Вставай, страданьем заклеймённый
Весь мир кармических рабов!
Умом от спячки Пробуждённый,
К Освобожденью будь готов!
Весь мир авидьи мы разрушим
До основанья, а затем
Мы мир нирваны обнаружим —
Кто был никем, тот станет всем!
Это есть наш волшебный
И решительный бой!
Отведав Дхармы вкус лечебный,
Пробудится любой!
Никто не даст нам избавленья:
Ни бог, ни царь и не геном.
Добьёмся мы Освобожденья
Своим недюжинным Умом!
Буддийский Интернационал
Если на Западе революции бывают социальными, научными, сексуальными, то на Востоке есть одна-единственная, но главная революция — революция сознания. Одна из книг индийского духовного учителя Джидду Кришнамурти, гуру и наставника отца-основателя голографической парадигмы Дэвида Бома, так и называлась “The Only Revolution” (Единственная революция). Под этой единственной революцией подразумевалась именно революция сознания. Именно революция сознания и призвана открыть путь к Знанию! А в Знании скрывается Освобождение!
Восточная философия вообще и буддизм в частности ставят сознание во главу угла. Причём само понятие «сознание» отличается и от идеалистического, и от материалистического понимания сознания на Западе. Сознание — это не Абсолют, или первосубстанция «линии Платона» в западной философии. Сознание понимается как проблема, которую необходимо решить, ибо «именно сознание представляет собой источник различений и ментальных конструктов, формирующих сансару» [1].
Если в идеалистической диалектике Гегеля, которая является вершиной «линии Платона», сознание тождественно бытию, то в материалистической диалектике Маркса материальное бытие определяет сознание. (Вспомнился анекдот времён СССР: верхи предпочитают диалектический материализм, а низы — матерный диалект.) Для марксистов примат бытия над сознанием означает, что необходимо в первую очередь путём революционной практики изменить общественное бытие, чтобы новое, прогрессивное общественное бытие породило новое, прогрессивное общественное и индивидуальное сознание. Короче говоря, наша цель — коммунизм!
Бытие-то изменили социальной и социалистической революцией 1917 года, а вот «квартирный вопрос» продолжал портить умы несознательных совграждан на протяжении 7 десятилетий. К этому насущному вопросу примыкали иные, не менее важные вопросы общественного бытия, портившие жизнь и сознание граждан «самого передового в мире общества»: как типично советские в виде хронического дефицита всего и вся, очередей и невозможности своими глазами посмотреть на «загнивание Запада» (а заодно и прибарахлиться там по дешёвке), так и общечеловеческие в виде стремления любой ценой сделать карьеру, заработать много-много денег, добиться успеха, славы, власти и прочих весьма приятных атрибутов общественного бытия.
Минуло ещё 3 десятилетия, дефицит товаров и очереди вроде бы ликвидировали, и даже до недавних пор ездили «галопом по Европам», но вся остальная общечеловеческая суета сует продолжает портить уже умы российских граждан с их атомизированным, меркантильным и крайне отсталым сознанием, весьма подверженным не только влиянию общечеловеческих инстинктов биовыживания, размножения и иерархии в человеческой стае, но и тлетворному влиянию отечественного зомбоящика на нестойкую психику.
Возникают традиционные русские вопросы: кто виноват и что делать?
А вот и ответы на эти два сермяжные вопроса, ответы, идущие с мистического Востока: корень зла кроется не в общественном бытии, а в самом сознании, поэтому необходимо путём революционной психотехники и настойчивой работы над собой ликвидировать «разорванное» двойственное сознание, заменив его холистическим (целостным) недвойственным Знанием, иррациональным Гносисом. И для этого нет нужды совершать какие-либо социальные революции. Самая главная и единственная революция для Будды и его последователей — революция сознания.
Под влиянием собственных титанических усилий сознание человека движется от хилотропического, которое подразумевает «представление о себе как о физическом существе с чёткими границами, в “рамках” физических органов чувств, которое живёт в линейном времени в одной “объективной” реальности», к холотропическому, которое, по Станиславу Грофу, «подразумевает поле сознания без определённых границ, которое имеет неограниченный опытный доступ к различным аспектам реальности даже без посредства физических органов чувств» [2].
Выход сознания за пределы человеческого мозга и человеческого тела даёт возможность прильнуть к безграничному космическому океану психики, который служит истоком человеческого сознания. (Вспомним, что самое первое воспоминание человека в процессе рождения — чувство космического единства, называемого "океаническим" экстазом.) Раствориться в нём и стать с ним единым целым составляет смысл жизни для индусов, которые произносят на этот счёт свою знаменитую магическую формулу: “tat twam asi”.
Это великое изречение (махавакья) в переводе на русский означает «то ты еси», как говорили наши далёкие предки, или, говоря современным языком, «ты — это то». Под словом «то» имеется в виду бесконечное и безличное начало — Брахман как Духовный Абсолют и Высшая реальность, первооснова всего и вся. Брахман реален, мир нереален, напоминая радужную плёнку, переливающуюся на мыльном пузыре.
Когда поймёшь смысл этого великого изречения и воплотишь слова в дела, то враз вся эта манящая суета сует как высшая ценность существования и общественного бытия исчезает, как лопнувший пузырь!
Диалектическое отрицание «разорванного» сознания, в котором субъект оторван от объекта, а человек от Вселенной, даёт возможность обрести Абсолютное Знание, которое автоматически ведёт в плерому, полноту истинного бытия, в покой нирваны и позволяет вырваться из оков сансары и достичь Освобождения от неизбежной юдоли страдания в нескончаемой череде жизни-смерти раз и навсегда.
Ограниченный человеческий разум (по сути дела — умишко), который способен лишь строить весьма ограниченные мысленные конструкты, не отражающие истинную реальность мира, уступает место трансцендентному Единому Уму (Экачитта), сущему в этом космическом океане психики и способному объять необъятное! Именно им должен овладеть простой смертный, чтобы вырваться раз и навсегда из этого иллюзорного суетного мирка, подверженного вечному круговороту жизни-смерти, сопровождающемуся неизбежным страданием. Именно овладение этим нечеловеческим или сверхчеловеческим Единым Умом и составляет суть Пробуждения от иллюзорных грёз профанного дихотомического сознания, рассекающего, подобно космическому мечу-кладенцу, единый и неделимый мир на субъект и объект. Именно этот совершенный и Абсолютный Ум (Экачитта) дарует его обладателю истинное Знание-Видение (Джняна-Видья), Запредельную Мудрость (Праджня Парамита).
Этот Единый Ум существует в вечной циклической Вселенной, подверженной, как и человек, в силу фундаментальных вселенских законов рождению, развитию, старению и гибели. И, что любопытно, слабый и смертный человек разумный, единственный представитель жизни из всех живых существ, стоящих как ниже, так и выше на лестнице эволюции, способен В ПРИНЦИПЕ овладеть этим Единым Умом и достичь Высшего Освобождения из пут сансары. Именно в этом и заключается уникальность человека на земной лестнице эволюции Вечной Жизни. Эта лестница-кудесница простирается гораздо выше вида человека разумного, который несколько опрометчиво привык считать себя «венцом творения»!
Принципиально возможное становится реальным, когда конкретный человек, один из многих, жаждущий овладеть не богатством, властью и славою, а совершенным Знанием-Видением и тем самым добиться Пробуждения от мира грёз сознания и Освобождения из мира страдания и смерти, проявит упорство, настойчивость и способности, встав на благородный восьмеричный срединный путь к спасению!
Вперёд, к Великому Освобождению!
Продолжение следует: http://proza.ru/2020/05/16/947
2 октября 2022
Примечания:
1. Е.А. Торчинов «Введение в буддологию», Лекция 6 "Классическая буддийская философия: Йогачара Виджнянавада) и теория Татхагатагарбхи"
2. Е.А. Торчинов «Пути философии Востока и Запада»