Зачем Третьяков переименовал картину Перова?

Мита Пе
Василий Григорьевич Перов и его творение "Сельский крестный ход на Пасхе". Великолепная картина, которую я  подолгу люблю разглядывать. Она и высокохудожественная (как искусно выписана!), и очень интересна в познавательном плане,  что  ни образ, то целая гамма чувств и эмоций. И много удовольствия от созерцания!

Василий Григорьевич Перов, видимо, хорошо разбирался в правилах  проведения крестных ходов, и отразил их на картине даже в мелочах. 
В сельских церквях, где обычно  служит  один священник,   иконы и другие православные святыни   разрешалось нести мирянам (прихожанам).   Изображённые на картине участники шествия, хоть и пьяны, но правила соблюдали:  процессия несёт  фонарь, святую   хоругвь, запрестольные крест и  образ Божией Матери, нет   только  (по известным причинам) замыкающих - священника и  диакона со свечами и кадильницей. 

Сам художник  назвал  картину "Попы" * , подчеркнув  этим названием, что пьяный поп и осоловевшая от возлияний братия -  главные фигуры  на холсте. Но Павел Михайлович Третьяков, купивший картину, не согласился с таким пренебрежительным названием  и дал ей своё -  "Сельский крестный ход на Пасхе". Это название намертво прилепилось к изображению, и многие поколения любителей живописи стали считать, что изображён именно пасхальный крестный ход.

Но при тщательном разглядывании картины я вижу доказательства, что Третьяков ошибся,  крестный ход на картине посвящён не Пасхе, а другому церковному празднику - Благовещению. Это настолько очевидно, что мне странно,  почему художник не возразил против нового названия, ведь он знал, что изображал!  Объясняю это тем, что, не знал, ведь Павел Михайлович,  купив картину у Перова,  жившего в Петербурге, сразу же увёз её в Москву, где и выставил с новым именем.  А потом картину вообще запретили показывать посетителям.

Так почему Третьяков решил, что  сельский ход именно на Пасхе? Думаю,  что он не придал значения противоречиям, опровергающим новое название. Предположу, что  он купил картину в дни (до или после)  Пасхи, которая в 1861 году (год покупки) праздновалась   5-го мая, и сам Праздник праздников и слово "Пасха"  были у  верующего Третьякова "на слуху", что машинально  отразилось в переназвании. 

При беглом  разглядывании  картины взгляд поначалу   охватывает группу колоритных людей в центре и сразу же рождается мнение, что художник создал сатиру на духовенство, изобразив их в богохульном состоянии. Ведь сказал же святитель Василий Великий:  "пьянство – вражда на Бога". А тут – пьяны не только прихожане,  но и сам батюшка со своим причтом!

Но о пьяных позже, сначала надо внимательно вглядеться в природу на картине, ибо она  помогает понять время года, в которое проходит показанный крестный ход.   

Верующим  известно, что крестные ходы совершаются  несколько раз в течение года, главные из них -   весной на Пасху, зимой на Крещенье, в конце лета на Спас водоосвящения, и другие  по мере надобности.
 
Думаю, Павел Михайлович Третьяков ошибся,  и на картине вовсе не  пасхальный  ход.  В доказательство привожу свои возражения. 

Беру в помощь природу. Она на картине в  стадии ранней весны:  погода ещё морозная (люди в тёплой одежде и в шапках),  птицы пока  не вернулись в пустые  гнёзда, деревья ещё  голые, а на ветках лишь  остатки бледной осенней листвы.  Оттаявшая кое-где дорога  размякла,  и люди шагают по ранней распутице.  Кое-где в колдобинах не растаял лёд. Небо  в плотных облаках. 

За две тысячи лет с Рождества Христова народные наблюдатели заметили, что в первый день Пасхи небосвод чудесным образом очищается от туч, и солнышко начинает "играть", словно разделяет с верующими радость великого праздника.
А на картине Перова  всё небо в тучах, и солнца не видно. Явно не Светлое Воскресение!

Конечно, за сотни лет приметы теряют свою точность, и облачное небо не показатель, но есть другие доказательства тому, что на картине изображён не "сельский крестный ход на Пасхе".

Пасхальный крестный ход проводится  единожды в  ночь с субботы на воскресенье, трижды обходят  вокруг храма по устоявшемуся ритуалу, а на картине  крестный ход проходит далеко от церкви (она проглядывается слева).

И главное возражение.
Облачение на священнике  - не праздничная красная риза, надеваемая  в первый день празднования Христова Воскресения, а другая. На батюшке  подризник коричневого цвета, га него надета <i>голубая</i>  епитрахиль и <i>голубой</i> фелонь,  поднятый  пьяным священником к шее.   
Здесь ключевое слово – голубой!

Облачение на священниках не бывает абы какое, а всегда привязано к  церковным Празднествам: на Пасху красное,  на Рождество белое,  на Троицу зелёное, на Воздвижение Креста Господня   фиолетовое и т.п.

И только в Богородичные праздники священники облачаются в одеяния голубого цвета, потому что голубой (синий) цвет - это цвет Божией Матери, а  ранней весной голубым цветом празднуют   Благовещение Пресвятой Богородицы, которое  всегда бывает 7-го апреля. 
И надо поверить художнику Перову, который неслучайно надел на попа голубые принадлежности соответствующего праздника. И странно, что Третьяков не обратил внимания на одежду священника на картине! А ведь он был верным прихожанином храма Святителя Николая, что находился рядом с его домом!

По Уставу Православной Церкви в праздник Благовещения также положено совершать  крестный ход. Священник в окружении помощников и паствы обходят с иконами каждый дом, прославляя  Богородицу.   В ответ их угощают"чем Бог послал" и стопочкой (а то и чаркой) с хмельным напитком.
 
По изображению картины можно догадаться, что   село большое и домов в нём немало (справа изображён добротный дом и слева крыши таких же крепких  домов), а с каждого дома хотя бы по стопке (от 25 до 100 мл), уже пьяно.  Крепкие и молодые богоносцы  (те, кто несут иконы)  ещё могут идти, а  люди постарше или  непривычные к алкоголю валятся с ног.

В центре картины изображена  группа  участников крестного хода. Не всем он достался легко: кто понурился и еле плетётся,  как, например, старичок  с прорехой на плече и  в лаптях ... он даже не замечает, что несёт икону "вверх ногами".   Кудрявого парня  с Крестом в руках, наоборот,  алкоголь  взбодрил,  он вскинул голову и с воодушевлением продолжает петь божественную песнь (а может, что другое, не менее звучное).

Справа от него  девушка  с повреждённой иконой Богородицы (с отсыревшим ликом).  Она в лёгкой одежде и в обувке, похожей на тапочки, но холода не чувствует (согрелась чарочкой?) и  самозабвенно поёт во славу Пречистой Богородицы, возможно, известную молитву  "Богородица, дево, радуйся ...".

Особое внимание привлекает  фигура священника.  Лицо  у батюшки опухшее,  взгляд невидящий, власы нечёсанные,  плохо сгибающиеся пальцы еле удерживают  крест (того и гляди выпадет) –  батюшка  явно  в тяжком похмелье, но свои обязанности помнит  и желает продолжать шествие.  Он уже нащупал ногой ступеньку, но раздавил пасхальное яичко, оброненное  ещё  более  пьяным диаконом  с кадильницей в кулаке.   

Справа изображён вход в крепкий деревянный дом. Возможно, это местный трактир, в который  батюшка с братией не преминули зайти "погреться". На  мысль о трактире  наводит заезжий возница слева от крыльца, он одет по-зимнему: в высокой тёплой шапке и в тёплом  полушубке ... бросает в плошку бедного крестьянина  милостыню.  Позади возницы видна голова рыжей лошади. 

С другой стороны крыльца  хозяйка (или прислужница)   пытается  привести в чувство  одного из "празднующих" (возможно, мужа),  поливая его водой.  А тот,  кто упал под крыльцо, протрезвеет ещё не скоро.
 
Крестный ход заканчивается,  уже виден  шатёр сельской церкви. И кажется, что идущие впереди убыстряют шаги, как, например,   служитель в подпоясанной рясе с книгой-тропарём  в руках. Он уткнулся в книгу и продолжает зачитывать (петь)  тексты праздничных песнопений.

Если это богохульство, то вынужденное. Как у пьяниц, которым на вопрос "ты меня уважаешь" не отказывают, так и здесь надо принять подношение, чтобы не обидеть хозяев (ведь таков обычай).
Я не думаю, что художник создал обличительную, антиклерикальную картину. Он скорее выражает сочувствие ко всем этим людям, ведь их  можно понять.

Если в каждом доме принимать угощение даже с малоалкогольным напитком,  никакого здоровья не хватит,  а домов в селе много, вот и набираются  празднующие  "до ушей". Честно говоря, мне  батюшку жаль. Он же за Богородицу страдает, как не  пригубить за Неё "хлебного вина", в праздник  это дело святое!

Хотя ... не худо было бы батюшке придерживаться наставления из "Домостроя": "пей, да не упивайся: пьяницы царства Божия не наследуют".


* - "поп" с греч. "отец" (;;;;;)

Иллюстрация:
Перов В.Г. Сельский крестный ход на Пасхе. 1861. Холст, масло. 89 х 71.5
Гос. Третьяковская галерея, зал 17.