Октябрь. Осенние зарисовки

Елена Викторовна Степанова
Незаметно подкрался октябрь. Под тихое опадание листьев с деревьев. Верхушки лип уже почти облысели. Лишь в самом верху видны золотистые листочки. Клёны оказались более устойчивыми к осенним переменам. С них листья хотя и облетают, но по большей части ещё зелёные. Они явно отличаются от других пожелтевших деревьев. А вот с дубов осыпаются не только листья, но и жёлуди – любимое лакомство белок и других лесных обитателей. Когда идёшь по лесу, то волей-неволей иногда наступаешь на них, покрытых покровом из опавших листьев. Тогда раздаётся треск: это звук раздавленного жёлудя. Нижний ярус леса всё ещё радует зелёной листвой. На боярышнике и бересклете созрели плоды. Они приманивают к себе взгляды ярко-красными ягодами и едко-розовыми коробочками. А вот рябина совсем порябела. Коричневые и жёлтые листья перемежаются с яркими кистями её плодов, образуя замысловатый мельтешащий на ветру узор – этакую рябь. Это дерево вполне оправдывает свой название: так и рябит в глазах. Пожелтели листья и у орешника, а вот орешков не видно. Вероятно, шустрые белки уже собрали урожай и зарыли его где-нибудь под корнями деревьев.
       В далёком безмятежном детстве всем классом мы ходили в парк для того, чтобы собрать там кленовые листья и жёлуди для поделок на уроках труда. Разбившись на пары, класс под руководством нашей любимой учительницы направлялся в городской парк вдоль канала. Вода в нём была зелёного цвета. Говорили, что она такая от цветущих водорослей. Канал пересекали узорчатые мостики. Если поглядеть с такого мостика в воду, то можно было заметить рябь от плескавшейся в ней рыбы. По берегам канала сидели рыболовы с удочками в надежде добыть богатый улов. На траве под деревьями лежало много нападавших уже к этому времени листьев клёна, отличавшихся своей величиной и узорчатостью. Мы собирали большие букеты из них и с радостью несли их в класс или домой. У каждого ребёнка в руках по букету из жёлтых листьев клёна, а в кармашках - по нескольку желудей. Воздух был чистым и свежим. Щёки ребят от него краснели, наливаясь здоровым румянцем. Настроение у всех было отличным. Эти воспоминания остались на всю жизнь. И связаны они со счастливой порой начала учебного года. До сих пор ощущаю лёгкий ветерок, тянущий с канала, запах опавших, но ещё не прелых листьев, жаркий пламень разгоревшихся от свежего воздуха щёк, шорох листьев под маленькими ногами. О счастливые времена, которые обычно торопишь, стараясь как можно скорее вырасти и стать взрослым!
        В некоторых славянских языках, включая русский, месяц октябрь назывался листопадом. Это старинное славянское название полностью отражает действительность. Когда идёшь по лесопарку, то сверху вниз всё время падают листья. Они подобны золотому дождю. Иногда листья падают не только на землю, но и на прохожих. Под порывами ветра листопад усиливается и превращается в настоящий ливень. Хоть зонтик открывай! А ведь ещё совсем недавно в июле или августе ветер поднимал облака пыльцы и околоцветников, опадавших с высоченных лип, которыми славится наш лесопарк. Они образовывали дымку, в которую погружался окрестный пейзаж. Чудесный аромат разливался по всей округе во время их цветения! А сейчас приходится идти по пружинящему ковру из опавших листьев. Он коричневато-жёлто-зеленоватого цвета, изредка в нём попадаются красноватые вкрапления. Вот какой замечательный ковёр сплела ткачиха-осень. Он создаёт особый уют в осеннем лесу, одаривает землю своим теплом, мостит размокшие от затяжных дождей тропы.
       Шёл по лесу человек с собакой. Он выгуливал её каждый день. Такая уж забота у каждого собаковода — выгуливать своих домашних питомцев. Собака весело бегала по дорожкам, что-то вынюхивала по обочинам, общалась с другими собаками. Вдруг она насторожила уши и стремглав бросилась к дереву. Даже встала на задние лапы, передними облокотившись на ствол. Голова её была поднята вверх. Она что-то высматривала наверху среди веток. Её чуткий нос учуял белку. Белка почуяла опасность. Она стремглав бросилась по стволу дерева вверх, только лапки засверкали. Потом она замерла, удобно устроившись на каком-то толстом суку где-то высоко по пути к верхушке. Собака не отходила. В ней проснулся охотничий инстинкт. Она бросалась на дерево, но, как известно, собаки по деревьям лазать не умеют. Другое дело медведи. Они лазают по деревьям с поразительной ловкостью и быстротой. Бывает, что они валят деревья. Не известно, удалось бы белке ускользнуть от медведя, но от собаки она спаслась. Потом, добравшись до самой вершины, она ловко перепрыгнула с одной тонкой ветки дерева на ветку другого и была такова. Приходится только удивляться той проворности и лёгкости, с которой белки перепрыгивают с одного дерева на другое! Такие уж они создания. Собака ещё немного времени постояла у дерева в некотором замешательстве, так и не сообразив, куда же подевалась её добыча. Потом она быстро побежала на зов своего хозяина.
       Но не только собаки являются постоянными посетителями лесопарков. Интересно, что несколько раз мне приходилось там встречать кошек. Они ходят туда, вероятно, охотиться на мышей, которыми так и кишит лес. Их норы разбросаны повсюду и хорошо видны в земле. Мыши используют кормушки для птиц, чтобы подбирать крошки, падающие из них. Как-то раз идём мы домой вдоль шоссе, которое отделяет лесопарк от жилого массива. Неожиданно поперек тротуара в нескольких шагах от нас с диким шипением стремглав пробежала кошка. В зубах у неё была зажата мышка. Кошка возвращалась из леса, куда ходила мышковать, в своё убежище. Она перебежала проезжую часть прямо перед колёсами едущих по шоссе машин, однако сделала это вполне успешно, не попав под них. Затем, миновав тротуар, она пролезла в дырку ограды на территорию детского садика, и скрылась где-то среди его помещений. Кому же предназначалась мышь? Наверное, в убежище кошку ждали котята, и она, как заботливая мать, принесла им корм. Но сначала кошки дают котятам поиграть с придушенной мышью, тренируя их на мышиную охоту.
        Когда идёшь в октябре по осеннему лесу, то обращаешь внимание на цветущее мелкими бледно-жёлтыми цветочками растение. Это недотрога мелкоцветковая семейства бальзаминовых. Недотрогой она называется потому, что при малейшем дотрагивании до неё из её семенных коробочек выскакивают семена. Родом она из Средней Азии, но очень хорошо прижилась в нашей полосе и распространилась повсеместно. Этот невзрачный цветочек необычен тем, что продолжает цвести с июня месяца до самых заморозков, то есть тогда, когда другие цветы уже давно отцвели. А вот его «родственницу» недотрогу железистую, или недотрогу Ройля никак нельзя пройти и не заметить. Она цветёт крупными малиново-розовыми цветами, которые невольно привлекают к себе взгляды. Это растение составляет целые заросли. Особенно оно любит поймы рек и ручьев, овраги и низины, где есть вода. Нередко она растёт вдоль троп и дорог. Недотрога железистая гораздо выше скромной недотроги мелкоцветковой и достигает до двух метров в высоту. Её родиной являются далёкие Гималаи, но она прекрасно прижилась в наших местах. Недотрогу железистую используют, как декоративное растение в палисадниках перед домами, делают из неё живые изгороди и т. п.
         Как переменчива погода осенью. Только что светило солнышко, и вот уже идёт дождь. Бывает, что дожди идут по нескольку дней кряду. И тогда всё вокруг становится серым и мокрым. На дорогах образуются большие лужи. На лавках тоже образуются небольшие лужицы, в которых плавают свалившиеся сверху жёлтые листья. Тогда на них неприятно сидеть. А недавно была настоящая буря: дул шквалистый ветер, клонивший стволы деревьев вниз. Некоторые из деревьев были им повалены. Он пел душераздирающие песни, перемежавшиеся с пронзительным воем. Два-три раза этой осенью гремела гроза. Молнии раздирали покрытое чёрными тучами небо. Шёл проливной дождь. Потом по прошествии времени буря утихала, ливень прекращался, тогда из-за редеющих облаков выглядывало скромное осеннее солнышко. Оно было не таким жарким, как этим знойным летом, но всё-таки можно было ощутить на себе его приятное прощальное тепло. Вскоре лужи высыхали, вода впитывалась в землю, и по покрытым листьями дорожкам можно было ходить, не рискуя загрязнить обувь и промочить ноги.