Освобождение как смысл жизни

Сергей Горский Москва
                Вставай, страданьем заклеймённый
                Весь мир кармических рабов!
                Умом от спячки Пробуждённый,
                К Освобожденью будь готов!


                Свобода есть тайна.

                Николя Мальбранш



В чём заключается смысл жизни?

Существует известная поговорка, идущая из тьмы веков и приписываемая всем, кому не лень: «Человек (или настоящий мужчина) в своей жизни должен сделать три вещи: посадить дерево, построить дом и вырастить сына». (Есть и пародия на эту поговорку: «настоящий мужчина должен отрастить живот, построить тёщу и посадить печень».  Лично меня второй вариант совершенно не вдохновляет.)

Для гедониста смысл жизни — наслаждение. Для артиста — искусство.  Для капиталиста — деньги, капитал, монополия, сверхприбыль. Для политика — власть. Для диктатора — неограниченная власть. (Вспомним Джона Эмериха Эдварда Дальберг-Актона: «Власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно» — англ.  — “Power tends to corrupt, and absolute power corrupts absolutely. Great men are almost always bad men”.)

Упомянутые первым бароном Актоном “Great men”, то есть «Великие люди», которые «почти всегда — плохие люди», зачастую целью своей жизни видят великие свершения: в науке, искусстве, философии, в политике и её продолжении иными средствами в виде войны, в строительстве великого государства, в реформах великого и не очень государства, в строительстве великих империй, век которых уже давно прошёл.
 
Одним из величайших императоров мира был Чингисхан, великая монгольская империя которого выросла по историческим меркам практически молниеносно из кочевников Степи, а сам он из Темучина (монгольского Кузнецова или Смита) превратился в Чингисхана (Великого хана).

Сначала подмял под себя кочевников, установив свой непререкаемый закон по названию «Ясы» на Великом курултае в 1206 году. Потом покорил с их помощью великую Китайскую империю (он сам занял север, его потомки — всё остальное), основанную первым китайским императором Цинь Шихаун-ди ещё в III веке до новой эры. Не помогла ни Великая китайская стена, ни великая китайская армия, ни великие китайские полководцы, ни великая китайская цивилизация (и все эти слова без всякого намёка на стёб).

После этого пошёл на Среднюю Азию, беспощадно вырезав Хорезм, с боем взял Семиречье (Казахстан), Афганистан, Кавказ, Крым, Великую Булгарию в междуречье Волги и Камы. Его полководцы, сыновья и внуки распространили завоевания ещё дальше, вплоть до Московии, Центральной и Северной Европы на Западе, Японии, Кореи, Вьетнама, Ирана, Пакистана, Бирмы, Тибета на Востоке. Только смерть хана Удэге спасла Венецию и Вену от участи Киева, Рязани, Козельска.

Этот великий хан Степи сам, с нуля, выстроил за 20 лет империю, которая в 2 раза превышала Римскую империю и в 4 раза империю Александра Македонского! Правнук Чингисхана правил пятой частью всей земной сушей!

Чингисхан погиб в походе, по одной из версий — от отравленной стрелы, по другой — от удара при падении с коня. Согласно легенде, последними словами Великого воина были:

«Высшее наслаждение состоит в победе: победить своих врагов, преследовать их, лишить их имущества, заставить любящих их рыдать, скакать на их конях, обнимать их дочерей и жен».

Такой вот смысл жизни и высшее наслаждение захватчика. 

А вот для истинных христиан смысл Победы состоял и состоит не в победе над врагами и измывательстве над их родными, а в Великой Победе над смертью:

             «Но то скажу вам, братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления.
              Говорю вам тайну: не все мы умрём, но все изменимся вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мёртвые воскреснут нетленными, а мы изменимся.               
              Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие.
              Когда же тленное сие облечётся в нетление и смертное сие облечётся в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: “поглощена смерть победою”.
              “Смерть! где твоё жало? ад! где твоя победа”?» (1 Кор. 15:50-55).

Для ранних христиан целью жизни было воскресение в Царствии Божием. Для поздних истово верующих христиан, которые так и не дождались второго пришествия Спасителя «вскоре» после его смерти и чудесного Воскресения, цель жизни — обетованное Царствие Небесное, само существование которого учёные мужи подвергают сомнению.

А вот индуисты и буддисты целью жизни ставят Великое Освобождение от уз сансары, изначальной и бесконечной колесницы жизни-смерти, неминуемым следствием которой является страдание:

               «Вот, о монахи, благородная истина о страдании:
               рождение — страдание,
               болезнь и расстройство здоровья — страдание,
               смерть — страдание,
               присутствие того, кого мы ненавидим — страдание,
               отделение от того, кого мы любим — страдание.
               Короче, пятичленная привязанность к существованию — страдание», —  провозгласил Будда первую благородную истину своего учения, Дхармы. 

То есть это означает, что все гедонисты, артисты, капиталисты, учёные, философы, воины, политики, диктаторы, императоры и прочие представители вида Хомо сапиенс обречены на смерть и новое рождение в виде нового живого существа, и это новое циклическое рождение, весьма непродолжительное по космическим меркам существование и последующая смерть неизбежно сопровождаются страданием. Следовательно, целью жизни для всех без исключения представителей вида человека разумного является Освобождение из извечной круговерти жизни-смерти, над которой не властен даже христианский Спаситель:

«Как же понимается освобождение от сансары, часто уподобляемой в индийских текстах болоту, в котором живые существа увязают, или океану, в котором они тонут? Очень по-разному: для недвойственной веданты освобождение – это обретение мистического гносиса, знания тождества истинного “я”, подлинной самости человека (атман), и абсолютного духа (Брахмана), для санкхьи это разотождествление духа и материи, для теистической веданты — единение с личностным Богом, подобное единению влюбленных, для джайнизма – освобождение души от связи с неодушевленным миром, с материей, для буддизма Тхеравады — угасание страстей и влечений, пресечение неведения, для буддизма Махаяны — постижение своей собственной природы как природы Будды и осознание пустотности (понимаемой как отсутствие самобытия) сущего. Но в любом случае, это выход из круговращения сансары, прекращение перехода из одного существования в другое, конец страдательности и постоянной обусловленности одного состояния другим, выход из мира претерпевания в мир свободы (мокша, нирвана, кайвалья, мукти). Именно свобода, абсолютная и трансцендентная, и образует высшую и безусловную ценность традиционной индийской культуры» [1].

Вот о способах достижения этого метафизического Освобождения, которое не имеет ничего общего с западным пониманием свободы в виде либерализма и прав человека,  и пойдёт речь в данной части:


Содержание:

1) Революция сознания, или наша цель — Знание!: http://proza.ru/2022/10/02/391
2) Освобождение из плена со-знания: http://proza.ru/2020/05/16/947
3) Голографическая матрёшка сознания: http://proza.ru/2017/03/27/524


Примечания:


1.Е.А. Торчинов «Пути философии Востока и Запада»


       3 октября 2022 года