Осознанное управление Дыханием. Часть II

Юрий Лоншаков
Эффекты и предостережения

.....из книги "Тайцзицюань. Входные Врата"
 
   Это знакомство и последующее общение произвели, тогда на меня глубокое впечатление. Здоровье у меня было, мягко скажем неважное. В раннем детстве постоянные ОРЗ, ангины, непрекращающийся насморк, привели к тому, что мне подчистую вырезали нёбные миндалины и дважды удаляли аденоиды. Это особо не помогло, а инфекции, не встречая должного сопротивления в носоглотке, из-за отсутствия естественных барьеров – аденоидной ткани, проникала в более глубокие дыхательные пути, вызывая трахеобронхиты и пневмонии. Попытки интенсивного лечения антибиотиками, иммуностимуляторами и витаминами в конечном итоге привели к развитию поливалентной аллергии, поллинозу и бронхиальной астме.
С таким набором болячек, особенно в периоды сезонных обострения я чувствовал себя старой развалиной.
  В те времена я пристально следил за исследованиями и разработкой новых методов лечения аллергических и инфекционных заболеваний и старался опробовать их на себе. Однако, из всего, что тогда предлагала медицина, мне помогали методы, отнюдь не академические, традиционные, а как раз таки наоборот нетрадиционные - иглоукалывание и точечный массаж, который я к тому времени неплохо освоил. Надо сказать, что в те времена я уже был знаком с Хатха йогой и кое-что, из асан и пранаямы опробовал на себе, но без особого успеха и ощутимой пользы.
Отсутствие результата я связывал с отсутствием рядом человека, имеющего опыт в освоении Йоги и тут такая удача. Рядом со мной жил, не просто человек, который изучил и освоил Хатха йогу, посвятив этому практически половину своей жизни, но и являл собой живой пример, по-настоящему, удивительных возможностей этой системы.
  После этой встречи я был полон оптимизма и желания быстрее начать освоения столь много обещающих практик. Я набрал у него кучу книг и рукописных переводов к ним. Всё свободное время я проводил за их изучением и освоением асан, кроме того, я бесконечно бегал к Иванычу, так я уважительно, по отчеству, называл своего нового знакомого за советами и разъяснениями. В результате через несколько месяцев я освоил довольно много асан и приступил к изучение дыхательных практик. Самочувствие моё явно улучшилось, нормализовался сон, дыхание носом стало более свободным, вырос аппетит, и пищеварительная система стала работать без сбоев. Ободрённый успешным началом в освоении Хатха йоги, полный оптимизма и уверенности в своих силах, я решил форсировать продвижение в освоении дыхательных упражнений.
  Тем самым я проигнорировал настойчивые рекомендации моего наставника не спешить, и ни в коем случае не начинать освоение пранаямы весной, которая как раз была в самом расцвете. Это было одной из многих серьёзных ошибок, которых я наделал в своей не скучной жизни.
  Упражнялся я дважды в день, и освоение полного дыхания я начал выполнять сразу с задержкой на вдохе и выдохе, очень быстро доведя общее время практики до 10 минут. Ещё через несколько дней время выполнения полного дыхания увеличил вдвое, а время задержки дыхания на вдохе и выдохе доходило до 1 минуты.
Первую неделю такой интенсивной практики моё самочувствие продолжало улучшаться, однако меня насторожило некоторое сохраняющаяся после практики состояние возбуждения, которое вечером мешало заснуть, появившаяся раздражительность и сверхчувствительность к обычному шуму и боли, появляющейся при незначительных бытовых травмах, которую я раньше практически не замечал.
Вначале, я расценил, это как факт положительный, говорящий о растущем энергетическом потенциале и повышении общей чувствительности.
"Очевидно, просто запаздывают механизмы адаптации к нарастающим внутренним благоприятным изменениям. Нужно просто набраться терпения, добавить витаминов и минералов в питании, тем самым помочь организму выйти на новый уровень энергоинформационного обмена" - говорил я сам себе, тем самым, пытаясь себя успокоить.
  Витамины и минералы не помогли, ещё через неделю я проснулся от сильного зуда по всему телу. На коже выступила обильная сыпь в виде крупных тёмно-красных зудящихся волдырей. При попытке встать с кровати, у меня закружилась голова, в глазах помутилось и заискрило, отозвавшись резкой пульсирующей болью в теменной части головы. Я опустился обратно на кровать, головокружение не отпускало, но ещё присоединилась тошнота и ощущение внутренней слабости с какой-то нервной дрожью.
  Отлежавшись немного, я заставил себя медленно встать и, отыскав свою уже давно забытую аптечку найти в ней противоаллергический препарат, запихнуть в себя сразу две таблетки я медленно вернулся в кровать и стал размышлять о возможных причинах моего состояния. Конечно, заманчиво было списать всё на аллергию на витамины, однако я принимал их периодически, и раньше никаких реакций на них не было. Пока я думал над вариантами возможных причин моего нынешнего состояния, зуд потихоньку начал стихать, да и сыпь постепенно бледнела. Однако тошнота и головная боль сохранялись, и откуда-то изнутри нарастало не понятное, для меня ощущение беспокойной тревожности, и в этот момент я услышал раскаты грома за окном, приближалась первая весенняя гроза.
  Дальше события развивались по нарастающей. По мере приближения грозы, беспокойство перешло в чувство безотчётного страха, граничащее с паникой, меня охватила сильная нервная дрожь с одновременной нарастающей слабостью, выступил холодный пот, во рту пересохло, дыхание стало затруднено, появилась одышка. Хотелось куда-то убежать, спрятаться от этого приближающегося громыхающего ужаса. Со мной такое было впервые.
  Конечно, как и большинства из нас у меня бывали страхи темноты, высоты, стоматолога, но все они остались в далёком детстве. Но грозы я никогда не боялся и даже всегда радовался дождю, раскатам грома, любил наблюдать за вспарывающими тучи всполохами молний. Только тогда до меня дошло, что всё происходящее со мной в тот момент, является следствием совершенно бездумного подхода к освоению серьёзных методов воздействия на очень глубокие, сложные и вместе с тем тонкие механизмы регулирования и поддержания гомеостаза человеческого организма.
Любая система, какой бы прочной она не казалась, имеет свой уровень предела и когда этот уровень превышен, то система начинает давать сбои, разрушается и на смену контролируемому порядку приходит хаос.
  Так и в моём случае, испытывающие нарастающее перенапряжение системы защиты и адаптации организма на фоне растущих перегрузок на систему дыхания, предупреждали меня о возможном срыве появлением беспокойства, раздражительности и нарушения сна. Я же, будучи опьянённым, незначительными успехами на первых этапах Йогиской Садханы, возомнив себя продвинутым Садхаком, проигнорировал эти тревожные предупреждения и, не снижая темпов, двинулся дальше.
  В итоге произошедшего срыва в системе защитных и регуляторных механизмов, я не только прекратил занятия пранаямой, но и вынужден был прибегнуть к приёму медикаментов, так как опять вернулись уже забытые приступы ночного удушья, проявления пищевой, бытовой аллергии и поллиноза. Самочувствие было ужасным. Внутренне беспокойство не отпускало, периодически мутной волной, откуда-то из глубины сознания всплывали ни чем не объяснимая тревожность и навязчивые страхи. Изменение положения тела и резкие движения провоцировали появления головокружения, сопровождавшееся тошнотой.
  Дыхание постоянно сбивалось появлением одышки, за грудиной периодические покалывания сменялись чувством сдавливания. Всё это могло закончиться глухой депрессией и полной апатией к любой активности, тем более медикаменты давали не стойкое, очень непродолжительное облегчение.
  Однако, несмотря на такое пессимистическое развитие событий, я продолжал искать варианты выхода из этого кризиса. И вот, несколько дней спустя, просматривая в очередной раз свою, тогда ещё весьма скромную библиотеку на тему традиционной и нетрадиционной медицины, в поисках рекомендаций по выходу из своего неблагополучного состояния, я наткнулся на подборку статей посвящённых волевой ликвидации глубоко дыхания по методу Бутейко.
  Приобрёл я эту потрёпанную книженцию, несколько лет назад, в букинистическом магазине, мельком пролистал и не впечатлившись, как мне тогда показалась, довольно спорными идеями автора, засунул её на дальний угол верхний полки. Теперь же я интуитивно чувствовал, что в этой невзрачной и изрядно затёртой книжечке, я могу найти для себя, что-то полезное, а может быть и жизненно важное. Конечно, с некоторыми теориями и выводами автора можно не согласиться, но само описание техники ВЛГД, её простота и в то же время универсальность применения, вместе с приведёнными результатами её клинического эффективного применения на сотнях больных в разных клиниках по всему Советскому Союзу, заставляли более серьёзно к ней отнестись.
  Увлёкшись чтением этого отнюдь не художественного произведения, я незаметно для себя начал контролировать своё дыхание, ограничивая его глубину. Через некоторое время, находясь всё ещё в процессе чтения, я заметил, что моё дыхание стало более поверхностным, вместе с тем я не испытывал нехватки воздуха, однако дыхание носом стало свободным. Ещё через некоторое время, продолжая контролировать глубину своего дыхания, я понял, что меня больше не преследует столь докучавшее мне внутренне беспокойство.
  Я отложил книгу и резко поднялся с кресла, приняв вертикальное положение, к моему удивлению, ни головокружения, ни тошноты за этим не последовало. Не став делать поспешных выводов, я вернулся в кресло и сконцентрировавшись на дыхании, несколько часов провёл в сознательном контролировании его глубины, постепенно делая его всё более поверхностным. Однако, теперь уже имея весьма поучительный опыт в освоении дыхательных техник, я старался не спешить и грубо не вмешиваться в дыхательный процесс.

……продолжение следует.

«Тайцзи цюань» Часть I. Входные Врата», на ресурсе Литмаркет.

https://litmarket.ru/books/tayczi-cuan-chast-i-vhodnye-vrata


© Лоншаков Ю.Г., 2022