Реальные пути спасения души

Ангелина Кныш
Земная жизнь людей, как уже говорилось, является установленным для них Богом своеобразным ИСПЫТАТЕЛЬНЫМ СРОКОМ, по итогам прохождения которого определяется, достойны ли изначально наделенные начатками веры и Святого Духа пребывать в Царствии Божьем. Безусловно, «за руку» нас туда никто не введет, поэтому мы должны сами приложить определенные усилия для достижения этой цели.

Основные требования Бога к людям в их земной жизни заключены в ДВУХ ЗАПОВЕДЯХ ХРИСТА (они вмещают в себя также и десять заповедей, полученных от Бога Моисеем): «Возлюби Господа Бога всем сердцем превыше всего» и «Возлюби ближнего, как самого себя», а также в НАСТАВЛЕНИЯХ Спасителя, в которых Он дает ПРЯМОЙ ОТВЕТ, как унаследовать жизнь вечную: «Отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мной» (Мк. 8:34) и раскрывает действенный путь очищения от бесов и связанных с ними греховных страстей: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мф. 17:21).

Что значит возлюбить ближнего? Евангелие, которым мы пользуемся, переведено с древнегреческого, а в этом языке, в отличие от русского, употребляется несколько значений слова «любовь». Например, «эрос» – это чувственная любовь; «филия» – дружеская любовь; «сторге» – любовь к родственникам; «агапе» – милосердная любовь к окружающим. Так вот, в оригинале Евангелия (об этом периодически напоминает в своих выступлениях профессор-богослов А.И. Осипов) по отношению к ближнему («возлюби ближнего своего, как самого себя») фигурирует именно слово «агапе» – чувство милосердия, отзывчивости, жертвенности, бескорыстия, великодушия.

То есть, с ближним нужно поступать так, как человек хотел бы, чтобы поступали с ним самим: не делать ближнему зла, помогать добрыми делами и т.д. Это выгодно, прежде всего, самому человеку, поскольку, чем больше он совершит добрых дел для ближних, тем выше его шансы спасти собственную душу (Ефес. 6:8).

А вот «возлюбить Бога превыше всего» означает жертвенное, преданное и ревностное соблюдение человеком, «отвергнувшимся себя», В ПЕРВОСТЕПЕННОМ ПОРЯДКЕ Божьих заповедей, законов и повелений; стремление терпеливо и смиренно переносить жизненные испытания («взять свой крест»), ибо все они попускаются Богом для нашего же блага (либо в качестве толчка для пробуждения в нас веры, либо в виде искушений и испытаний на верность нас Господу, либо для искупления наших грехов еще в земной жизни и т.д.); а также желание во всем подражать Христу («следуй за Мной»), то есть, не бунтовать против властей, смиряться и т.д.

Как говорил блаженный Августин (живший до разделения христианской религии на католичество и православие): «Если Бог в жизни человека на первом месте, то все остальное – на своем», а старец Амвросий Оптинский рекомендовал: «Мы должны жить подобно катящемуся колесу – лишь одной точкой соприкасаться с землей, а в остальном тянуться к небу».
 
На первый взгляд, кажется жестоким и невыполнимым связанное с этим высказывание Христа: «Если кто приходит ко Мне, и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестёр, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк. 14:26).

Однако на самом деле все эти кажущиеся неподъемными трудности означают лишь постепенное смещение центра тяжести мировоззренческих ценностей человека с мирских на духовные и преодолеваются сравнительно легко («Ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» - Мф. 11:30), поскольку, во-первых, попускаемые Богом искушения и испытания даются ЧЕЛОВЕКУ ПО ЕГО СИЛАМ (1Кор. 10:13), а во-вторых, Господь, видя решительные действия человека по изменению себя в лучшую сторону, начинает активно ему ПОМОГАТЬ: «Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?» (Евр. 13:6).

С чего следует начинать? В церкви нередко можно услышать универсальный совет: «Молись и не греши», равноценный по своей бесполезности призывам к алкоголику: «Бросай пить».

На самом деле человек должен понимать: для того, чтобы Господь его услышал, НЕЛЬЗЯ ОГРАНИЧИВАТЬСЯ только одними обрядоведческими действиями (ставить в церкви свечки, подавать записки, заказывать молебны, освящать воду, паски и т.д.), при этом значительную часть своей жизни посвящая нескончаемой суете и совершению греховных поступков под влиянием мирских соблазнов и не предпринимая решительных действий по изменению в духовном плане самого себя в соответствии с учением Христа.
   
Святитель Феофан Затворник утверждал: «На распятии Христа написано: «Вот что Я для тебя сделал, что делаешь ты для Меня?» Коль скоро слово истины коснулось нашего слуха, значит, МЫ ИЗБРАНЫ. И много ли требуется? Ведь мы не совсем чуждаемся Господа. Только угождение Ему стоит у нас не на первом месте, не есть главное наше дело, а как бы приделок. Дело же у нас – угождение себе, угождение людям и обычаям мирским. ПОСТАВЬТЕ ТЕПЕРЬ УГОЖДЕНИЕ ГОСПОДУ НА ПЕРВОМ МЕСТЕ, и сердце станет новое. Много ли это?»

Необходимо продемонстрировать Господу ГОТОВНОСТЬ ПОЖЕРТВОВАТЬ какой-либо своей глубоко укоренившейся греховной страстью, ставшей уже частью натуры человека, то есть, свои самые СЕРЬЕЗНЫЕ НАМЕРЕНИЯ стать на путь духовного перерождения во исполнение того, что заповедал нам Бог.

Читая Новый Завет, вдумчивый человек обнаружит, что есть некая ПРОГРАММА-МИНИМУМ, которую апостолы Христа после Его вознесения утвердили для язычников (то есть для всех, кто не являлся избранным еврейским народом), когда начали возникать споры о необходимости их обрезания и т.д.

Эта программа включает в себя уклонение от блуда, поедания идоложертвенного (мяса), а также необходимость поступать с ближними так, как хотели бы, чтобы поступали с вами, то есть, уклоняться от зла и делать людям добро (Деян. 15:22-29; Пс. 36:27).
 
Конкретизируя утверждения относительно блуда, являющегося третьим по тяжести смертным грехом (после богоотступничества и убийства), апостол Павел заявляет, что, поскольку тело человека есть храм для Святого Духа, то, совокупляясь с блудником, он оскверняет свое тело (1Кор. 6:16), поэтому блуд – это мощный шлагбаум на пути вселения в тело человека Святого Духа, а значит, и спасения души. Иоанн Богослов в Откровении неоднократно упоминает о том, что блуд и поедание идоложертвенного являются одними из самых ненавидимых Богом грехов (Откр. 2:14,20).

Помимо всего прочего, уклонение от блуда и поедания мяса – это важная составляющая православного ПОСТА, который, как известно, очищает человека, пробуждает в нем духовность, ИЗГОНЯЕТ БЕСОВ (Мф. 17:21) и, несомненно, приближает человека к Богу.

Следовательно, в качестве первых шагов навстречу Богу человеку предлагается для того, чтобы ОКОНЧАТЕЛЬНО ИЗГЛАДИТЬ из своей души  грех блуда, ПОКАЯТЬСЯ («Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» - Лк. 5:32) в соответствующих прошлых поступках (и во всех иных грехах, разумеется, тоже) СВЯЩЕННИКУ НА ИСПОВЕДИ в церкви и в дальнейшем бесповоротно отказаться от блудных согрешений (в идеале – полностью исключить половую жизнь, по крайней мере, в пожилом возрасте, а если блуд отсутствует, то следует сосредоточиться на искоренении какой-то другой своей основной страсти), а также отказаться от поедания мяса (рыба, напротив, приветствуется).

Ибо сказано: «Если ИСПОВЕДУЕМ ГРЕХИ НАШИ, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нс от всякой неправды» (1Ин. 1:9).

Вероятно, для многих, особенно для молодежи, станет открытием тот факт, что очень распространенный сейчас в обществе свободный «гражданский брак» на самом деле представляет собой блудное сожительство и также является препятствием на пути спасения души.

При этом важно понимать и БЫТЬ ГОТОВЫМ к тому, что путь духовного изменения себя в соответствии с учением Христа, дающий возможность в дальнейшем установить контакт с Ним посредством Святого Духа, БУДЕТ НЕЛЕГКИМ и, как правило, именно в его начале человеку бывают ниспосланы свыше серьезные искушения и испытания для проверки устойчивости его перед силами зла.
 
«Сын мой! Если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению: управь сердце твое и будь тверд, и не смущайся во время посещении; прилепись к Нему и не отступай, дабы возвеличиться тебе напоследок. Все, что ни приключится тебе, принимай охотно, и в превратностях твоего уничижения будь долготерпелив, ибо золото испытывается в огне, а люди, УГОДНЫЕ БОГУ, в горниле уничижения» (Сирах 2:1-5). Нужно помнить, что даже Сам Христос перед началом Своего служения был искушаем дьяволом в пустыне и достойно преодолел все его соблазны (Лк. 4:1-13).

При этом нужно учитывать еще один очень важный момент. Человек, ищущий Бога и желающий спасти свою душу, должен понимать, что тем самым он вступает на путь постепенной ПЕРЕОРИЕНТАЦИИ С МИРСКОГО НА ДУХОВНОЕ (ибо первая и главнейшая Божья заповедь – «Бог для человека превыше всего», а Сам Он есть Дух).

Поэтому, ВО-ПЕРВЫХ, процесс такой переориентации должен идти ПО НАРАСТАЮЩЕЙ (значимость мирского для человека должна умаляться, а духовности – расти). Святитель Василий Великий подчеркивал: «Чтение писаний, молитва и труд при удалении от мира ПОСТЕПЕННО делает человека святым». Такое стремление к святости необходимо, поскольку в Новом Завете сказано: «Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа» (Евр. 12:14).
 
Но сможет ли человек приблизиться к святости, если после формальной исповеди и причастия в церкви вновь возвращается к своей привычной греховной жизни, без всякого изменения себя? Разумеется, нет.

Зато, если он, например, начинает бороться со своими страстями и как можно чаще в молитвах обращаться к Богу, то постепенно почувствует обратную связь с Господом, которая выражается не только в Его помощи, но и в страхе человека, что Господь увидит какие-то его грехи, то есть, человек НАЧИНАЕТ ИСПЫТЫВАТЬ СТРАХ ПЕРЕД БОГОМ, ИЛИ БОЯТЬСЯ ГРЕШИТЬ, а это очень важно. «Велика милость Господа к боящимся Его» (Пс. 102:11).
 
ВО-ВТОРЫХ, этот процесс должен быть также НЕОБРАТИМЫМ, ибо Христос однозначно констатировал: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия» (Лк. 9:62).
 
И В-ТРЕТЬИХ, необходимо также понимание, что именно ПЛОТСКАЯ ОБОЛОЧКА человека с бесконечным и безграничным попечением о ней является одним из основных препятствий на пути духовного роста, ведь даже непримиримым врагам Божиим, бесам во главе с дьяволом, открыто духовное видение («Бесы веруют и трепещут» (Иак. 2:19), а вот людям все откроется только после освобождения души от «риз кожаных».

«Плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» (Гал. 5:17);  «Плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут» (Рим. 8:7); «Сеющий в плоть свою от плоти пожнёт тление; а сеющий в дух от духа пожнёт жизнь вечную» (Гал. 6:8) и т.д.
 
Таким образом, становящийся на путь спасения души человек должен заранее РАССЧИТАТЬ СВОИ СИЛЫ – имеется ли в нем подсознательное тяготение мирскими ценностями со свойственными им ложью, лицемерием, предательством и другими видами зла, а также внутренний твердый стержень, позволяющий преодолеть тесно связанные с плотью бесовские соблазны, основным из которых является СРЕБРОЛЮБИЕ: «Желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям» (1Тим. 6:9-10).

Чрезвычайно важной для спасения человека является также постоянная подпитка СЛОВОМ БОЖЬИМ, которая, как указывалось ранее, способствует ПРОБУЖДЕНИЮ ВЕРЫ в человеке и вселению в него Святого Духа. Поскольку мы не можем сейчас услышать вживую проповеди Христа или Его святых последователей, то основным источником слова Божьего для нас является самостоятельное чтение Священного Писания.

Ежедневное чтение по утрам после молитвы Нового Завета (оптимально по три главы, что занимает лишь около 10 минут) и периодическое постепенное прочтение Старого Завета и Псалтыри существенно приближает человека к Богу и получению от Него помощи и защиты еще в земной жизни.  При этом происходит все более глубокое постижение духовных истин и облегчается освобождение человека от грехов, то есть, происходит его очищение («Вы уже очищены чрез СЛОВО, которое Я проповедал вам» (Ин.15:3).

Подчеркивая важность этого, Иоанн Златоуст утверждал: «Великое благо, возлюбленные, чтение божественного Писания. Оно умудряет душу, оно переносит ум на небо, оно располагает человека к благодарности (пред Богом), оно не допускает его пристраститься к чему-либо настоящему, оно заставляет ум наш постоянно обитать на небесах, побуждает нас делать все в надежде на воздаяние Владыки и стремиться с величайшею ревностью к подвигам добродетели.
 
Невозможно, в самом деле, чтобы тот, кто с усердием и всяким усилием занимается словом Божиим, был когда-нибудь оставлен Богом в пренебрежении; напротив, если и нет у нас наставника-человека, то САМ ГОСПОДЬ, ПРОНИКАЯ В СЕРДЦА НАШИ, ПРОСВЕЩАЕТ УМ, ОЗАРЯЕТ СМЫСЛ, ОТКРЫВАЕТ НАМ СОКРОВЕННОЕ и таким образом бывает для нас наставником в предметах, неведомых нам, лишь бы только мы хотели сделать то, что от нас зависит» (И. Златоуст, 35-я беседа на книгу Бытия).

И, наконец, крайне важны ежедневные различные МОЛИТВЫ (чем чаще читаемые, тем лучше), для общения с Господом, в ходе которых мы каемся в грехах, прославляем, благодарим Его, излагаем свои просьбы, том числе о стяжании Святого Духа, укреплении веры и т.д.
 
Молитвы для своего утреннего и вечернего правила нужно выбирать из молитвослова, причем не все (их там много), а самые основные и те, которые, как говорится, «лягут на душу», подключая также  произвольные молитвы о насущных нуждах (о здоровье, о детях и т.д.); читать их МОЖНО СИДЯ перед домашним иконостасом.

Кроме утренних и вечерних молитв надо не забывать прочитывать «Отче наш» перед едой; благодарственную молитву после еды («Благодарю Тебя, Христос Бог мой, за то, что напитал меня Своими земными благами, не лиши меня и Небесного Твоего Царства»); просить у Бога благословения на решение всех проблем перед выходом из дома; благодарить Его после успешного осуществления важных дел; в тревожных ситуациях многократно читать про себя Иисусову молитву («Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного»); почаще просить Бога о прощении грехов, например, проходя дома мимо иконостаса: «Господи, прости и помилуй меня, грешника» и т.д.

Когда человек начнет предпринимать активные усилия в указанных выше направлениях, проявляя к ним интерес и не сворачивая с избранного пути, то вскоре сам продолжит двигаться дальше в своем духовном росте и непременно ощутит благотворные изменения в своей жизни благодаря поддержке и помощи от Бога.
 
В целом христианская религия на протяжении уже двух тысячелетий овладевает сердцами многих миллионов людей не только потому, что они надеются на будущую жизнь в раю рядом с любящим Господом, но и потому, что САМА ЗЕМНАЯ ЖИЗНЬ тех, кто РЕАЛЬНО стал следовать учению Христа, ПОРАЗИТЕЛЬНО МЕНЯЕТСЯ В ЛУЧШУЮ СТОРОНУ – уходят многие случавшиеся ранее беды, несчастья, потери, бесконечные препятствия, многие болезни и т.д.  Особенно это становится заметным из-за контраста с неверующими, жизнь которых остается подобной хождению по минному полю с бесконечными неоправданно жестокими трагедиями и всевозможными потрясениями.

Среди богословов существует мнение, что христианство, как богодухновенная религия, позволяет прийти самым коротким (хотя и нелегким) путем к Богу именно благодаря действию Святого Духа.
 
Например, благодаря Его мистической поддержке угодный Богу человек может опоздать на впоследствии разбившийся самолет; вложить все свои накопления в недвижимость буквально накануне неожиданного всеобщего дефолта; оставшись без работы, получить вскоре выгодное предложение по трудоустройству от незнакомых людей; случайно прочесть где-то о радикальном излечении своей болезни и т.д. Не говоря уже о том, что он никогда не останется без необходимых жизненных благ: «Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба» (Пс. 36:25).

Важно также понимать: человек не может НАВЕРНЯКА ЗНАТЬ ЗАРАНЕЕ, относится ли он к избранным детям Божьим или нет, однако ПРИКЛАДЫВАТЬ СИЛЫ К СВОЕМУ СПАСЕНИЮ НУЖНО ВСЕМ, даже далеким от религии людям.
 
В конечном счете, все будет зависеть от воли Божьей («Все возможно Богу» - Мф. 19:26), и если Всевышний в итоге дарует казалось бы, внешне не благочестивому человеку вечную жизнь, значит, какие-то скрытые его поступки или обстоятельства (например, почерпнутое ним из Евангелия и примененное на практике смиренное перенесение тяжелой болезни) способствовали  этому, а сам он изначально все-таки был причислен к детям Божьим еще на момент своего сотворения.
 
Дарованные ему начатки веры и Святого Духа могли находиться у него глубоко под мирскими напластованиями, как у мытаря Закхея (в наших реалиях – крупного богатого налоговика), которому просто повезло, что Сам Христос Своей мощным Святым Духом ПРОБУДИЛ в нем веру, и он, раскаявшись, половину своего имения отдал нищим, а всем обиженным возместил вчетверо (Лк. 19:8).
 
А вот в современных условиях, когда с нами нет Христа и Его святых последователей, такой поступок подобных Закхею богачей выглядит просто фантастикой, ибо они не поймут и только посмеются над утверждением святителя Иоанна Златоуста: «Богат не тот, кто много приобрел, но тот, кто много раздал».

Поэтому, если они к тому же упорно игнорируют самостоятельное освоение  (и исполнение!) учения Христа, то наверняка могут оказаться лишены спасения души ДАЖЕ ПРИ НАЛИЧИИ (как у Закхея) в глубинах их сердец вышеуказанных начатков. «Восстанут лжехристы и лжепророки и дадут знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и ИЗБРАННЫХ» (Мк. 13:22).