Легкой жизни не будет

Ирина Дмитренко
     Надя заглянула в детскую. Фёдор сладко спал. Она поймала себя на том, что последнее время называет сына не иначе как Фёдор. Тому была причина. Все поведение сына подталкивало именно к такому варианту имени – основательное, даже слегка солидное, ни дать ни взять, маленький крепенький мужичок со своей философией.
     Прикрыв плотно дверь, Надя прошла на кухню. Саша ушел на ночное дежурство, так что вечер она коротала одна.
     Взглянув на часы, Надя сделала поправку на минус четыре часа. Итак, у родителей сейчас шесть, и, стало быть, они уже вернулись из отпуска, проведя его, как говорила мама, в полном отрыве от цивилизации. Из всех возможных контактов дозволялись только смс-ки. Но сколь полноценно такое общение? Нужен был разговор, разговор по душам. Ох, как нужен был мамин совет!
     Надя набрала номер.
     - Наденька. добрый вечер! – не по возрасту молодым и звонким голосом отозвалась Анна Павловна.
     - Добрый вечер, мамочка, с приездом. Как отдохнули?
     - Чудесно, Наденька, чудесно. Все впечатления завтра по скайпу. Есть чем удивить и что показать. Папа пошел в магазин – в доме шаром покати. Я кое-что из вещей разбираю. Поужинаем и отсыпаться, благо завтра суббота. Во второй половине дня выйдем на связь. Как вы с Сашей? Как Федечка?
     - С нами все в порядке, а вот с Фёдором проблема.
     - Заболел? – всполошилась Анна Павловна.
     - Да нет, хуже. За время вашего отпуска его словотворческий родничок превратился в фонтан, да что там фонтан – в гейзер!
     В телефоне послышалось тихое хихиканье.
     - Мамочка! – прорвало Надю. – Это уже не смешно, - жалобно заговорила она. – Это уже переходит все границы!
     - Ну-ну, девочка моя, через это все дети проходят. Придется все время объяснять почему так не говорят.
     - У меня для этого не хватает аргументов. К тому же Фёдор почти под каждый свой перл подкладывает объяснение. Он меня ставит просто в тупик!
     - Интересно, чем же он тебя порадовал на сей раз?
     - Слушай, - тяжко вздохнув, начала Надя. – Из последних. Сначала появилась диванная ножка. Как сказал Фёдор, если есть диванная подушка и диванная спинка, то должна быть и диванная ножка. Вслед за диванной ножкой появились столная ножка и стулная ножка со стулной спинкой. Хорошо, что кресла у нас на колесиках, а то вслед за креслоной спинкой появилась бы креслоная ножка.
     Хохот в телефоне прервал Надю. Она подождала пока мама просмеется и продолжала жалобным тоном.
     - А сегодня вечером, перед тем как идти спать объявил, что задверит свою комнату, потому что в его возрасте надо уже ничего не бояться и стать мужчиной без страха и упрека. Саша умудрился сохранить серьезный вид и поправить его, сказав, что быть без страха и упрека это удел рыцарей. На это Фёдор ответил, что Колин папа утверждает, что каждый мужчина – это рыцарь. Саша с этим согласился. У меня, конечно, на этот счет имеется свое мнение, но высказывать я его не стала. А потом Фёдор сказал, что идет кроватиться. Я попыталась ему втолковать, что он идет спать, но он заявил, что сразу никогда не засыпает, а если так, то он сначала кроватится, а потом спит.
     Посмеявшись от души, Анна Павловна, немного подумав, сказала:
     - Да, полагаю разговор должен быть у нас с тобой обстоятельный. Давай-ка отложим его на завтра. А пока хочу тебе посоветовать прочесть первую главу книги Чуковского «От двух до пяти». На мой взгляд, это научпоп высочайшего уровня. Скачивай и изучай, а завтра все обсудим.
     Надя хотела было тотчас же воспользоваться маминым советом, но поразмыслив решила, что утро вечера мудренее, и отправилась спать.
     Утром она, накормив своих мужчин завтраком, отправила одного спать, а другого с его другом Колей и папой этого самого друга на целый день в зоопарк, так сказать мужской (считай рыцарской) компанией. Сама же, с чашкой зеленого чая, основательно устроилась перед монитором ноутбука.
     Скачав книгу, Надя решила добросовестно проработать первую главу. Прочитала предисловие и восхитилась объемом собранного Корнеем Ивановичем для книги материала, а также основательностью метода подхода к изучению детской речи.
     Итак, глава первая, детский язык. Веселье началось почти сразу. Она от души посмеялась над фразами «Папа, смотри, как твои брюки нахмурились.» и «Я не хочу, чтобы у тебя были сердитки» (реакция на морщины на папином лбу). Просьба «Спой мне мама баюльную песню» умилила до слез. С удивлением узнала она, что такие слова, как «обутка», «одетка» и «людь», созданные детьми и совершенно незнакомые их родителям, в местах за тысячу километров от них были в употреблении, по крайней мере во времена написания Чуковским книги. И у Корнея Ивановича были основания утверждать, что «Сплошь и рядом случается, что ребенок изобретает слова, которые уже есть в языке, но не известны ни ему, ни окружающим».
     - Занятно, - подумала Надя. – Очень может быть, что и среди изобретений Фёдора есть тому примеры.
     Фразы «Мама скомандуй: «К нырьбе приготовиться!» и «Дай мне нитку, я буду нанитывать бусы», «Мы хорошо купались. Такую брызгань подняли!» уже не казались экзотикой.
     Восхищаясь вслед за Чуковским умением ребенка вполне логично в своем словотворчестве использовать суффиксы, окончания и приставки, Надя, наконец-то, наткнулась на фразу, которую можно было расценивать как совет.
«Тот, кто в раннем детстве на пути к усвоению родной речи не создавал таких слов, как «ползук» (червяк), «вытонуть» (вынырнуть), «притонуть» (нырнуть), «тормозило» и т.д. никогда не станет хозяином своего языка».
     - Это что же, - рассуждала сама с собой Надя, - должна быть полная вольница в процессе? Но ведь, когда поток словотворчества накрывает с головой, то можно и не «вытонуть»! Ладно, без паники, читаем дальше, - успокоила она себя.
     Далее последовала череда слов, которые определенно могли быть использованы вместо привычных: «мазелин» вместо вазелина, «мокресс» вместо компресса, «теплометр» вместо термометра. «Паукина» вместо паутины показалась вообще более к месту. «Кусарик» вместо сухарика вызвал сомнение, а «творушка» вместо ватрушки заставила рассмеяться.
     А дальше Чуковский объяснил направление в детском словотворчестве, которое было, что называется, особенно актуально для нее, так сказать на злобу дня. «…ребенок уверен, что почти каждая вещь существует для того или иного определенного действия и вне этого действия не может быть понята. В существительном ребенок ощущает скрытую энергию глагола.»
     Читая фразы: «Отскорлупай мне яйцо», «Замолоточь этот гвоздик», «Я намакаронился», «Я уже начаёпился», «Я сижу и отмухиваюсь» Надя, рискуя разбудить мужа, хохотала во весь голос. Глагол задверить во фразе «Ай, я задверил (защемил) руку!» хотя и в иной интерпретации, казался уже родным.
     Пробираясь сквозь словосочетания с неподражаемыми прилагательными как «жмутные туфли», «грозительный палец», «махучий хвост» Надя обнаружила «креслые ноги». Вдоволь посмеявшись над прилагательными, Надя окунулась в детскую логику. «Начальная школа – это где начальники учатся?». Вывод был сногсшибательным, да, над этим стоило задуматься. «Раз они пожарные, то должны делать пожар, а тушить пожар должны тушильники.», «Почему ручей? Надо бы журчей. Ведь он не ручит, а журчит.», «Почему ты говоришь ногти! Ногти у нас на ногах. А которые на руках – это рукти.»
     - Железная логика, - отметила про себя Надя. – Вот что на это можно возразить? Фёдор на этом фоне даже несколько бледновато выглядит.
     Надя оторвалась от ноутбука и решила заварить свежий чай. Пока она наливала воду в чайник, ее взгляд упал на сушившуюся в разобранном виде вымытую мясорубку.
     - А почему, собственно говоря, мясорубка? – спросила она себя. – Разве в ней есть топоры? Нет, в ней есть ножи. Стало быть, это мясорезка! Ой-ё-ёй! И меня подхватило и понесло! Это заразно! Все-все, стоп!
     Надя вновь с чашкой чая удобно устроилась перед монитором и углубилась в чтение книги. «… смысловое восприятие слов и словесных конструкций у ребят значительно острее, чем у нас», - уверял Корней Иванович. «А у Ломоносова ломаный нос?», «Я в школу не пойду, - заявляет пятилетний Сережа. – Там на экзаменах ребят режут».
     - Ну чем не триллер. Это же если на себя примерить на полном серьезе – криминальная ситуация! – размышляла Надя.
     От мрачных мыслей ее отвлекли совершенно прелестные примеры неверного толкования слов. «Мы ходим на прогулку – мы прогульщики!», «Хватит тебе секреты говорить! Секретарша какая!». Надя не удержалась от хохота, вспомнив Инну Георгиевну, словоохотливую секретаршу Андрея Павловича, впрочем, милейшую женщину. Веселья добавил вопрос маленького Игорька деду: «Консервы делают в консерватории, да?».
     Наконец, Надя добралась до рекомендаций. «Хотя никто не может отнять у нас права восхищаться словотворчеством ребенка, но мы нарушили бы элементарнейший педагогический принцип, если бы вздумали хвалить при ребенке то или иное из сочиненных им слов и попытались искусственно удержать это слово в его лексиконе. Как бы ни радовали нас некоторые неологизмы ребенка, мы, его учителя и воспитатели, оказали бы ему очень плохую услугу, если бы оставили в его обиходе то или иное из сочиненных им слов. Как бы ни нравились нам слова «колоток» и «кусарик», мы обязаны тут же заметить ребенку:
     - Так не говорят, ты ошибся. Нужно сказать «молоток» (или нужно сказать «сухарик»).
     Задача воспитателя заключается в том, чтобы возможно скорее приблизить речь детей к речи взрослых. Нужно решительным образом осудить тех «чадолюбивых» родителей (к счастью, очень немногих), которые гурмански смакуя причудливую лексику детей, для собственных развлечений нарочито консервируют в их речи всевозможные «сердитки» и «мокрессы» и тем самым тормозят ее развитие.».
     - Так, так, так! А ведь эта рекомендация как раз для родителей Саши. Очень Андрей Павлович и Екатерина Игоревна этим грешат, - подумала Надя. – Вот только как поделикатней донести эту информацию до них. Разумеется, надо втолковать это Саше, пусть он с ними говорит. И попросить маму ему помочь. Она справится. От ровесницы Екатерина Игоревна воспримет все это серьезнее.
     А дальше Надя прочитала «Но отсюда не следует, что воспитателям дано право деспотически вмешиваться в самый процесс детского словотворчества.
     Исправляя словесные ошибки детей, нельзя преграждать им тот естественный путь, которым они из поколения в поколение дорабатываются до правильных форм родного языка.
     Нужно помнить, что создание «колотков» и «кусариков» - вполне закономерный процесс, хотя, конечно, так же закономерны усилия взрослых ввести процесс в определенные рамки и тем самым помочь ребенку усвоить общепринятую речь, овладеть ее словарем и грамматикой.».
     - Ну вот! – вздохнула Надя. - По-моему, сочетание этих рекомендаций слегка напоминает выражение «стой там, иди сюда». И как правильно определить эти самые рамки? - вздохнула она опять. - Из всего этого следует, что в каждой ситуации придется разбираться тщательно, деликатно, по возможности грамотно (насколько это позволяет собственная грамотность) и терпеливо. Да, Корней Иванович, посоветовали, так посоветовали. Легкой жизни не будет.
     Закончив чтение, Надя слегка потянулась, расправляя немного затекшие плечи и спину, и глянула на часы.
     - До родительского звонка остается достаточно времени на размышления, - сказала она себе.
     В коридоре послышались шаги мужа.
     - И на обсуждение тоже, - добавила улыбнувшись.