Спящие боги, гл. 94. Созерцание божеств и молитва

Владимир Пяцкий
СОЗЕРЦАНИЕ БОЖЕСТВ И МОЛИТВА
Одно время я работал в ультрарелигиозном квартале Иерусалима Мэа Шаарим (Сто врат). Моим подопечным был Шмуэль. Коренастый, маленького роста, ворчливый, но добрый старик с рыжей лохматой бородой в доспехах ультрарелигиозного чёрного костюма и кипы был необычайно похож на гнома Гимли из «Властелина Колец».
Жители квартала, следующие архаичному укладу жизни, с подозрением относились ко мне, и я старался проходить к дому Шмуэля кратчайшей дорогой, где многие встречные уже знали, что я помогаю старому ребе. «Какой я ребе?» – возмущался Шмуэль. «Вот мой сын – настоящий ребе!». Я познакомился и с его сыном. Это был уже пожилой человек. Раз в неделю он приезжал к отцу, чтобы помыть у него дома полы и помочь убрать квартиру перед шаббатом. Он сказал мне, что наличие такой возможности – это большое благословение, от которого он не хочет отказываться. Добрый Шмуэль, смотревший на сына снизу вверх, приподнимаясь на цыпочки, просил его, указывая на меня: «Благослови этого парня, благослови его!».
Шмуэль был решителен и самостоятелен в своих суждениях. В самый разгар пропаганды, направленной против употребления продуктов, содержащих холестерол, он сказал мне доверительно, что пришёл со своим лечащим врачом  к соглашению о том, что одно яйцо в день – это неотъемлемая составная диеты старика. Шмуэль также попросил меня ставить ему двухлитровые клизмы, предмет старой медицины, отвергаемый большинством людей, признающими только слабительные.
Шмуэль проводил много времени за изучением Талмуда. Его вера была глубокой и целостной. Однажды, во время доверительной беседы, когда мы сидели в тени стены, сложенной из больших тёсаных камней, подобных камням Стены Плача, я задал Шмуэлю вопрос о том, каким он представляет себе Единого Бога. Я сказал ему: «Я знаю, что богобоязненный верующий не мыслит об облике Бога, но когда ты молишься и желаешь повернуть свой разум к небесам, ты воспринимаешь какое-то впечатление. Каково оно?» Глаза Шмуэля сверкнули, он огляделся по сторонам, явно не высматривая людей, а собираясь с духом, и шёпотом произнёс: «Всепожирающий Огонь!»
Молитва невозможна без визуализации – осознанной или неосознанной. Ум, мыслящий в абстрактных категориях монотеизма, создаёт неконкретизированную визуализацию, основанную на интуитивном чувстве повсеместного присутствия бесформенной высшей силы.
Во время молитвы ум проецирует свои более или менее глубокие представления об истине. От этого проецирования невозможно удержаться так же, как невозможно не видеть сны. Если же человек конструирует представление о полном отсутствии в облике Бога каких-либо черт, то такое представление может привести его к переживанию отрицательной пустоты, в которой угасает сила веры в небеса, и возрастает привязанность к реальности материального мира.
Метод визуализации божеств основан на признании того факта, что молящийся человек неизбежно создаёт некоторые личные представления о Высшей Силе. Если это положение признано, то понятно, что существует опасность того, что стихийные, основанные на желаниях и страстях представления об истине заполонят ум и сделают его фанатичным. Для преодоления этой опасности созерцатели должны помнить, что цель визуализации божеств – это вмещение страстей и освобождения ума от их власти.