Пространство

Анатолий Марасов
Пространство

(из книги "Природа")

Может  быть,   время   «менее»  таинственно  (!),   чем пространство, может быть,  оно  —  его свойство,  то есть, богатство всех материальных объектов, богатство всех «форм движения» есть характеристика именно пространства. Какой физик скажет об этом «точно»? И раскручивается Пространство к безграничным своим направлениям,   но  и  к   «себе»   самому,   к  точкам  своим, определить которые как какое-то свернутое и непостижимое по исчезающей малости своей специалисты не отважатся.  Пространство бесконечно «сужается», уменьшается.
Бесконечность во всем (?).
      Взаимосвязь структур пространства несомненно «начинается» с его повторяющегося (?) Начала. Есть ли у Мира начало? то есть, та временная точка отсчета? А может быть, у Пространства как такового нет ни Начала, ни «конца» и оно замкнуто, подобно ленте Мебиуса, а «окружает» его... что окружает Пространство?, пусть, как считают физики, разлетающееся? ведь это абсурдно, что мы не можем «представить» бесконечность! Конечно, ее невозможно представить,  но все же?
       «Зато» Пространство развивается: может быть, это его единственная  форма  существования,   и  развитие,   пройдя один логический, неизвестный ряд, повторяется...
       Я ничего не знаю. Знаю только, что наши психические тайны, иначе — духовные, в Пространстве, в пространстве земной  тяжести  и  открытого  воздуха.   Природа  Земного
пространства сотворила человека вся целиком, не отдельно живая природа, не отдельная ветвь каких-либо животных, но природа вся, пронизанная открытыми ритмами Открытого мира...
    И теперь, «вместившееся» в наше непосильное сознание (осознание) это Пространство мечется, мечется при «здравом» рассуждении, в фантазиях, в сновидениях, мечется и дергает нас, являясь невпопад, не ко времени, но чаще «совпадая» с нашими мыслями: мы мыслим действиями (пространством?).
А как прекрасно оно здесь, на Земле! прекрасно ландшафтами, небом, временами года, прекрасно жизнью, осознанием нашим. Вдох этого воздуха — чистого, напоенного запахом весеннего леса или знойного цветущего луга, только вдох, есть ответ на все вопросы о смысле жизни. Неожиданный снегопад, серый дождь, шум ветра в деревьях, мерный шум морских или речных волн, — это и есть жизнь, есть ответы. А ночные или сумеречные силуэты предметов, сама прозрачная вещественность воздуха в сумерках, сквозь которую мы идем, будто задевая ее, будто останавливаясь в «прошлом» или забегая в «будущее»?
Нет, Пространство Земли есть Родина в самом глубоком и прямом значении — для нас, для всего земного. Это оно, непонятное, преобразовываясь, существует в «своих» ординатах, да таких, что кружат голову нам эти перспективы знания...               
Может быть, мы осознаем на самом деле не конкретно себя, не свои трагедии и маленькие радости, но это через наш внутренний мир (приобретенный?) «пытается осознать» себя Природа вся?
А наш протест против чужого, наше неповторимое Я, формируя в конечном счете сознание, как огонь, действительно когда-то угаснет? … и захлопнется неслышимый и невидимый никем, кроме тебя самого, объем…
Я ничего не знаю: но все силы, вся вера моя направлены  к тому, что бесследного в мире ничего нет.
 
Открытое пространство

(из книги "И звук, и свет")
 

Оно немедленно возвращало масштаб становления человека, оно «указывало место» нам — удивление перед огромностью всего этого явления, обнажало свободу, и физическую прежде всего.
Открытое пространство немедленно доносило тебе свежесть невообразимой дали, все чувства твои немедленно переполнялись богатством: вовлечен ты был в неизвестную тебе взаимосвязь...
Открытое пространство было совершенно с точки зрения какого-то соответствия, с точки зрения Красоты: и было это столь сильно, что пробуждало жажду смотреть и смотреть...               
Именно открытое пространство, «улица», придавало силы и... тревоги, именно открытый мир скрывал в себе и тайны внутреннего мира. О себе мы можем узнать только в связи с пространством дня и ночи: суть наша не в нас самих, но во взаимосвязи с этой физической свободой, с цветом воздуха и всего неба, суть наша пульсирующая...
Открытое пространство — это холмы и овраги, горы и реки, это равнины, далекий-далекий горизонт или уютная теснина между гор... Но всегда открытое пространство — это цвет свободного воздуха, это тонкий шелк ветра, это неуют или холод, даже пронзающий тебя не¬подвижный мороз, — всегда вовлечение тебя (непременно!), приглашение тебя осознать (осознавать), единственное собственное основание, земное...
Открытое пространство — это наше Начало, буквальное, а начало всегда таинственно. Для природы — это всего лишь какой-то переход, какой-то излом, но именно в изломе этом — Рождение наше.
Человек — больше, чем его плоть и личное мироотношение; человек отражает весь ландшафт, с его пространственными ординатами, именно все это — в нашем внутреннем мире.
Точка зрения, это, конечно, человек, но и сам он — точка приложения, фокус бесчисленных сил. Человек — и объект, хотя свобода выбора поступка, мысли принадлежит ему и только ему. Потому открытое пространство может «сказать» гораздо больше как Целое, чем описание отдельных физических и химических констант: какая геометрия «мгновенно» и целостно рождает наш ум?
А может быть, открытое пространство «только» провоцирует разум? Но и тогда: что же есть наше Я? Действительно, укладывается ли наше Я в натуралистическую (детерминистическую) картину мира, если «оно» обладает правом выбора? Сознание (совесть) как взаимодействие нашего Я и знания?               
А может быть, есть переходы между просто разумным поведением и поведением, диктуемым нашим Я? Может ли наше Я не «учитывать» знание?
...пока же открытое пространство лишь отдых нам, лишь ответы безмолвны, лишь какое-то условие вдохновения, лишь прекрасный ландшафт, пусть и родной, желаемый...
Пока открытое пространство чаще нам наслаждение, но и ... Начало и конец всех действий и мыслей. Великих мыслей! Они вызваны великим противостоянием (связью?) твоего Я, твоего Духа и разлетевшейся неизвестной сущности: все вместе — что это?
Все вместе — каким именем назвать?