый у современных людей.

5. Предполагаемые примитивные предки человека, останки которых находят археологи, являются вариантами существования человека, распространившимися в прошлое от момента ветвления при изгнании первых людей из Рая.

6. Поскольку Бог существует вне времени, то Он мог сотворить человека в любой точке пространственно-временного континуума. Время может родиться, как бы, посредине и из точки творения распространиться в прошлое и в будущее. Как мы знаем из Библии, точка сотворения первых людей располагалась по временной оси близко к историческому периоду.

7. Своей волей, попав из райского заповедника на простор всеобщей Суперпозиции деятелей человеческого уровня, Адам и Ева сделали актуальным ареал исторического человечества, т.е. антропный «коридор миров». Средний нравственный уровень этого общего ареала миров человечества был намного ниже, чем в райской действительности и, мало того, он имел тенденцию к понижению. Это понижение вызвало в действительность великое множество исторических и личных человеческих катастроф. В этом антропном коридоре реальностей наиболее близкой к выбираемой первыми людьми реальности оказалась действительность эволюционирующих деятелей человеческого неолита.

8. Выбор реальности после падения стал для первых людей симметричным на новом нравственном уровне. Теперь люди выбирали в исторически сложившихся координатах добра и зла. Они отпали от Господа, вышли из непосредственного общения с Ним и лишились его постоянной защиты. Их спасло то, что зло в их мире нарастало постепенно. Можно сказать, что они выжили в том коридоре реальности, где зло нарастало не слишком быстро. Бог и тут был милостив к ним, дав им время на адаптацию.

9. Бессмертие состоит, по-моему, не в бесконечной продолжительности жизни, а в выходе сознания за пределы времени. Это приближение к Божественному восприятию, как я его представляю, когда настоящее прошлое и будущее воспринимаются в едином кванте действительности.

10.   Читая книгу или воспринимая другие художественные произведения, мы присоединяемся к коллективной реальности всех предыдущих читателей или зрителей этого произведения.

11. Человек – это коллективное существо, в котором объединены все варианты существования его личности.

12. В книгах С. Лукьяненко присутствует образ материализованных смыслов – кристаллов. Причём, проводится мысль, что воплощение смыслов препятствует развитию науки, возрастанию знания. По-моему, это ложный посыл, ведь оформление каких-то смыслов, пусть даже в виде кристаллов, вовсе не препятствует дальнейшему мышлению, публикациям и обобщениям. Мой опыт говорит об обратном – формулируя какие-то мысли, я стимулирую и облегчаю приход последующих.

13.   Моё расхождение с Лукьяненко носит онтологический характер. Он, видимо, считает, что смыслы создаются самим человеком. А я убеждён, что человек лишь выбирает смысл, то есть, своё понимание, из предоставленного ему уже существующего набора смыслов.

14. Кто не торопится, тот больше видит.

Сентябрь – октябрь 2022.