О загадках Пятигорья, автотуризме и грантах РГО!

Влад Лесной
Друзья!


"19 сентября стартовала новая грантовая программа Русского географического общества. В течение сентября-октября 2022 года будут приниматься заявки на инициативные гранты и гранты региональных отделений. О сроках приёма заявок на медиагранты будет объявлено дополнительно.

Заявки принимаются только через единую электронную систему на сайте grant.rgo.ru Использовать её имеют право зарегистрированные пользователи.

С 2010 года Русское географическое общество выделяет средства на проведение фундаментальных и прикладных научных исследований, реализацию образовательных, экспедиционных, просветительских, издательских проектов.

Конкурс проводится один раз в год. Гранты выдаются в трёх категориях — инициативные гранты, гранты региональных отделений и медиагранты. 

Инициативные гранты направлены на поддержку проектов, инициированных Президентом РГО, членами Попечительского и Управляющего советов, а также советами и комиссиями РГО.

Гранты региональных отделений направленных на поддержку проектов, представленных региональными отделениями РГО.

Медиагранты направлены на медиаподдержку проектов РГО из числа региональных и инициативных, а также проектов в сфере популяризации географических знаний и деятельности РГО.

В зависимости от номинации грантов их максимальный размер колеблется от 700 тысяч до 2,5 миллиона рублей.

Грантовые заявки последовательно оцениваются экспертами Общества, Экспертным и Управляющим советами. Победители грантового конкурса утверждаются Попечительским Советом РГО".https://www.rgo.ru/ru

...Други!
Думаю, это прекрасная возможность проявить себя всем тем,кто мечтает о дальних  странствиях и приключениях!

Вл.Назаров
***************
1.КАК МЫ ИСКАЛИ САМОЛЁТЫ АЛСИБА. ПОСЛЕСЛОВИЕ
 

80 лет нас отделяют от событий, происходивших на трассе Аляска — Сибирь. Фото: Алексей Никулин
Зачем нам помнить об Алсибе? И вообще, что современному человеку даёт знание истории?
Из отчёта научного руководителя экспедиции Русского географического общества Павла Филина:
"В 2022 году экспедицией РГО был сделан акцент на обследовании самолётов, разбившихся в ходе перегона, а также различных объектов техники, поставлявшейся по программе ленд-лиза из США в СССР. За годы войны было перегнано от 7831 до 8094 самолётов (всего в СССР за годы войны было поставлено союзниками 22 195 самолётов). Типы перегоняемой техники: бомбардировщики В-25, А-20; истребители Р-40, Р-39, Р-63, Р-47; транспортные самолёты С-46, С-47; учебно-тренировочный АТ-6. Из перегнанных самолётов 81 самолёт был разбит (порядка 1%), 115 лётчиков погибли. Основными причинами аварий были крайне сложные метеорологические условия, недостаточное знание условий полёта по маршруту и слабое метеообеспечение, недостаток опыта пилотирования иностранной техники. Отметим, что практически все погибшие экипажи и самолёты по трассе были обнаружены сразу по свежим следам ещё в годы войны. Затем многие годы в связи с тем, что трасса являлась секретной, о ней не вспоминали и большого интереса к упавшим самолётам не проявляли, тем более что находились они в крайне труднодоступной местности".
Большая часть читателей, прочитав материалы об Алсибе, а впоследствии посмотрев и фильм, скажут, что да, это наше героическое прошлое, которое надо знать, помнить и извлекать уроки. Но Павел Филин полагает, что Алсиб — это наше настоящее и будущее:
"У нас единственная связующая дорожка, которая собирает в единое целое нашу страну, идёт по югу — это Транссиб, а по северу — это Северный морской путь. В этом как раз и заключается гениальность решения о создании трассы Алсиб: нужно было создать этот коридор, который бы и по центральной части связывал в единое целое нашу страну. Это была фантастическая инфраструктура по своим капитальным вложениям, но которая отработала эти вложения на все тысячу процентов. И во время войны, и в послевоенный период, и работает до сих пор. Многое из того, что было создано тогда, сейчас расширяется, работает и, я уверен, является заделом для нашего дальнейшего развития".
В той войне мы с американцами были союзниками. Правда, не всегда мы вспоминали об этом, да и сама трасса Алсиб была засекречена даже после войны. Вспомнили об этом эпизоде нашей общей истории только в начале 70-х, когда в горах Чукотки геологи обнаружили самолёт иностранного производства с останками экипажа. С советскими документами, но с американской экипировкой. Отношения между нашими странами были прохладными до ледяных, и тайну гибели этого экипажа долго не удавалось установить: "Найденные документы и вещественные доказательства были изъяты милицией и утеряны".


Шли годы, менялись отношения — от потепления до очередного "ледникового периода". И нынешние времена не исключение — сейчас снова наступили времена, когда о нашем союзе в общей борьбе против нацизма вроде как и говорить не с руки.
Но историческая справедливость требует помнить исторические факты вне зависимости от текущей геополитической ситуации. Иначе мы обречены повторять ошибки и стать "второгодниками" с невыученными историческими уроками.

Как мне кажется, мы, русские хотя, может, и не идеальны (впрочем, а кто тут у нас такой идеальный?), но обладаем обострённым чувством справедливости. И эта справедливость требует помнить о военных поставках, которые мы получили от США в годы войны. Да не бесплатно. Но историческая благодарность американскому народу за ту помощь, которую получила наша страна в самый трагический период нашей истории, — это нормально. В духе нашего национального характера.
Пусть помощь и не была решающей, но она была своевременной и сохранила миллионы жизней наших соотечественников. И то, что Русское географическое общество вспомнило об этом, направив на Чукотку нашу экспедицию, говорит именно о нашей исторической справедливости вне сиюминутной конъюнктуры. В этом смысле американцам стоит брать пример с нас и вспомнить гравировку на часах, отправляемых нам по Алсибу: "Геройскому народу СССР".
Будучи в экспедиции, мы с Павлом Филиным частенько вели беседы с тегом #азачемнужнаистория. Зачем современному человеку вообще необходимо знание истории, в чём её прикладное значение? Что касается меня, то я формулу сформулировал давно: знание истории даёт возможность разобраться в настоящем и предсказать будущее. Это, скажем так, трезвый расчёт — из области разума и здравого смысла.


Но есть ещё один аспект — физиологический. Дело в том, что люди, потерявшие в результате травмы память, остаются при этом во всех прочих ипостасях вполне полноценными людьми. Они могут научиться чему угодно, например водить машину, самолёт или выучить иностранный язык. Единственное, чего они не могут, — это смоделировать своё будущее. Ни на год, ни тем более на жизнь. И красивая, мало что объясняющая, фраза "без прошлого нет будущего" обретает совершенно конкретный и очевидный смысл. И если кто-то хочет "отформатировать" память, значит, это кому-то… выгодно.

Надпись в американском городе Фэрбенкс на памятнике героям Алсиба актуальна и сегодня: "Установление мира на земле не может быть делом одного человека, одной партии или одного народа. Это должен быть мир, построенный на усилиях всего человечества. Франклин Делано Рузвельт".
Напоследок процитирую Александра Сергеевича Пушкина: "Жалок народ, для коего прошедшее не существует".
Русское географическое общество, кинокомпания "Скайфёст" и редакция документального цикла "Русский след" благодарит Эгвекинотский краеведческий музей за предоставленные материалы и помощь в проведении экспедиции.
Специальная благодарность: Елене Рогозиной, Вадиму Березникову, Евгению Моргуну, Владимиру Сертуну, экипажам вертолётов Ми-26 и Ми-8.
Алексей Никулин
https://www.rgo.ru/ru
 ******************
2.ХОЛОДИТ И ГРЕЕТ: КАК РАЗГАДАЛИ ЗАГАДКУ СПЯЩЕГО ЛЬВА СТАВРОПОЛЬЯ

Разгадывать загадки природы — занятие необычайно интересное. Для этого совсем не обязательно отправляться в дальние странствия по малоизученным уголкам планеты. Тайнами и сюрпризами порой могут удивить географические объекты родного края, к которым привык с детства. Нужно лишь познакомиться с ними поближе, присмотреться внимательнее. Одно из таких удивительных мест — гора Развалка, о которой наверняка знает каждый, кто хотя бы раз побывал в Ставропольском крае.
Если смотреть на Развалку издали, с восточной стороны она напоминает исполинского льва. В тёплое время года его густая "грива" становится ярко-зелёной, зимой покрывается снежной сединой. Гора очень красива, но на первый взгляд ничем не выделяется среди других лакколитов Пятигорья. И тем не менее Спящий Лев, как называли эту вершину в XIX веке, загадал учёным непростую загадку.

Местным жителям издавна было известно, что в некоторых местах у подножия Развалки лесные заросли странным образом меняются. Вместо привычных для тёплого юга растений — алычи, кизила и даже винограда — появляются рябина, кривоватые невысокие берёзки, а на почве — мхи и лишайники. Такая картина обычно наблюдается довольно высоко в горах. От земли здесь тянет холодом, а под моховой подушкой почти всегда можно найти пластинки льда. Откуда в Ставрополье, где из земных глубин выходит множество горячих источников, вечная мерзлота?
Феномен мерзлоты на Развалке заинтересовал учёных ещё в 1900 году, но активное изучение горы началось лишь в советское время. Ботаники обратили внимание на то, что развитие растений в местных "холодных зонах" запаздывает — цветение и плодоношение начинаются на несколько месяцев позже. Удивила исследователей и местная фауна. Например, в ловушки, расставленные зоологами, попадались снежные полёвки — жители высокогорных альпийских лугов.
В 1950-х годах в теле горы геологи пробили три глубокие горизонтальные штольни — с востока, запада и юга. Восточный проход вскоре засыпало обвалом, а западный (длиной 400 м) и южный (700 м) соединились в недрах Развалки. Выяснилось, что массив сложен застывшей магмой, трижды поднимавшейся к поверхности Земли. В верхней части его диаметр — около 1 км, вниз к глубинному очагу идёт узкий шток.
Развалка оправдывает своё название. Весь массив горы разбит гигантскими трещинами, глубина которых доходит до 300 м. Часть этих щелей забита перетёртой породой, но по ним свободно циркулирует воздух. Наблюдения показали, что летом из штолен и щелей наружу выходят воздушные потоки. Их скорость достигает 3 м/с, а температура близка к нулевой, когда на улице термометры показывают до +30 °С.
Учёные выдвигали различные гипотезы, описывающие механизм таинственной "летней мерзлоты". Кто-то полагал, что под толщей горных пород, слагающих Развалку, похоронены мощные залежи реликтового льда. Другие объясняли постоянный холод выходом на поверхность большого количества углекислого газа. Все эти догадки оказались неверны.
Как отмечал известный краевед, знаток Ставрополья Иван Быстров, загадку Развалки долго не могли разгадать, поскольку учёные работали на горе только летом. Первая же попытка посмотреть, как ведут себя глубинные воздушные потоки зимой, удивила исследователей.
Оказалось, что щели, выбрасывавшие летом наружу холодный воздух, зимой с такой же скоростью втягивают его внутрь. Схожая картина наблюдалась и у входа в единственную оставшуюся открытой штольню. Куда же уходят эти воздушные потоки? Развалка загадала новую загадку.

Ответ на этот вопрос дала зимняя экспедиция к вершине горы. 27 февраля 1962 года Иван Быстров и геолог Пётр Костин обнаружили в верхней части Развалки среди снежного покрова высотой до 20 см проталины и зелёные лужайки. Среди травы виднелись растения с готовыми распуститься бутонами цветков! Вблизи этих удивительных для зимы "оазисов" зияли трещины, из которых выходил тёплый воздух. Учёные сразу же вспомнили рассказы местных жителей, наблюдавших, как в морозные дни над Спящим Львом иногда возникали клубы пара.
Развалка оказалась своеобразным естественным кондиционером. Летом накопленный в трещинах массива воздух, остывший за зиму и потяжелевший, выходит на поверхность у подножия горы. Зимой ситуация меняется: более лёгкий тёплый воздух поднимается по внутренним полостям и вырывается из щелей вблизи горной вершины, растапливая снег и согревая землю вокруг. На его место снизу через множество отверстий в породе буквально "засасываются" холодные воздушные массы. Весной и осенью работа этого механизма останавливается в ожидании новой жары и новых морозов.

— С позиции современной науки ничего крайне необычного в недрах горы Развалка не происходит. Физика этого явления довольно проста. По сути, это сезонный теплообмен горного массива. В разных вариациях он присутствует практически везде. Особенно это явление характерно для естественных пещер и искусственных шахт. Чем интенсивнее циркуляция, тем оно более ярко выражено. Самый известный пример — Кунгурская ледяная пещера. Если есть интенсивная циркуляция, массив за лето прогревается, а зимой из щелей выходит тёплый воздух. Летом — наоборот.
В чём уникальность этого процесса на Развалке? Массив этой горы отличается сильной трещиноватостью. По мнению геологов, гора после образования подверглась разрушению, в том числе в процессе активных извержений Эльбруса и связанных с ними землетрясений. С этими давними катастрофами на Ставрополье связано много интересных мест. Например, каменный хаос на Стрижаменте. Мощнейшие землетрясения, которыми сопровождались извержения Эльбруса, приводили к очень серьёзным оползням, появлению геологических обнажений и так далее. Следы этих процессов есть в разных местах. Развалка тоже сильно пострадала, и ядро горы сильно разрушено, — говорит заведующий кафедрой физической географии и кадастров Института наук о Земле Северо-Кавказского Федерального университета Алексей Лысенко.
По словам Алексея Лысенко, похожие механизмы работают и в недрах остальных горных массивов Пятигорья, которые мы по привычке ошибочно называем лакколитами. Но Развалка среди всех этих вершин стоит особняком, является самым интересным объектом для изучения. Учёные постоянно наблюдают за динамикой процессов, протекающих в недрах горы.

 
— Лакколитами горы Пятигорья называть не совсем правильно. Геологи очень трепетно относятся к определениям. Лакколиты — интрузия, внедрения магматических тел караваеобразной формы в межпластовые пространства. Классический лакколит — Аю-Даг в Крыму. Горы Ставрополья — магматические диапиры, протыкавшие слои осадочных пород. Где-то "крышу" осадочных пород только приподняло, как это произошло с Машуком или Лысой. А где-то — Бештау, Змейка и Развалка — произошло обнажение магматических пород. Другое дело, что они не стали классическими вулканами — магма их была очень густой, вязкой, плотной. Они просто выдавились, а не растекались. Никаких вулканических бомб и пепла не было. И все эти горы разные. Каждая из них уникальна по своему строению.
Образование Развалки происходило в несколько этапов. Эти внедрения магмы происходили не сразу, не одномоментно. И по контактам этих внедрений образовались зоны дробления, что способствовало сильному разрушению массива. При этом характерный для ставропольских останцовых магматических массивов тип горных пород — бештауниты — сам по себе считается химически и механически очень устойчивым. Это граносиенит-порфир, очень прочная интрузивная порода. В своё время её использовали в химическом производстве при изготовлении ванн для сильных кислот. Даже царская водка эту породу не разъедает, настолько прочен и химически устойчив этот камень. Петрографы — специалисты по горным породам — до сих пор спорят, к каким горным породам относить бештауниты. Одни относят их к вулканической группе пород, излившихся и застывших, другие — к интрузивным, которые застыли на глубине. Они где-то между. По вулканической классификации это трахилипариты, группа кислых и средних пород. А по интрузивной классификации — граносиенит-порфиры. Есть и другое, нейтральное название — бештауниты, чтобы никого не обижать, — рассказывает Алексей Лысенко.
Среди всех останцовых магматических массивов Пятигорья Развалка — самая трещиноватая. Здесь наиболее ярко выражен сезонный теплообмен. Штольни, когда-то пробитые в теле горы геологоразведочной партией, только усилили это явление.

— Мониторинг этого явления проводится учёными и студентами нашего университета не одно десятилетие. Зимой и летом делаются замеры температуры, измеряется скорость циркуляции в магматическом массиве, влажность воздуха и другие параметры. На снимках, сделанных в январе в условиях аномально низких для нашего региона температур, видны два градусника. На одном — –20 °С, на другом, рядом — +10 °С. Вот такой феномен, — заключает Алексей Лысенко.

Убедиться в уникальности Спящего Льва легко может любой желающий — нужно лишь приехать в Железноводск и совершить экскурсию на Развалку. Гора опоясана туристическими тропами, проложенными по живописным местам. Поиски входа в таинственную штольню среди окутанного туманом леса — отдельное приключение. Запаситесь тёплыми вещами (внутри реально холодно даже летом), фонарями и термометрами и отправляйтесь в путь. При этом лучше не пренебрегать правилами безопасности и стоит помнить о необходимости бережного отношения к природе.

— Развалка — гора, требующая к себе уважения. Подниматься туда и бродить по штольням неподготовленному человеку — не самый лучший вариант. Но это, на мой взгляд, самый интересный туристический объект в окрестностях Железноводска. Важным вопросом является обеспечение безопасности туристов, посещающих штольню, с одновременным усилением охраны Развалки как памятника природы. Там, в конечной части штольни, бывают обрушения. Важно также сохранить обитающих во мраке подземелья летучих мышей — походы туристов с факелами несут угрозу их популяции, — поясняет Алексей Лысенко.
Александр Жирнов 
https://www.rgo.ru/ru
******************
3.ВОКРУГ СВЕТА НА ОТЕЧЕСТВЕННОМ АВТОМОБИЛЕ: СТАРТОВАЛА КРУГОСВЕТНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ

Участники экспедиции в Бразилии. Фото предоставлено участниками экспедиции
19 сентября стартовала кругосветная автомобильная экспедиция от московского музея "Автомобили мира". Известные российские и международные автопутешественники, члены Русского географического общества Александр Морозов и Николай Баландинский поставят новый мировой рекорд. Они совершат вторую кругосветную экспедицию на одной и той же машине — УАЗ ("буханка"). Флаг РГО побывает в более 40 странах мира.

Первое в истории многоэтапное кругосветное путешествие на автомобиле российского производства проходило с 2017 по 2019 год. В 2022 году новая цель — второй раз объехать весь мир на одной и той же отечественной машине. Первый этап пройдёт на Северном Кавказе. Затем через Грузию, Армению и Иран путешественники отправятся в страны Аравийского полуострова. Вдоль восточного побережья Африки они спустятся до самой южной точки континента. Дальше маршрут пройдёт через Южную Америку, Австралию, Азию. Заключительным этапом станет Урал.

— В ходе прошлой кругосветки нам удалось доказать, что совершить путешествие в разные точки мира возможно на любом транспорте. Наш яркий красно-белый микроавтобус прошёл 90 тыс. км и проехал 61 страну, — рассказал руководитель экспедиции Александр Холодный. — Впереди нас ждут новые 100 тыс. км. Начальным пунктом станет Северный Кавказ, где мы планируем посадить самые высокие деревья на планете — секвойи. Теперь областью распространения вечнозелёных деревьев высотой с 40-этажный дом будет не только Тихоокеанское побережье Северной Америки.


Участники экспедиции планируют посетить все регионы Северного Кавказа и две области — Воронежскую и Ростовскую, через которые будет проходить маршрут. Важное направление проекта — освещение истории, культуры и достопримечательностей каждого региона. На местах остановок будут посажены секвойи, которые живут более тысячи лет. Семена привезли из Северной Америки.

— Я путешествовал по всему миру и могу констатировать факт, что в России благоприятные перспективы для развития автотуризма. На автомобиле можно добраться до мест, недоступных пешему туристу. Также это экономичный вариант отдыха. Практически у каждой семьи есть машина, на которой можно отправиться в разные уголки России, — подчеркнул Александр Холодный.

Одним из результатов экспедиции станет разработка авторских маршрутов для автопутешествия по России, которые получат шанс использовать знак "Рекомендовано РГО".

"Путешествия с РГО" — коллекция туров от российских туроператоров. Все маршруты прошли экспертную оценку, добровольную сертификацию и получили отличительный знак "Рекомендовано РГО".

Система добровольной сертификации маршрутов, разработанная совместно с Российским государственным университетом туризма и сервиса, означает, что маршрут соответствует всем требованиям по качеству и безопасности, а также является аутентичным, уникальным и познавательным продуктом.
https://www.rgo.ru/ru
**************
4.КУДА ПОЕХАТЬ ОСЕНЬЮ: ПЯТЬ МАРШРУТОВ "ПУТЕШЕСТВИЙ С РГО"

Увидеть северных оленей и китов, пройтись по руинам древних городов и насладиться красотами изменчивой природы. Октябрь — идеальная пора для активных путешествий: комфортная погода для трекингов и джип-туров, в горах можно застать золотую осень, а на море — поймать несколько солнечных дней. Кроме того, в межсезонье, когда спадает высокий поток туристов, можно исследовать экскурсионные программы или познакомиться с локальной кухней в одном из гастротуров.

Русское географическое общество поздравляет с Днём туризма всех профессионалов, представителей индустрии и путешественников, влюблённых в Россию. В честь этого праздника проект "Путешествия с РГО" подготовил подборку из пяти осенних маршрутов. В программе — покорение морей и гор, этнографические находки, гастрономические изыски и дегустация вин, а также торжество российской природы.

1. Вслед за северными оленями
Направление: Карелия
Точка притяжения: этнопарк "Географика"

На берегу Онежской губы Белого моря, недалеко от старинного поморского села Колежма, где гнездовья редких водоплавающих птиц соседствуют с лежбищами тюленей, а в местных водах можно встретить белух, расположился этнопарк "Географика". Здесь на скальных выходах прямо у кромки воды среди оленей и хрупкой северной природы вырос целый город, где люди до сих пор хранят традиции и заветы предков.

Осенью на севере Карелии время будто замедляется: хочется закутаться в тёплый плед с чашкой чая из пряных трав и слушать, как ветер спорит с кронами деревьев, а волны разбиваются о скалы. Если похолодает, всегда можно спрятаться в домике с панорамным окном, откуда безопасно наблюдать за красотой, а если повезёт — увидеть северное сияние.

А ещё осень в Карелии — это время освоить такой предмет, как "оленеведение". Потрогать, погладить и покормить "местных жителей" карельских лесов, узнать, где они живут, как находят себе корм даже под метровым слоем снега и почему сбрасывают "корону" с головы. Кроме оленей, в парке живут аляскинские маламуты, с которыми можно погулять по округе.

2. Драгоценности Дагестана
Направление: Северный Кавказ
Точки притяжения: высокогорные аулы

Посмотреть главные визитные карточки страны гор, проехать от берега моря до вершин Кавказа, увидеть старинные аулы и древние города, погрузиться в историю, традиции и культуру региона. К заснеженным хребтам и горным пикам ведут сотни трекинговых троп — туда, где гнездятся орлы, сакральный символ горцев. Часть пути вы преодолеете на внедорожниках, но до самых живописных точек можно дойти только пешком. Отсюда открываются захватывающие дух панорамы и открыточные виды Северного Кавказа.

Помимо величественной природы, гостей программы ждут мастер-классы по традиционным промыслам: гончарному и ювелирному искусству, а также знакомство с культурой и местной кухней горцев. Аул-призрак Гамсутль, высокогорный Гуниб и старинное село Кубачи в осеннее время приобретают особый колорит, а отсутствие больших туристических групп позволяет насладиться красотой и особой уединённостью этих некогда многолюдных и богатых поселений.

Завершается маршрут возвращением к морю, где раскинулся самый южный город России — Дербент, история которого восходит к VI веку до н. э. Здесь можно прогуляться по узким улицам кварталов старого города, полюбоваться средневековыми мечетями и взобраться на древнюю персидскую крепость-цитадель Нарын-Кала, которая вошла в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Кстати, Дагестанское региональное отделение РГО совместно с туроператором Caspian Travel активно разрабатывает новые туристические маршруты по высокогорным аулам, известным своей многовековой историей и традициями.

3. Дары енисейской Сибири
Направление: Красноярский край
Точки притяжения: рестораны сибирской кухни

Самый лучший способ познакомиться с регионом — попробовать его на вкус. Конечно, самобытная кухня есть во всех культурах, однако ради сибирской кухни стоит устроить настоящий гастрономический вояж. Здесь собрались вкусы самых разных народов российской "кладовой" — якутов, бурят, эвенков, ненцев, хакасов. Блюда из рыбы и дичи, таёжные травы, ягоды и грибы, дары чистейших рек и диких лесов, настойки, наливки и бальзамы, а также экзотика — мясо моржа, кита или медведя в разных видах и сочетаниях.

Гастрономической столицей Сибири по праву называют Красноярск. Главная особенность его кухни — в свежести продуктов и антураже местных ресторанов. Здесь можно попробовать пельмени из мяса косули, осетровую уху, якутского муксуна и паштет из печени оленя, полакомиться белыми груздями и драниками из черемши, а также другими енисейскими деликатесами. Немного севернее, вдоль течения Енисея, есть загородная база отдыха "Рыбная заимка", ресторан которой славится своими блюдами по старинным рецептам. Здесь можно попробовать свежевыловленного хариуса, разнообразные копчения, соления, а также гордость сибирской кухни — пельмени.

Помимо гастрономических изысков, гостей ждёт культурная программа: "Бобровый лог", Красноярские столбы, а также панорамы величественного осеннего Енисея. Кстати, для тех, кто хочет увидеть Сибирь целиком, Томское региональное отделение РГО разработало маршрут "Золотое кольцо Сибири", куда вошли целых 10 регионов.

4. Глэмпинг в Анюйском нацпарке
Направление: Хабаровский край
Точка притяжения: предгорья Сихотэ-Алиня


В трёх часах езды от Хабаровска, вдали от цивилизации, в самом сердце Анюйского национального парка расположился уютный глэмпинг. Восемь панорамных шатров, выдерживающих суровые морозы, протянулись вдоль быстрой горной реки. Уникальность глэмпинга в том, что здесь есть чем заняться в любое время года. Осенью, когда невысокие сопки Сихотэ-Алиня покрываются багряным золотом, а над рекой разливаются сизые туманы, природа вокруг становится сказочной.

В погожий солнечный день хочется гулять по ароматной хвойной тайге или рыбачить на берегу, а вечером согреваться у костра с кружкой пунша или в сибирском банном чане на дровах с пихтовыми лапами и видом на тающий закат. А утром под мерные перекаты быстрой горной реки можно нежиться в постели и любоваться первозданной природой через панорамный купол шатра.

Помимо активных маршрутов по окрестностям, в том числе по следам знаменитого путешественника и исследователя РГО Владимира Арсеньева, сюда едут за свежей рыбой. Ленок, сиг, щука, хариус, сазан — кажется, чтобы всё перепробовать, не хватит и двух недель. А если вспомнить про дичь и прочие дары леса, можно смело оставаться тут на целый месяц.

5. Винные дороги, южные берега
Направление: Краснодарский край, Крым
Точки притяжения: российские винодельни

Искусство изготовления и потребления вина на юге России восходит корнями к временам господства Эллады на Чёрном и Азовском морях, когда земли нынешнего Краснодарского края и Крыма входили в состав великого Боспорского царства. И вот уже полторы тысячи лет виноградарство является неотъемлемой частью культурного кода этих регионов.

Совместить погружение в античную культуру с дегустацией игристого и сыров, прогулками по раскопкам древних городов, изучением винных погребов и красот Черноморской ривьеры теперь можно в одной программе. Гости проедут вдоль значительной части побережья Боспорского царства, от Севастополя до Анапы, посетят четыре винодельческие долины и пять старинных городов.

Уникальность терруаров Крыма — в особом сочетании горного рельефа, насыщенных минералами почв, жаркого лета и мягкой малоснежной зимы. А кроме того, в каждой долине — свой неповторимый микроклимат, благодаря которому в коллекциях виноделен можно выделить свой авторский почерк, тон и аромат. Конечно, визитка Крыма — это креплёные ликёрные и сладкие вина, снискавшие мировую славу, однако в каждом регионе полуострова есть свои легендарные марки, разбираться в которых научат опытные сомелье.

Тур по крымским винодельням разработан в рамках большого межрегионального проекта "Золотое кольцо Боспорского царства", созданного Краснодарским региональным отделением РГО. Маршрут проходит по территории 12 городов и объединяет 35 площадок, тематически связанных с древним Боспором. Кроме того, эксперты РГО разработали уникальный гид из 19 маршрутов — "Винные дороги Боспорского царства", первый в России винный тревел-гид, куда вошли более 40 виноделен, ферм и заводов.

"Путешествия с РГО" — это коллекция увлекательных авторских туров по России от российских туроператоров, которые прошли экспертную оценку специалистами Общества и получили отличительный знак качества "Рекомендовано РГО".

Система добровольной сертификации маршрутов, разработанная совместно с Российским государственным университетом туризма и сервиса, означает, что маршрут соответствует всем требованиям по качеству и безопасности, а также является аутентичным, уникальным и познавательным продуктом.
https://www.rgo.ru/ru
********************
5.ВОКРУГ СВЕТА НА ОТЕЧЕСТВЕННОМ АВТОМОБИЛЕ: СТАРТОВАЛА КРУГОСВЕТНАЯ ЭКСПЕДИЦИЯ
20 сентября 2022


Участники экспедиции в Бразилии. Фото предоставлено участниками экспедиции
19 сентября стартовала кругосветная автомобильная экспедиция от московского музея "Автомобили мира". Известные российские и международные автопутешественники, члены Русского географического общества Александр Морозов и Николай Баландинский поставят новый мировой рекорд. Они совершат вторую кругосветную экспедицию на одной и той же машине — УАЗ ("буханка"). Флаг РГО побывает в более 40 странах мира.

Первое в истории многоэтапное кругосветное путешествие на автомобиле российского производства проходило с 2017 по 2019 год. В 2022 году новая цель — второй раз объехать весь мир на одной и той же отечественной машине. Первый этап пройдёт на Северном Кавказе. Затем через Грузию, Армению и Иран путешественники отправятся в страны Аравийского полуострова. Вдоль восточного побережья Африки они спустятся до самой южной точки континента. Дальше маршрут пройдёт через Южную Америку, Австралию, Азию. Заключительным этапом станет Урал.

— В ходе прошлой кругосветки нам удалось доказать, что совершить путешествие в разные точки мира возможно на любом транспорте. Наш яркий красно-белый микроавтобус прошёл 90 тыс. км и проехал 61 страну, — рассказал руководитель экспедиции Александр Холодный. — Впереди нас ждут новые 100 тыс. км. Начальным пунктом станет Северный Кавказ, где мы планируем посадить самые высокие деревья на планете — секвойи. Теперь областью распространения вечнозелёных деревьев высотой с 40-этажный дом будет не только Тихоокеанское побережье Северной Америки.
частники экспедиции планируют посетить все регионы Северного Кавказа и две области — Воронежскую и Ростовскую, через которые будет проходить маршрут. Важное направление проекта — освещение истории, культуры и достопримечательностей каждого региона. На местах остановок будут посажены секвойи, которые живут более тысячи лет. Семена привезли из Северной Америки.

— Я путешествовал по всему миру и могу констатировать факт, что в России благоприятные перспективы для развития автотуризма. На автомобиле можно добраться до мест, недоступных пешему туристу. Также это экономичный вариант отдыха. Практически у каждой семьи есть машина, на которой можно отправиться в разные уголки России, — подчеркнул Александр Холодный.

Одним из результатов экспедиции станет разработка авторских маршрутов для автопутешествия по России, которые получат шанс использовать знак "Рекомендовано РГО".

"Путешествия с РГО" — коллекция туров от российских туроператоров. Все маршруты прошли экспертную оценку, добровольную сертификацию и получили отличительный знак "Рекомендовано РГО".

Система добровольной сертификации маршрутов, разработанная совместно с Российским государственным университетом туризма и сервиса, означает, что маршрут соответствует всем требованиям по качеству и безопасности, а также является аутентичным, уникальным и познавательным продуктом.
https://www.rgo.ru/ru
*****************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
3 октября 2022 года.