7. 1362 год, Василий Вельяминов

Вадим Кириленко
Очередная замятня в Орде, связанная с убийством Хидыря, оказалась на руку Москве, так как выданный Дмитрию Суздальскому ярлык на великое княжение становился недействительным.

-Надо ехать в Орду и возвратить право на стольный град Владимир! - рассуждали бояре.

Легко сказать! В стане поганых наступили такие тёмные времена, что было непонятно, кто там сейчас правит. Ездившие судиться в Орду ростовские князья были ограблены и еле унесли ноги. В связи с этими событиями московские круги всё-таки решили пока ничего не предпринимать.

-А вот выгнать Дмитрия Суздальского из Владимира очень даже можно! - сказал Василий, собирая войска под руководство трёх малолетних московских князей.

Однако мероприятие с Константиновичем пришлось отложить. Сначала предстояло отбить неожиданную атаку на собственные владения. Предметом спора стал городок Галич-Мерьский, купленный ещё Иваном Калитой. Тамошние князьки с тех пор числились лишь наместниками. Нынешнего князя-наместника, являвшегося полным тёзкой юного Дмитрия Ивановича, такое двусмысленное положение видимо не устраивало. Каким-то образом он получил от одного из сарайских временщиков ярлык на свою родовую вотчину и объявил о возобновлении её самостоятельности. Московские войска легко разобрались с этим дерзким наглецом, после чего заняли Переславль-Залесский и заставили Дмитрия Суздальского покинуть Владимир.

-Теперь дело всё-таки за получением ярлыка! - сказал Василий старшему племяннику. - Как только неразбериха в Орде закончится, мы отправимся туда и любой ценой сделаем тебя великим князем Владимирским!

Но замятня продолжалась и продолжалась. Сидевший на троне царь Кильдибек заподозрил сарайскую знать в изменах и повёл против неё массовые репрессии. Он уничтожил многих мурз, прежде чем пал в битве против Мюрида. Впрочем, определённости после этого не прибавилось. Воспользовавшись крупными потерями мюридова воинства, Сарай с наскока взял некто Мир-Пулад, также пришедший из-за Волги.

-Вдобавок на власть посредством Абдуллаха претендует повелитель западных степей — темник Мамай! - сообщали московскому двору агенты.

-И всё же собирайте средства! - велел Вельяминов. - Они должны быть под рукой в любой момент, потому что Дмитрий Суздальский раздумывает над поездкой в Орду за ярлыком. Мы не должны отстать от него.

Богатые дары понадобились ещё для одного дела. В Твери скончался литовский митрополит Роман, нужно было убедить цареградских правителя и патриарха в объединении юго-западных епископий под рукой Алексия. Материальные подношения (разумеется, на церковные и монастырские нужды) очень стимулировали византийцев на обоюдовыгодные отношения, тогда как без них продвигать русские интересы получалось почему-то плохо. Москва знала эти особенности лучше остальных и не собиралась скупиться.