Побежали...

Любовь Матвеева-Поротикова
    
     "Научит бегуна чужая сторона - и вымучит, и выучит",
     «Коли с правдой, так не один»,
     "Делай что должен, и будь что будет"(русск. пог.)

      - Сколько стоит плацкартный билет до Владивостока? – спросила я у дежурного по вокзалу.
      - Семьдесят пять тысяч тенге, - ответила мне дежурная.
      - А самолётом триста тысяч... На вокзале есть касса аэропорта? – спрашиваю.
      - Нет.
      Я отошла вся в раздумьях. Осень, пора куда-то ехать, а я не определилась. Долететь до Владивостока в одну сторону – это как неделю в Турции отдохнуть. А ведь надо ещё и вернуться! Ладно, подумаю ещё, а пока надо осмотреть вокзал – после капитальной перепланировки я ещё здесь не бывала. На первом этаже больших изменений не видно, а вот и новинка – эскалатор! Это – точно благо! Я встаю на движущуюся ленту, и она возносит меня на третий этаж, в зал ожидания. И здесь никаких эффектов, но стало заметно удобнее, современнее.
       А что это за молодчики слоняются по залу? Все – двухметровые, в хорошей одежде, с дорогими чемоданами на колёсиках! Многие сидят, на коленях – планшеты, они играют... в войну! Не беженцы ли из России, которые стриганули от реальной войны? Сегодня читала утром по интернету, что за неделю в Петропавловск из России прибыло больше двадцати тысяч, и продолжают прибывать! Триста человек сразу попросили гражданства, кто-то остаётся здесь, кто-то едет дальше, в Астану, в Киргизию. Говорят, Россия уже перекрыла границу для таких, а Казахстан перекрыл границу с Китаем - наверное, и туда потекли. Таксисты, говорят,  обнаглели, до Астаны теперь берут по сто тысяч тенге с человека. А как цены в буфете на вокзале? Я подхожу к витрине, и вижу - тоненькие бутерброды стоят от 500 до 1500 тенге. Ужас!
       Внимательнее оглядываю зал, и вижу девочек, которые хлопочут вокруг столика, на котором стоят большие термосы с чаем, выпечка. Наверное, это волонтёры, помогают приезжим, кормят их... Ну, куда же без девчонок? Наверное, и ночевать приглашают, кому есть куда пригласить... Ну почему же, в самом деле,  симпатичному беженцу бесплатно не покушать, не переночевать в комфортных условиях? Ведь они наверняка привыкли мягко спать, сладко есть!
       У меня к беженцам двоякое отношение – а кто же и нас в случае необходимости защитит, если не мужчины? С другой стороны, выросло поколение, которому талдычили про успех, про деньги, все хотят славы и богатства, а таких слов, как РОДИНА, ПАТРИОТИЗМ, ЧЕСТЬ, ДОЛГ все эти годы даже не звучало. Политические импотенты... Чего же от них ждать?..
       Да, видно, что уехали от мобилизации люди не бедные, наверное, имеющие образование и представление, чего бы они хотели от жизни. ЭЛИТА. А на войну попадут победнее, без дипломов, многие из которых и Украину-то на карте не покажут. Я часто задаю молодым парням вопрос: «Назовите столицу Украины?», и потешаюсь, когда они отвечают, что столица Украины - это «Башкирия», «Белоруссия», в лучшем случае «Одесса»... Такое поколение выросло, безграмотное. Так вот почему государству выгодно, когда народ тёмный, неграмотный – пойдут на войну и не пикнут! И в очередной раз спасут ЧЕЛОВЕЧЕСТВО от фашизма! А потом ещё и детей нарожают - не для себя жить привыкли!
        Ладно, сегодня 29 сентября, день моего рождения! Надо отметить! Схожу в столовую, как будто в кафе! Пересекаю привокзальную площадь, захожу в знакомую столовую, тут недавно за 800 тенге можно было прекрасно пообедать.  Только не сегодня! Те же двухметровые парни стоят длинной очередью к кассе. Странно – на стене висит меню, указаны все блюда, много блюд, только цены не указаны.
       - А где цены прочитать? – простодушно спрашиваю я раздатчицу.
       - Нигде не прочитаете, - отвечает она. Я прислушиваюсь у кассы:
       - Две тысячи, три тысячи, - требует кассир, а на подносах всего-то куриное крылышко да чай!.. И все клиенты подают десятитысячные купюры... Нет, лучше поем дома! Я выхожу из столовой, останавливаюсь около  знакомой продавщицы, которая торгует на улице:
        - Вера, что происходит? – спрашиваю её.
        - А вон посмотри! – кивает она на обменный пункт, из которого тянется на улицу длинная очередь молодых мужчин. – Им меняют рубли на тенге, как на душу придётся! Один парень догадался, подошёл ко мне, попросил, я ему по настоящему курсу поменяла! А аренда квартир как взлетела, до полумиллиона в месяц хозяева требуют!
        Я представила, как эти дни разгулялась милиция, таможенники, кассиры... Поговорила с одним парнем, оказалось, он из местных, Сергей. Приехал из Краснодара, где несколько лет назад поменял казахский паспорт на российский,  получил высшее образование психолога. Там он планировал и жить, но вынужден был вернуться на родину, в Петропавловск. Тут у него живёт мама, которая родила его, единственного, поздно, когда ей было уже за сорок. Разве она его отпустит?
         Сейчас Сергею около тридцати, он недавно женился, и воевать вовсе не собирается. Гедонист – жить и наслаждаться жизнью его девиз! К тому же за кого воевать, за Россию? А при чём здесь он, родившийся в Казахстане? Даже детей с женой не планируют. Теперь они намерены жить в Европе, жена уже улетела в Португалию, и он вскоре последует за ней. Ни испанского, ни португальского языка он не знает, зато английский знает в совершенстве!
         Подошла его мама, Валентина, женщина лет семидесяти. Подозрительно посмотрев на меня, взяла сына под локоть и увела - позвонили, что подходит их очередь получать идентификационный номер, дающий право жить и работать в Казахстане.
         А я поехала домой...

         На фото петропавловский вокзал после реконструкции. Всё красиво, рационально и холодно. А я, послевоенная, хорошо помню старый одноэтажный вокзалишко, толпу неуверенных в себе людей - плохо одетых, маленьких, забитых, едва ещё опомнившихся от войны и сталинских репрессий, с фанерными чемоданами, которые ни языков не знали, ни законов, ни своих прав, но границы пересекали так же уверенно, как эти молодые современные гиганты, когда шли отвоёвывать свободу Родины, когда надо было задавить фашизм. ТЕ от повесток не бежали!..