В душе осталась пустота...

Галина Михалева
Леночка была почти счастлива. Наконец, институт позади и она стала, как и мечтали с мамой, педагогом.  Вот он диплом! Твердые корочки, а внутри – заветные слова. А почти… Мамы уже нет и порадовать её не может. Она ушла неожиданно для Леночки, только что окончившей школу. Как оказалось, мама болела долго, но скрывала, не хотела огорчать дочь. И, потеряв  самого родного, близкого не только по родству, но  и по состоянию души, человека, Леночка  думала, что никогда не сможет себе простить, что порхала, как бабочка, не замечая ничего вокруг. Даже болезнь мамы проглядела.
Тогда её поддержали знакомые , соседи. Даже Саша, приехавший к матери в отпуск, тоже зашел . Когда –то они жили на одной площадке и учились в одной школе.  Он был старше на шесть лет. Высокий, статный, умный… И Леночка влюбилась, как влюбляются девчонки, беззаветно и безответно. Теперь же, окончив учебу, он жил в другом городе.

Когда она  сидела тихая, заплаканная  не знающая, как жить и что делать, вошел он. Положил руку на плечо и сказал:
–Не дрейф, малыш.  Жизнь продолжается.
Леночка в ответ только всхлипнула. Хорошо ему говорить, у него жива мама, да и сам уже такой…взрослый, самостоятельный. А она…. Вот, что ей теперь делать? Об учебе придется забыть, работать надо.
Сашка зашел и на следующий день.
–Знаешь, малыш, о чем я подумал?  Зачем тебе тут одной быть? Выходи за меня замуж и …дело в шляпе,– он как-то криво улыбнулся.
У Леночки даже слезы  истаяли, будто солнышко их высушило. Было неожиданно, приятно и… страшно.
–А как же мама?– прошептала едва слышно.
–А что мама?–он , казалось, удивился.–Она же того…умерла ведь.
–Но нельзя же так сразу,– совсем растерялась Леночка.
–Можно,– отрезал он,– подумай, ты ведь совсем молода еще. Не знаешь жизни… Да. И некому тебе помочь. Так?
Леночка кивнула.
–Ну,  значит, решено. Расписываемся, и едешь со мной. Свадьбу, конечно, устраивать не будем.
–Да, она совсем сейчас не к месту,–согласилась девушка,– а что я там делать буду?
– Да что хочешь. Хочешь, работай, хочешь, учись, а хочешь просто так сиди дома, борщи, да каши вари, – усмехнулся Саша.

И вот   они идут по улицам тихого, уютного, маленького городка. Саша иногда останавливается, встретив знакомых, Леночка с интересом присматривается к окружающему. Городок ей сразу понравился. Наверное, подошел по душевному состоянию. Ведь после такой утраты не хотелось лишнего  шума, суеты, не хотелось даже делать лишних движений. А здесь тихо, спокойно, зелено.  Сидеть дома  Леночка не захотела. Она поступила в институт на заочное отделение и устроилась в ближайший детский сад помощником воспитателя. Детей любила всегда, и теперь только с ними ей было хорошо и отрадно.  Сашу она любила.  А он… Он был спокоен, порой холоден, равнодушен к проявлению чувств. А вот как раз  этого-то проявления Леночке и не хватало. Порой она спрашивала себя, а любит ли он её или женился потому, что пожалел одинокую сироту. Такая мысль была не очень приятна, и  Леночка отгоняла её.
–Конечно, он любит,– уговаривала она себя,– просто не умеет говорить теплые,  красивые слова.
Всё в их маленькой семье шло гладко, спокойно, без всплесков негатива, да и позитива особенного не наблюдалось.

Конечно, она бы могла о радостном событии рассказать мужу. Могла бы… И расскажет , конечно. Но … Да,  и в командировке он сейчас. Уехал вместе со своим сослуживцем и вернется только завтра утром.  А поделиться так хотелось! Она бы сообщила об этом Вере, с которой подружилась и которая относилась к ней  тепло и ласково, как к собственной дочери. Вера была старше Леночки, опытней. Но она работала врачом в больнице и теперь явно находилась на работе.  А Наташа! Наташа- считалась лучшей подругой, жила в соседней квартире. И это с её мужем Виктором Саша  уехал в командировку.  Леночка заскочила в магазин, купила торт и, решив по пути заглянуть к подруге,  направилась домой.

Шла тихо, словно боясь в спешке расплескать свою радость. Также неспешно в синем небе плыли пышные, похожие на взбитые сливки, облака.  Леночке улыбалось солнышко, а она… Она улыбалась прохожим, лица которых в ответ тоже озарялись улыбками. Шумела улица, а на душе было безмятежно и  радостно.  Она поднялась  на  третий этаж и, минуя свою дверь, подошла к квартире Наташи. И тут заметила, что дверь чуть –чуть приоткрыта.
-Вот  растяпа,- ласково подумала Леночка,– опять забыла закрыть дверь,– девушка тихонько вошла и, осторожно ступая, двинулась вглубь,– напугаю. Будет тогда знать…
Она заглянула на кухню, в комнату… И только в спальне слышалась какая-то возня. Леночка распахнула дверь и попятилась.  С кровати поднялись две растрепанные головы. Одна принадлежала подруге, а вторая… Вторая  была собственностью  незнакомого мужчины.  Четыре пары глаз с изумлением уставились на Леночку.
Первым опомнился мужчина.
–Милая барышня, вы нам мешаете,– с  ленивой насмешкой сообщил он.
И Леночка бросилась бежать. Она так спешила, что споткнулась о ботинки невероятного размера и , наверное, упала бы, если бы  чья –то рука не схватила её за рукав блузки.
–Ты ничего не видела,– прошипела Наташа. Леночка никогда не видела подругу такой злой. Было похоже, что та едва сдерживается, чтобы не  вцепиться ей в волосы,– или…или…,– Наташа повернулась и ушла.
А Леночке было стыдно, противно  и грустно… Она понимала, что той доброй дружбы у них уже не получится. В уголках глаз скопились слезы обиды , а вылиться она им не позволяла. Она поплачет, конечно, но не сейчас. Сейчас ей надо побыть одной. Вот тогда, когда никто не сможет стать свидетелем, она даст волю чувствам. Еще мама говорила, что не надо своё горе расплескивать при посторонних людях.  Люди разные встречаются. Одни способны посочувствовать, другие порадуются, а третьи…Третьи запомнят и при случае  обидят сильнее, припомнив случившееся.
 
 Леночка тыкала ключ в замок, но замочная скважина, точно заколдованная, ускользала.
–Леночка, что с тобой?
Девушка дернулась от неожиданности. За спиной стояла Вера.
– На тебе лица нет… Что случилась, дорогая?
Леночка крепче закусила губу. Она была очень рада Вере, но боялась показать свою слабость и расплакаться.
–Ты же на работе,– шепнула и отвернулась.
–У меня выходной сегодня,– Вера молча отобрала ключи, но открывать дверь не стала,– пойдем-ка ко мне . Пообедаем. Я грибной супчик сварила. Чаёк попьем и побеседуем,– она ласково прикоснулась к руке Леночки. И та всхлипнула, слезы градом потекли по юным,  круглым щечкам.
–Ну-ну, идем. Не стоит здесь…

Оказавшись в квартире, Леночка разрыдалась. Казалось, прорвалась плотина, и  хлынули, ничем не сдерживаемые потоки  слез.  Случилось это то ли от ненавязчивой ласковости Веры, то ли  от того, что эмоции требовали выхода.  Нет, мамины заветы не были забыты,  но Вера ведь относилась к ней всегда с такой заботой и вниманием, точно сама была её второй мамой.

Вера поставила на стол тарелку горячего супа, источавшего такой обалденный аромат, что Леночка не удержалась и вскоре они вместе принялись уплетать.
–Вот и хорошо,- тем временем говорила Вера,– сейчас подкрепимся и, возможно, все твои обиды уже не покажутся такими ужасными.
Леночка качнула головой и отодвинула тарелку.
–Еще?
–Нет. Спасибо, Вера,– плакать больше не хотелось.
Своим горем Леночка поделилась только за чаем. Немного посомневавшись и взяв слово, что всё услышанное останется в этой комнате,  девушка поведала обо всём.
–Так ты получила диплом?!– обрадовалась Вера.– Вот молодец!  – она надела фартук и принялась за посуду.
–Вера, ты слышала , о чем я рассказала?
–Ты о Наташке? Конечно, слышала… Тоже мне новость!  Я давно знаю, что она бегает налево. Видела сама много раз её долговязого любовника. Не бери в голову.
–А мне? Как мне быть?– удивилась Леночка.
–А тебе-то что?  Не думай об этом  и живи себе спокойно.
–Но она же моя подруга … была ею…
–Ох, девочка моя, сколько ещё огорчений тебя ожидает в жизни! И поверь, эта не самая страшная…

Вечером приехал Саша. Слегка приобняв Леночку, он чмокнул её в макушку . Молодая женщина прижалась к мужу, хотелось тепла, ласки от родного человека. Наконец, хотелось поделиться радостью, ведь диплом получила. Но Саша отстранил её и велел накормить его.
–Муж голодный, а ты  тут  с разговорами, да нежностями  кошачьми…
Леночка только тихонько вздохнула. Ничего не поделаешь, характер такой у человека. Не привык к ласкам… Оправдывала она его.  Она вспомнила свекровь, которая была хорошим человеком, но с сыном признавала только строгость, да и с ней,  своей невесткой, как только  та стала  родственницей.

Саша молча уплетал котлеты с салатом, Леночка, подперев голову кулачком, также  молча сидела напротив. Раздавшийся звонок  заставил её  вздрогнуть. Она побежала открывать дверь. Вошедший Виктор– муж Наташи , не говоря ни слова, рукой  отодвинул Леночку, как какой-то  ненужный предмет случайно оказавшийся на пути. Чем очень удивил молодую женщину. Он всегда относился к ней по-доброму.
–Садись за стол,– проявил гостеприимство Саша,– отменные котлетки Ленка готовит.
Виктор качнул головой и без предисловий проговорил:
–Гони её отсюда. Не нужна тебе такая жена.
–Ты это о чём?– удивился Саша.–Вроде из неё хорошая жена получилась. Заботливая , верная…
–Вот-вот, особенно верная,– ехидно усмехнулся сосед,– вот посмотри , какие  ей подарки делают,– он протянул кольцо с огромным камнем,– бриллиант чистой воды. Или это твой такой дорогущий презент ей?
–Что это, Лена?– Саша  отложил вилку и повернулся к жене.
Леночка пожала плечами:
–Впервые вижу это кольцо.
–Ну, конечно! Так она и созналась. Это Наталья моя сообщила, когда я случайно его обнаружил в ящике комода.
–Наташа?– поразилась Леночка.–Этого не может быть…
–Ещё как может! Она не стала прикрывать тебя, когда я устроил ей допрос,– казалось, яд так и капает с языка Виктора.
–Лена! У тебя любовник?!
–Это не моё,– обида сдавила горло. Опять хотелось плакать, но она сдержалась… Наташа не могла …
–А вот пусть и скажет при тебе. Она тут за дверью. Наталья!– крикнул он.–Иди сюда.
Наташа вошла не одна, а в сопровождении долговязого с наглыми глазами мужчины, в котором Леночка узнала того самого  из постели подруги.
–А это еще кто?– Саша с удивлением уставился на мужчину.
–Любовник твоей жены. Ему зачем врать. За кольцом явился. Говорит, что слишком дорогое, а у него проблемы в бизнесе возникли. Решил отобрать подарок, – ехидно заметил Виктор и обратился к Наташе,–говори, чье кольцо?
–Её .– Наташа кивнула на Леночку.– Она попросила меня,  его спрятать на время ,–и ткнула локтем в бок мужчину.
–Верни моё кольцо!– тот будто только и ждал, чтобы вставить своё слово.
–Наташа, как ты можешь?!– Леночка с ужасом смотрела на подругу, чувствуя, что  совсем теряет её.
–Ещё как могу! Почему я должна прикрывать тебя?
–Вот как! Я думал беру в жены саму чистоту и невинность, а ты… Ты…  Убирайся!– глаза Саши метали молнии. Казалось, что ещё чуть-чуть  и Леночка вспыхнет ярким пламенем.   Он выхватил кольцо из рук Виктора и швырнул на пол.–Убирайся и забирай его с собой!
Появившаяся было боль вдруг отпустила , и в душе образовалась пустота. Говорить ничего не хотелось, оправдываться тем более. Родной человек, каким она считала Александра, так оскорбил её, оскорбил недоверием. Поверил чужим людям, а не ей , своей жене. Она повернулась и вышла из квартиры. Приближалась ночь, а идти Леночке здесь было некуда. И девушка позвонила Вере.

Дверь распахнулась сразу, будто её тут ждали.
–Проходи, Леночка,– столько доброго внимания было в голосе Веры, что Леночка опять не выдержала и расплакалась.
–Да, что же это такое?!– огорчилась Вера.– Кто обидел тебя? Опять Наташа? Вот дрянь! Плюнь ты на неё.
–Н-не  т-только,- сквозь всхлип пролепетала Леночка,– все они…,– она разрыдалась ещё сильнее,– и Саша…
–Саша? Вот свинюшка!– Вера сердилась.–Успокойся. Иди в ванную, умойся, а потом будем разговаривать.

–Ох, ну и козёл он твой Саша!– выслушав рассказ, Вера принялась ходить по комнате.–Ведь уже должен тебя знать! Ладно! Сейчас спать. Сама знаешь, утро вечера мудренее. Я сама с ним поговорю.
–Нет,– твёрдо проговорила Леночка. Поделившись своими переживаниями, она стала успокаиваться и   теперь была  настроена весьма решительно.–Нет. Не надо с ним разговаривать. Не хочу.
–А что ты будешь делать?
–Не пропаду. После развода уеду домой, в свою квартиру,– буднично проговорила Леночка. Решение пришло внезапно,–обратной дороги не будет.
– Ты уверена?– не верила своим глазам Вера.– Всё-таки, думаю, надо эту особу вывести на чистую воду.

А утром Вера увидела, как Наташа что-то ищет под окнами. А потом и Виктор появился . Вера окликнула его .
–Сегодня твоя жена что-то искала под окнами. Полюбопытствовал бы…
–Сами разберёмся,– буркнул Виктор.
–Уже разобрались,– со злостью проговорила Вера, –обвинили невиновного человека…
–Это кто невиновный? Ленка что ли? Да она…
–Ты бы не разбрасывался словами-то, а лучше бы обратил внимание на свою жену.
–Наташа тут не при чем.
–Ну-ну…

Слова Веры посеяли в душе Виктора смуту. Всегда уверенный в себе, он вдруг засомневался. Вспомнил Леночку, которая в момент объяснений  сначала была похожа на крошечного испуганного воробушка, но потом  она, хоть  едва сдерживала слезы, выпрямилась, высоко подняв голову. Удалилась молча, даже не пытаясь оправдаться.  Да, он вспомнил, что застал свою жену под окнами. Тогда он  не обратил внимания на то , что она испугалась, а теперь… Оглядевшись, он подошел к окнам и принялся осматриваться. И вскоре поиски принесли результат. Под кустом сирени, на рыхлой клумбе  лежал его старый телефон.  Тот самый , который он забросил, купив новый.  Телефон  был грязный, но целый. Осторожно протерев его и покопавшись, он обнаружил переписку. Общалась явно женщина и общалась, по всей видимости, с любовником. 

Наташу, возвращающуюся из магазина,   Виктор увидел сразу, как только она  стала подходить к дому.  Он вышел ей навстречу, играя  телефоном.  Наташа на мгновение замерла, побледнела, но быстро пришла в себя и заявила, что давала  аппарат Леночке, чтобы та могла спокойно звонить своему хахалю.
–Не ври,– сдвинул брови Виктор,– ты искала его сегодня утром.
–И что?- заюлила Наташа.– Я искала. Да! Я не хотела, чтобы кто-то узнал о Ленкиных похождениях. Хотела спрятать…
–Опять врешь! Ты ведь уже вчера рассказала о Лене… Чего бояться-то теперь было? Какой смысл?
–Ну-у… На всякий случай… Может, Сашка ещё простит её…
–Сашке-то получается прощать нечего… Это ему прощение просить надо у Леночки.  Но простит ли она … ,– он  задумчиво покрутил головой.–Наломали дров. И всё из-за одной гулящей шлюхи…
– Ты что такое говоришь?! – попробовала возмутиться Наташа.– Выбирай слова. Я себя не на помойке нашла.
–На помойке? Да, там тебе самое место. Пойду к Сашке … Надо теперь извиняться… Тебе бы тоже не мешало.
–Вот ещё!  – Наташа фыркнула.–Перед этой  дурой что ли?
–Какая же ты дрянь!  Собирай вещи и уматывай… Приду через час, чтобы даже духу твоего не было!  –Виктор отвернулся от жены и пошел к дому. Плечи его опустились, словно от тяжелой ноши, ноги еле отрывались от земли. Он бы раздавлен и в то же время зол на жену, так подставившую и его, и друзей.
–Витя! Витя!– вслед  ему крикнула Наташа.–Витя, ну, что такого произошло?! Подумаешь, гульнула и свалила всё на идиотку блаженную. Тоже мне праведница нашлась. Ну, Витя же!..
–Убирайся!– обернулся он.– Знать тебя больше не желаю.

Открывший дверь Саша, удивил Виктора. Никогда он ещё не видел своего подчиненного, друга в таком состоянии. Всегда подтянутый, чисто выбритый, благоухающий,  теперь Саша выглядел опустившимся маргиналом– помятая, несвежая рубашка, в которой ,видимо, провел беспокойную ночь, проступившая щетина, в глазах злой блеск.
–Саша, ты прости меня…,– начал Виктор.
Тот только махнул рукой и пошел в комнату. Виктор последовал за ним.
–Прости…
–Ты правильно сделал, что открыл мне глаза,– угрюмо буркнул Саша, усаживаясь на диван и кивком  показывая на кресло, предлагая сесть.
–Нет,– пряча глаза проговорил Виктор,–нет! Леночка не виновата. Это Наташа …Наташа оговорила её.
–Что-о? –приподнялся Саша.
–Да, это Наташа гуляла… Иди за Леночкой к Вере. Иди, – и уже вслед уходящему Саше крикнул,– извинись и проси вернуться.

Перепрыгивая через ступеньки, Саша спустился этажом ниже. Потоптавшись минуту, он позвонил. Дверь открыла Вера.
–Где Леночка?–просипел он. Голос неожиданно пропал.
–Тебе зачем?– Вера и не подумала пропустить его.– Еще не до конца обидел?
–Много ты понимаешь… Позови…
–Не надо меня звать,– Леночка вышла из комнаты. Она была спокойна, как человек,  окончательно решивший что-то для себя,– чего тебе?
–Возвращайся,– сдвинув брови, сурово бросил Саша.
–Нет…
–Чего нет-то?– удивился муж.–Я знаю , ты не виновата.
–И что дальше?
–Иди домой. Ты жена моя.
–Ты бы хоть извинился,– вмешалась Вера.
–Не твое дело!– дернувшись, как от удара, отрезал Саша.–Сами разберемся.
–Я не вернусь к тебе.
Саша подошел к ней.
–Иди домой. Ты разве не слышишь, я знаю правду. Какого лешего тебе ещё надо?
–Мало знать,- усмехнулась Леночка.–Ты оскорбил меня… И вот так пришел, и иди домой… Нет.  Не пойду. Я многое поняла. И жить с тобой больше не хочу. Всё перегорело.  Любви нет… Пусто в душе…Холодно…
–Вот так? Да? Ну, знаешь, передумаешь, придешь, а вот тогда я тебя не приму.
Хлопнула дверь, послышались гулкие шаги и всё стихло.
–Не пожалеешь?– Вера говорила тихо.
–Не пожалею. Я всё решила. Спасибо тебе за всё. Завтра я уезжаю. Да.  Летать хотела, но…  сломались крылья...
–Ну, куда ты поедешь? Живи. Сколько надо, живи.
–Нет, я поеду домой… У меня есть  мой дом.