Пророческие сказки А. С. Пушкина

Гадаев Алексей Вениаминович
Смысл сказки о рыбаке и рыбке
Это история о неограниченных потребностях и самоограничениях человека.
Это сказка о добре и зле с печальным концом.
   Старуха (старуха-прядильщица) меркантильная и ненасытная, корыстная и властная. Она безразлична к старому супругу.
   Старик (старик-рыбак) довольствуется малым. Он беспредельно влюбленный в свою старуху.
Старик подчиняется к требованиям старухи не потому, что слаб душой, а потому что борется за право быть ей тем, кем она пожелает.
Подчинение и покорность старика приводят к прежней жизни со старухой.
   Золотая Рыбка - это вмешательство Высших сил в судьбу старика.
Пойманная Рыбка выполняет любое желание в благодарность за свою свободу.

Старик-рыбак удивился и испугался о том, что пойманная золотая рыбка взмолилась и голосом человечьим желает откупиться чем только старичок пожелает. Старик 33 года вкалывал на море: забрасывал и забрасывал свой невод. И вот произошло чудо старичок-рыбак выловил золотую рыбку, которая за свою свободу выполнит любое его желание. На первых порах он не знает что просить, но у него есть жена которая сидит там у разбитого корыта. Её жадность в приобретательстве и повышении статуса неуемно. Поэтому сколько дополнительных статусов не приобретай - сварливая баба останется сварливой бабой.
Необходимо помнить, что ложное желание человека насытить свою душу благодарностью, также возникает ненависть к своему благодетелю. Старуха не заботится, и даже ненавидит своего мужа за его возможность исполнять все её желания.
+++

Пушкин написал пророческую сказку "Сказка о Золотом петушке" на тему об опасности в пожилом возрасте поддаваться женским чарам.
А. С. Пушкин в стихотворении "Пора мой друг пора..." писал: "На свете счастья нет, но есть покой и воля".
Рассмотрим сказки Александра Сергеевича в понимании его сказочных героев о счастье, что оно заключается в покое, воле и благополучие героев.
Царь Дадон или Додон — от слова «долдонить» - упрямо твердить своё мнение. Дадон — это человек с устойчивым эгоистическим мнением, олицетворение власти, образ малхут (ивр. «царство, власть»).
Мудрец, звездочёт, скопец — это человеческий разум; на иврите - «бина».
Золотой петушок - это высший сторож или экран разума на получение искушающих мыслей, в масонских категориях масах де-бина.
Сыновья Дадона — это порождения  царя Дадона страдающего старческим эгоизмом.
Шамаханская царица или «сама Ханская царица» - искушение со стороны познания; познание - на иврите «даат».

В сказке "Золотой петушок" царь Дадон мечтает о покое:
"Жил-был славный царь Дадон.
С молоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело;
Но под старость захотел
Отдохнуть от ратных дел
И покой себе устроить".
 Царь Дадон - это человек желающий удовлетворять все свои потребности и его чаша желаний бездонна.
Пушкин сознательно использовал образ Золотого петушка как образ высших сил, золотой петушок наблюдает за происходящим в царстве с высокого флюгера и стоит на страже законов. Как только Дадон собирается совершить зло во имя своих личных целей, Золотой петушок предупреждает о небесной каре. Роль Золотого петушка одна из главных, он предупреждение всем, что за поступки нужно отвечать, роль его поучительная.
На примере сказки, как в ней решается проблема ответственности человека за судьбу мира, проблема смысла жизни, счастья и свободы, идея «самостоянья» человека, сохранения своего достоинства, причастность к Родине, её истории и культуре.
Сюжет
В молодости царь Дадон наносил обиды соседям. Когда он состарился и решил отдохнуть от ратных дел, соседи, в свою очередь, стали нападать на него, нанося ему страшный вред. Дадон обратился за помощью к мудрецу, звездочёту и скопцу. Тот предложил ему золотого петушка на спице.
В сказке петушок вручается Дадону в качестве инструмента обеспечения безопасности государства.
Если в стране будет спокойно, он станет сидеть смирно, а в случае опасности возвестит:
Кири-ку-ку!
Царствуй, лёжа на боку!
После этого Дадон пообещал мудрецу исполнить его первую волю. Благодаря предупреждениям соседи перестали нападать на царство Дадона. После двух лет мирной жизни петушок внезапно кричит, повернувшись на восток. Сначала Дадон посылает старшего сына, а потом младшего, причём с войском. Восемь дней ни от того, ни от другого сына нет никаких вестей.
Тогда Дадон идёт с войском сам и видит шатёр, а рядом убитых воинов и своих сыновей, пронзивших друг друга мечами.
Из шатра вышла шамаханская царица, при виде которой царь забыл смерть обоих сыновей.
Царь влюбляется в Шамаханскую царицу над трупами своих сыновей.
В этот момент для него счастье засверкало новой гранью и это счастье - его влюбленность в Шамаханскую Царицу.
Околдованный и восхищённый, он пировал у неё в шатре семь дней. Через неделю царь Дадон со своим войском и девицей отправился домой.
Вдруг шатер
Распахнулся… и девица,
Шамаханская царица,
Вся сияя как заря,
Тихо встретила царя.
Как пред солнцем птица ночи,
Царь умолк, ей глядя в очи,
И забыл он перед ней
Смерть обоих сыновей.
И она перед Дадоном
Улыбнулась — и с поклоном
Его за руку взяла
И в шатер свой увела.
Там за стол его сажала,
Всяким яством угощала;
Уложила отдыхать
На парчовую кровать.
И потом, неделю ровно,
Покорясь ей безусловно,
Околдован, восхищен,
Пировал у ней Дадон.
Дома его встретил старый мудрец и, напомнив об обещании, потребовал шамаханскую царицу.
Царь заявил, что всему есть предел, и он готов подарить многое, но девицу не даст (тем более, что старому скопцу девица ни к чему).
Его собеседник продолжал настаивать на своём, и царь, разгневавшись, сначала велел ему убираться, пока цел, а потом и убил, ударив жезлом по лбу. Как по приказу, золотой петушок вспорхнул со спицы, на которой он сидел, полетел к колеснице и клюнул Дадона в голову. В результате неблагодарный царь умер, а шамаханская царица пропала, как будто её и не было.

И так, когда к царю Дадону пришла старость, то ему захотелось покоя и волеизъявления (остаться у руля власти). Он не желает передавать бразды правления государства своим двум зрелым сыновьям, а обращается к звездочету и скопцу, чтобы тот подарил ему механизм безопасности от войны или набега силы бранной и другой беды незваной. Царь получил свое – золотого петушка, который заранее предупреждает о «беде незваной» и указывает на место ее исхода.
Звездочет, имея в качестве потаенной подоплеки своих воззрений корыстные интересы, связывает свой подарок с условием, которое он озвучит в дальнейшем: «Подари ж ты мне девицу, Шамаханскую царицу».

«Сказка о золотом петушке» написана о том, что царь Дадон не изменяется в процессе старения и похож на юношу своей беззаботностью, страстностью и самовлюбленностью. Для Пушкина очень важна мысль о том, что время должно приносить внутреннее развитие - пора старости должна быть порой внутреннего созревания и мудрости.

***

Сказка о попе и работнике его Балде

Почему Балда-мужичек согласился почти бесплатно работать у богатого жадного попа?
Работать за три шелка по лбу не реально.
Поп хочет всё и подешевле, а за этот авось бывает и расплата. Это вопрос жизни и смерти. Есть вариант у Пушкина:"А с третьего шелка брызнул мозг до потолка". Выходит, что в этих договорных отношениях возникает связь не известно с чем-то ужасном. Поп пытается в этом случае за дёшево получить экономию и успех.
Поп хочет, что бы у него всё было и за даром.
Что означает "поп толоконный лоб"?
"Толокно". Это слово означает "толченую не молотую муку, преимущественно овсяную, употребляемую в пищу с водой, маслом".
Если толокно - это мука, то телефонный лоб - это лоб наполненный мукой?. Эта фраза служит для описания человека, не слишком сообразительного.
По другой версией фраза со словами "толок" и "затолок" используется для обозначения частей головы. А "толоконный" значит "лысый".

«Сказка о попе и о работнике его Балде» — сказка А. С.Пушкина, написанная в Болдине 13 сентября 1830 года. Основой послужила Русская народная сказка, записанная Пушкиным в Михайловском от Арины Родионовны. При жизни поэта не печаталась.
Чему учит «Сказка о попе и его работнике Балде»?
Учит сказка о том, что жадность и ложь – это пороки, они не могут довести до добра. Эта сказка учит нас, что не стоит гоняться за дешевизной, это может плохо закончиться. За комическую плату («в год за три щелка тебе по лбу» - такое условие выдвинул Балда мужичек).
Как обманул Балда черта?
С помощью веревки он выманил старого Беса. Балда обманул и запугал чертей своими хитрыми уловками, после чего они добровольно отдали мешок с оброком. Балда достойно рассчитался с попом, три раза сильно щёлкнув 3 раза его по лбу.

Сюжет
В общем то смысл сказки понятен. Как Балда и с нечистой силой сладил и попа проучил за его жадность и мошенничество.
Например, поп когда приближается время расплаты, начинает переживать и ищет способ, как не рассчитаться с Балдой. Он решает дать работнику невыполнимое задание — собрать оброк с чертей, которые якобы обязались платить ему попу до самой его смерти, но как бы, «есть на них недоимки за три года».
Черти не собираются просто так отдавать дань и придумывают Балде хитрые испытания. Если он выиграет – получит оброк, если проиграет – уйдет ни с чем.
Прибегая к хитрости, Балда побеждает во всех испытаниях и собирает полный оброк. Приносит его попу и дает ему три сильнейших щелчка в лоб, от которых поп сходит с ума (с третьего шелка вышибло ум у старика).

На первый взгляд, в отличие от других сказок Пушкина, сюжет прост: скупой и глупый поп, повстречавшись с работником Балдой, получает воздаяние за свою жадность.
Русский поп по своему большому хозяйству всегда сам не делал, а использовал наемного работника тот и косил, и пахал, и урожай собирал – да ещё и не на своей земле, а на церковной.
"Поп толоконный лоб" – существо не совсем глупое, но недалёкое, жадное и обременённое кучей родственников (попадья, поповна, попенок).
Для многих людей жадность - приятная черта. Если такие люди по жадности обрели что-то или корыстно обманули кого-то, то они радуются и счастливы. Жадность — непривлекательная черта человеческого характера. Алчные, корыстные люди не нравятся окружающим.
В сказке "О попе и работнике его Балде", поп не только гонится за дешевизной, но и желает вообще не расплачиваться с Балдой.