Забытая история науки. Глава IV

Владимир Прохватилов
Величайшая тайна Эллады


"Гомер все на свете легенды знал,
        И все подходящее из старья
Он, не церемонясь, перенимал,
        Но с блеском, - и так же делаю я.

А девки с базара да люд простой
        И все знатоки из морской братвы
Смекали: новинки-то с бородой,-
        Но слушали тихо - так же, как вы.

Гомер был уверен: не попрекнут
        За это при встрече возле корчмы,
А разве что дружески подмигнут,
        И он подмигнет - ну так же, как мы".


В случае с древними греками Киплингу можно верить. Не все так просто с ними, как нам  порой кажется. И с греками,и в целом с древним  миром. Стоит копнуть поглубже  наследие  предков, как такие чудеса открываются… Впрочем, обо все по порядку.

Начнем с Гомера. Его гениальные поэмы помогли Генриху Шлиману найти и раскопать Трою. Это общеизвестно. Но то, что «Илиада» и «Одиссея» натолкнули вполне современных ученых на совершенно сенсационные открытия, мало кто знает.

Гомеровский эпос – это гениальный и аутентичный пересказ сказаний так называемой дописьменной эпохи,  во время которой, собственно говоря, троянская война и происходила. Как верно заметил певец британского империализма –  «Гомер все на свете легенды знал, и все подходящее из старья он, не церемонясь, перенимал…»

 И вот американский психиатр Джулиан Джейнс проанализировал все тексты Гомера, покопался в дошедших до нас древних текстах других народов и сделал ошеломительный вывод, о котором даже говорить сейчас неловко, но приходится, потому что мировая психологическая наука с Джейнсом в свое время согласилась.


В 1985 году профессор Джейнс выступил с лекцией “Происхождении сознания в результате распада бикамерального (двухпалатного) ума” на симпозиуме Канадской психологической ассоциации.

Джейнс заявил, что герои «Илиады» не обладали способностью к самоанализу. Когда Агамемнон похищает  Брисеиду, возлюбленную Ахиллеса, тот не принимает самостоятельного решения. Его хватает за волосы один из богов и предупреждает, что нельзя убивать Агамемнона. Тут же из моря выходит богиня и утешает Ахиллеса. Джейнс не согласен с трактовкой  таких фрагментов как поэтического описания внутренних эмоций, убедительно доказывая, что такая интерпретация проецирует современное сознание на тексты, написанные людьми с совершенно иной формой сознания. С ним согласен кембриджский философ Джон Уиздом, написавший, что «греки не думали об опасности подавления инстинктов, но думали о том, как преодолеть тягу к Дионису или забыть о Посейдоне ради Афины».

По Джейнсу выходит, что древние люди, в дописьменную эпоху не имели понятия «внутренней жизни». А такие элементы психики, как намерения, чувства и мышление воспринимались ими как деятельность внешних сил, то бишь богов. Джейнс называет этих богов «галлюцинациями ауры». По его мнению древние люди до изобретения письменности жили во власти этих иллюзий в силу неразвитости правой половины мозга.  Ахиллес принимал «внутренний голос» своего правого полушария  за голос Зевса или Посейдона, а Одиссею все больше «мстились» сладкие речи Афины-Паллады.images

По Джейнсу получается, что все древние народы, начиная с шумеров, не могли отличить внутренний мир от внешнего. А это, товарищи, типичная шизофрения! Выходит,  вся мировая культура древних времен, все мировые цивилизации, включая Вавилон и Древний Египет, созданы людьми, находившимися в состоянии коллективных галлюцинаций?Уж легче поверить в зеленых человечков…

   Знаток эзотерики,  автор  «Тайной истории мира»  Джонатан Блэк  не согласен с Джейнсом. Он  утверждает,  что голоса богов были реальны. Потому что боги существовали и общались с древними людьми. Великий психолог Карл Густав Юнг сказал бы по-другому: это, мол, коллективное бессознательное себя проявляет. Елена Блаватская сказала бы что-нибудь про коллективный эгрегор.

Есть и другое объяснение. Безо всякой мистики и эгрегоров.

В Древнем мире, будь то Шумер или Эллада, языческие жрецы надзирали за тем, чтобы в идеологически важных текстах, к коим безусловно относятся творения старика нашего Гомера, руководящая роль  олимпийских богов была отражена. От Гомера и его безвестных предшественников требовалось складно и идеологически верно изложить перипетии  той или иной военной эпопеи, а жрецы обеспечивали передачу этих шедевров от поколения к поколению через свои аппаратные жреческие каналы.

Когда же появилась письменность, то сочинители обрели самостоятельность, и в их текстах появилась и рефлексия и самые различные оттенки философической мысли.

Руководящая и направляющая роль жрецов, осуществлявших на протяжении тысяч лет, эффективное управление   в Древнем мире,  подтвердилась совсем  недавно, когда был проведен анализ древних источников, тех же поэм Гомера, и выяснилось, что Пантеон олимпийских богов образует так называемую безмасштабную социальную сеть со свойствами «малого мира». Точно такую же как пресловутый  «фейсбук», грозный инструмент  скрытого социального управления.

Древние жрецы были мудры. Они курировали своих  сказителей столь изощренно, от имени и по поручению классиков марксизма, то бишь олимпизма, не выпячивая свою жреческую роль, так что  созданные под их руководством  античными  гомерами  божественные социальные сети на протяжении тысяч лет помогали тайным и явным владыкам Древнего мира хранить стабильность и процветание в своих государствах.

И этому стоит поучиться у древних мастеров социальных технологий…

А кстати, все эти коллективные эгрегоры   усиливаются и чуть ли не материализуются, проникая из небытия в текущую реальность,  если о них усиленно размышлять, а тем более писать. Древние боги оживают, если в них верить!

…О мудрая Клио, муза Истории,я в тебя верю!