Странствующее искусство

Магда Кешишева
   На дворе октябрь, и ереванская золотая осень, как всегда, тёплая, многоцветная, радующая глаз и приглашающая на погулку. Иду по одной из центральных улиц розового города и обращаю внимание на седого мужчину выше среднего роста, лет 70, который идёт мне навстречу. Моё внимание привлёк мужчина удивительно лёгкой походкой и моложавой выправкой. Я решила, что он, в прошлом, вероятно либо военный, либо гимнаст.

   Поровнявшись со мной, мужчина сдержанно улыбнулся и произнёс:
 - Здравствуйте!
 - Добрый день!
 - Извините, пожалуйста, меня за смелость. Могу я попросить вас о маленькой любезности?
 - Да, конечно, я вас слушаю.
 - Видите ли ... во - первых, позвольте представиться. Я - бывший артист цирка и имя моё Владимир Акопян... Я - канатоходец, и ещё недавно демонстрировал своё искусство зрителям.
 - Очень приятно. Искусство пахлеванов любят все, особенно дети. Я помню -  хотя это было давно - радость ребятишек, когда во двор приходил пахлеван.Они, сияя от счастья, бежали туда, где на столбах натягивался трос, предвкушая удовольствие.

 - Мне приятно это слышать... Но изменились времена... Сегодняшние мальчики и девочки, уже с 3 - 5-ти лет увлечены компьютером... А наше искусство исчезает...
 - Ничего не поделаешь ... время диктует свои правила игры...
 - Это так, но... Позвольте предложить вам книжку... - тут я замечаю в его руках несколько книг. - Это МОЯ книжка, где я пишу об истории циркового искусства Армении и известных канатоходцах - армянах, которые предстваляли Армению в разных республиках бывшего Союза... Я хотел бы подарить вам её, но, ... к сожалению, ...
 - Нет, нет, этого делать не надо! Я попрошу вас сделать дарственную надпись.
 - С удовольствием ... я прошу недорого... всего 2тысячи драм.
 - Конечно, конечно, вот, пожалуйста... Удачи вам.

   Мужчина продолжил  путь, я пошла своей дорогой. Смотрю на портрет мужчины на титульном листе и думаю:
 - Небольшая книжка в 80 страниц, плотный цветной переплёт, достаточно много фотографий, грамот, благодарностей, дипломов. Серьёзная работа над текстом и всего 2 тысячи драмов, то есть порядка 280 российских рублей. Для ясности скажу, что за 1кг персиков надо заплатить 1тыс. драмов... Представила себе весы, на одной чаше которой книга, на другой - 2кг персиков. Соразмерно ли? Не думаю...

   Книжка оказалась настолько увлекательной, что прочла я её за один присест. Сколько интересногоя узнала! А с фотографий смотрели на меня люди, которые посвятили свою жизнь нелёгкому, требующему мужества, смелости, гибкости, ловкости и, безусловно, быстрой реакции и огромного труда искусству.

   Автор повествует об известных на всю страну канатоходцах. Многие рассказы настолько необычны, что мне хочется и вас, дорогие мои читатели, познакомить с ними.
   Во - первых, скажу, что искусство канатоходцев передавалось по наследсдству, от деда к сыну, внукам. Человек, о котором пойдёт речь, впервые поднялся на трос в 11 лет, из любопытства. Но он и не предполагал, что уже "заболел" высотой. Он, единственный из 4-х братьев, принял эстафету от отца, который, в свою очередь, продолжил дело деда.

   И в свои 70 лет он радовал людей своими номерами: танцевал на тросе с другим канатоходцем на плечах, катался на двухколёсом велосипеде, прыгал с полным стаканом воды на голове. Его считали волшебником, а он смеялся и говорил, что он обычный человек. 
   Этот "обычный человек", и жену себе нашёл во время одной из поездок. Дело было так. Приехала группа канатоходцев в город Кировабад. Остановились они в гостеприимном доме одного из горожан. Тут то и увидел он дочь хозяина, красавицу Рузанну. Девушке тоже приглянулся молодой, стройный, улыбчивый юноша. Но молодые люди и словом не обмолвились, однако, красноречивые взгляды говорили сами за себя. Пришла девушка на представление канатоходцев и тут уж влюбилась окончательно.

   Когда спросили у канатоходца, поднимался ли он когда - нибудь на трос, обнимая жену, он ответил:
 - Обняв, немного трудно, но в день свадьбы поднялся, посадив её на плечи.

  Была история, когда после одного из выступлений подошлли к нему молодые супруги, у которых не было детей. Зная, что ему верят, он возьми и скажи, что если 7 раз пройти под тросом, у них родится ребёнок. Супруги поверили и, взявшись за руки, сделали это. Прошло два года. Снова приехал канатоходец в это село и пришли к нему те самые супруги с ребёнком, и - в знак благодарности - зарезали корову и устроили настоящий пир.

   Когда канатоходец отмечал в 70 лет свой 60-летний юбилей работы на канате, жена и дети уговаривали его закончить карьеру, но он сказал:
 - Глаза хорошо видят, голова не кружится, равновесие на высоте могу сохранять, энергия есть, как не танецевать! Для меня моя работа - праздник, как не танцевать, когда звучит национальная танцевальная мелодия! Сколько смогу, столько буду дарить людям радость!"

   Смотрю на фото другого канатоходца по имени Князь и улыбаюсь - князь и есть! Его, высокого, статного, черноволосого, с горящими чёрными глазами красавца, называли "королём прыжков". Он буквально летал над тонким тросом, а зрители, затаив дыханье, заворожённо смотрели на него. Князь, помимо этого, снялся в большом количестве кинофильмов.

   Автор интересной книги пишет и о своих учениках, а в конце - о себе и своём сыне, который, будучи учеником второго класса, выступал с ним в Москве, в дни 12 Международного Фестиваля молодёжи и студентов в составе делегации Армении. Сын Владимира Акопяна был самым молодым участником фестиваля. Отец и сын удостоились Диплома фестиваля "Акопу и Нварту Акопян за высокий уровень исполнительсного мастерства и активное участие в культурной программе XII Всемирного фестиваля молодёжи и студентов."

   Москвичи и гости столицы из более, чем 120 стран, с восторгом принимали выступление армянских канатоходцев, горячо аплодировали и кричали "Браво!"
   Акопян выступал во многих городах России, в военных частях, и всюду имел большой успех. Вот, что писала о нём московская газета "Комсомолец": "На выставке досижений народного хозяйства Армении снова звучат армянский бубен и зурна. На мост дьявола поднимантся приехавший из Армении гость, канатоходец - иллюзионист, медалист выставки, Владимир Акопян. Зрители, как один человек, затаив дыхание, следят за выступлением. На туго натянутом тросе Владимир начинает танец, держа на голове стакан, доверху наполненный водой. Он танцует волшебный танец: все его движения завораживают молодым задором и мастерством, и сопровождаются восторженными возгасами на разных языках".

   В 1987 году, в возрасте 40 лет, Акопян, в составе коллектива армянского цирка трижды выступает в Москве и удостаивается высоких наград.

   Помимо основной работы, Акопян пишет стихи. Однажды, пришёл он в Союз писателей Армении, чтобы показать их поэту Сармену, автора текста государственного гимна Армении. Поэт принял его, предложил сесть и спросил:
 - На какие темы ты пишешь?
 - Я пишу о любви, о Родине...
 - В таком случае, почитай что - нибудь о любви.
   Владимир начал читать, поэт молча слушал, а когда молодой человек замолчал, спросил:
 - Скажи, какая у тебя профессия, чем ты занимаешься?
 - Канатоходец я.
 - Ха, канатоходец... Займись лучше этим делом, крепко храни народные традиции.

   Когда Владимир учился на втором курсе режиссёрского факультет в г.Эчимадзине*, он часто выступал во дворе церкви. Там он заметил одну женщину, которая внимательно смотрела его выступления. Как - то раз женщина подошла к нему и сказала:
 - Ованес Шираз** хотел бы встретиться с тобой. Я с ним часто встречаюсь, разговариваю. Я рассказала ему о тебе.

   На следующий день поехал Владимир в Ереван, пришёл к поэту и представился. Шираз обрадовался и спросил:
 - Слышал ли ты про канатоходца Вачагана? Он был самым известным канатоходцем Тифлиса. Однажды состоялись его соревнования с одним турком.  Натянули тросы параллельно друг другу на расстоянии нескольких метров. Когда болельшики турка увидели, что Вачаган побеждает, они перерезали его трос. Но Вачаган тут - же перепрыгнул на трос соперника, столкнул его вниз и продолжил танец на его тросе. После этого случая народ сочинил песню про Вачагана. Я хочу приехать в Эчмиадзин и посмотреть твоё выступление.

   Поэт и парень договорились встретиться на следующий день.
   Парень стал готовиться: установил столбы, стал натягивать тросы. В этот момент появились откуда - то милиционеры и, не слушая молодого человека, который пытался передать свой разговор с поэтом и сказать о своём обещании, отвели его в отделении милиции и продержали до утра.
   В городе узнали о приезде Шираза, организовали ему торжественную встречу, после чего проводили в Ереван. Студента же освободили только на следующий день стараниями других студентов и дирекции.
 
   И решил он в этот же день отправиться а Ереван и организовать выступление специально для Шираза. Прибыл студент в столицу, установил столбы и натянул трос прямо напротив дома поэта. Затем поднялся к нему, позвонил в дверь. Открыл сам Шираз и услышал:
 - Вчера мне запретили доставить вам удовольствие в Эчимадзине. Я приехал, чтобы здесь обрадовать вас. Но сперва, пожалуйста, прочтите моё стихотворение "ГорЕ Масис".

   Парень понимал, что стихи далеки от совершенства, но Шираз не стал критиковать их. Он пожал ему руку и сказал:"Главное, что ты хороший сын армянского народа, хранитель нашего национального искусства. А теперь спустимся."
   После выступления Шираз вручил Владимиру два подарка: картину "Развалины Ани" и книгу своих стихов "Памятник маме".
   На обратной стороне картины поэт написал:"Молодому канатоходцу, новому армянскому Вачагану, сыну Армении", а на книге стихов - "Пахлевану Владимиру Акопяну вместо поцелуев. Ованес Шираз. 1975г."

   Такая вот, полная интересных и познавательных рассказов небольшая книжка человека, жизнь которого была посвящена святому делу - доставлять людям радость, делать их - хоть ненадолго - счастливыми.

  P.S. Эчмиадзин* - город в 20км западнее Еревана, армянский Ватикан. Один из
       древнейших монастырско - религиозных центров. Был духовным центром ещё в
       4 веке. Здесь находится резиденция Католикоса всех армян Гарегина Второго.

       Ованес Шираз** - один из самых известных и любимейших армянских поэтов и
       общественный деятель.