На фронте все сложно

Александр Русин
На протяжении всего последнего месяца, начиная с того момента как ВСУ/НАТО пошли в большое наступление на харьковском направлении, на фронте сохраняется очень сложная обстановка.

Причина затяжной сложности в том, что провал обороны и отступление российских войск на харьковском направлении не был результатом какой-то одной ошибки. Это был результат системной проблемы дефицита сил и средств, возникшей с самого начала спецоперации.

С самого начала российские войска действовали, находясь в численном меньшинстве по отношению к ВСУ. Соотношение сил разными экспертами оценивалось по-разному - 1:2 или 1:3, но большой численный перевес ВСУ/ВФУ был очевиден всем.

В комментариях периодически встречается вопрос - зачем вообще начинали спецоперацию если не хватало сил?

Спецоперацию в условиях недостатка сил начинали по двум причинам - во-первых, нельзя было не начинать, а во-вторых, первоначальный план состоял в том чтобы договориться. На полномасштабную войну, тем более со всем блоком НАТО, в Кремле первоначально не рассчитывали.

Рассчитывали, что получится быстро и почти без боев занять Харьков, как это получилось сделать в Херсоне. А это очень существенно повлияло бы на дальнейшие события.

Рассчитывали, что ВСУ начнут сдаваться в плен и воевать придется главным образом с нацформированиями, численность которых была сопоставима с силами СВО.

Но первоначальный план не сработал.

Харьков взять сходу не смогли, ВСУ не сдались, договориться не получилось.

После этого началась полноценная войсковая операция. То есть война. И на этой войне российские войска действовали в условиях 2-3 кратного численного перевеса противника.

До определенного момента недостаток численности удавалось компенсировать за счет превосходства в артиллерии и авиации. И конечно же за счет профессионализма российских военных, потому что Киев бросал на фронт плохо подготовленных мобилизованных бойцов.

Но на харьковском направлении ВСУ были существенно усилены подразделениями из иностранных наемников и сотрудников американских ЧВК - профессиональных военных с серьезным боевым опытом. И сдерживать их, оставаясь в численном меньшинстве, уже не представлялось возможным.

Кроме того, что иностранные наемники и сотрудники ЧВК были профессионалами, они пользовались современным вооружением и техникой, а также были обеспечены разведданными, позволяющими в режиме реального времени обнаруживать слабые места и откровенные дыры в обороне российских войск и бить по ним.

Дырявая оборона, обусловленная недостатком сил для фронта длиной 1000 километров, могла сдерживать ВСУ/ВФУ, которые не располагали всей полнотой разведданных и не обладали достаточным профессионализмом чтобы эффективно действовать. Но сдержать профессионалов блока НАТО дырявая оборона уже не могла.

Наемники и сотрудники американских ЧВК в харьковском наступлении составляли до половины всех сил. Из 10-20 тысяч наступавших 5-10 тысяч были иностранцами.

Наряду с недостатком личного состава и обусловленными этим дырами в обороне проявились и другие проблемы в российских войсках - недостатки в организации связи, слабая координация подразделений, недостатки в работе разведки и просчеты планирования.

Именно эта система причин и привела к провалу и на харьковском направлении, который закончился большим отступлением, названным перегруппировкой.

Определенные выводы были сделаны. Главным решением, нацеленным на исправление ситуации, стало объявление частичной мобилизации.

Но мобилизация требует определенного времени. Это не то решение, которое позволяет изменить ситуацию на следующий день.

После объявления мобилизации прошло 2 недели, за это время призвано около 200 тысяч резервистов из запланированных 300 тысяч.

Но необходимо еще сформировать из них подразделения, провести боевое слаживание, а некоторые нуждаются в переподготовке. Призванные должны как минимум вспомнить навыки обращения с оружием и военной техникой, потому что у многих после увольнения в запас прошло больше 10 лет.

Потребуется еще 2-3 недели прежде чем на фронт подойдет достаточное количество новых частей и проблема недостатка численности будет решена.

И все эти недели российские войска должны сдерживать наступление превосходящих сил противника, оставаясь в численном меньшинстве, при общем соотношении сил примерно 1:2, а на отдельных участках 1:3 и местами даже 1:5.

И наступают на российские войска уже не ВСУ/ВФУ, а ВСУ/НАТО. Примерно половина наступающих это иностранные военные, наемники, сотрудники ЧВК. Это хорошо подготовленные профессионалы, многие с боевым опытом.

По словам бойцов и командиров, державших оборону в Красном Лимане, среди наступавших было очень много поляков, в эфире слышали польский, румынский и другие европейские языки. Неоднократно видели негров.

Точно такие же наблюдения были сделаны на харьковском направлении, под Изюмом и Балаклеей. Местные жители сообщали, что в некоторых подразделениях, входивших в населенные пункты под украинскими флагами, вообще не было слышно украинской речи, только иностранная.

Поэтому российские войска действительно оказались в сложной ситуации когда им приходится обороняться от превосходящих сил противника, причем противника опытного, профессионального, хорошо вооруженного и обладающего всей полнотой разведданных.

Обороняться в этих условиях - действительно сложная задача.

Именно поэтому пришлось в конце-концов оставить Красный Лиман. По этой же причине было необходимо отойти от Давыдова Брода и Золотой Балки на херсонском направлении чтобы избежать прорыва обороны и окружения.

И хотя российские войска отошли на более удобные рубежи обороны, ситуация по-прежнему остается очень сложной.

Ситуация будет оставаться сложной до тех пор, пока не будет решена главная проблема с дефицитом сил, из-за которой в основном и возникли сложности.

Это значит, что в ближайшие 2-3 недели сложность фронтовой обстановки будет сохраняться.

И нельзя исключать неприятных новостей на отдельных участках. Хотелось бы конечно обойтись без них, но это война и всякое возможно.

Нужно учитывать, что в Киеве и Вашингтоне тоже понимают, что через 2-3 недели к российским войскам подойдут резервы и поэтому "окно возможностей" для ВСУ/НАТО может вскоре захлопнуться.

В ближайшие недели Киев будет бросать в атаку все имеющиеся силы и резервы, стараясь занять как можно больше населенных пунктов, пока есть такая возможность.

Как в Киеве рассчитывают удерживать их в дальнейшем - большой вопрос, но об этом наверное там сейчас не думают, сосредоточившись на наступательных действиях.

Для Киева это обычное поведение, там всегда старались хапнуть все, что только возможно, а потом уже думать, что с этим делать и как удержать. Это старая украинская традиция.

В Киеве и Вашингтоне понимают, что сейчас у них лучшая возможность как-то изменить ситуацию на фронтах в свою пользу, другой может уже не представится.

Поэтому всем нам и в первую очередь тем, кто сейчас на фронте, предстоят сложные недели.

И еще нужно учитывать, что с подходом на фронт резервов все проблемы в один день тоже не исчезнут.

Во-первых, резкое увеличение численности войск на фронте неизбежно приведет к сложностям взаимодействия, а с этим в российских войсках и до этого были проблемы, скорее всего они только усугубятся.

Во-вторых, на фронт подойдут резервы, составленные из бойцов с разным опытом. У кого-то вообще не было боевого опыта. У кого-то он был, но очень давний. Потребуется время, прежде чем новые части станут такими же обстрелянными и боевыми как действующие.

В-третьих, проблемы связи и планирования операций, которые имели место раньше, тоже быстро не исчезнут. И вообще очень долго не исчезнут.

Поэтому через 2-3 недели должно стать легче, но это не значит, что сразу же станет легко и просто и мы погоним супостата на всех направлениях со скоростью передвижения танков по пересеченной местности.

Сложно будет еще долго.

Сложно, но не безнадежно.

Мобилизация идет, проблема недостатка сил решается.

Поэтому не надо впадать в пессимизм и тем более поддаваться паническим настроениям. Даже когда приходится отступать.

Это большая серьезная война с серьезным противником. Наш противник - не Киев и не ВСУ. Наш противник - коллективный Запад и блок НАТО.

Но при всей серьезности нашего противника у него тоже есть свои проблемы. И их немало. У противника тоже далеко не все получается как задумано.

На харьковском и лиманском направлении ВСУ/НАТО несмотря на свое численное превосходство и профессионализм иностранной половины наступающих, понесли очень значительные потери. И долго воевать с такими потерями они вряд ли смогут. Нельзя долго наступать, теряя половину наступающих каждые 2-3 недели. При таком уровне потерь за год можно целую армию растерять. Причем не только украинскую. И вряд ли поляки готовы потерять половину своей армии как это уже сделал Киев.

К тому же, несмотря на свой численный перевес, профессионализм иностранцев, всю полноту разведданных и современное вооружение, ВСУ/НАТО так и не смогли поймать российские войска в окружение и разгромить ни на одном участке фронта.

И ни одного по-настоящему большого города ВСУ/НАТО не взяли. Самые крупные - Изюм, Красный Лиман, Балаклея и Купянск.

Поэтому все сложно, но далеко не безнадежно.

И в конце-концов все должно получиться. Обязательно. Но только не все получится быстро и многое получится непросто. Очень непросто.

Это давно уже не та война, победу в которой можно было бы добыть быстро и просто, не хлебнув лиха и нигде не оступившись.

Но у России нет другого выхода кроме как преодолеть все возникающие сложности и в конце-концов победить.

Да и не впервой.


05.10.2022