Голод

Валерий Крушинский
Г О Л О Д

Весы показали, - 60 килограмм.  В общем-то, не дистрофик, но,… Всего два месяца назад, вес был, - 77. Тут было, над чем подумать.

Если за два месяца службы, уже потерял около двадцати килограмм, - то, что будет дальше? Голодные обмороки?... Дистрофия?... Да ладно, - хрен с ней, - с этой службой! Защита Родины, - является почётной обязанностью каждого гражданина! Всё больше и больше возрастающая физическая нагрузка, - вот, что являлось своего рода, - разрушителем организма.

- Ты, что такой грустный, Валера? – окликнул меня, дневальный по батареи, - Сегодня же, воскресенье, - выходной, - радуйся:)!
- Да что тут, радоваться? Меня от голода шатает, уже,… Боюсь в обморок,  упасть.
- А ты, жри, как все, - и всё, будет нормально, - парировал дежурный, - Сам виноват. Перловку не ешь, так? А, зря. Она хоть и не вкусная, - но жрать то, что-то всё равно надо.
- Согласен с тобой, - вяло ответил я, проходя в расположение своего взвода.
………………………………………………
Январь 85-го, - был снежный. Снегу было так много, что высота сугробов, из которых складывали кучи, - уже почти закрывала окна первого этажа казармы. По команде «строится на ужин!», вся наша артиллерийская батарея, выстроилась на плацу. Старшина скомандовал, «вперёд, шагом марш!» и мы устремились в полковую столовую.

Ужин. Хорошее, слово. Ужин, - это, тепло. Ужин, - это, ожидание, что может вместо этой проклятой перловки, нам дадут, ну-у, например,… Картошку, или макароны. Но(!), - прапоры, растащившие, всё, что где-то (и когда-то) лежало вкусного, - решили за долбать нас всех, это конской кашей.
Холодная, несолёная масса, лежала в железной миске. Она даже, ничем не пахла. От неё не шёл пар, она не реагировала на колебания стола. Этот кусок «пластилина» можно было резать ножом, как кусок хозяйственного мыла, или гуталина.

Окинув взглядом, своих сослуживцев, поглощающих жадно холодные куски серой массы, - я подвинул свою тарелку сидящему напротив Семеновскому Сергею.

- Бери Серый! Ешь, на здоровье, - Друг:)
- А  т-те-б-бе  опять  от-тадь  компот, да?- как всегда заикаясь, уточнил сослуживец.
- Да, Семён, - отдать компот, - подтвердил я, - И кусок хлеба, правила, - не меняются.
- Хлеб не отдам, - заключил Семён, забираю тарелку с кашей, - Не могу Валерыч,… Сам жрать хочу, как собака.
- Ладно,… Согласен.

Старший стола, сержант Иван Сетяев отреагировал по-своему.
- Сдохнешь же, Крушинский! Жри, давай.

Лучше не отвечать. Ответишь, начнётся полемика, что, мол, спорт, - это жизнь, а служба в Армии, - вообще, мёд. Скажет что я рахит, и что мне осталось жить,…

- Что молчишь, курсант? – не унимался Сетяев, - Жри давай! Ты посмотри, как ты похудел. Что это?... Гордость? Или, дурость?... Один со всего взвода, - два месяца почти ничего не ешь! Как это понимать?...

Не отвечай ему.
Да я, и не отвечаю.
Он тебя, разозлить хочет и испытывает так на прочность.
Ты то, откуда знаешь? Ты же всего лишь, мой внутренний голос, - не больше.
Знаю, и всё(!)

- Етот варвар, из Казахстана, - подлизнул у сержанта, курсант из Прибалтики по фамилии Крисюс, - Они там, наверное, только верблюдов и коней едет, - выразил он, свою гипотезу.

- Заткнись, Крыса! Я в тебя, сейчас кружкой с компотом брошу.

- Крушинский! Крисюс! Прекратить перепалку! – прервал наш интернациональный спор Сетяев, - Крушинский дурак, что ничего не есть. Но служит, и работает он, не хуже всех вас. А иногда, даже и лучше. Смотри, я тебя предупреждаю(!), - не хочешь эту кашу есть, - сам виноват, - пощады по службе не будет.
………………………………………………
Ужин закончен. Была дана команда, - выходить на улицу, и строится. Поднявшись из-за стола, вдруг заметил, - своего земляка из ВКО, Павла Майорова.
Павел отличался от всех нас тем, что оказался в нужное время, в нужном месте. После вопроса:  А может кто-нибудь умеет, выполнять работу слесаря сантехника? Он первым вышел из строя, чем опередил других желающих.
Комбат Маслов, полистал «личное дело» курсанта Майорова и обратил внимание, что у того, не как у всех, - школа или ПТУ, а – техникум(!).
- Пойдёшь слесарем в полковую столовую! – сказал комбат и, жизнь простого голодавшего до этого, курсанта, - резко изменилась.

- Паха! Майор! Привет, Дружище!
- Валерыч! Салам, Братан! Как здоровье, как служба? Чёта ты ваще, - худой, как скелет,… Что, с тобой?...
- Долго рассказывать, - радуясь встречи с другом, начал я, - Не могу я, это дерьмо есть. Картошку, дают редко,… Макароны, - блин, не знаю, где все наши макароны,… На флоте, у моряков наверное,…
- Стоп, стоп! Подожди. А, гречку?... Что? Гречку не дают?!...
- Паха, друг! Да я уже забыл, как гречка выглядит! Эти твари, хотят, что мы - ели лошадиную кашу и ржали, как лошади. При этом,…. Им ещё и надо, - что бы мы работали, как кони.

Паша упитанный, розовощёкий курсант. Родом из Балхаша.  Для него, конечно, хорошо оказалось, что он попал в столовую. Я смотрел на него, как будто он, прилетел с другой Планеты. Он не был застёгнут на все пуговицы, как я. Более того, на нём от формы, - были только одни галифе, остальное, что-то гражданское. Где посчастливилось, кого-то раздеть.
- Паша, друг,… Я, есть хочу,…

- Выходи строиться на улицу! – повторно раздалась команда.

- Паша, сука, - я этого, не вынесу,… Мне ночью, еда сниться. А днём у меня, уже обмороки начинаются,.. Паша! Майор! Ты, меня,…

- Что за разговорчики?! Крушинский! Кому была дана команда, выходить на улицу и строиться?!

- Стоп Валерыч! Я, всё понял. На следующей недели, в среду.
- Что?... Не понял, тебя.

Крушинский! В наряд захотел без очереди?!...

- Найдёшь меня в среду, здесь в столовой, - торопясь досказать, повторил «Майор», - Чем смогу, - помогу!
………………………………………………………..
Как долго, тянется время. Нет, я не про два года службы. Я, - про среду. В понедельник занятия, затем спорт-уроки, а мне, - видится полная тарелка еды. Во-вторник, с утра кидали снег опять, я шатаясь, как дрищь, думал только обо дном, - дожить бы до среды. Засыпая во вторник вечером, я вдруг понял, - как  я, люблю Паху(!). Да, нет. Даже не люблю, - а просто, обожаю!

«Майор», - пацан, нормальный! Ну и что-ж, что не смог, служить вместе со мной?... Это, ничего. Опять же,… Если бы он, служил со мной, - кидал бы снег, со мной, ходил в наряд со мной и т.д., -то как бы он, смог бы помочь мне?!
Проваливаясь в сон, я размечтался - уже о двух мисках, каши. Пускай, лю-юбо-ой! Лишь бы, - не овёс! Может, хоть хлеба даст,… Или, чаем, напоет,… Блинннн,… Люблю, Паху-у-у,…
…………………………………………………………………………..
Среда, - оказывается, хороший день. Это ничего, - что опять в «Крысой» сцепились, это ничего, - что уснул от голода на занятиях и получил наряд вне очереди;  это, ничего, - что опять не ел весь день горячей пищи, - есть же чай и пара кусочков хлеба. Люди в «блокаду», - и этого не видели.

Ты, правда, дурак, Крушинский.
Почему?
А то, дескать, не знаешь, да?... У тебя же скоро, начнутся необратимые последствия! Сдохнуть хочешь?! Или разжалобить, кого-то?... Не выйдет.
Заткнись!
Во!Во! Ты ещё поспорь со мной. Кто тебя, только воспитал так?... Это же надо, какой характер?!...
Какой, - такой?
Упёртый!

Спорить с самим собой, это было конечно интересно, но мне - предстояло решить ещё одну проблему. Как сделать так, что бы вечером, после ужина, - у меня было, свободное время? Что бы никто, и никуда не припахал. Что делать?... Тут нужен, основательный план.

- Семён?
- Да, Валерыч!
- Есть «план». Поможешь? Прикрыть, надо,…
У Семеновского, загорелись глаза. Он, что-то заподозрил.
- А  чт-то? Жра-ач-ка  есть, да?

В следующие пять минут, пришлось объяснить Семёну, что меня нужно хотя бы на часок прикрыть. Если «кто-то» спросить, где мол, курсант Крушинский, - нужно сказать, мол, где-то тут. В туалет пошёл (и провалился), или снег кидает на улице, по личном заданию «хер-знает-какого сержанта», - пофиг! Главное, - что бы меня не хватились.

- Лад-дно, с-сделаю. Но, с тебя,… - тут Семён задумался, как Архимед. На его лбу было написано, - «чёбы-такого-попросить?»

- Тогда с тебя, кусок хлеба и,…
- Согласен!
- ….и-и-и,… Кусок рафинада!
- Согласен, - на два куска! – закончил я, наш спор.
………………………………………………………….
Добежал до столовой, за три минуты. Худое, измождённое тело, - нашло резерв и, ноги - принесли меня, сразу на кухню. Запах пищи, не давал сосредоточиться. Где-то, что-то варилось, где-то, что-то жарилось и шкворчало.

- Тебе чего, душара? – внезапно вымолвил, появившийся из облака пара, здо-ро-овый самец, - Чё потерял здесь? Или ты, с наряда?...
- Я, это,… Паху, ищу.
- Че-го? – не въехал, дежурный повар.
- Пашу, - уточнил я, - Пашку Майорова!
- А-а-а,… У него, свой «кабинет», - уже с улыбкой произнес здоровяк, - Найдёшь?

Потом ещё раз, уже более внимательно посмотрев на меня, добавил, - Найдёшь, или показать?

- Показать, - не веря тому, что скоро увижу Паху, ответил я.

Повар отвёл меня, в самый дальний угол столовой. Там, ничего не говоря, просто ткнул своей здоровой поварёгой на дверь с табличкой, - «насосная» и, ушёл.

Вот оно, что?! Ды-к вот, какой кабинет у Пахи! Обычной пацан, с Балхаша. Прослужил, как и я, - также два месяца. Также (если даст, Бог!) уволиться вместе со мной, - в ноябре 86 года. Много, похожего. Только вот, я - службу тащу бессонными ночами, а друг мой,…. Ладно,…

Не кого, не видя рядом, я толкнул дверь, - она оказалась не запертой. Сразу же в уши, ударил шум работающих вентиляционных двигателей. Две установки качали воздух. На бетонном полу, стоял одинокий стул. На этом, все мебель, кончилась. В углу, зачем-то лежала целая пачка картонных листов.

Да-а-а,… Паша, Паша,… Кабинет  твой, как бы это, помягче сказать?...
Зато, - он в тепле, и пожрать всегда есть(!)
А, - это ты, опять?...
Да, я. Если я правильно понимаю, - то ты, должен дождаться его здесь. Садись и, жди.
Не командуй!
Ты мне спасибо скажи, что разбудил твой голос разума. У самого ума не хватило, раньше сюда прийти.

Минут через  5-10 ожидания, дверь открылась и в помещение, зашёл виновник торжества.
 Увидев меня, одиноко сидящего посреди комнаты на стуле, Паша с радость воскликнул:
- А-а, вот, это кто! А я то, подумал,… Повар говорит, или мол, к тебе пришли. А кто пришёл? Зачем пришёл? Не говорит. Ни фига себе, - праздник! Как дела, Валерыч?...

- Паха, - привет, - вставая со стула, сказал я, - У меня есть, - где-то час. Я, - ЖРАТЬ хочу.
- Ты чего, Друг?...  Так оголодал, что,…
- Паша, Братан! Дай мне что-нибудь, - хлеба там, или чаю с чем-нибудь,… Если есть, конечно,… Писец, я еды нормальной, - третий месяц уже не видел.

Паша внимательно всмотрелся в меня. Покачав головой, сказал: - Ты вообще, не важно выглядишь, друг,… Я бы, посоветовал бы тебе, что бы,…
- К чёрту советы, Паха! Тащи, сука, жрать! Я сейчас, слона съем!
- Понял. Понял, Валерыч! Щас, принесу!
- Тока быстрее, - уже перестаю себя контролировать,…
- Щас! Я, мигом!

Паша убежал, а я, - снова сел на стул. Время текло, так медленно, что мне показалось, что я жду уже целый час. Но «Майор», вернувшись в свой кабинет, сказал, что его не было всего 5-7 минут.

- Что это? – спросил я, увидев в его руках, какой-то серый предмет, - Это же, вроде, не тарелка, так?...
- Да, так, - согласился Павел, - Это, не тарелка. Это, - КАСТРЮЛЯ.
- Кастрюля?!... Нихера себе?! Поди ещё и полная?...
- Короче, Валера,… Я не стал сильно заморачиваться,… Здесь, - Паха, ткнул взглядом на кастрюлю, - Пайка на десять человек. Я, её,…
- Как, на десять?... Не понял,… Зачем на десять? Почему на десять?

Заткнись! Тебе принесли хавчик, - вот, и жри. Сейчас до орёшься, он всё обратно унесёт. 
Да я, не съём столько.
Ну и что? Ешь, - пока, дают.

- А что в кастрюле? – дрожащим от вожделения голосом, спросил я.
- Валера! ГРЕЧКА! Десять больших поварёшек, ГРЕЧКИ. Ты же, вроде гречку хотел?
- Гречка?! … Десять поварёшек?...
- Гречка! Но, не простая. С - мясом!
- С мясом!? Не может быть,… С МЯСОМ, точно?!...

Паша открыл крышку и от туда ударил запах, за который можно было бы, если уж не Родину продать, то много чего, можно было сделать. Глаза увидели, пищу. Ноздри втянули мясной запах. Рот наполнился слюной. Я чуть не начал есть руками, но Паша заботливо вытащил из кармана ложку.

- На, друг. Ешь, на здоровье! Я так понимаю, что по службе, поговорим потом, да?...
- Да, Паша,… Да. Дорогой. Всё, потом!

Пусть начнётся война, - я со стула, даже не встану. Если будет землетрясение, - я этот казан, из рук, - не выпущу.  Я уже не обращал внимания на «Майора». В этой комнате, были только двое: я и,… казан с едой.

- Я тебя на всякий случай, закрою здесь на часок, да?... Ты же, не против?...

Паша засуетился до двери, вытаскивая из брюк связку ключей.

- Сам понимаешь,… Кто так зайдёт ко мне,… А тут, - Ты, - с этой кашей,…

Я не дослушал, его до конца. Дверь не успела даже закрыться, как ложка - сделала свой первый заход.
………………………………………………………………
Оказывается мозг, перестаёт работать, в некоторых ситуациях. Я уже не слышал шум, работающих вентиляционных насосов. Зачем слух?... Когда ешь, - можно обойтись и без него. Зрение, тоже можно было сильно не напрягать, - мимо казана, не промажешь. Только, рефлексы.
Раз! Два! Три! Окунул. Достал. Проглотил. Раз, два, три! Зачерпнул. Поднёс ко рту. Прожевал.

Треть кастрюли, исчезло, как будто, и не было. Гречка была сочная, пропитанная солдатской тушёнкой. Хлеба, не было. Но тут, можно было есть, и без хлеба. Внутренний голос, молчал. Но! Даже, если бы «он», - что-то попытался бы, сказать, - то вряд ли я, услышал бы «его». Это был праздник желудка, а, - не «его».

Сколько времени, прошло? Полчаса? Час?... Блин, плохо, что часов нету,… Пол казана, - как, не бывало(!). А я, думал, что он, тарелку принесёт:),… А тут, оказывается,…

Ты что, - доедать будешь, это всё?
О! Проснулся:)! Ну-у,… Как тебе сказать?.... Я буду, есть, - пока, могу,… Кстати,… Дверь то, всё равно закрыта, - не так ли?... Куда деваться, то?...
А Семён там, не подставит тебя? На службе, не хватятся?
На службе?... На какой, блин, службе?...
Тебе, плохо будет. Хватит, жрать.
Да, пшёл «ты»!

В какой-то момент, я понял, - для чего у Пахи, куча картонок на полу. Удобная сука, вещь оказывается! Если лечь на этот настил, - то есть оказывается, - можно и там.
Не помню, когда последний раз, ел лёжа.
В детстве,…
Наверное,... Не мешай мне! И вообще,… Надо бы ремень ослабить и,… Пуговку верхнею расстегнуть.
Хватит, жрать!
Отвали! Не до тебя,…

В какой-то момент, - я понял, что наелся. Пузо, - было полное. Всё бы, ничего, но(!), - в казане, ещё оставалась ЕДА(!). Не то, что бы я, ещё был голодный, - нет. Но,… Дверь была закрыта на ключ; я уже почти лежал на полу; а в кастрюле, - ещё была, ПИЩА(!). Что делать?... Бросить кастрюлю и просто сидеть и ждать Паху? Ну, нет,… Я слишком долго ждал, этого момента.

Рука автоматически доставала еду из кастрюли и, доставляла её до рта; рот, автоматически открывался, принимал пищу; зубы начинали жевать, - кадык дёргался и,… Всё снова, - по новой.
Раз! Два! Три! Достал. Засунул. Проглотил.

Живот так, раздуло, что пришлось уже не только ослабить ремень и пуговку, а расстегнуть всю ширинку. Брючной ремень, просто болтался вокруг  тела. Я, попытался встать. Ничего, не получилось.

Так,… Что за, херня? Надо попробовать ещё раз,…

Оперившись одной рукой об пол (во второй руке, была же, кастрюля:), попробовал снова встать. Кое-как, шатаясь, - добрёл до стула. Но сесть, - не получилось. Не получилось, сука! Тело, уже меня не слушалось. Я вдруг понял, - что уже, - НЕ МОГУ СИДЕТЬ. Моему телу, можно было находиться только в двух положениях: тупо, - только лёжа; или тупо, - только стоя. Сидеть я, уже - точно, не мог.

Где же, Паха? Куда он, пропал?.... Сколько вообще, время?...
Что? Плохо тебе, да?
Да,… Мне, очень плохо,…
А я, тебе говорил, - не жри столько.
Я, не хотел,… Я, думал, что,…
Ладно, не оправдывайся! Видели, - как ты, не хотел.
У меня, - что в глазах, темно,… Блинннн,… Что, со мной?....
Х-хм-м,… Что с тобой?... А ты, слышал, что такое «заворот кишок»?  Так бывает, когда много,…
Да, понял я, уже! Отстань. Что делать, то?!...

Когда Паша открыл дверь, я встретил его у самого порога. Он, что-то хотел спросить, но всё уже было сказано после того, - как я ему протянул, ПУСТУЮ кастрюлю. На ум, пришёл мультик про собаку и волка. Где собака, взглядом провожая серого хищника, услышала от него: «Ну,… Ты еслиф чё, - заходи!». Волк, ломая изгородь (потому, что объелся и не мог согнуться), шлёпая лапами, - ушёл в заснеженный лес.

- Помоги, мне, - выдал мой, рот, - Паша,… Друг,… Помоги мне, дойти,…
- Ды-к, я, - на смене, Валерыч, - начал, Павел.
- Я, сам, - не дойду,…

Паша удивлённо крутил в руках, переданный мною пустой казан.

- Всё, съел! ПИСЕЦ! ВСЁ!... Как это, возможно?... Здесь же, на десять человек, было,…
- Паша, - всё потом,… Я, даже, говорить не могу,… Плохо мне, совсем Братан,…
- Может в медпункт, а?
- Какой медпункт? Ты, чего?... Они там, только клизмы умеют ставить,… Помоги «майор», до казармы дойти,… Я сам один, - точно не доберусь,…

Паша взял меня нежно, как невесту под руку и повёл, через весь зал столовой. Удивлённые взгляды были направлены нам вслед. Что бы хоть как-то оправдаться перед своими коллегами, Павел выдал: - Устал человек. Плохо ему, что-то стало,…
Я поддакнул ему, - сильной отрыжкой. Народ растянул лица, в улыбках.

Дверь казармы, была такая близкая и далёкая одновременно.  Открыв её, я бережно протиснулся в проём. Дневальный на тумбочке, что-то хотел спросить, но, передумал. В расположении взвода, все уже готовились ко сну. Найдя взглядом Сёмёна, я кивком головы задал немой вопрос, - Ну что? Всё нормально? Не искали, меня?

Семён увидел меня и, что-то почувствовал.

- Т-тебе плохо, Вал-лера?
- Семён,… Я помираю,… Как, тут?...
- С-старшина т-тебя спрашивал на веч-черней проверки. Я уже не знал, что говорить,… Ты, х-хлеба принёс?...
- Сеня, - подожди,… Тут, не до хлеба сейчас,…
- Я, прикрыл тебя! Ты, чего?... Я с-сказал, что ты -  в мед-дпункт пошёл!... Та-ак, нельзя! Где мой хлеб и сахар?!
- Тише. Не кричи,… Я, - пойду лягу. Сержанту скажи, что,… Мол, заболел,… Температура у него, - понял?
- К-куда, ляжешь?... Г-где  хавчик?! Ты, чего?! Кинул меня, да?...
- Семён,… Завтрак весь, твой.

У Семёна, округлились его большие глаза.

- К-как, весь? ЗАВТРАК?! Весь?...
- Забери его, - ВЕСЬ! И знаешь, ещё что?...
- Что?
- И обед  этот,… Грёбанный! Тоже, можешь забрать!

Р.S.

Я не только отдал Семёну завтрак и обед, ему был отдан, также -  и ужин. После выпитого вечером, стакана горячего чая, я опять заметил взгляд своего сержанта. Он вновь, покрутил пальцем у виска, как бы говоря мне, - умрёшь, сука, с голоду, - потом, блин, - никого не вини!
Дня три у меня ушло, что бы хоть как-то восстановить организм. Все три дня, - меня сопровождала изжога, пердёжь, икота и отрыжка:) Береги, сука, - здоровье, Люди:)!

В.К.
03.10.2022.