Лезгины. Воля, Стратегия, Цель

Шери Пашаева
Лезгины в геополитике Кавказа. Аналитика.

«Нация [являющаяся носителем определенной культуры, истории] проживает отведенное ей время — ни более ни менее того [весь вопрос в том, как она его для себя реализует (1) пред Богом, (2) пред будущими народностями и цивилизациями и (3) пред вечностью]» (Коран, 15:5)

Время, отведенное Свыше отдельному человеку или нации - ограниченный ресурс. В Коране об этом сказано так: «У каждого народа [цивилизации, культуры] свой срок [пребывания на планете Земля], который не сдвинуть во времени ни назад, ни вперед. [Когда он наступает, для них все заканчивается — приходят другие]» (Коран, 23:43). Давайте не будем перекладывать свой груз на будущие поколения, он у них и так будет ещё Тяжелее, чем у нас...




1.Предисловие


Наступают очередные судьбоносные времена для лезгинского народа. Вселенная устроена так, что каждая частица имеет своё место в целом, точно также и каждый народ имеет своё место, время и возможности.

Геополитическая ситуация ныне такова, что при своём дальнейшем политическом бездействии, лезгинский народ рискует безвозвратно потерять большую часть своих этнических земель. Этническая территория лезгинского народа сейчас ограничивается исключительно только четырьмя районами Южного Дагестана, имеющими официальный статус лезгинских районов - этническая зона коренного титульного народа - зафиксировано в Конституции РД РФ. Никакая иная территория за лезгинским народом более в мире не числится. По сути, лезгинский народ потерял свою южную территорию в момент образования в 1918 году (заявленным в Батуми турецкими эмиссарами) кавказского Азербайджана и образования Дагестанской АССР в 1922 году (заявленным большевиками в Темир-Хан-Шуре). Ни в Батуми в 1918 году, ни в Темир-Хан-Шуре в 1922 году, представителей лезгинского народа не было. В обоих случаях всё было сделано за спиной лезгинского народа. Лезгинский народ никогда не давал своего согласия на политический раздел своей этнической территории между советскими образованиями ДАССР (РСФСР) и АССР. Как и в случае с Украиной, все решения принимались абсолютно без согласия лезгинского народа высшими военно-политическим элитами Турции и СССР. Большевики в лице В. В. Ленина и И. В. Сталина отдали Турции территории бывшей Российской империи в 1918-1921 году в Малой Азии (Царьград (Константинополь), Карс, черноморские проливы Босфор и Дарданеллы, отвоёванные кровью русской армией) и на Южном Кавказе (Бакинская и Елисаветпольская губернии.), без учёта национальных интересов коренных народов региона, в частности, лезгинского народа. Не спросив сам лезгинский народ, лезгинские этнические земли были поделены в СССР между советской российской федеративной республикой и азербайджанской союзной республикой в интересах последней и в ущерб российским национальными интересам и в нарушении конституционных прав лезгинского народа. Произошло это по причине одностороннего незаконного включения лезгинских этнических территорий в состав Азербайджанской ССР самим руководством новой азербайджанской союзной советской республики, решившей, что административная граница между Дагестанской областью и Бакинской губернией внутри бывшей Российском империи может взяться и за политическую границу новой советской тюркской республики на Южном Кавказе. Без учёта национальных интересов коренных народов. В учебниках по истории гражданской войны подавали историю начала образования ДАССР, гражданской войны и периода турецко-немецко-английской интервенции. Искажена до неузнаваемости вся история этого периода. На самом деле настоящими оккупантами на Кавказе в 1918 году были турки, а немцы их снабжали оружием. По имеющимся архивным и документальным данным, единственный человек, который реально со своей армией сражался с турками и пытался отбросить их далеко Кавказ, защищая национальные границы Российской империи, получается и наши лезгинские этнические границы от турецкой оккупации, был главком ВСЮР генерал А.И. Деникин. А его оклеветали и представили чуть ли не дьяволом. При этом максимально умалчивается то, что творили турки в бывших Бакинской и Елисаветпольской губерниях, в Дагестанской области (Южный Дагестан). Дагестанские народы не столкнулись в своей истории с тем, с чем столкнулся лезгинский народ, чья почти вся этническая территория в 1918 году которого оказалась оккупированной. Это совершенно разные истории, что пережили тогда лезгины, но и близко не испытали другие народы Дагестана. Так было всегда в нашей истории. Ни у кого из дагестанских народов нет и половины того трагического исторического опыта с турками, персами, арабами и прочими, какой имеется у лезгин. Поэтому у нас разная историческая память и разное восприятие мира. Но историю Дагестана писали не лезгины. Когда турки отводили свою армию в конце 1918 года, они уничтожали все данные о своём присутствии, сжигали военные журналы и записи, чтобы они не попали в ничьи руки и не пришлось им отвечать за все свои преступные действия. Но даже то, что сохранилось показывают, что как они обращались с местным населением. В дагестанских учебниках в истории гражданской войны часто встречается определение «деникинщина», столько всего повесили на армию А. И. Деникина, который единственный защищал Северный Кавказ от турок, но зато ничего нет о том, что делали турки, минимально пару слов и всё. А навредил лезгинам не генерал А. И. Деникин, а турецкая армия во главе с турецким генералитетом. Горская республика, якобы Республика горцев Северного Кавказа (РГСК), включившая территории от Абхазии до Дагестана, была провозглашена в ноябре 1917 года турецкими эмиссарами и была полностью под управлением Турции. Никакого отношения к горцам Северного Кавказа она не имела и представляла только турецкие интересы. Основная задача РГСК была подготовить местное население к вторжению турок таким образом, чтобы внушить ему, что турки это хорошие, единоверцы, принесут свободу, освободят от плохих русских, гяуров. На деле же турки в 1918 году показали себя с такой стороны, что русские показались всем невинными ангелами. Столько убитого, повешенного, покалеченного, замученного мирного населения, массовых казней и террора, было во время кратковременно турецкой оккупации Закавказья, чего не было никогда при русских. Именно турки относились к Кавказу как к колонии, а не русские. Турков интересовали только природные ресурсы региона, как и немцев, и англичан, ими двигали материальные интересы, а не необходимость освобождать кого-то от кого-то. Лезгинскому народу, если мы правильно и достоверно будем освещать историю с 1917 по 1922 годы, даже история одного 1918 года хватит, чтобы навсегда сделать выводы. Если бы дагестанские историки не искажали историю того периода, не замалчивали ужасы турецкой интервенции, лезгинский народ не допустил бы множество остальных ошибок, доверив свою судьбу, половину своей территории той республике, которую создали турецкие военные в качестве своего пантюркистского форпоста на Кавказе. Замалчивание исторической правды играет плохую шутку с лезгинами, так как вводят наш народ в заблуждение относительно своих геополитических соседей. Нам нужна только правда. Лучше испить горькую чащу правды до дна относительно всей нашей истории, начиная с древности и до сего дня, чем заблуждаться, не умея извлекать уроки из своей же истории, наступая на одни и те же грабли. И касательно арабского военного вторжения VII века, и монголо-татарского XII века, сельджукского XII-XVI, туркоманского (Надир-шах) XVII, русского XIX, турецкого XX. Необходим отдельный учебник по реальной лезгинской истории без всяких мифов и прикрас, замалчиваний и искажений, составленный исключительно на основе письменных первоисточников, достоверных проверенных фактов, архивных и документальных данных. Эта работа комплексная и коллективная. Нужно сформировать группу лучших специалистов по всем эпохам, векам, периодам истории лезгин и восстановить реальную лезгинскую историю. Чтоб никаких сомнений не оставалась у народа, кто он сам, кто есть кто вокруг. Переосмыслить, принять правду, сделать соответствующие выводы! Только тогда мы сможем двигаться вперёд и никакой прошлый груз нас не будет тяготить и тянуть вниз, а лезгинский народ не будет повторять одни и те же свои исторические ошибки, погружаясь в тьму.

«Нет ничего лучше озвученной правды, пусть горькой, обидной, но правды. Только так можно двигаться вперёд» (Рамзан Кадыров)




2.Призрачная «прозрачная» граница.


Лезгинский народ оказался обманут в СССР. В отношении лезгинского народа не сработали те механизмы, которые легко сработали в отношении огромного множества народов бывшей Российской империи, получивших свои автономии, республики и возможности социалистического развития. Вопрос почему? ПОЧЕМУ? Представители лезгинского народа внесли серьёзнейший вклад в дело революции, пожертвовали жизнями ради построения нового справедливого социалистического порядка, а в итоге лезгинский народ не получил ничего в СССР, что ему было обещано.

Большевистское руководство РСФСР допустило огромную историческую несправедливость к лезгинам, позволив османским турками создать протурецкую республику на половине лезгинских этнических территорий, которые к закавказским туркам не имели отношения. Большевистское руководство РСФСР не было русским по духу, потому оно не отстояло и собственно русские национальные интересы в Закавказье, допустив вопиющее нарушение конституционных прав лезгинского народа. Исправить ошибку не получилось ни в СССР, ни в постсоветское время.

Коммунистическое руководство СССР обмануло лезгинский народ обещанием чуть ли не вечной «прозрачности» границ. С 1991 года лезгин, поднимающих вопрос об урегулировании национальных границ, от отчаяния и безысходности обращавшихся в Москву с требованием исторической справедливости к себе, пытавшихся дипломатическим путями повлиять на Баку, в Азербайджане сразу же стали клеймить сепаратистами и ликвидировать физически. Сотни, тысячи активных молодых лезгин, честных и мужественных ребят, вина которых была всего лишь в том, что они хотели справедливости к своему народу, метались в поисках решения, желали территориального воссоединения в составе РФ, арестовывались по сфабрикованным обвинениям, бросались в тюрьмы, откуда не выходили. Преследование лезгинских активистов достигло апогея к началу 2000-х годов. Невинных людей объявляли преступниками, конфисковывали имущество их семей, угрожали родственникам, выкидывали детей вон. Началось массовое бегство лезгин в Россию. Сейчас у лезгин самые многочисленные диаспоры на Крайнем Севере России. В один Пыть-Ях (Ханты-Мансийский округ РФ) более 5000 лезгин переехали из северных районов Азербайджана, спасаясь от преследования и несправедливого отношения. Столько уничтоженных молодых жизней. Столько разрушенных судеб. И никакой ответственности за все эти преступления в отношении лезгинского народа Азербайджан не понёс. Лезгинский народ морально и физически ломали все эти годы. И никто в мире за заступился. Европейские и американские организации по правам человека, которые кричат по каждому шелесту России, закрывали и закрывают глаза на всё, что происходит в Азербайджане в отношении коренных народов. Москва тоже ни разу не защитила права российского лезгинского народа, по непростительном попустительстве большевиков оказавшимся в составе тюркской республики в 1918 году.

 Глава МИД РФ Сергей Лавров годами строил политику с Баку исключительно на полном угождении азербайджанской власти, безжалостно бросил лезгинский народ в азербайджанскую топку в 2010 году в угоду Баку, подписывая незаконные договора, точнее, дарственные, о безвозмездной передачи приграничных лезгинских пастбищ и селений. Пресная вода река Самур бесплатно была подарена Азербайджану Д. Медведевым. Ратификация российско-азербайджанской государственной границы 2010 году - второе наихудшее действие, которое предпринималось в отношении лезгинского народа с 1918 года. Этот договор о ратификации границ 2010 года является настоящим смертным приговором лезгинскому народу. Это смертный приговор части общенациональной лезгинской исторической территории, этнические права на которую после договора о ратификации границы лезгинский народ утратил. Лезгин лишили половины своих этнических земель. А лезгинская политическая, научная, творческая, коммерческая элита сделала вид, что ничего не заметила и не поняла. Простой лезгинский народ пережил 12 лет ещё больших страданий с 2010 года. Лезгинский этнос опустили на самое дно. Но мы не сломались и не смирились. По сей день все убитые лезгинские народные вожди и лидеры, борцы за народные интересы, безымянные лезгинские народные герои, патриоты, замученные в азербайджанских тюрьмах, все несправедливо угнетаемые категории простого трудового лезгинского народа, все простые лезгинские люди, чьи права несправедливо попирались и попираются, все искалеченные в СИЗО лезгинские активисты, мёртвые и живые, взывают к соплеменникам, чтобы их жертва во имя светлого будущего своего народа не оказались напрасными. Рано или поздно преступники ответят за свои преступления. И сейчас в связи с происходящими тектоническими сдвигами в мировой геополитике всё меняется и ничего уже не будет как раньше. Лезгинский народ обязан восстать из пепла и отстоять справедливость в отношении себя. Как это сделать, думайте.

Сегодня, когда вся международная обстановка в мире проходит перезагрузку, сближение Турции и Азербайджана принимает беспрецедентный характер в виде неминуемого своего слияния. В этих обстоятельствах вопрос о неурегулированной советской границе между бывшими РСФСР и АССР, о незаконном включении части лезгинских этнических территорий в состав последней в 1918 году, принимает наиболее острый характер. Я попыталась ещё в марте 2022 года поднимать вопрос о том, чтобы лезгинский народ составил обращение к В. В. Путину о том, что договор о ратификации российско-азербайджанской границы 2010 года, подписанный со стороны России Д. Медведевым и С. Лавровым является незаконным и лезгинским народом не признаётся, ибо нарушает советскую договорённость руководства ЦК КПСС с лезгинским народом. Если Российская Федерация правопреемница СССР, как она о себе заявляет, то она должна решить и Лезгинскую территориальную проблему, которая была создана в СССР и которая не оказалась решена в советское время. Между советскими руководствами РСФСР и АССР была договорённость о прозрачности границы между РСФСР и АССР. Лезгинскому народу эта договорённость была озвучена устно. В советской прессе можно найти много статей и публикаций о том, что граница между бывшими советскими республиками РСФСР и АССР является исключительно «прозрачной», так как проходит по середине этнических территорий лезгин, незаконно включённых азербайджанским партийным руководством в состав кавказского Азербайджана в 1918 году. В советской прессе называлась данная граница «прозрачной», лезгинский народ имел определение самого крупного разделённого кавказского народа в СССР. Это легко проверяется и легко подтверждается. На каком основании данная договорённость была нарушена? Кто дал право Азербайджану в одностороннем порядке и в ущерб интересам не только лезгин, но и самой России, решать судьбу целого народа и его этнической территории, как в 1918 году, так и в 1991 году? Почему не был поставлен этот вопрос ребром? Лезгинский народ способен при необходимости консолидироваться и выступить единой силой, требующей пересмотра законности заключённого в 2010 году договора о ратификации российско-азербайджанской границы.

Это исключительно важный – ЖИЗНЕННО ВАЖНЫЙ - для всего лезгинского народа вопрос, мы в состоянии поднять его. Мы можем как минимум добиться, чтобы В. В. Путин поручил специальной комиссии, которая будет состоять из независимых экспертов, провести тщательную проверку вопиюще несправедливого договора о Ратификации 2010 года.

Вопрос о незаконной ратификации российско-азербайджанской границы 2010 года ещё более острее стоит именно сейчас, когда Турция и Азербайджан находятся на пути полного объединения. И это уже началось. Лезгинский народ оказался в смертельно опасной ловушке, из которого уже не будет в будущем выхода, если произойдёт вхождение кавказского Азербайджана в состав Турции, если мы сейчас упустим последний свой шанс на восстановление исторической справедливости в отношении себя и своей территории, ради чего срочно необходимо задействовать все национальные силы, ресурсы, возможности и пути.



3.Объединение Турции и Азербайджана.
Статус де факто в НАТО.


10 декабря 2020 года спикер парламента Турции Мустафа Шентоп в Баку на вопрос о возможности создании совместной тюркской армии не скрывал, что Анкара и Баку ведут переговоры о военном сотрудничестве: «Совместные мероприятия запланированы и в сфере военного сотрудничества. Работа по этим соглашениям ведется. Наш главный девиз — одна нация и два государства. Вокруг этого было проведено много переговоров и договоренностей». Тогда же почти все ведущие российские СМИ заявили о переговорах по созданию совместной армии Турции и Азербайджана. Министерство РФ ещё в 2019 году было в курсе, что турецкая сторона отправляет инструкторов для обучения азербайджанской армии. Хотя эту тему азербайджанская сторона пыталась через своих карманных журналистов пытались всячески заглушить и представить как совместные военные учения, ни у кого в Госдуме и в Совфеде не было сомнений что в реальности происходит, хотя в российской политологии придерживаются разных точек зрения в отношении возможного появления совместной армии Турции и Азербайджана. Например, первый заместитель председателя комитета Госдумы по обороне Александр Шерин уверен, что такое событие приведет к тому, что Баку фактически станет членом НАТО. Вот его слова в 2020 году по этому поводу:

«Физически Азербайджан им быть не может, а фактически может. Потому что если появляется совместная армия, то появляется совместная военная база. Это вряд ли будет азербайджанская база в Турции, скорее — турецкая база в Азербайджане. А это государство с выходом в Каспийское море — одно из тех мест, где Российскую Федерацию еще не обложили со всех сторон натовскими военными»

Первый заместитель главы международного комитета Совета Федерации Владимир Джабаров назвал идею создания совместной армии Турции и Азербайджана очень странной, поскольку Анкара входит в НАТО, а Баку в СНГ: «Для чего им нужна совместная армия? Против кого они собираются вместе воевать?». Хороший вопрос, не правда ли.

По словам старшего научного сотрудника МГИМО Вадима Муханова, уровень взаимодействия двух государств давно подходит под определение военно-политический альянс. «Азербайджан получает практически полную дипломатическую, политическую и военную поддержку Турции на множестве направлений. Не секрет, что военный контингент Турции неоднократно находился и сейчас находится на территории Азербайджана, и в настоящее время турецкие офицеры инструктируют азербайджанский офицерский корпус и генералитет», — отметил эксперт.
«Как называть эту форму объединения — вопрос политический. Тот же спикер турецкого парламента Мустафа Шентоп говорил об интеграции, основанной на лозунге «одна нация — два государства» (В. Муханов)

Сотрудник Института востоковедения РАН Амур Гаджиев в 2020 году писал, что если Азербайджан решит [Ш.П.: уже сотрудничает] «союзничать» с Турцией на основаниях совместной армии, то встанет вопрос о самостоятельности Баку и его военно-политическом положении в регионе: «Однако если это будет просто взаимодействие между двумя самостоятельными, независимыми и суверенными государствами, то это уже другой вопрос. В принципе подобное партнерство между Турцией и Азербайджаном уже существует. Многое зависит от того, в каком направлении пойдет дальнейшее сотрудничество. Если оно будет двусторонним и будут задействованы соответствующие национальные механизмы, которые под контролем двух государств, то это одно дело. Если же там будут задействованы другие механизмы, в частности со стороны НАТО, то вопрос уже будет лежать в региональной и даже международной плоскости.» Ничего «просто взаимодействия» тут нет, как показали последние два года, идёт полным ходом процесс территориального расширения Турции, о чём уже открыто говорят российские эксперты.

«Заявления со стороны Турции и Азербайджана по единству двух государств можно однозначно назвать милитаристическими» (Вадим Муханов). «Это явно не добавляет мира и спокойствия в регионе, где и так раскачана ситуация. Анкара своими заявлениями подтверждает усиление своего присутствия на Кавказе и то, что она и в дальнейшем будет проводить свою линию в регионе. Появление других крупных игроков и их активизация на Кавказе может стать прямой угрозой интересам России, что в целом и происходит, потому что Турция является не только одним из игроков в регионе, но и участником НАТО» (Вадим Муханов).

Вывод Александра Шерина ещё двухлетней давности, что «Азербайджан де-факто можно считать членом НАТО» подтверждается с того момента, как впервые с 1918 года, азербайджанские военные вместе с армией Турции воевали против члена ОДКБ — Армении. «Юридически же это вопрос времени. Все будет оформлено» (Александр Шерин, первый заместитель председателя комитета Госдумы по обороне).

Не понимаю, почему российские СМИ обходят все эти моменты? Это разве секрет для кого-то? На российском ТВ откровенно говорят обо всём практически, обсуждают всё обо всём, а вот процессы между Турцией и Азербайджаном, как и между Турцией и всеми тюркскими постсоветскими республиками, некое табу. Почему надо от российского народа скрывать (замалчивать) правду о том, как на самом деле обстоят дела? Почему-то очевидного всем в мире, открытого и совершенно уже не скрываемого Турцией, процесса территориального и политического объединения Турции с Азербайджаном, который только вопрос времени, Москва предпочитает «не замечать». Я тревожусь, что такое замалчивание со стороны Москвы обусловлено не только тем, что сейчас Россия слишком занята войной на Украине, а тем, что не желают волнения в Южном Дагестане. Как бы то ни было, лезгинский народ не имеет права «не замечать» того, что напрямую затрагивает его жизненные национальные интересы. Что будет с этническими лезгинскими и джаро-белоканскими территориями на севере Азербайджана, если Азербайджан войдёт в состав Турции в виде нового азербайджанского вилайета? Разве то не будет полная утрата лезгинами своей этнической территории, возврат которого уже будет невозможен? Поэтому пока процесс идёт, у нас есть время озвучивать на самом высоком политическом уровне вопрос о неурегулированной в СССР лезгино-лезгинской границы, крайне важный для лезгин вопрос, который пытались много раз безуспешно поднимать и решать на пленумах ЦК КПСС, вопрос, которых даже озвучивал Б. Ельцин, вопрос, который не исчез с повестки дня, как ни замалчивать, и который никогда не исчезнет, а станет ещё более неминуемо острым.

Прошу своих соплеменников думать и искать выход.


Турция, после успеха Азербайджана в Нагорном Карабахе осенью 2020 г. с принуждением Армении к поражению, уже не скрывает своих планов по системному геополитическому и военно-стратегическому выходу в исторический Туркестан с прагматичными целями вывоза природных ресурсов тюркских стран Центральной Азии в обход России через Каспий, Азербайджан и тот самый «зангезурский коридор». Турция неслучайно после второй карабахской войны 12 ноября 2021 г. трансформировала созданное 3 октября 2009 г. Содружество тюркских государств (Тюркский союз) в Организацию тюркских государств, а сейчас переходит к этапу формирования общей Армии Турана. После подписания Шушинской декларации (15 июня 2021 г.) Турция уже создала с Азербайджаном практически одну армию.



4.Административно-территориальное разделение в Российской Империи.


Административное разделение лезгин между Дагестанской областью, Бакинской и Елисаветпольской губерниями в Российской империи не было чем-то вечным и невозможным обратить вспять. Это было всего лишь только административное разделение. Вся Российская империя административно была поделена вразнобой, без соблюдения этнических границ. Это не было национальное или политическое разделение, как в СССР. На 1914 г. Российская Империя состояла из 101 части: 78 губерний (в том числе 8 финляндских губерний), 21 области и 2 округов. Некоторые из губерний и областей были объединены в 8 генерал-губернаторств: Московское, Киевское, Варшавское, Иркутское, Приамурское, Туркестанское, Степное, Финляндское, а Кронштадт управлялся единственным в Империи военным губернатором. В 9 городах существовали градоначальства. Официальными вассалами Российской Империи были Бухарское и Хивинское Ханства, в 1914 г. под протекторат принят Урянхайский край. Губернии и области традиционно делились на Европейскую Россию, Кавказский край, Сибирь, Среднюю Азию, Царство Польское (также называемое Привислинский край), Финляндию. Внутри Европейской России выделяли Юго-Западный край, Северо-Западный край, Остзейские губернии.

Административное деление Кавказского Края Российской империи на 1914 год. В состав Кавказского края входило 14 регионов: 7 губерний (Бакинская, Елизаветпольская (Елисаветпольская), Кутаисская, Ставропольская, Тифлисская, Черноморская, Эриванская), 5 областей (Батумская, Дагестанская, Карсская, Кубанская, Терская) и 2 округа (Сухумский и Закатальский). По определению закона, Терская и Кубанская области составляли Кавказ, а все остальные регионы - Закавказье. Город Баку управлялся градоначальством. Все регионы, кроме Ставропольской губернии, и город Баку входили в состав Кавказского наместничества. Ставропольская губерния, хотя и входила в состав Кавказского края, не отличалась по своему управлению от губерний Европейской России.

То есть никакого этнического (национального) политического значения административное деление Кавказа не имело. Если мы посмотрим на все другие регионы Российской империи, увидим то же самое. Исключение составляли только Царство Польское и Финляндия (княжество).

В Российской империи между лезгинами по реке Самур не было никаких границ, не поставлено ни одного пограничного столба. Административное разделение лезгин было на бумаге, формальным, никак не влияло на жизнедеятельность народа, который беспрепятственно ездил везде, где хотел и занимался тем, чем привык заниматься. Обращаю внимание, что административное разделение в Российской империи не значило ничего и не подразумевало под собой этническое разделение, хотя мы часто видим именно этническое разделение в этом, но объективно стоит признать, что административное разделение предпринималось больше с целью облегчения ведения статистических учётов и хозяйственно-экономической деятельности в империи, и под этим не было никакого политического мотива. Причём, у лезгин в Российской империи были бо;льше шансов на пересмотр принятых в 1860 году административных границ внутри нашего народа, границ, которые в империи повсеместно двигались и менялись, а губернии и области заново перекраивались почти каждые 50 лет в связи с новыми условиями и обстоятельствами, чем пересмотр политических советских границ.

В Российской империи никто не трогал внутреннего устройства лезгинских вольных обществ. Лезгинские вольные общества были в неприкосновенности. Лезгинские сёла жили, как и раньше, ни одно горное село не трогали. При строительстве дорог или зданий в черте лезгинских сёл, созывались старейшины сёл и только с их согласия принимались все решения, а к работам на новых объектах привлекались сами лезгины, которым оплачивалась их работа. Русские администраторы никогда не привозили своих рабочих в лезгинскую зону, кроме как высокопрофессиональных специалистов, таких как инженеры, конструкторы, архитектора, на простых физических работах давали возможность заработать местным сельским жителям. И так далее.

Так получается, при всех своих минусах, о которых мы знаем и не испытываем от них радости, при более глубоком историко-сравнительном анализе двух разных эпох (эпохи российской империи и советской) постепенно выясняется важнейший для осознания нами всеми факт, что оказывается лезгинский народ, как народ, имел бо;льше возможностей для своего развития во всех отношения именно в Российской империи, но не в СССР. В СССР лезгинский народ оказался в несравненно бо;лее худшем положении, чем он был в Российской империи – как не тяжело представить такое, тем не менее, нам придётся осознать это. Большевики не только сохранили административное разделение лезгинского народа, но и перевели его из административной формы в политическую – вот почему лезгины оказались не просто в худшем положении, а в наиболее худшем положении за всю свою историю.
Сейчас мы в самой нижней точки нашего национального бытия. Мы не имеем морального права умалчивать текущее состояние. Если иметь смелость взглянуть правде в глаза, мы находимся уже в процессе угасания как этнос. Но лезгины в большинстве своём не замечают этого процесса, потому что это столетнее медленное умирание, растянутое во времени с 1918 года и по сей час. Угасание лезгинской нации напрямую связано с его политическим разделом после февральской революции, и как следствии, с невозможностью национального развития. У лезгин национальное развитие остановилось на уровне вековой давности.



5.Бороться за будущее народа или безучастно наблюдать?


На 1917 года лезгины были уже полностью сформированный и состоявшийся в мировой истории крупный кавказский народ, самый известный в письменных источниках и имеющий все шансы на самоопределение в качестве автономии или даже союзной советской республики. В Закавказье лезгины стояли на втором месте по численности после грузин и армян. Участие лезгинских революционеров в февральской революции и в установлении советской власти в Закавказье и в Южном Дагестане было напрямую связано с уверенностью, что это борьба как за общую социальную справедливость, так и конкретно за светлое будущее своего собственного народа, готового самоопределиться в соответствии с советской конституцией и развиваться в братской семье советских народов. Но относительно лезгин всё пошло не так.

Сейчас уже, пройдя более 100 лет испытаний, речь идёт о современной ситуации и готовности лезгинского народа воспрять из пепла. Что для этого нужно?
 Правильное видение, стратегия движения, действие.

Что лезгины собой представляет как этнос в настоящее время: самоанализ, беспристрастный и строгий, поможет каждому из нас понять кто он есть сам как частица лезгинского этноса, пассивная клетка, безучастно наблюдающая как погибает его народ, или позитивно-активная, готовая бороться за свой народ, что чрезвычайно важно для дальнейшего понимания роди, места и будущего лезгинского этноса. От это понимания зависит многое в нашем поведении, так как все мы как частицы одного большого целого – великого талантливого народа – держим в своих руках, каждый отдельно, судьбу своего народа. Это ответственность. Мы не имеем морального права проявить слабость и допустить дальнейшее разрушение своего этноса.

Это второе такое опаснейшее этническое разрушение с момента разрушения государственности Кавказская Албания в VII веке. Но тогда была разрушена государственность, а этнос Кавказской Албании остался более-менее целым на своей территории, сформировал новые эффективные формы общественно-политических и экономических отношений взамен уничтоженного государства, так называемые лезгинские вольные общества, продержался в такой форме вплоть до 1917 года. С 1917 года по 2017 год и по данное время лезгинский народ прошёл ещё один свой полный исторический цикл (оборот). В 1917 году лезгинский народ оказался обманут, втянут в революцию, но не получил национального самоопределения, а был политически разделён, вдобавок, изнутри себя этнически раздроблен. Это национальная трагедия.

С 1918 года по 2022 год, более 100 лет, ни одна национальная проблема не решена. Все лезгинские национальные проблемы вытекают из одной: политического разделения территории лезгин между разными республиками. Решение одной проблемы моментально разрешает и все остальные. Но пока что весь груз столетних проблем переходит в новый цикл и с огромным риском потери половины своих этнических территорий. Процесс исторического векового оборота завершен, действие закончилось, принеся свои следствия. Так происходит движение народов во времени. Изменения постоянны, но ничто не повторяется. Последующий цикл обычно вбирает в себя как все нерешённые национальные проблемы от предыдущего и движение продолжается. Но, ни один цикл не повторяет предыдущий. Никто не гарантирует, что лезгины через сто лет сохранят даже нынешние позиции. Он может и не дойти до конца нового цикла. Лезгинский народ начинает новый исторический цикл и стоит на опасном распутье, когда пан или пропал. «Пропал» в случае своей дальнейшей пассивности и политического бездействия, в результате чего может быть навсегда потеряна половина этнической территории, население которой безвозвратно ассимилируется, растворяется вот уже более 100 лет. Потеря большей половины своей этнической территории, практически ушедшей в чужое государство, в случае вхождения этого государства в состав Турции, уже будет полная национальная катастрофа. Пока Азербайджан ещё существует как хотя бы формально как «независимое» государство, у лезгинского народа ещё есть некий шанс на решение своего территориального вопроса. Но для этого надо сплотиться и искать пути выхода из тупика.




6.Лезгины в контексте современно геополитики на Кавказе.


Глава комитета Госдумы по международным делам Константин Косачев: «Кто контролирует сейчас Кавказ, тот на самом деле контролирует в глобальном контексте энергетическую безопасность». Хасан Киреев, докторант Российской академии государственной службы при Президенте РФ, кандидат политических наук: «Северо-Кавказский регион всегда занимал особое место в политике России. В нынешних условиях роль и место региона на геополитической карте стали еще актуальней. Прежде всего это определяется приграничным положением, близостью к южному флангу НАТО, непосредственным соседством с зоной Закавказья и Центральной Азии, выходами к Каспийскому и Черному морям. Именно Северный Кавказ с его внутренними и внешними противоречиями в течение последних лет выступает в качестве источника новых масштабных угроз национальным интересам и безопасности России».

Лезгины значимый геополитический фактор в новых условиях, когда, действительно, как мы все можем наблюдать, НАТО может продвинуться вплотную к южному флангу Российской Федерации, что смертельно опасно и для лезгинского народа. Если вдруг половина этнических земель лезгин вдруг окажется по ту сторону мировой конфронтации, став частью Турции, то это будет огромная национальная катастрофа. Лезгины окажутся в ещё более глубоко противоположных лагерях, нежели сейчас. В таком случае, как народ лезгины навсегда потеряют связь с реальностью и своим местом в мире, станут разменной монетой. Но есть и другой вариант для лезгинского народа, единственно правильный путь – воссоединение в составе России. Лезгинский народ не желает никому зла и не претендует на чужое. Лезгинский народ хочет СОХРАНИТЬСЯ как народ, стать вновь целым и неделимым, каким он был до турецкой оккупации Закавказья 1918 года. Лезгинский народ хочет справедливости к себе, хочет жить и развиваться, строить на основе подлинного взаимного уважения добрососедские отношения с народами вокруг. При своём национальном укреплении и усилении, лезгины могут стать надёжным оплотом России на самой южной границе государства. В большинстве своём лезгины народ твёрдого характера, смелый, принципиальный. При всех своих качествах, лезгины обладают также острым чувством справедливости в отношении себя и других народов вокруг себя, никогда не позволят себе привилегий за чужой счёт, никогда не оставят никого без помощи и поддержки. Единственная национальная цель лезгинского народа – воссоединение. Лезгинский народ никогда не смирится с такой вопиющей несправедливостью к себе. Никаким физическим и моральным террором лезгинский народ не запугать. Если уничтожают одних народных борцов, на их места встают другие. Пока не будет решён лезгинский вопрос о воссоединении, лезгинский народ не успокоится. Зачем эту боль целого народа на протяжении столетия игнорируют, превращая её в огромную кровоточащую рану на теле нашего народа? Разве нет никакой возможности решить этот вопрос? Мы призываем найти консенсус, чтобы не усиливать напряжённость. Текущее состояние лезгинского народа, насильно отданного в 1918 году в чужеродную враждебную среду, невыносимо тяжёлое. Народ бесконечно унижен и оскорблён. Лезгинский народ никогда в своей истории не был завоёван турками и под турецким игом не был. Если взглянуть на нашу историю, ни разу в прошлом не удалось ни одному иноземному оккупанту отобрать у лезгин его землю. Сколько не пыталась Османская империя на протяжении всей своей истории захватить лезгинские территории, но ни разу ей это не удалось. Предки лезгин ни разу в своей истории не были завоёваны турками. Лезгинская территория формально входила только в состав Персидский империи. Это не было угнетением или колонизацией. Персы имели с лезгинами древние связи ещё во времена Кавказской Албании. Персы понимали, что никогда не смогут заставить поставить на колени свободолюбивый лезгинский народ. И потому пребывание в составе Персии было формальны и ни к чему лезгин не обязывало. Персы не облагали лезгин никакими податями. А тем более, персы никогда не претендовали на лезгинские земли для их жизненного освоения.
Но претендовали турки. И безуспешно.

После заключения Гюлистанского мирного договора в 1813 году между Россией и Персией, лезгинский народ в полном составе со всеми своими этническими территориями вошёл в состав Российской империи. А после Кавказской войны был включен в состав трёх административных единиц Кавказского края. Но это никак не влияло на физическое передвижение лезгин по своей этнической зоне, на жизнь Лезгинских джамаатов и на ведение традиционной хозяйственно-экономическое деятельности. Посему, народ мирно жил, развивался, поднимался, пока не произошла февральская революция 1917 года. Не вина лезгинского народа, что в 1918 году случилась турецкая интервенция. Лезгины никогда не звали турок на свои земли и не ждали их, а только сопротивлялись любой оккупации своей территории. Это большевики отдали половину лезгинской территории новой тюркоязычной республике, созданной на турецких штыках в 1918 году, а не сами лезгины. Всё советское время лезгины боролись за своё воссоединение. В СССР лезгинский народ всячески успокаивали, обещая вечную «прозрачность» лезгино-лезгинской границы, не решали этот вопрос, как б лезгины не стучались во все двери. РСФСР тогда практически бросила лезгинский народ на произвол судьбы. Лезгины остались один на один со всей государственной мощью Азербайджана, который в постсоветское время получил полную свободу действий внутри республики в отношении коренных народов. Если в СССР Азербайджан ещё как-то сдерживался от чересчур откровенных репрессий относительно лезгинских деятелей, действовал скрытно и завуалировано, то с 1992 года стал чувствовать себя хозяином внутри страны, по-своему усмотрению распоряжавшемуся жизнями, судьбами коренных народов. Видя, что Россия не защищает никак лезгин и даже отстранилась полностью, Азербайджан начал использовать жестокие репрессивные методы по нейтрализации лезгинской активности, подавлять и разрушать лезгинский этнос, проживающий на севере. У лезгинского народа сейчас отняты все свои земли и все шансы на самосохранение, о развитии даже говорить не приходится, лишь бы народу выжить. Смертельный приговор лезгинскому этносу в Азербайджане вынесен давно. Не удивительно, что народ безмерно страдает из-за своего положения, загнан в тупик и не может найти выход. В некотором смысле лезгинский народ в обеих частях морально подавлен и дезориентирован, уже не понимает что ему делать, не знает своего истинного пути, пытается двигаться в разных направления в поисках своего места в этом мире. Кто-то уходит в науку, кто-то в религию, кто-то в творчество, кто навсегда уезжает, пытаясь навсегда забыть тот моральный гнёт, в котором он постоянно жил. Так как ни с какой стороны никакой поддержки не имеет. Несмотря на всю тяжесть ситуации, стержень народа сохранился. Лезгинский народ не сломить. И даже если останется последний лезгин в мире, он будет бороться за свою землю и свободу. Что бы ни происходило, лезгины никогда не смирятся с тем, что часть лезгинских земель оказались в составе Азербайджана. Азербайджан не выбор лезгин. Азербайджан был насильно навязан в ходе турецкой интервенции 1918 года.

Выбор лезгин – Россия!

У лезгин нет никакой ненависти на этнической почве ни к одному народу мира. У лезгин нет ненависти также и к азербайджанскому народу. Но лезгинский народ должен иметь свой собственный путь развития, как все другие народы мира. Только федеративная республика Россия может дать для своих народов возможности полноценного развития. Статья 69 Конституции Российской Федерации гарантирует всем коренным народам страны права «в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации». То есть равные права наряду с русским народом.




7.Воинствующий пантюркизм. Русофобия. Фашизм.


Наблюдая то, что происходит в Азербайджане, мы с каждым днём всё более утверждаемся в своём мнении. Агрессивный безальтернативный пантюркизм в Азербайджане отпугивает и заставляет коренные народы искать помощи и защиты извне. Возможно, что и НАТО уже давно действует на территории Азербайджана. Очевидно, что интересы НАТО и Азербайджана полностью совпадают в плане сеянии русофобии и ненависти на этнической почве. Взяв на прицел Кавказ, НАТО систематически вбрасывает в этот регион «информационные вирусы». Имея своё представительство в республике, будучи в курсе всего, США также закрывало глаза на все преступления, происходившие в постсоветском Азербайджане против коренных народов и оппозиционных деятелей, и всячески одобряло амбиции Азербайджана относительно российских территорий, которые Баку намерен захватить при любом ослаблении России. Читая публикации азербайджанских чиновников и депутатов, диву даешься их нескрываемым и откровенным мечтам о развале России, когда они моментально придут на её обломки и растащат всё, что от неё останется, причём настолько верят, что не считают нужным уже и скрывать столь нескромные фантазии. Уровень политического и дипломатического хамства со стороны Азербайджана в адрес МИД РФ зашкаливает. Но будем надеяться, что Азербайджан продолжит столь откровенно раскрываться. Маска сброшена.

2 августа 2021 г. МВД РФ запретило въезд в Россию на 50 лет азербайджанскому дипломату, послу Исфандияру Вагабзаде, который регулярно призывает к войне с Россией в своем YouTube-канале. Если такие люди являются дипломатами в Азербайджане, то что ожидать от других представителей этого государства? Шокирует, что в октябре 2019 г. Баку запретил неазербайджанские имена. В Азербайджане опубликовали список имен, которыми родителям запрещено называть новорожденных детей, в который входят и русские имена. Заместитель председателя Терминологической комиссии при кабинете министров Азербайджана Саялы Садыгова заявила: «Вы же не станете называть своего ребенка Петром или Павлом? Это русские имена, и азербайджанцы не могут называть ими своих детей. Запрещено также имя Татьяна». Она же: «Имена, которыми называют детей должны пропагандировать азербайджанство». Имя «Талыш» также в числе запрещенных в Азербайджане имён. И после таких националистических высказываний этот человек занимает руководящую должность, тогда как в нормальном государстве таких людей привлекают к уголовной ответственности за действия, направленные на возбуждение национальной вражды, унижение национального достоинства. Но в Азербайджане они получают должности, их фашистские пантюркистские высказывания тиражируются в местных СМИ. Где-нибудь в мире разве могут запрещают имена по национальному признаку? Людей с таким мировоззрением на самом деле много в чиновничьем корпусе этой страны. Вот в какой стране проживает часть лезгинского народа. Становится не по себе, морально неуютно, мы даже и десять минут не в состоянии вынести подобную человеконенавистническую риторику, а ведь большая половина лезгинского народа живут такой агрессивной среде, вынуждена слушать, видеть, терпеть...

Как выяснилось, оказывается, много лет уже как азербайджанские власти поддерживают праворадикальные организации, ведущие деятельность против коренных народов, конкретно, против лезгин и талышей. Главная задача этих организаций - запугивание и моральное терроризирование коренных народов, выявление патриотически настроенных лиц, нейтрализация любой народной активности вплоть до физического преследования и создания им невыносимых условий жизни.

Особо выделяются две организации, которые занимаются фальсификацией истории местных коренных народов и ведут враждебную политику по отношению к ним. Это организация «Очаги Единого Азербайджана» (B;t;v Az;rbaycan Ocaqlar;), которая создана при прямой материальной и политической поддержке государственных чиновников Азербайджана и Турции. Эта организация занимается пропагандой пантюркизма и выступает с территориальными претензиями по отношению к России, Ирану, Грузии и Армении. Организация также тиражирует пропагандистские статьи о проживающих в Азербайджане талышах, татах, лезгинах и других народах. Эта организация легко и свободно проводит различные мероприятия в разных регионах Азербайджана и получает информационную поддержку со стороны местных СМИ.

Другая организация – это «Кружок Мысли Ататюркиста» (Atat;rk;; D;;;nc; D;rn;yi). Центр этой организации находится в Турции. Эта организация, несмотря на то что сравнительно недавно прошла регистрацию, долгие годы функционирует в Азербайджане и поддерживается государством. Ее финансируют ультранационалистические круги Турции. На мероприятиях этой организации демонстрируется националистическая и враждебная позиция по отношению к местным народам и соседним государствам, и в первую очередь против Ирана и России. Несмотря на все это, организации такого рода свободно функционируют в Азербайджане, их никто не беспокоит, наоборот они получают сильную материальную поддержку.

В Азербайджане живёт радикальный националист, пантюркист, русофоб, глава партии «Гражданской солидарности» и вместе с тем депутат парламента Сабир Рустамханлы, который известен своим волчьим завыванием, которому обучает своего внука, демонстрируя пальцами серого волка, который является символом пантюркизма. Это обучение на видео облетело социальные сети. Депутат Сабир Рустамханлы выступает за полный запрет в школьной программе иных языков, кроме как азербайджанского языка. Такие вот азербайджанские депутаты.

Исследовательница из Турции Ясемин Килит Аклар в своей работе, посвященной преподаванию истории в Азербайджане, будучи сама турчанкой, была шокирована тем, что официальные школьные учебники совершенно открыто развивают в детях этническую ненависть ко всем, кто не азербайджанцы. Изучив официальные учебники по истории Азербайджана, Ясемин Килит Аклар сделала вывод, что школьное образование в Азербайджане построено на внушение этнической ненависти к нетюркам и культивации чувства национального превосходства азербайджанцев в отношении всех других народов страны, в первую очередь, в отношении армян, русских, иранцев и сепаратистов (лезгины и талыши).

В новых учебниках истории Азербайджана не просто переворачивают историю региона, а от начала до конца лгут, пытаясь создать новую пантюркистскую версию историю, на котором вырастут новые поколения азербайджанцев, утратившее всякую связь с реальными историческими фактами, уверенные, что только азербайджанцы всегда жили на этой земли с до нашей эры, а лезгины и другие народы пришлые, переселенцы, потому и не имеющие никаких прав ни на что в республике, живущие только по милости настоящих хозяев.

Эти новые поколения воспитают своих детей в таком же самоощущение и так далее. Лезгин поставили себе целью полностью растворить, потому официально в Азербайджане лезгин уже словно и не существует. Игнорирование лезгин как народа, лишенного всех прав, у которого полностью отнята территория и культура, привело уже к тому, что новые поколения азербайджанцев, предки которых кочевали всего лишь 100 лет назад до того, как они осели на Апшеронском полуострове, уже уверенно не считают лезгин коренным народом Азербайджана, а считают пришлым народом, поэтому при любых бытовых трениях, лезгинам указывают в сторону Дагестана: чемодан, вокзал, Россия.
Что абсурдно.

Пантюркизм расцветает в Азербайджане с момента своего создания в 1918 году и находит благоприятную почву в современном азербайджанском народе. Русофобия также всегда была в Азербайджане, так как фашистская идеология пантюркизма не выносит никого вокруг, кроме как пантюрков. Ещё задолго до военной операции России на Украине, Азербайджан стал вторым центром воинствующей русофобии на Кавказе, после Грузии. Социологический опрос в мае 2019 г. издания Minval.az показал, что 77% азербайджанцев видели уже тогда в России врага. Ресурс Minval.az, не стесняясь, опубликовал результаты своего опроса.

А в июле 2019 г. ячейка «Исламского государства» (организация, деятельность которой запрещена в России) в Азербайджане заявила о джихаде против России. Зная о низкой религиозности азербайджанцев, становится понятным, кого отправят в первую очередь воевать против России в случае такого «джихада».

Имеет место бескультурное поведение и хамство со стороны политиков, депутатов, дипломатов Азербайджана в адрес России – результат многолетней безнаказанности бакинской администрации, отсутствие в российском и международном сообществе реакции на преступления Азербайджана в области нарушения прав коренных народов, свободы слова. Если когда -то в 2010 году Сергей Лавров не поскупился на подарки Азербайджану за счёт национальных интересов лезгинского народа в 2010 году, отдав безвозмездно приграничные территории с двумя лезгинскими селениями (Храх-Уба и Урьян-Уба), пресную воду реки Самур и поистине царский подарок – подписал вместе с Д. Медведевым договор о ратификации российско-азербайджанской государственной границы в 2010 году, в ответ он сполна испытал на себе азербайджанскую «благодарность». 13 августа 2013 года в Баку, во время церемонии подписания межгосударственных документов между Россией и Азербайджаном, министр иностранных дел России подвергся тяжкому оскорблению. Объявляя Сергея Лаврова в прямом эфире телевидения, азербайджанский диктор матерно выругался в его адрес, назвав гостя, прошу прощения, Сиктир Лавров. Слово это, явно не случайно произнесенное, дословно переводится русским уличным бранным выражением «пошел на три буквы», значение которого в пояснениях не нуждается. Баку так и не назвал имени оскорбившего министра иностранных России сотрудника протокольной службы администрации президента Азербайджана Ильхама Алиева. Удивительно, что спустя без малого год после завершившегося скандалом визита, Сергей Лавров вновь посетил Баку 18 июня 2014 года, соблюдая протокол, министр иностранных дел России посетил в Баку аллею шехидов, возложил цветы к памятникам Г. Алиеву и З. Алиевой, и это событие было широко растиражировано в азербайджанской прессе с неприятными и вульгарными шутками об «армянском» отце Сергея Лаврова. На самом деле, проблема тут не в личности Сергея Лаврова, и не в его этническом происхождении, а в той воинствующей идеологии пантюркизма, в неблагородстве, в отсутствии подлинной внутренней культуры, влияющей на отношение Азербайджана и к коренным народам внутри страны, и к России в целом. С. Лавров, осуществляющий российскую внешнюю политику, чаще других, после Владимира Путина, подвергается антироссийским выпадам со стороны азербайджанских политиков и журналистов. Никаких этических норм и культуры отношений в пантюркистском обществе нет. Наивно считать, что оскорбления в адрес России и ее политических лидеров публикуются без ведома и прямого одобрения президента республики. Несмотря на всю свою традиционную лояльность к Баку, Россия уже не может не реагировать, так как Азербайджан переходит все границы допустимого. С весны 2022 года Роскомнадзор был вынужден ограничить доступ к сайтам Minval.az и Oxu.az. Доступ к ним заблокирован, как сказано, по Закону о защите информации, но конкретные причины не указаны. Предупреждение от Роскомнадзор получило агентство 1news.az, в письме российского ведомства говорится, что его публикации дестабилизирует общественно-политическую обстановку в РФ. Как бы Россия не закрывала глаза на очевидное, когда-нибудь ей придётся принимать решения.

В связи с военными действиями на Украине, Азербайджан занял формально позу «нейтралитета», но практически все информационные ресурсы страны придерживаются лютой антироссийской информационной стратегии и следуют рекомендациям НАТО, хотя цели у каждого свои, но тут всё совпадает. Азербайджанцы полюбили не всех украинцев, ведь украинцы совершенно разные, но конкретно только тех, кто исповедует бандеровскую националистическую идеологию, кто занимает крайне радикальную фашистскую позицию, кто готов уничтожать собственных граждан, если те не разделяют их взгляды. Тут есть много похожего при сравнении с той внутренней идеологией в Азербайджане. Азербайджан упорно делает вид, что не понимает, что украинский народ тут вообще ни при чём, что война ведётся не против украинского народа, который при любом раскладе русскому народу родной, в отличии от азербайджанцев, а против фашизма, неонацизма. Всё Азербайджан прекрасно понимает. Но подобное тянется к подобному. Ни для кого в мире не секрет, что войну на Украине развязало США, считавший себя там полновластным хозяином. Идёт война между странами НАТО и Россией на украинской территории.

Негропонте (шеф американской разведки):
«Россия становится энергетической сверхдержавой. Она одна из главных проблем, стоящих перед США».
И в этом плане Грузия и Азербайджан стали новыми информационными полигонами НАТО на Кавказе.

Збигнев Бжезинский:
«американцы как нация своим правом считают бесконтрольное расходование мировых экономических и энергетических ресурсов.»

Недооценка значения информационной деятельности противников России на российском Кавказе через Азербайджан и Грузию может обусловить непредвиденное осложнение общественно-политической обстановки в Дагестане, что мы время от времени наблюдаем. В этой информационной и идеологической войне враги России используют любой повод. Конечно, Кавказ просто хотят использовать. Народы Кавказа сами по себе никому в мире не нужны и не интересны, у всех государств свои проблемы и интересы, но они важны только как оружие против России. Оружие, которое можно легко использовать в своих целях. Турция – в своих целей, НАТО – в своих. В настоящее время эти цели полностью совпадают. Происходящие в последние дни в Дагестане события, когда пытаются организовывать массовые незаконные шествия против частичной мобилизации заказчиками из Турции, о чём сообщают российские СМИ, свидетельствуют о том, что ситуация крайне опасная. Особенно для лезгинского народа. С конца февраля 2022 года Азербайджан развязал большую информационную войну против России. Настолько большую и масштабную, что невозможно не заметить. Азербайджан, Турция, НАТО в своей информационной войне активно ориентируют на выполнение идеологической двойной диверсионной задачи - сделать всё, чтобы в подсознании русского населения, особенно в сознании русских политических деятелей, влияющих на принятие решений государственного характера, находился образ ненадёжного религиозного фанатика и кровожадного горца, того же лезгина, ненавидящего русских, могущего в любое время пойти на любое преступление и которому нельзя доверять. Чтобы настроить против лезгин русский народ, чтобы политическая власть РФ не доверяла лезгинам. А лезгинам в том же Азербайджане внушают, что Россия - оккупант и агрессор, вековой враг лезгинского народа. Очевидны намерения информационных и идеологических диверсантов усилить противоречия не только между русским и лезгинским народами, но и внутри кавказского сообщества, то есть между кавказскими народами, по отношению населения к силовым структурам в Республике Дагестан, между различными социальными группами, между конфессиями и т.д. В связи с чем лезгины находятся под огромным прессингом. Мало того, перед южными (кубинскими) лезгинами так или иначе ставится задача всеми способами внушать северным лезгинам, что только в составе «мусульманского» Азербайджана их ждёт «благополучная жизнь». Ирония в том, что нет такой второй страны в мире, в котором лезгинам было б столь неуютно и невыносимо жить, как в Азербайджане. О национальных права и статусе лезгинского народа в Азербайджане давно забыли, считают для себя приемлемым уже завлечь лезгин обещанием куска хлеба. Лезгины не продаются за кусок хлеба, даже если она намазана маслом и чёрной икрой. В Республике Дагестан всякие деструктивные силы, руководимые извне, пытаются завлечь лезгинский народ против своего желания в незаконные митинги и шествия, направленные против дагестанских властей, что является совершенно неприемлемым для лезгинского народа. Заложником всей этой пантюркистской и русофобской вакханалии на Кавказе стал лезгинский народ, который загнан в тупик со всех сторон. Но ничего не сможет остановить лезгинский народ в своём стремлении исторического воссоединения в составе России.

Политические кланы, управляющие Азербайджаном, занимаясь пропагандой и защитой пантюркизма, проводят репрессивную и националистическую политику по отношению к местным народам и особенно в отношении лезгин, которых рассматривают даже в состоянии полного пессимизма и пассивности как самую потенциально опасную силу, угрожающую их абсолютной власти. Пассивность и аполитичность лезгин никак не улучшают их положения в Азербайджане. Для душевного спокойствия пантюркистов лезгин вообще никак не должно быть в Азербайджане как народа, чтоб и следа не было, и дыма не было, и воспоминания об таком народе чтоб не оставалось в памяти населения. Ассимилированный лезгин, забывший родной язык и перешедший на азербайджанский язык, искренне уже считающий себя азербайджанцем, а свою Родину считающий единственно Азербайджан, породнившийся глубоко с азербайджанцами, вывешивающий азербайджанский государственный флаг, где можно и где нельзя, при всём этом всё равно считается потенциально опасным. Ведь есть память о своих корнях у людей, память о своём происхождении. И никто не забудет о своём происхождении. Память о своих предках тоже потенциальная опасность. Что есть самый настоящий фашизм. Но судя по тому, как меняется мир, как меняются геополитические планы и проекты, всему пантюркистскому шабашу в Азербайджане рано или поздно придет конец. Ведь назад пути нет у такой фашисткой идеологии нет, а только вперед - в пропасть. Спасение же страны только в трансформации, переформатировании в новое состояние. Но к этому пантюркистское государство не способно.



8.Лезгины в текущей геополитики Кавказа.


«Все это говорит о том, что большая битва за Кавказ не закончилась, а только начинается. В таких условиях России необходимо выработать новую парадигму национальной политики на Кавказе с учетом геополитической обстановки в регионе.» (Хасан Киреев). «В новых геополитических условиях, чтобы быть эффективной, российская политика на Юге страны должна опираться на ясно сознаваемые и отчетливо выраженные национальные российские интересы, преследовать четко определенные цели и иметь реалистическую стратегию их достижения. Нельзя допустить милитаризацию Кавказа, чтобы он стал военно-политическим плацдармом НАТО. Северный Кавказ должен быть надежным буфером безопасности, мира и стабильности в регионе. От решения кавказской проблемы зависят не только ближайшие шаги в сфере практической политики, но и стратегические цели, определяющие место и значение России на геополитической карте мира.» (Хасан Киреев).

Лезгины ключевой народ на геополитическом поле Северо-Восточного Кавказа, как в прошлом, так и в настоящем. И в будущем. В каком бы плачевном положении не находился сейчас лезгинский народ, по своему геополитическому территориальному положению, он ключевой народ. На протяжении всей своей истории лезгинский народ так или иначе столкнулся на военно-политическом поле со всеми окружающими нас народами и их государствами в древности. Историческая территория предков лезгин лежала на важнейших каспийских проходах, что неминуемо сталкивало лезгин с крупнейшими мировыми державами древности и средневековья. Лезгинский политико-исторический опыт в этом отношении просто колоссален. Такого опыта у других народов Дагестана нет в силу своей географической изоляции в Нагорном Дагестане.
 
Есть несколько важнейших моментов в истории нашего народа, которые обязан знать каждый лезгин



1.Кавказская Албания – государство прямых предков современных лезгин – территориально включала в себя всю территорию нынешнего кавказского Азербайджана, плюс спорный Арцах (Карабах), Восточную Грузию, Южный Дагестан (северная граница за крепостными стенами Дербента). Границы Кавказской Албании находились в постоянном движении, но основная его сердцевина охватывала этническую территорию проживания лезгинского народа (лезгиноязычных).



2. Выдающийся политический деятель лезгинского народа, народный вождь и военный полководец XVIII века, Хаджи-Давуд, попытавший восстановить Кавказскую Албанию (в намного уже усечённых границах) в новой религиозной форме как государство лезгинского народа, исповедующего ислам суннитского толка, будучи в состоянии военной конфронтации с Ираном, с самого начала обратился за протекцией не к Турции, а к России. Через губернатора Астрахани и Казани А. П. Волынского Хаджи-Давуд выразил готовность служить русскому царю. В письме от 22 апреля 1721 года он пишет: «Преж сего нам от кызылбаш многие обиды были и покою нам от них, кызылбаш, не было, и от того мочи нашей не стало для того, что они сделали обиду через силу, и за то стали мы с ними, кызылбаши, в неприятельстве и за свою кровь им отомстили... а я ныне дружелюбия пресветлейшему и державнейшему великому государю под руку иттить, также и юрты свои отдать ему, государю, верно служить готов» (См. История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII века. Институт истории, археологии, этнографии АН СССР с участием всех научных центров Северного Кавказа. Москва, Наука, 1988. С.409). Хаджи-Давуд чувствовал ненадёжность турков, которые всячески заманивали его в ловушку, одаривая его высоким званиями и титулами, в чём Хаджи-Давуд совершенно не нуждался, так как авторитет и влияние Хаджи-Давуда на Кавказе были в разы выше авторитета и влияния турецкого султана. Хаджи-Давуд не верил Турции. До последнего вся природа Хаджи-Давуда сопротивлялась тому, чтобы обращаться к Турции. Это был важнейший момент в его судьбе, когда он официально обратился к российскому императору за протекцией создаваемого им лезгинского государства. Россия тянула с ответом, в этот момент на севере шла война со шведами, император был занят, нужно было ждать решения Петра Первого, который обращение Хаджи-Давуда через князя А. П. Волынского получил и прочитал. Хаджи-Давуд не имел терпения дождаться ответа от России, он дал своим стратегическим врагам уговорить себя на союз с Турцией и поехал на государственные переговоры с Турцией. На что сразу же обратил внимание император Пётр Первый и что ему не понравилось. В письме к грузинскому царю Вахтангу IV Петр сообщал, что «Дауд-Бек и Сурхай, ребилизанты персицкие, послали к турецкому султану через крымского хана, чтоб он принял их под свою протекцию и прислал бы свои войска для охранения Шемахи». Достоверность этих сведе¬ний подтвердилась сообщением И.И. Неплюева из Стамбула о том, что Порта втайне от иранского шаха ведет переговоры о принятии в свое подданство «лезгин Дауд Бека и Сурхая» (Из письма Петра I к грузинскому царю Вахтангу IV; см.: Сотавов Н.А. Северный Кавказа в русско-персидских и русско-турецких отношениях в XVIII в. М.,1991, с.5.). Так в 1728 году впервые в своей истории лезгинский народ политически доверился туркам, что стало общенациональной трагедией и личной трагедией Хаджи-Давуда. Поездка «в гости к туркам» обернулась для него арестом и пожизненным заключением на греческом острове Кипр. Политический деятель, поехавший по предварительному официальному договору с турецкой стороной на переговоры в Порту, как только переступил границу Османской империи, был арестован, закован в кандалы и политически уничтожен. Смертельным оказалось «турецкое гостеприимство» для предводителя лезгинского народа. Хотелось бы знать, что почувствовал в этот момент Хаджи-Давуд, когда его арестовали турки... И что с ним турки сделали, что он не смог вернуться назад больше никогда? Вторая попытка возрождения государства лезгинского народа была уничтожена турками в XVIII веке. Турция никогда не желала возрождения лезгинского государства. А Россия желала! Есть исторические данные о том, что русская императрица Екатерина Великая имела проект возрождения государства Кавказской Албании в своих бывших исторических границах, проект, которую не успела реализовать. Но это не тема данной публикации.



3.При объявлении автономии Дагестанской АССР на съезд в Темир-Хан-Шуре большевиками не были приглашены делегации от лезгинского народа во избежании вопроса о границе (!), а Нажмудин Самурский вообще не был поставлен в известность о дате первого дагестанского съезда, а был заранее предусмотрительно отослан в Северный Дагестан с предлогом срочной необходимости подавления восстания Н. Гоцинского. Таким образом ему не дали присутствовать и выступить на первом съезде народных депутатов ДАССР. И. В. Сталин оказался в те годы под сильным влиянием Наримана Наджаф оглы Нариманова, ставшего в декабре 1922 года председателем ЦИК СССР. Именно Нариман Наджаф оглы Нариманов сыграл ключевую роль по вопросу лезгинских этнических территорий бывшего Кубинского уезда Бакинской губернии, которые по его настоянию были включены в состав Азербайджанской ССР. Стоит упомянуть ключевую роль Н. Нариманова и в территориальном споре за Арцах (Карабах), только благодаря ему в 1923 году включенный в состав Азербайджана. Нажмудин Самурский, вернувшийся в Темир-Хан-Шуру, всё понял, был крайне недоволен происшедшим. Он твёрдо настоял на включение двух дополнительных пунктов в Резолюцию об административной границе между ДАССР и АССР. Было решено, что специальная комиссия ВЦиК уточнит спорный момент южной дагестанской границы. Однако работе этой комиссии всячески чинились препятствия. Нариман Нариманов сделал всё от себя зависящее, чтобы лезгинские этнические территории, незаконно включенные в состав Азербайджанской ССР, так в нём и остались. Нажмудин Самурский боролся за историческую справедливость и стал политическим врагом Баку, сыгравшей значительную закулисную роль в его гибели в 1939 году.



4.На политических азербайджанских картах территория Южного Дагестана вплоть до города Дербент включена в состав Азербайджана. Нынешний Азербайджан полностью исказил историю Кавказской Албании, объявив предков лезгинского народа - кавказских албан - тюрками. Азербайджан с советского времени контролирует деятельность ДНЦ РАН, имеет своё политическое лобби в Дагестанском научном центре РАН, через которую проводит фальсификацию истории Дагестана в интересах Азербайджана, «омолодил» возраст древнейшего города России Дербента с более чем 5000 летней истории до 2000 лет, скрывает древние артефакты, связанные с историей лезгин, стремится закрепить за азербайджанцами должность директора Архитектурно-археологический комплекс «Цитадель Нарын-кала». При предыдущем директоре музея Нарын-кала Али Ибрагимове из музея бесследно исчезло большое количество древних артефактов, относящихся к истории албанского периода. История «дагестанских азербайджанцев» начинается с 1938 года. В 1938 году по настоянию М. Д. Багирова (по просьбе между М. Д. Багирова Абдурахман Даниялов возглавивший в 1938 году правительство ДАССР, сыграл основную роль в официальном переименовании терекеменцев, персов, татов Дербенского района в «азербайджанцы», чем оказал неоценимую услугу М. Д. Багирову, который руками А. Даниялова создал искусственный азербайджанский анклав в Дербенте) впервые в истории Дагестана появилось определение «азербайджанцы». Этот новый советский политический термин был навязан терекеменцам, персам, татам и прочим народам Южного Дагестана. С 1938 года Баку внедрял своих людей в руководство ДАССР. По настоянию того же М. Д. Багирова, в руководстве ДАССР в сентябре 1942г. появился Азиз Магомедкерим оглы Алиев, выходец из Нахичевани (отец Гейдара Алиева) — председатель Президиума Верховного Совета Азербайджанской ССР, член военного совета советского военного контингента в Тебризе, которого поставили на должность первого секретаря Дагестанского обкома. Причём Азиз Алиев привёл с собой большую азербайджанскую команду из Баку и с его подачи на все значимые руководящие должности в Дагестане были поставлены азербайджанские партийные начальники.



5.Пятая колонна Южного Дагестана. Искусственно созданный в Дербентском районе азербайджанский анклав с 1938 года финансируется Баку, исправно выполняет поставленные перед собой политические задачи, не имеющие ничего общего с национальными интересами народов Дагестана и России. Своей воинствующей пантюркистской идеологией, Азербайджан превратил дербентских азербайджанцев (в основном, это ираноязычные таты-мусульмане и ираноязычные таты-иудеи), которые по своему происхождению не имеют никакого отношения к тюркам и тюрками не являются, в пятую колонну, действующую против государственных интересов России в Дагестане. Запрещая на государственном уровне ввоз дагестанских учебников по родным языкам в северный Азербайджан, как якобы учебников чужого иностранного государства, Азербайджан сам ввозит азербайджанские учебники в дагестанские школы Дербентского района для обучения «азербайджанских» детей языку и истории Азербайджана, воспитания их в духе идеологии пантюркизма, то есть превосходства азербайджанской нации над всеми остальными, внушая им, что Южный Дагестан вместе с Дербентом это «исконная азербайджанская территория». В кабинетах руководителей Республики Дагестан азербайджанского происхождения висят государственные флаги республики Азербайджан, портреты отца и сына Гейдара и Ильхама Алиевых.




Бесспорно одно: с Азербайджаном у лезгинского народа будущего нет.

А вот с Россией есть будущее. Сейчас, когда в мире сегодня наступила эпоха беспорядка и неопределённости — эпоха столкновения культур, цивилизаций и экономических интересов, эпоха цивилизационных войн за гегемонию, за ресурсы и за собственное будущее развитие, по окончанию которых и будет создан новый миропорядок, как уже не раз бывало в истории человечества, лезгинскому народу необходимо своевременно выстроить этнополитическую стратегию в новых условиях. К сожалению, у нас нет ни одной действующей политической организации, которая сейчас очень пригодилась как организующий информационный рупор народа. Лезгинам срочно нужен политический информационный центр, политическая партия или организация. Сегодня лезгинский народ принимает участие в великой вселенской битве между добром и злом, несомненно, наш народ на стороне Добра сражается бок о бок со всей великой Россией за своё будущее. Нам нет места в мире стран НАТО и Запада, которые никогда не станут считаться с такими народами, как мы, так как они считают сами себя митрополией, которой обязан подчиняться и служить весь остальной мир, в том числе и мы, такая идеология, как её не украшай, чистый фашизм, нацизм, а в случае Турции и Азербайджана, воинствующий пантюркизм.

Россия сможет создать новый справедливый миропорядок и отстоит своё право на независимое существование и на достойное будущее всех своих народов, в том числе и лезгинского народа, который считает себя всецело только российским народом, народом, который неумолимо двигается к своему воссоединению, в наше ли время, в новых ли поколениях, но мы свято верим, что это рано или поздно произойдёт.

Справедливость восторжествует.