Генерал Андрис Преториус. Отец-основатель ЮАР

Кирилл Козубский
Грозна «Владычица морей» —
Но крепче ГЁЗОВ стали БУРЫ:
Их море — африканский Вельд!
Их галионы — бычьи фуры!

Этот человек стоял у истока одной из великих держав. Андрис Вильгельмус Якобус Преториус (Andries Wilhelmus Jacobus Pretorius) родился 27 ноября 1798 года на Юге Африки, в Капской колонии, тремя годами ранее оккупированной англичанами. Андрис появился на свет в городке Храфф-Рейнет — основанном в 1786 году и представлявшем собою бурский оазис в пустыне Карру. Отец Андриса — Мартинус Вессель Преториус, мать — Сусанна Елизавета Фильюн (Viljoen). Кроме Андриса, у них были сыновья Йоханнес Лодевик (Johannes Lodewyk), Геркулес (Hercules), Хеннинг Петрус Николаас (Henning Petrus Nicolaas) и дочь Сусанна (Susanna).

Мартинус Вессель Преториус был потомком Йоханнеса Преториуса (Johannes Pretorius), переселившегося в Капскую область из Нидерландов в 1666 году. Йоханнес Преториус — сын Весселя Схулте, который, в бытность студентом-теологом, перевёл свою фамилию на латынь и стал Преториусом…

8 ноября 1818 года Андрис Преториус женился на Кристине Петронелле де Витт. Примечательно, что Андрис Преториус имел репутацию весьма образованного человека, несмотря на то, что получил всего лишь домашнее образование. Что было характерно для многих буров той эпохи...

В 1825 году оккупанты объявили английский язык — единственным языком администрации Капской колонии, а в 1827-м — единственным языком капских судов. Недовольный высокомерной и бесчестной политикой британских властей, Преториус принял участие в Великом треке, отправившись в 1836 году, вместе с тысячами других буров, прочь за пределы захваченных англичанами голландских владений. Главным транспортным средством эмигрантов стали фуры, запряжённые четырьмя-шестью-восемью парами быков. В связи с чем, за бурскими переселенцами закрепилось прозвание «треккеров», «фуртреккеров» или «трекбуров». Удалившись (только лишь на время) от англичан, фуртреккеры столкнулись с иной враждебной силой — воинственным племенем зулусов и другими племенами банту (буры обобщённо называли их «кафрами»). Отвечая на брошенный им вызов, буры создали летучие отряды-«коммандо». На африканском диалекте голландского (который тогда не получил ещё статуса литературного языка африкаанс): Vlug Kommando. А уже в ХХ веке слово «Kommando», в немецкой транскрипции «Kommandos», прочно вошло в международный лексикон. Где получило значение не только (и даже не столько) партизанского отряда, сколько спецназовской элиты...

Бурские коммандо поначалу иногда попадали в кафрские ловушки. А 6 февраля 1838 года зулусским королём Динганом (Дингаан, Дингане) был подло убит прибывший к нему на переговоры бурский генерал Питер Мориц Ретиф (потомок французских гугенотов). А вместе с Ретифом — его ближайшие соратники и множество бурских женщин и детей!

26 ноября 1838 года Андрис Преториус был избран коммандант-генералом. Вступив в должность, он сразу же приступил к реструктуризации коммандо, способного пронести пламя войны и мщения по Зулуленду. 6 декабря 1838 года Преториус провёл совещание с противниками Дингана из числа зулусов. 9 декабря медленно и осторожно, избегая возможных ловушек, во главе отряда из 464 бойцов, позже названного Die Wenkommando (Победоносное коммандо), Преториус от берегов реки Васбанк скрытно двинулся в сторону столицы зулусов Ум-Гунгундлову. Он петлял меж невысоких холмов, а когда останавливал свой отряд, то разбивал лагерь (laager) из фур, поставленных по кругу (так называемый «вагенбург»). Отряд Преториуса переправился через реку Баффало (Бюффелс) и в субботу 15 декабря 1838 года остановился вблизи её притока Инкоме (Нкоме), в 50 км от Ум-Гунгундлову. Преториус тщательно подбирал место для лагеря и расположил его таким образом, чтобы с одной стороны оказалась глубокая заводь реки Инкоме, а с другой — ущелье. Вдоль реки, ущелья и открытой местности были расставлены 57 фур (по другой версии — 64), связанных между собой брёвнами, в форме своеобразного скруглённого треугольника или буквы D. За брёвнами заняли оборону бойцы Ди Венкоммандо, располагавшие, кроме мушкетов, двумя небольшими пушками (одна из них — 6-фунтовая флотская карронада, с самодельным лафетом). Пушки установили в проходах, где фуры не были сцеплены между собой. Перед боем набожные буры дали клятву всегда соблюдать субботу и построить церковь, если Бог дарует им победу. Вот текст клятвы:

— Господи! Если Ты защитишь нас и предашь врагов в наши руки, мы построим дом в честь имени Твоего и наша победа будет воспета до последнего колена потомков наших, потому что в этот день будут воспевать Честь Твою...

Вообще же, кальвинисты-трекбуры истово молились и пели псалмы с самого начала похода. Глубиной своего религиозного чувства они превосходили и ханжей-англикан, и язычников-зулусов.

О приближении врага Преториус, организовавший хорошую разведку, узнал заранее. Зулусы подошли с другого берега реки Инкоме. Один из очевидцев описывал их приближение как «угрожающее тёмное облако из 15 тысяч человек». Это были элитные части Дингана, которыми командовал генерал Ндлела, заманивавший ранее фуртреккеров в ловушки в Италени и Веглаере (в апреле и августе того же года). Для Ндлелы выгодней было напасть на буров во время передвижения, подпустить их поближе к столице и атаковать в узкой скальной расщелине. Но Преториус вынудил его отступить от этой уже проверенной тактики. В ту памятную субботу, произошли лишь незначительные перестрелки между патрулями фуртреккеров и передовыми отрядами зулусов.

К вечеру спустился густой туман. Ночью зулусы не атаковали буров из суеверного страха перед фонарями, развешенными по периметру лагеря. В течение ночи с 15 на 16 декабря 6000 зулусов, под командованием Дамбузы (Нзобо), перешли через реку. Атака зулусов началась перед рассветом. 464-м бурам противостояло по разным данным от 12 до 20 тысяч зулусов, вооружённых щитами и копьями-ассегаями. Таким образом, на одного бура приходилось от 30 до 45 зулусов. Бойцам коммандо помогали около 200 слуг, преимущественно из числа готтентотов. Одни из них следили за лошадьми, другие занимались перезарядкой мушкетов. Дело было поставлено так, что практически мушкеты успевали перезаряжать каждые пять секунд. Для повышения поражающего действия буры использовали картечь.

Первый штурм лагеря был успешно отражён. Во время второго зулусы приблизились к фурам, но были снова отброшены назад на 500 ярдов. Зулусы атаковали с нескольких сторон: и со стороны открытого пространства, и со стороны ущелья, и со стороны реки Инкоме, которую относительно безопасно можно было пересечь в двух местах, но не напротив лагеря. Зулусы же пошли и через глубокую заводь и многие из них просто-напросто утонули, а не были поражены огнём коммандо. Для буров же большую проблему создавали животные, находящиеся внутри лагеря, ибо вследствие страшного шума боя они могли взбеситься от страха.

Последняя, третья атака зулусов длилась почти час. Яростный штурм натолкнулся на ещё более яростный отпор буров. Ндлела слишком поздно бросил в бой резерв. Этот ход уже не мог спасти зулусов от поражения. Между тем, бОльшая часть боеприпасов коммандо была израсходована,.. но и напор воинов Дингана уже прошёл свой пик. Их силы постепенно стали иссякать. И когда натиск зулусов заметно ослабел, Преториус, у которого осталось уже совсем немного боезарядов, через один из проёмов между фурами пустил в бой кавалерию — и обратил врага в бегство.

Буры преследовали противника несколько часов; в ходе этого преследования был ранен копьём в левую руку и сам Андрис Преториус. Примечательно, что за всё время ожесточённой битвы буры не потеряли ни одного бойца убитым, лишь трое были ранены, в то время как потери зулусов составили не менее 3000 человек. Воды Инкоме были завалены трупами и от крови окрасились в бурый цвет, после чего эта река получила своё второе название — Кровавая река. Элитные части Дингана, включая отряды Белого и Чёрного щита, были разгромлены.

Невинно убиенные Пит Ретиф, его соратники, их жёны и дети были отомщены в полной мере! Через четыре дня победоносные коммандо вошли в столицу зулусов, но она уже была покинута и подожжена. Неподалеку буры обнаружили останки Пита Ретифа и его людей, а также текст его договора с Динганом.

В 1840 году Преториус помог принцу Мпанде одержать победу над Динганом и стать королём (инкоси) зулусов. В октябре 1840 г., состоялся военный совет бурских генералов Хендрика Потгитерa, Андриса Преториуса и Г. Р. ван Рооэна (G. R. van Rooyen). В 1841 г. фуртреккеры — во исполнение обета, данного перед Битвой на Инкоме — воздвигли в Питермарицбурге Церковь Обета (Die Geloftekerk).

Генерал Преториус возглавил борьбу буров Республики Наталь против англичан, которые с 1838 года предъявляли свои из пальца высосанные права на её территорию. В 1842 году Преториус руководил осадой английского гарнизона в Дурбане, но вынужден был отступить после того, как враг получил подкрепления. Эта кампания закончилась поражением буров.

15 июля 1842 года британский кабинет, составленный из умеренных тори («пилитов»), амнистировал генерала Преториуса. 12 мая 1843 г. Наталь был объявлен колонией Британской короны. Преториус 4 года прожил в аннексированном Натале как британский подданный. В 1847 году бурские фермеры Наталя избрали его своим уполномоченным. Он пытался ходатайствовать перед губернатором Капской колонии Поттингером за своих земляков, утесняемых новыми колонистами. Однако, сэр Генри Поттингер отказался даже принять генерала Преториуса. И Преториус вернулся в Наталь с мыслью возобновить анти-британское движение.

1 декабря 1847 года губернатором и верховным комиссаром Южной Африки стал генерал Гарри Смит. Он пообещал, что бурские фермеры получат, наконец, надлежащую юридическую защиту. Это было тактическим манёвром! Объехав земли к северу от Оранжевой реки (названной бурами в честь династии Вильгельма Оранского), Смит 3 февраля 1848 года провозгласил область между реками Оранжевой и Вааль британской территорией (африканская река Вааль была наречена бурами в честь одного из рукавов Рейна). Узнав об этом, Преториус выехал в город Магалисбург, расположенный за Ваалем. Будучи вновь избран коммандант-генералом, он в июле 1848-го начал освободительную войну. 20 июля Преториус выбил британцев из города Блумфонтейна (основанного в 1840 году фуртреккером Иоганном Бритцем). Однако, уже в августе Смит разгромил армию Преториуса в сражении при Боомплатс. На стороне британцев почти всегда был большой численный перевес... Преториус снова отступил за Вааль. Там он стал комендантом городов Почефструма и Рустенбурга. По его инициативе, город Почефструм сделан был первой столицей основанной им Южно-Африканской республики (Zuid Afrikaanse Republiek, ZAR). Обычно же регион за Ваалем именовался: Транс-Вааль.

В январе 1852 года генерал Преториус подписал с британскими властями Санд-риверскую конвенцию о признании Великобританией независимости Трансвааля. И это стало главным делом его жизни. Уже через год с небольшим - 23 июля 1853-го — бурский герой скончался в городе Гроотплаатс (Grootplaats).

Город Претория, основанный его сыном Мартинусом Весселем Преториусом, назван был именно в честь Андриса Преториуса — доблестного защитника гражданской и религиозной свободы буров. Британцы ещё дважды захватывали Трансвааль, в 1902 году — вместе с Оранжевой республикой. НО эта последняя победа над бурами явилась началом конца Британской империи.

В 1961 году буры на время вернули независимость, и в 1961 — 1994 годах Претория была столицей II бурской Южно-Африканской республики (расширенной ЮАР), второй (после Бразилии) великой державы Южного полушария. Но после прихода к власти в республике "чёрного большинства" и террориста Нельсона Манделы, начался упадок некогда цветущей страны и её столицы.

Особо подчеркну, что у ЮАР были реальные шансы на выживание. Однако, СБ ООН, где верховодили тоталитарные режимы СССР и (начиная с 1971 года) КНР, делал всё, чтоб ПОГУБИТЬ БУРОВ! В 1980-ые годы Великобритания и США также вступили в сговор против бурского народа!

В 2010 году, на праздновании своего 92-летия, экс-президент деградированной ЮАР Нельсон Мандела спел вместе с гостями песню, где был припев:

«Убей бура!»

Что они делали при жизни Манделы, делают и после его смерти... В том же 2010 году Южноафриканский суд принял, по иску бурского патриота Эжена Тербланша, вердикт о запрете этой песни. И 3 апреля 2010 Тербланш был убит своими чернокожими батраками.