Почему мы живем так плохо

Ангелина Кныш
Как сказано в Евангелии, наш «мир лежит во зле» (Ин. 5:19), и ситуация с течением времени только усугубляется: несмотря на все достижения прогресса, люди продолжают испытывать бесконечные страдания, лишения, болезни, потери, неудачи и прочие беды.

С целью понимания причин этого нужно обратиться к самым истокам и отметить, что еще в начале мироздания Создатель всего сущего, Бог Отец, сотворил, в частности, множество имеющих ангельскую природу духов (серафимов, херувимов, ангелов, архангелов и т.д.).
 
Случилось так, что один из наиболее приближенных к Богу ангелов, херувим Денница (или Люцифер), возгордился и захотел стать равным Богу, в результате чего в ходе сражения с воинством небесным во главе с архангелом Михаилом он потерпел промежуточное поражение, то есть, был не уничтожен, а изгнан вместе со своими сторонниками из Царства Небесного на землю, став в итоге дьяволом (или сатаной), предводителем злых духов – бесов. Все они были навсегда прокляты Богом и лишены надежды на спасение в будущей вечной жизни.

Зная, что ему в дальнейшем после Страшного суда предстоит окончательное поражение и вечные муки в аду, дьявол возненавидел Бога, начал мстить и всячески вредить Ему, избрав в качестве своей неизменной линии поведения ЗЛО, суть которого – в разрушении, лжи, клевете, ненависти и т.д.
 
Прежде всего, дьявол решил отвратить от Всевышнего Его любимое творение – первых людей, Адама и Еву. Прикинувшись змеем, он уговорил Еву (а она – Адама) вкусить плод с древа познания добра и зла, что строго-настрого запретил им делать Бог.

По воле разгневанного Бога за непослушание Адам и Ева были изгнаны из находившегося в долине реки Евфрат рая, лишены святости, их духовная сущность (а также всех последующих поколений людей) стала греховной в результате совершенного ними первородного греха. По сути, весь род человеческий также был проклят Богом: облекся в «ризы кожаные», или в бренное человеческое тело, стал смертным, тленным, подверженным болезням, войнам, рождению в муках детей, добыванию хлеба в поте лица и т.д.

Ко всему прочему, люди оказались под гнетом обитающих с ними в едином воздушном пространстве невидимых и обладающих сверхъестественно мощной ангельской силой бесов, что сделало существование людей по большому счету бедственным вплоть до наших дней. «Горе живущим на земле и на море, потому что к вам сошел дьявол в сильной ярости, зная, что не много ему остается времени» (Откр. 12:12).

Получив в свое «распоряжение» такое огромное количество беззащитных с точки зрения нанесения им вреда человеческих душ, дьявол свое противостояние с Богом превратил в ВОЙНУ ЗА ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ДУШИ, целью которой стало ввергнуть в грехи и отвратить от Бога как можно больше людей, доведя многих до самоубийства с целью окончательного лишения спасения.

Надо сказать, что бесы не могут ЗАСТАВИТЬ человека грешить, они могут лишь соблазнять, действуя на свободную волю человека, и в этом заключен глубокий СМЫСЛ ЗЕМНОЙ ЖИЗНИ избранного от начала Богом человека в качестве ИСПЫТАТЕЛЬНОГО СРОКА на его «пригодность» для будущего в Царстве Божьем – поддался на бесовские соблазны, значит, предал Бога; устоял и остался верным Ему – получишь награду в виде спасение души.
 
При этом, как ни парадоксально, бесы служат для «выбраковки» потенциальных предателей (иначе для чего всемогущему и всевидящему далеко наперед Богу создавать в РАЮ, среди гармонии добра и любви, древо познания добра и ЗЛА?)

Поэтому Всевышний и не уничтожил всех представителей злых сил по горячим следам вышеописанных событий. Принимая во внимание, что люди, в отличие от падших ангелов, не по своей воле предали Бога, и с целью «очистить Себе НАРОД ОСОБЕННЫЙ, РЕВНОСТНЫЙ К ДОБРЫМ ДЕЛАМ» (Тит. 2:14), Господь решил дать детям Божьим шанс на спасение, предварительно проверив, смогут ли они достойно пройти нелегкие испытания на земле и будут ли выполнять Его заповеди и повеления. «Золото испытывается в огне, а люди, угодные Богу, в горниле уничижения» (Сирах 2:5); «И помни весь путь, которым вёл тебя Господь, Бог твой, по пустыне вот уже сорок лет, чтобы смирить тебя, чтобы испытать тебя и узнать, что в сердце твоём, будешь ли хранить заповеди Его или нет» (Втор. 8:2).
 
Окончательный вердикт как злым духам, так и всем людям будет вынесен Богом на предстоящем Страшном суде (его дата известна только Богу Отцу), после чего выдержавшие испытание земной жизнью дети Божьи будут вечно обитать с Богом в Его Царстве, а дьяволу вместе с его сторонниками (бесами и «детьми дьявола») предстоит быть побежденными и сброшенными в озеро огненное на вечные муки в аду: «Кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» (Откр. 20:15) и «Дьявол, прельщавший их,  ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков» (Откр. 20:10).

В долговременной отсрочке перед Страшным судом явлено великое милосердие Господне, когда «предуставленным» к спасению людям в труднопреодолимых условиях бесовского воздействия дается время на то, чтобы покаяться, исправиться и спастись. Кроме того, Страшный суд должен будет продемонстрировать торжество и славу всемогущего Бога в Его сотворении новой жизни и окончательной победе над силами зла и смертью.
 
В Новом Завете сказано: «Что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе, над нами, которых Он призвал не только из иудеев, но и из язычников?» (Рим. 9:22-23).

Именно в духовном изменении себя в соответствии с учением Христа с целью соединения с Богом посредством Святого Духа и обретения жизни вечной рядом с Ним в Царствии Божьем в гармонии всеобщей любви, добра и райского блаженства и состоит СМЫСЛ ЖИЗНИ земного человека.

Между тем, достичь этой цели, устояв перед напором сил зла в мире крайне нелегко. Арсенал бесовского воздействия на людей достаточно обширен: обольщение богатством, властью и т.д.; ложь, провокации, разжигание зависти, ссор, вражды, войн; создание условий для несчастных случаев, болезней, пагубных зависимостей и т.д.

Кроме того, дьявол значительно укрепил свои силы на земле за счет «детей дьявола» путем вселения бесов в души тех, кто не являлся изначально детьми Божьими, и даже в некоторых не выдержавших испытаний детей Божьих (в Евангелии приводится пример, как Христос изгнал из наверняка избранной от начала Марии Магдалины семь бесов, и она стала затем святой).

Злые дела «детей дьявола», как и бесов, направлены как против Бога, которого они отвергают, так и против окружающих их ВСЕХ людей, в отношении которых они, как правило, не останавливаются ни перед какими моральными и зачастую даже уголовными преградами в достижении своих плотских и тщеславных побуждений, не имеющих, как известно, границ. Это те, кто в нашем повседневном окружении постоянно и в массовом масштабе предают, подставляют, ущемляют, убивают, воруют, насильничают, лгут, хамят, издеваются, гребут все под себя и т.д. и т.п.

Поэтому и страдают люди во все времена, что бесовская мощь и в целом количество злых сил в мире зашкаливает, а справиться с ними самостоятельно, без Божьей помощи, нереально. Именно РАЗОБЩЕННОСТЬ С БОГОМ вследствие вышеописанных событий и ИГНОРИРОВАНИЕ СВОИХ ОБЯЗАННОСТЕЙ теми, кто эту разобщенность призван устранять (православной церковью) путем налаживания СИСТЕМНОЙ образовательной, просветительской и миссионерской работы среди мирян и являются, по большому счету, причиной победного шествия зла по земле. Ибо истинная, а не обрядоведческая, вера в детях Божьих не вспыхивает сама по себе, а ПРОБУЖДАЕТСЯ прежде всего в результате научения слову Божьему людей, как заповедал Христос (Мф. 28:19-20).

Попытки человека обрести счастье в материальном мире неизменно терпят крах, его преследует постоянная неудовлетворенность и ненасытность в самых разных аспектах, и объясняется она бунтом его пребывающего без духовной пищи духа, который может найти успокоение лишь в единении с Богом. В глубине души, на уровне генетической памяти, человек помнит, что он сотворен для счастья (жизни в раю), и стремление к блаженству в его желаниях остается довольно сильным. Именно поэтому, по мнению одного современного богослова, вся человеческая культура – это не что иное, как плач человеческого сердца перед закрытыми вратами рая.

Кроме того, наукой доказано, что в мире нет безрелигиозных народов – об этом однозначно говорит огромный фактический материал на основе раскопок, документальных, культурных и многих других источников. Вся история человечества свидетельствует о наличии у всех его общин (начиная с самых первобытных), стран и народов выраженного в том или ином виде РЕЛИГИОЗНОГО КУЛЬТА. То есть, сама религия как стремление человека к Богу также заложена в генетической памяти человечества, и профессор-богослов А.И. Осипов считает это одним из основных доказательств существования Бога.
 
Между тем, мощное противодействие злых бесовских сил является одной из основных причин невозможности построить НА МАКРОУРОВНЕ справедливое и счастливое общество в отдельно взятой стране, хотя утописты время от времени и продолжают свои обреченные на неудачу попытки (последней было стремление построить всем известный коммунизм).
 
В то же время уклонение от зла и спасение души ОТДЕЛЬНО ВЗЯТОГО ЧЕЛОВЕКА вполне возможно при выполнении ним поставленных Богом условий. При этом имеет смысл учитывать рекомендацию преподобного Серафима Саровского – когда ему задали вопрос о том, что отличает спасающегося праведника от погибающего грешника, он ответил: «Только решимость».
 
Возникает вопрос: «Неужели Господь Бог на все прошедшие тысячелетия с момента изгнания Адама и Евы из рая самоустранился и равнодушно наблюдает за безмерными страданиями под бесовским гнетом на земле миллионов детей Божьих?»

Разумеется, это не так, Господь с ветхозаветных времен оказывал всемерную поддержку избранному еврейскому народу, а позже и другим детям Божьим с целью обретения ними спасения.

Как известно, в период «младочеловечества», когда избранный еврейский народ еще «не дозрел» до того, чтобы «вместить» духовные истины (Бог есть Дух - Ин. 4:24), условием, поставленным Всевышним для обретения вечной жизни являлось нашедшее отражение в заключенном с избранным народом СТАРОМ ЗАВЕТЕ соблюдение заповедей и законов, полученным Моисеем от Бога Отца.
 
«Итак, Израиль, чего требует от тебя Господь, Бог твой? Того только, чтобы ты боялся Господа, Бога твоего, ходил всеми путями Его, и любил Его, и служил Господу, Богу твоему, от всего сердца твоего и от всей души твоей и чтобы соблюдал заповеди Господа и постановления Его, дабы тебе было хорошо» (Втор. 10:12-13). Разумеется, это остается актуальным для всех людей во все времена.

При этом люди, которые вели благочестивую жизнь в соответствии с Его заповедями, не только пребывали под защитой Всевышнего от вражеских козней бесов и «детей дьявола», но и получали всяческое благоденствие в своей жизни. «Хранит Господь всех любящих Его, а всех нечестивых истребит» (Пс. 144:20). «Очи Господа обозревают всю землю, чтобы ПОДДЕРЖИВАТЬ тех, чье сердце вполне предано Ему» (Пар. 16:9).

Общение Бога с избранным еврейским народом в старозаветные времена происходило ОПОСРЕДОВАННО (в видениях и сновидениях) – через патриархов (Авраам, Моисей, Иаков), пророков (Исайя, Иезекииль, Илия, Иона, Захария и т.д), некоторых царей (Давид, Соломон), а также первосвященников с помощью Ковчега Завета.
 
Как известно из Библии, евреи в основной своей массе постоянно нарушали Божьи заповеди и законы Старого Завета, чем очень гневили Господа, особенно за их поклонение чужим языческим богам (например, в Содоме Богом был обнаружен всего один праведник – Лот).
 
Божье наказание евреев за непослушание во все времена было суровым – Всемирный потоп, сожжение Содома и Гоморры, разрушение Иерусалима и Храма, угон евреев в вавилонский плен, поражение их в войнах, рассеяние евреев по свету и т.д., однако, после недолгого раскаяния греховный водоворот в среде избранного народа возвращался на круги своя.
 
Кроме того, приносимые такими же грешными, как и все люди, священниками жертвы Богу во искупление грехов людей имели КРАТКОВРЕМЕННЫЙ ЭФФЕКТ, поэтому до прихода БЕЗГРЕШНОГО Искупителя и Спасителя, Иисуса Христа (Его приход на землю в качестве Мессии был предсказан ветхозаветными пророками) ВСЕ УМЕРШИЕ ЛЮДИ ПОПАДАЛИ В АД.
 
Пришло время, когда Бог в гневе из-за бесконечного неповиновения избранного народа на несколько столетий «отвернулся» от него.

Произошло это после того, как царь Соломон, которого Бог возлюбил за то, что он с молодых лет имел крепкую веру и просил у Бога не богатства, а мудрости, к концу жизни также встал на греховный путь – общее число его жен достигло 700, а наложниц – 300, и для них царем были построены языческие храмы и капища с целью поклонения их идолам.

Господь в гневе решил резко ограничить общение с избранным народом  и попустил разрушение царем Навуходоносором Иерусалима вместе с Храмом и угон евреев в вавилонский плен.
 
При этом с целью сохранности представлявший собой великую святыню Ковчег Завета БЫЛ ВЗЯТ НА НЕБЕСА, о чем свидетельствует тот факт, что если в целом в Библии Ковчег Завета упоминается 193 раза, то после смерти царя Соломона – всего один раз, и, главное, это находит свое подтверждение в Новом Завете, где апостол Иоанн утверждает, что видел Ковчег на небесах (Откр. 11:19). Изъятие Ковчега было произведено тайно, чтобы не появились спекуляции о том, что Божьи заповеди (они хранились в Ковчеге на каменных скрижалях) теперь «отозваны».

Священное Писание свидетельствует, что гнев Божий не длится вечно («Господь долготерпелив и многомилостив: не до конца гневается и не вовек негодует» - Пс. 102:8-9), а Его милосердие к ДЕТЯМ БОЖЬИМ, остающимся на земле до Страшного суда под бесовским гнетом, безгранично, поэтому, когда «пришла полнота времени», на землю был послан Сын Божий, Иисус Христос, чтобы «взыскать и спасти погибающих».
 
Он и стал обещанным Богом Отцом Мессией, хотя евреи Его не признали, поскольку ждали в качестве Мессии могущественного царя, который поставит их владычествовать над всем миром.

Рожденный от Святого Духа и Девы Марии Богочеловек Христос произвел настоящую РЕВОЛЮЦИЮ в путях спасения не только избранных евреев, но и избранных язычников, заменив бесконечно повторяющееся до Него в силу своего кратковременного эффекта жертвоприношение животных однократным принесением в жертву Себя, БЕЗГРЕШНОГО, и в итоге «одним приношением НАВСЕГДА сделал совершенными освящаемых» (Евр. 10:14), то есть, искупил грехи перед Богом Отцом ДЕТЕЙ БОЖЬИХ.
 
А периодические жертвоприношения, осуществляемые раньше священнослужителями, в дальнейшем трансформировались в ЖЕРТВУ ХВАЛЫ БОГУ: «Итак будем чрез Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его» (Евр. 13:15). Кроме того, в Псалтыри утверждается, что «Жертва Богу – ДУХ СОКРУШЕННЫЙ; сердца сокрушенного и смиренного Ты не презришь, Боже» (Пс. 50:19).

Христос в первое пришествие не только ИСКУПИЛ все грехи (а не только первородный грех!) ИЗБРАННЫХ людей перед Богом, ПРИМИРИЛ Бога Отца с ними, но и НАУЧИЛ ИХ ДУХОВНЫМ ПУТЯМ СПАСЕНИЯ с помощью Святого Духа, который активно стал действовать среди избранных, согласно обещанию Христа, только ПОСЛЕ Его вознесения.

Ведущие благочестивую жизнь дети Божьи получили уникальную возможность ПРЯМОГО КОНТАКТА с Богом посредством ПРОБУЖДЕНИЯ в них дарованной им «от чрева» ВЕРЫ во Христа: «Уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни» (Деян. 13:48); «Ибо благодатью вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар» (Ефес. 2:8) и вселения УСЫНОВЛЯЮЩЕГО СВЯТОГО ДУХА в их души: «Мы сами, имея начаток Духа, стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего. Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии, потому что вы приняли Духа усыновления» (Рим. 8:14,15,23).

После первого пришествия Христа с избранными людьми Богом был заключен НОВЫЙ ЗАВЕТ: «вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: ВЛОЖУ ЗАКОНЫ МОИ В СЕРДЦА ИХ и в мыслях их напишу их, а грехов их и беззаконий их не воспомяну более» (Евр. 10:15-17).

То есть, избранные от начала дети Божьи, в сердца которых  мистическим, разумеется, образом Господь вкладывает Свои законы, ОТКЛИКАЮТСЯ (в отличие от «детей дьявола») НА ПРОПОВЕДИ И НАСТАВЛЕНИЯ В ВЕРЕ, и в определенный момент она мощно пробуждается в них, что способствует дальнейшему духовному совершенствованию этих людей и при сохранении ими  твердости и последовательности в исполнении учения Христа они обретают реальные перспективы спасения души.

Кроме того, Христос после Своего воскресения спустился в ад и вывел вынужденных находиться там до прихода безгрешного Искупителя ВЕТХОЗАВЕТНЫХ ПРАВЕДНИКОВ, которые после распятия Христа воскресли и явились многим в Иерусалиме  (Мф. 27:52-53). Спаситель вывел их, разумеется, не для того, чтобы они вернулись обратно в ад, а чтобы они вознеслись вслед за Ним в Царствие Небесное. Позднее их (в частности, венценосных старцев вокруг престола Бога)  видел там и описал Иоанн Богослов (Откр. 4:4), и именно об их тысячелетнем царствовании с Христом на небесах идет речь в 20-й главе Откровения.

Между тем, атеисты (то есть, «дети дьявола») не устают выдвигать неопровержимый, с их точки зрения, аргумент, отрицающий само существование Бога – отсутствие в нашей жизни наглядной кары Богом тех, кто постоянно творит зло, их явная безнаказанность и благополучное существование после всех беззаконных поступков.

На самом деле это далеко не всегда так, и примеров наказаний Богом людей за грехи, хотя нередко и отложенных во времени (это время дается грешникам для покаяния и исправления) вокруг нас предостаточно.
 
В то же время нередки ситуации, когда, во-первых, Господь, попуская детям Божьим искушения и испытания, нередко действует посредством определенных людей, и внешне это выглядит, будто они принесли кому-то зло и остались безнаказанными, но на самом деле их поступок был ПОПУЩЕННЫМ Богом.

Во-вторых, Всеведущий Бог видит сущность каждого и понимает, что окончательно погрязшие в смертных грехах «дети дьявола» НЕИСПРАВИМЫ, и об этом говорит, например, пророк Исаия: «Если нечестивый будет помилован, то не научится он правде, будет злодействовать в земле правых и не будет взирать на величие Господа» (Исаия 26:11).
 
Поэтому таким неисправимым злодеям просто БЕСПОЛЕЗНО посылать тяжкие испытания для пробуждения в них веры в земной жизни («Господь испытывает праведного, а нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его» (Пс.10:5), и наказаны они будут уже ПОСЛЕ СМЕРТИ, как это произошло с богачом из притчи о богаче и Лазаре, у которого в земной жизни все было на высшем уровне, а после смерти он сразу попал в ад (Лк. 16: 19-31).
 
Помимо этого, многочисленные окружающие нас «дети дьявола» требуют предоставления им РАЦИОНАЛЬНЫХ доказательств существования и деятельности Бога и всячески насмехаются над верующими, считая их забубенными фанатиками, добровольно лишающими себя многих радостей жизни.
 
На самом деле они не понимают, что БОГ ИМЕННО ИМ ПЕРЕКРЫЛ ПОНИМАНИЕ ИСТИНЫ (не зря говорят: «Если Бог хочет наказать человека, Он лишает его разума») в связи с тем, что, как уже говорилось, Господу не нужны в Его окружении в вечной жизни потенциальные предатели и бунтовщики, подобные бывшему ангелу Деннице, превратившемуся затем в дьявола.
 
В этом и заключается трагедия неверующих, вся полнота которой откроется им сразу за чертой земной жизни, однако исправить что-либо им уже будет невозможно.
 
Хотя, имея ум и всесторонние интересы, они еще в земной жизни могли бы прислушаться именно к РАЦИОНАЛЬНОЙ позиции ученого Паскаля по отношению к вере в Бога. Среди богословов бытует такое понятие, как «ПАРИ ПАСКАЛЯ», где знаменитый математик приводит формулу, суть которой сводится к тому, что ВЕРИТЬ В БОГА ЦЕЛЕСООБРАЗНО независимо от убедительности доказательств Его существования.

В этой формуле утверждается, что если верующий человек ОШИБСЯ в существовании Бога, то по итогам земной  жизни он ничего не теряет, поскольку жил по совести и находил утешение в своей вере, зато если НЕ ОШИБСЯ, и Бог существует, то  при переходе в мир иной он ПРИОБРЕТАЕТ ВСЕ.

В то же время если неверующий будет ПРАВ в отсутствии Бога, то ничего не приобретает (он просто уходит в ничто), но ежели ОШИБСЯ, то ТЕРЯЕТ ВСЕ.

Кроме того, научными исследованиями установлено, что наибольший удельный вес среди факторов долгожительства в человеческом обществе имеют следующие: когда человек кому-то нужен и когда кто-то о нем заботится. Именно поэтому верующие, как правило (это также установлено научными исследованиями), живут дольше атеистов, ибо они убеждены (и это действительно так), что нужны Богу, и Он заботится о них.

Думается, что человек ни в коей мере не прогадает, если вступит на путь познания и угождения Богу (особенно на склоне лет), чтобы еще в этой жизни обрести от Него помощь и поддержку, а также спасение души в жизни будущей.