Культ будущего

Райя Снегирева
               
    Говорят, нельзя с одной задницей на семь ярмарок поспеть…  А вот и да!  Ещё как ! Если учесть,  что себя ощущаю одновременно в прошлом,настоящем и будущем времени.   Например, в настоящий день , ходила по магазинам.  У одного видела выездной военкомат. Всё оцеплено. Полиция. Полевая кухня. Стоят провожающие. Отъехал автобус с новобранцами. Встретила соседа из 24 квартиры. Ему 46лет.  Служил в армии. Поваром. Сказал,обещали призвать в третьей волне.  Над  родными дорогими людьми  - тоже  сгустились черные тучи.
 
     Настрадалась.  Уже  в постели.  Окно открыто. Ветер раздувает занавеску. Дождь угрожающе барабанит по карнизу, стучит по мозгам.  Напоминает, что  нас  окружает будущее. Повсюду культ неизбежного будущего.Какое оно ?  Страшно подумать. И не буду… «Милосердия двери отверзи нам, Жизнодавче»…, ослаби, остави, отпусти…ежели словом, делом, помышлением… Чувствую, ослабил, отпустил… И что-то во мне, как в калейдоскопе встряхнулось, пересыпалось серпантинно,перемешалось с болезненными звуками ностальгических ноток.


     1948-й.   Прошло три года после Великой Победы.  Москва.  Из Научного городка , на трамвае,единственный раз, меня, восьмилетнюю, брат  сопровождает  в первый класс  средней женской школы № 222, что на Ивановской улице.   В руках -горшочек с фиалками.Переходим трамвайную линию. Передо мной девочки всех возрастов  с  цветами  и  без , в коричневых платьицах с белыми манжетами, воротничками и фартучками,  как по линейке шли  по тротуарчику вдоль забора  веселым  потоком  получать знания.


   
    Рассматриваю  фото своего класса.   Помню имена всех девчонок. Вот  Таня Пенькова. Увлекалась  балетом. Типа : прекрасна в танце, Мельпомены дочь. Танцевать на подмостках день и ночь не прочь.  В основном, с ленточками.  С  русыми кудряшками,  с трудом дышала носом, поэтому губки-бантики всегда  были  приоткрыты.  Мне она настолько  нравилась, что я , ложась спать,  ставила себе между верх-низ-зубами   спички-распорки, чтобы рот не закрывался. Вот дура!
   
    На этом фото  -  Валя  Усанова.  Короче – Усанчик.   Худенькая, гладко причесанная на прямой пробор , носила очки с выпуклыми стеклами.  Мне это  так  нравило сь, что  я стала жаловаться маме : плохо вижу.  Она отвела меня к глазному врачу,   закапали капли, по рецепту купили очки.  Я в них даже спала,  пока  в постели не сломала.  Новые не просила.   
   
    Вот на фото   Леночка  Полякова.  Тощая крохопусечка  с  белым, как мел,  лицом , с миндальной формой черных глаз ,  с тугими черными косичками.     Однажды,  в   пятом классе, помню, не получилось написать контрольную по алгебре. В  тот  день, обращаясь к  Леночке наш  преподаватель, сгорбленная пожелтевшая старушка, по прозвищу  Кукарача , едва переставлявшая ноги ,  поручила отнести к ней домой  тяжелую   стопку тетрадей  нашего класса.  Мы  шли  по   Лиственной аллее,   пыхтя тащили  наши  портфели,  мешки  со сменкой, ненавистную связку тетрадок.  Под   деревом сели отдохнуть, испуганно  оглядываясь по сторонам ,  развязали стопку, нашли свои  контрольные и чью-то проверенную работу с хорошей оценкой, и  ,конечно же,  бессовестно «содрали».


    Мне было 13 лет.  В огромном актовом зале  нас  выстроили по рядам ,  сколько вместилось классов.   Перед нами высоко на стене – лозунг : « В  науке  нет широкой столбовой дороги,  и только тот  может  достигнуть  её  сияющих  вершин , кто не страшась усталости, карабкается по её каменистым тропам».  И  размашистая  подпись :  И.В. Сталин.   Зазвучала траурная музыка .  Объявили: « Иосиф Виссарионович Сталин умер ».   Я рыдала  вместе  со  всеми.
 
   После пятого класса  всех девочек  из нашей Женской   перевели по месту жительства -  в  школы  Мужские  для совместного с мальчиками обучения.  Не пришлось ездить на трамвае. Моя школа была  впритык  к  нашему бараку.

   После войны  москвичи ,за небольшим исключением, в основном жили   в бараках. И редко , у кого из школьников был отец. Сгинули мужчины на войне, мой отец-без вести пропал  в Вяземском котле. Пенсия за него не полагалась. А нас у мамы-четверо.   У «Усанчика» был отчим- без одной ноги, инвалид.  У Инны – отчим –художник ,  по локоть без левой руки .
 
   
   Ради мужчин в отдельных случаях женщины шли на преступления,  избавлялись  от своих детей.   Читаю воспоминания моей мамы:  «Одна несчастная медработница сделала инъекцию своей старшей дочери, приказав надеть чистое платье, якобы уколет,  чтобы та  никогда не болела. После укола дочь умерла.

  Через  две-три  недели мать сказала и младшей дочери :   после  школы  давай помоемся и переоденемся,  я  сделаю  тебе укольчик. Девочка  ушла в свою  222-школу,  а  после  уроков  домой  не  идёт.  На вопрос учителя,  почему ?- ответила: «Не пойду,  мама хочет  сделать  мне укол;она уже  сделала укол моей  старшей  сестре  и  та  умерла ,  и  её  похоронили».

   Но  девочку  из  школы  выгнали и  рассказали  директору.  На  следующий  день  девочка  в  школу  не  пришла, мать  её  умертвила.  Возбудили уголовное дело. Директора  женской школы, где училась моя Рая,   отстранили  от  занимаемой должности  за халатность.  Следствие установило,  что мать-врач задумала выйти замуж за молодого человека, которому  дети   чужие  не   нужны».

   Итак,  в  Мужской  школе  № 218 , что на Дмитровском  шоссе   – новые одноклассницы сдружились с  нами ,  из 222 школы.  Мы  с   Усанчиком  часто после уроков   оставались в классе   и пели. Она посещала  МГ Дворец пионеров  п/у  Владимира Локтева детский  хор   и  знала много запрещенных бардовских песен.  К нам подтягивались  другие одноклассники:  Люся-Шафранэк, игравшая на рояле,  Володя Коломинцев – на баяне.  Меня девочки приглашали к себе на День Рождения, потому что я приносила с собой патефон с пластинками.  Мы  пели и танцевали.


   Теперь  алгебре учил нас завуч, по фамилии Кобылин.  Представьте : тучный краснолицый,  с больным сердцем  мужчина у доски,   объясняет нам-недоучкам простые задачки, сопровождая возмущением : « У меня  рубашка мокрая !».

   Седовласый, верх благородства учитель физики Виктор Николаевич Кантонистов, учился сам в Царской гимназии, приводил на занятия пятилетнюю внучку. Нас в всех называл на Вы.  Бывало, входит в класс после перемены, а ребята- петушки продолжают дубасить друг друга чем ни попадя, тетради летают по классу. Тогда он, понаблюдав изрядно, и подкрутив седые усы, спокойно рек: « Ну вы, дураки!  Вы-молодой человек, встаньте в этот угол, Вы- …» и тд, пока не устанавливалась тишина.

    Преподаватель  истории Лия Львовна Вишневецкая -смуглая красавица-сфинкс  попила из меня крови.  Учу-учу… Выйду к доске , чуть  запнулась : «Садись, два !».  И так каждый раз.  До тех пор , пока я  не  научилась  чеканить  ответ.  Это  очень помогло  мне  в  жизни.   

    Преподаватель  литературы и русского языка  Анатолий Михайлович Шарапов - сухонький, тихий, с добрыми морщинками у глаз на лице цвета почти такого же, как его ржаво -коричневый выгоревший пиджачок, - он просто изводил меня: после каждого моего сочинения, с оценкой   5/4,  давал  новое задание. Пока не получу  5/5.   Приходилось также писать сочинения за подруг, по их просьбе.  Недавно  позвонила Валя Зуева -соседка по парте. Говорит, просыпается от того, что толкает меня в бок и требует : пиши за меня сочинение. А сама она  была в математике чисто Исаак Ньютон или Николай Лобачевский.

    Вообще наш класс был, в основном, сильный . Еще бы. Располагалась школа в Научном городке. Здесь,  в   сталинских  кирпичных  домах -  четыре НИИ,   на верхних этажах  жили сотрудники  с  семьями ,  их дети со мной учились в одном классе.
 
       Преподавал  нам   Сталинскую Конституцию,  Машиноведение , а мальчикам – Военное дело - отставник  Киселев  Виктор   Николаевич. Запомнился тем, что  учил на грузовике ездить вокруг школы, дергал за ногу при неправильных действиях;  а на уроках по Конституции -  срезал  оценки  еврейским детям , чтобы , не дай Бог, стали  медалистами и не поступили в институт.

   За первыми партами , как правило, рассаживали слабовидящих или тех,  кто ниже ростом. Передо мной  сидели  два  малорослых, непоседливых  троечника. Один из них- завидно  рисовал. Другой- поражал воображение   ездой на велосипеде.

   В классе  они  плевали  из  трубочек  в  доску  горохом, за партой крутились , оборачивались к нам и дразнили :   то  ли  неда-Ё. толи  не до-Ё…

   Да  ещё  после  урока  вождения  в моем  портфеле  оказался обрезок  скользкого ужа , откуда ?  Подозреваю – кто-то из этих.  Нам с  соседкой по парте  это шибко не нравилось.

   После  школы , прихватив с собой ещё одну девочку,  мы,  трое,   заманили хулиганов  на площадку  за  пределами школы.  И  так  их били… Двое крепко держали каждого  ,  а третья –  трепала мальчишек  за вихры, метелила , что  было  сил.   Парни  еле  вырвались  .  А  мы , увидев  синяки на своих  физиономиях,  скорее   к  колонке, мочили в холодной  воде  медяки,  прикладывали к ушибам.  Больше  к  нам  никто  не  приставал.

    
   Спустя десять  лет  на  встрече  выпускников, куда я пришла с мужем,  подошел ко  мне тот, что стал  художником  и  сказал :  « Помнишь,  как  мы  друг  друга …» - « Любили ? Ничего  себе заявочка !»-хохотнула  я.
    

    Вот так : живу вроде бы в настоящем, на самом деле,   окружённая будущим,  постоянно нахожусь  прошлом.  Мне далеко за 80.  Говорят, выгляжу на 60.  Не потому, что я  после  трёх не ем. Хотя мне нравится , что из  24 часов в сутки  я не  прикасаюсь  к  еде  18 часов.

   На  шестьдесят -  скорее  всего  потому,  что меня  подпитывает память  о  годах юности,  подогревают песни, которые мы пели, и  я  постоянно  их  пою прилюдно  при  любом  удобном  случае. Хочется,  чтобы  никто эти  песни  не  забывал. 

    Потому что думаю  о  будущем.  Хотя  оно сейчас висит на  волоске,  как  обнажённый Дамоклов меч. 
      
                1-октября 2022.