Белый теплоход

Галина Дейнега
(На фото мы, две Галины, и белый теплоход)
История эта приключилась в начале шестидесятых. На третьем курсе института я вышла замуж. Наступило лето. Жили мы в ста пятидесяти километрах от моря и каждый год, непременно, хоть несколько дней проводили на морском пляже. И в тот год мы, молодожёны, на море, недалеко от Новороссийска. На пляже совершенно случайно (хотя в жизни ничего не бывает случайного, всё закономерно) встречаю институтскую подругу, тоже Галину, с её мужем Владимиром. Пляж, солнце, Черное море, белый теплоход, появившийся на горизонте. Песня!

Мы были наслышаны, что по маршруту Одесса-Батуми курсирует дизель электроход «Россия» с интересной историей.
— А мой двоюродный брат Олег женат на грузинке Натэли. Они учатся в Москве в консерватории, а летние каникулы проводят у родителей жены в Батуми, — сообщила подруга.
Мы тут же загорелись желанием совершить путешествие на «России» из Новороссийска в Батуми и посетить  грузинских родственников. Сказано — сделано!

Оказалось, что места в каютах все распроданы. Есть только палубные билеты.
Что нам, молодым, всего одну ночь провести на палубе? Романтика да и только!
Обратные билеты из Батуми в Новороссийске не продают. Их нужно будет приобрести по прибытии в порт Батуми. И это нас не остановило. Нас ничто не могло остановить!

Итак мы на палубе дизель-электрохода «России». Сдав вещи в камеру хранения, отправились знакомится с судном. Нравится всё. И белый рояль в салоне.
История же его такова. Судно построено в 1938 году в Германии. Носило название Patria. Есть версия, что (по свидетельству многих очевидцев) одно время называлось «Адольф Гитлер». Длина судна 182,1 м; ширина 22,6 м; осадка 7,1 м. В 1945-1946 годах «Патрия», захваченная англичанами, оставалась у них как военный транспорт под наименованием Empire Welland, и пока оформлялись репарационные списки, успела сделать два рейса Ливерпуль-Нью-Йорк. 7 февраля 1946 года дизель-электроход был получен СССР в числе других судов по репарации и передан на баланс Черноморского пароходства под наименованием «Россия». До мая 1947 года «Россия» работала на первой международной линии, созданной в Черноморском пароходстве после Великой Отечественной войны (Одесса-Нью-Йорк), сделала несколько спецрейсов по перевозке репатриантов из Бейрута в порт Батуми. На Крымско-Кавказской линии (Одесса-Батуми) пользовалась огромной популярностью у отдыхающих.
При  пассажировместимости 730 человек «Россия» брала на борт ещё дополнительно до 200-250 (а при необходимости до 500) «палубных» пассажиров, которые, не имея собственных каютных мест, ночевали в шезлонгах на прогулочных палубах.

Рейс Одесса-Батуми туристический, предусмотрены экскурсии. Запомнилась продолжительная стоянка «России» в Сухуми. Побывали на пляже, в питомнике для  обезьян. Но не это запомнилось. Приятное впечатление получили в парке. Два киоска. Оба продают газированную воду. Около одного киоска никого нет, у другого — очередь. Почему? Обслуживание разное. Пить воду из красивых фужеров приятнее, чем из обычных гранёных стаканов, которые повсюду! Такой пример рыночных отношений.

На ночь мы получили шезлонги и пледы. Ночевать на палубе не комфортно. Но одну ночь потерпели.

В порт Батуми прибыли рано утром. Сразу же отправились к кассам. Те ещё закрыты, но очередь уже приличная. Решив, что не стоит всем нам четырём тратить бестолку время в очереди, разыграли, кому стоять, а кому знакомиться с городом. «Счастье» выпало мне.

Жду. Открываеися касса. Очередь продвигается довольно быстро. Вот уже я подхожу к кассе, моих друзей нет, а у меня денег на четыре билета в оставшиеся каюты не хватает. Нужна ещё небольшая сумма. Небольшая, но без неё никак. Я в панике. Тут-то и произходит нечто неожиданное.

Видя моё состояние, окружавшие грузинки интересуются, в чём дело. Я признаюсь. И мне совершенно незнакомые люди собирают недостающую сумму. Собрали! В шестидесятые годы так жили!

В дом к грузинским родственникам мы нагрянули неожиданно, но хозяева встретили нас радушно. Родители тут же отправил Натэли в кафе принести одно из самых знаменитых блюд грузинской кухни, без которого не обходится ни одно застолье. Хачапури! Название происходит от двух слов: «хатчо» (творог) и «пури» (хлеб) и  представляет собой лепешку с имеретинским сыром, напоминающим по консистенции творог. Аромат, цвет, вкус этого румяного открытого пирожка из сдобного теста в форме лодочки с расплавленными сыром и маслом в центре не стёрлись из памяти.
Семья жила в просторном частном доме. После застолья нас пригласили в зал. В просторный зал, где свободно размещался рояль, а вдоль стены располагались удобные стулья. Олег и Натэли устроили нам замечательный концерт.
Потом была прогулка по городу, обед с домашним вином и интересными легендами, проводы с подарками на дорогу. Вечером «Россия»  отчалила от гостеприимного порта Батуми. На этот раз мы расположились в удобной каюте.

А какова судьба теплохода «Россия»? Продолжая обслуживать Крымско-Кавказскую линию, судно выходило и в отдельные спецрейсы на Кубу, в страны Западной Африки. В 1978 году «Россия» возила на Кубу участников Всемирного фестиваля молодёжи и студентов по маршруту: Одесса-Лас Пальмас-Алжир-Гавана.
Теплоход снят в эпизодах художественных кинофильмов «Голубые дороги» (1947), «Запасной игрок» (1954), «Потерянная фотография» (1959), «Иностранка» (1965), «Бриллиантовая рука» (1968), «Контрабанда» (1974), «Поворот» (1978), «Как молоды мы были» (1985).
В 1985 году судно выведено из состава флота, списано и разделано  на металл
в Японии.