Раушан Малдыбаева. Интервью для Акмолинских вестей

Рена Жуманова
         В рамках проходящих сейчас курсов повышения квалификации АО "Орлеу» для педагогов-музыкантов в музыкальном колледже имени Биржана-сал состоялась встреча с музыковедом, кандидатом искусствоведения, профессором Казахского национального университетета искусств  Раушан Малдыбаевой.
           Раушан Сабыржановна Малдыбаева – наша землячка, уроженка Зерендинского района. Окончила Акмолинское музыкальное училище и Алматинскую консерваторию, стажировалась на кафедре казахской музыки и фольклора, работала младшим научным сотрудником отдела музыкального искусства Института литературы и искусства имени Мухтара Ауэзова МОН РК, прошла обучение в Международной школе молодых фольклористов в Российском институте истории искусств (Санкт-Петербург). Защитив кандидатскую диссертацию по теме «Творческая личность кюйши в музыкальной культуре ХХ века», Раушан Малдыбаева стала преподавателем кафедры «Теория музыки» Казахской национальной академии музыки (ныне – КазНУИ). Завкафедрой, руководитель службы организации учебного процесса, проректор – таковы вехи ее административной карьеры, которая сопутствует активной исследовательской и педагогической работе. Являясь постоянным научным руководителем студентов-музыковедов, имея  за плечами более двадцати пяти научных публикаций, в 2008 году Раушан Сабыржановна стала лауреатом Государственной молодежной премии «Дарын» в номинации «Наука».
           Продолжительная беседа столичного ученого с акмолинскими музыкантами была посвящена вопросам современного казахстанского музыкального образования. Ряд интересных и насущных проблем, затронутых Р. Малдыбаевой, говоря для непосвященных, обсуждается давно, приблизительно с 80-х годов прошлого века. Для тех, кто хорошо знаком с трудами Асии Мухамбетовой, а именно она была первым научным руководителем Р.С. Малдыбаевой,  никаких принципиально новых открытий не произошло. Другое дело, что таковых в аудитории было меньшинство, потому для подавляющей массы слушателей многие вещи прозвучали как откровение. Удивляться здесь нечему, ибо музыкант, сформированный в советские времена, воспитывался совсем на других постулатах. Недаром один местный чиновник от культуры в разговоре со мной как-то обронил такой вопрос, полный скрытого негодования и непонимания: «Это правда, что в консерватории домбристы сейчас играют БЕЗ НОТ?!»  Вот, собственно, квинтэссенция проблемы, которая обсуждалась на встрече с Р. С. Малдыбаевой.   
          На протяжении многих десятилетий советского прошлого в нашем образовании сформировалась единая модель обучения будущих профессионалов-музыкантов, основанная на европейской системе музыкального мышления. Европоцентристское мировосприятие – это, образно говоря, некие «очки», сквозь которые нас приучили смотреть на  традиционную народную музыку. Однако, то, что хорошо и правильно в русле европейской музыки и культуры, никак не сопрягается с тем, что хорошо и правильно в музыке казахской и, говоря шире, в культуре кочевых народов в целом. Устная форма музицирования, передача из поколения в поколение огромных текстов эпоса и сотен вокальных и инструментальных произведений, импровизационность, свобода сочинения и самовыражения – все это было утрачено народными музыкантами, которых стали учить по европейской системе. Взамен мы получили синтетические формы музыкального исполнительства, подобные хоровой и оркестровой музыке, европейские жанры типа оперы и симфонии, а также четкое разделение функций исполнителя и композитора. Сейчас уже не страшно говорить о том, что казахская традиционная музыка – это наша гордость и «лицо» нашей культуры, тогда как казахские симфонии, оратории и оперы по определению вторичны. За подобные «крамольные» мысли и заявления о наличии в дореволюционном Казахстане музыкального профессионализма устной традиции Асию Мухамбетову когда-то подвергли гонениям и жесточайшей критике. Однако, «новое время – новые песни», и теперь мы наблюдаем крен в другую сторону.
         Противники глобализации с их убежденностью в необходимости противостояния этому процессу ратуют за чистые исконные формы народного исполнительства, аутентичную музыку, возвращение к истокам. Связывают воедино этнопсихологию, тенгрианство, музыкальное искусство, опровергая расхожую фразу о музыке как языке, не нуждающемся в переводе. Этносольфеджио – предмет, который уже в девяностые годы был введен педагогами Алматинской консерватории в программу обучения студентов-народников, призван заменить собой европейское сольфеджио, непригодное для обучения музыкантов-исполнителей на народных инструментах. Говоря кратко, когда-то, поначалу, этот предмет именовался «домбровым сольфеджио» и представлял собой курс импровизации на домбре. Потом стали появляться новые подходы и взгляды, и исключительно инструментальная музыка уступила место максимально полному освоению народных жанров. В идеале, обучающийся по предмету «Этносольфеджио» должен уметь пропеть и сделать нотную запись любой народной песни, терме или кюя: в зависимости от уровня обучения используемый материал варьируется. В последние годы столичный КазНУИ проводит тренинги и семинары для педагогов-музыкантов, направленные на подготовку кадров для преподавания этого предмета на всех ступенях музыкального образования. А в прошлом году предмет «Этносольфеджио» был введен в образовательные стандарты студентов-теоретиков. Инициатором этого нововведения и стала наша гостья Раушан Малдыбаева, которой мы задали несколько животрепещущих вопросов.

– Раушан Сабыржановна, новый предмет введен в стандарты, но программу мы так пока и не увидели. Да, есть программы для студентов-народников, но ведь тут совсем другая специфика. Представим конкретно наш музыкальный колледж, куда на теоретическое отделение поступают, в основном, русскоязычные дети с базовым школьным пианистическим, европейским в своей основе образованием. Есть ли методика работы с такими студентами по предмету «Этносольфеджио»? И как нам, педагогам-музыковедам, работать с таким контингентом?
– Да, конкретной программы для теоретиков еще нет… И педагогам придется много работать творчески, искать подходы к проблеме. А что касается материала, то опираться можно на народную музыку любого народа. Без разницы, японские или русские образцы фольклора вы возьмете в основу, ибо, к примеру, колыбельные песни у всех народов практически идентичны. Кстати, Вы можете обратиться к опыту русских этносольфеджистов, посмотреть их наработки.
– Поговаривают, что этносольфеджио скоро полностью вытеснит европейское сольфеджио в программе обучения студентов-народников. А как быть, если народник потом захочет переквалифицироваться в дирижеры или композиторы?
– Конечно, от синтетических форм музыки мы уже никуда не денемся, оркестры и хоры не распустим. Думаю, что в подобных ситуациях студент должен будет заниматься дополнительно по нужному ему предмету.
– Я знаю, что в КазНУИ недавно прошли курсы по методике этносольфеджио для педагогов музыкальных школ. Будут ли подобные курсы проводиться для преподавателей колледжей? Ведь, наверняка, вопросы возникают не только у акмолинских музыковедов?
– В принципе, нет разницы, в школе или в колледже вы ведете этносольфеджио. Основа там одна. Относительно вопросов типа «как работать» и «что делать» могу сказать следующее. Готовых ответов у меня нет. По этой проблеме работаю не только я, и каждого из моих коллег свой взгляд и подход. Вы ждете, что я дам определенные рецепты. Но это невозможно. Я не могу сказать конкретно, как надо, и как будет правильно. Я сама – в процессе. Но одно могу сказать с уверенностью: преподавателю, ведущему этносольфеджио, придется много работать, искать, постигать суть проблемы эмпирическим способом. Здесь для вас – полная свобода творчества, возможность новых открытий и находок, широкое поле деятельности.
– Этносольфеджио ведь не единственная проблема, занимающая Вас, как ученого?
– Нет, конечно. Если обобщить, меня в целом волнует судьба традиционной музыки. Думаю, она пока недостаточно изучена и недооценена, прежде всего, самими казахами. Ведь не секрет, что для молодого человека, современного казахстанца знать и любить казахскую народную музыку, разбираться в ней – это зачастую «не круто», «не креативно», или даже стыдно. Но мои студенты и школьники уходят от меня с другим мировоззрением. Народная музыка, как никакой другой вид традиционного этнического искусства, очень хрупка и невосстановима. И она нуждается в нашей защите. Считаю, что именно народная музыка – основа формирования национального самосознания и фундамент будущего молодых казахстанцев.


                «Акмолинские вести», №2 (205) от 15.01.2015 г.