Барнаульский Ковш

Алексей Николаевич Челомбитко
Считается, что барнаульский Ковш появился в 1960-х, после насыпки дамбы между "Большой Землей" и островом Отдыха. Сам же остров, по мнению многих краеведческих ресурсов, появился за счет намыва песка в послевоенные годы (1940-1950-е). Однако это не так. На карте Барнаула 1877 года уже прекрасно видно начало образования основы острова. А вот как боролись с намывом песка в начале ХХ века расскажу ниже.
До 1909 года городской берег Оби (бечевник) был разделен на две части: 200 саженей в границах Барнаулки и Острожного взвоза - предназначался в городское пользование с отводом 6 участков для пароходных пристаней, а остальная часть берега была предоставлена для общего пользования – участок от керосинового склада Братьев Нобель до Подгорной улицы и от нее вниз до устья речки Барнаулки и от Острожного взвоза до Пушкинской улицы предназначался для причала плотов и лодок, а участок от Пушкинской улицы до Томского взвоза - для причала буксирных пароходов с их баржами и паузками.
Между тем, судоходство по реке Оби быстро разрасталось и к 1910 году здесь существовало уже 13 пароходств: 1. Мельниковых, 2. Ельдештейна, 3. Фуксмана, 4. Корниловых, 5. Западно-Сибирской Компании, 6. Богословского Горно-заводского общества, 7. Плотниковых, 8. Платонова, 9. Горохова, 10 Гуляева и Рунина, 11. Корлинского, 12. Волкова и 13. Никольского. Парк судов этих пароходных фирм увеличился до 39 пароходов с большим числом барж и паузков. Потребность в пристанях увеличилось с 5-6 до не менее 15-20. При этом, требовались пристанские участки длиной не менее 40 саженей каждый (такой длины было большинство судов), тогда как старые были обустроены в длину на 33 сажени. Еще одной причиной необходимости перераспределения городского берега стало и то обстоятельство, что остановка плотов выше пароходных пристаней на месте, отведенном распоряжением Управления Томского округа путей сообщения, вызывала отбой течения воды от городского берега к противоположному с образованием мели в пределах пристаней, что способствовало наносу песка, вырываемого течением воды в месте причала судов.
Пароходы оказывались, как бы в «канаве» - без выхода вверх по течению реки и, при этом, не имели возможности сделать разворот, чтобы отойти от берега. При отправке вниз по течению реки пароходам приходилось двигаться задним ходом на протяжении почти всего берега в черте расположения города.
Представители пароходных фирм обратились в Городскую Управу с заявлением, что вследствие обмеления реки Оби и наноса песка к левому ее берегу, они не имеют возможности пользоваться взятыми в аренду участками берега для пристаней, и поэтому им приходится передвигать стоянку пароходов ниже по течению, испытывая при этом большие неудобства. Фирмы отмечали, что при отходе течения реки от города, станут бесполезны те значительные затраты, которые город понес при обустройстве существующих пристаней, а также возникнут большие неудобства для городского населения. После совместного осмотра ситуации на месте представителями пароходчиков и городской Управы было выявлено, что Барнаулка при устье, огибая нанесенный песок, впадает в Обь вверх по течению, не разбивая нанос, а наоборот, способствуя еще большему засорению реки. Было признано, что нужно направить течение Барнаулки вниз по реке Оби, что и было отчасти сделано пароходчиками. По Оби были поставлены баржи, отбивающие сток воды к правому берегу, но достигнуть желаемых результатов не получилось.
В итоге, в августе 1909 года было принято решение: 1) Для пароходных пристаней отвести берег реки Оби от устья речки Барнаулки до Гоголевского взвоза, распределив их на отдельные пристанские участки, а для безвозмездного общего пользования назначить: для причала паровых и других судов выгрузки и нагрузки товаров и вообще для нужд судоходства — часть берега реки Оби от Томского взвоза до Гоголевской улицы, а для причала плотов - берег реки Оби выше города на расстоянии одной версты от устья Барнаулки. 2) Ходатайствовать перед Томским губернатором о расчистке русла реки Оби от песка в черте расположения города Барнаула.