О поэзии Татьяны Скворцовой

Владимир Владыкин 2
        О ПОЭЗИИ ТАТЬЯНЫ СКВОРЦОВОЙ
О Татьяне Фёдоровне я узнал случайно, бывая по своим издательским  делам в одной из типографий, я увидел книгу сборника стихотворений «Времена жизни». И оформлена она была несколько необычно, а именно в виде почтового конверта со штампом почты России. Из конверта частично смотрело фото автора с удивлённым взглядом миловидной и симпатичной девушки девятнадцати лет.
Книга открывается ранними стихотворениями, когда автору было только тринадцать. На титульной странице напечатана та же самая фотография Татьяны Скворцовой, но только  полным форматом. По кромке книги приведена как бы эпиграфом строка, предваряющая содержание книги – «И жизнь, и слёзы и любовь». Книга хорошо оформлена, её открывает раздел: мои первые стихотворения. Творческая биография Татьяны Фёдоровны берёт начало ещё со школьной поры, когда автору было  всего двенадцать лет. Четверостишие «Лето» датировано 1968 годом. Всего лишь одна строфа даёт представление о робкой попытке юной поэтической души открытия необъятного мира. Быть может, пока ещё совсем неуверенно, но с большим желанием выражать своё неповторимое отношение к открывающему простору.
Лето
Покраснела заря, скоро солнце взойдёт.
На деревьях  в лесу соловейко поёт.
Он поёт и поёт, что нельзя заглушить,
А над полем кругом рожь шумит и шумит.
                1968
 
Так был сделан первый шаг на нелёгком и загадочном поэтическом поприще. Читаем следующее стихотворение:
 
Зима
Вот и пришла к нам она,
Белокурая наша зима.
Принесла все свои богатства,
Превратила всё в сонное царство.
 
А ты только на берёзки взгляни,
И всего на минуту замри!
Так чудесны в нарядах они,
Дорогие подруги мои.
 
Весь наряд их из бисера, жемчуга,
Ветви нежно склонились ко мне.
И мне кажется, и всё чудится,
Будто я нахожусь во сне...
                1969
В первый раздел «Мои первые стихи» вошло двенадцать стихотворений. Два названы, открываются остальные – «Школа», «Последний звонок» (1971) говорят сами за себя о выборе пути, и символизируют также об окончании восьмилетнего обучения Стихотворение «Первая любовь» (1970) не требует каких-либо пояснений, как и первый осмысленный взгляд в недавнее детство (1973). И первое осмысление природы – времён года «Осень» (1972) и «Снова осень...» (1973). «Так долго тянется зима» (февраль 1974), «Весна» (1973), «Первый поцелуй» (июль 1973), «Осень» (1975). Перед юной девчонкой в 1971 году, в мае месяце, вставал вопрос: куда пойти учиться? Ей удавалось лучше всего писать сочинение по литературе, и потому она мечтала связать свою судьбу с журналистикой. Но её желанию не суждено было осуществиться, так как вмешалась старшая сестра и посоветовала поступать ни куда-нибудь, а в Брянский строительный техникум. Эта стезя для неё будет надёжней, решила та и Татьяна прислушалась к мудрому совету.
Она так и сделала, поступив в строительный техникум. Успешно его окончила на отделении промышленного и гражданского строительства. Затем окончила БТИ по тому же строительному профилю. По распределению её направили в Подмосковье в г. Зарайск, где стала трудиться в должности инженера в строительном тресте. А ведь, выбрав такой путь, на какое-то время Татьяна прервала развитие и становление поэтического дара. Да и поиски своего стиля замедлились. И дарование в полном объёме не раскрылось, что должно было случиться ещё раньше. Все эти непростые годы учебы в техникуме и в институте она не забывала о своём увлечении поэзией. И в свободное время, которого из-за учебной нагрузки было немного, продолжала писать стихотворения. Однако с годами автор успешно совершенствовала технику стихосложения. Немало произведений перешагнуло самодеятельное поэтическое творчество. И звучат вполне профессионально уже во втором разделе и в следующем, они посвящены одноклассникам, первой учительнице, родной природе. Некоторые сюжетны и звучат как рассказы, о судьбах земляков, чем они жили, о чём думали и мечтали. Но все стихотворные зарисовки здесь невозможно привести даже цитатами.
Хотя можно заметить уже и по первому сборнику, как от книги к книге техника стихосложения возрастала. Но сочиняла не очень много, если судить по не столь обширному содержанию первой книги, которую издала только, когда вышла на пенсию. Из печати она вышла в 2017 году, в которой отражены основные вехи жизни. Как было сказано вначале, сборник поделен на разделы основных вех жизни: «Мои первые стихи», «И жизнь, и слёзы и любовь», «Сорок лет спустя», «Крымские зарисовки», «Судьба и жизнь моя».
Как и раньше, так и теперь, не сразу становятся профессиональными поэтами и писателями. А в новое время вообще удалили из реестра перечня профессий творческих работников. Хотя недавно созданная ассоциация союза писателей и издателей (АСПИ) поставила целью восстановить справедливость.
Если в первом разделе одно стихотворение датировано серединой семидесятых годов, то во втором девяностыми. К концу девяностых заметен третий этап роста мастерства. Автор владеет и белыми (велибром) и рифмованными стихотворными размерами. Одно стихотворение так и называется – «Белые стихи». Автор глубоко чувствующий, неравнодушный к тому, что происходило и в начале перестройки, и в лихих девяностых годах, когда бесчинствовала безработица, повальное воровство, бандитизм, разграбление страны внешними и внутренними силами, когда совесть превращалась в отжившую категорию.
Остановимся на последнем из этого цикла – «Среди берёз кудрявых» (1974). Это стихотворение наибольше говорит, как в юном возрасте созревал поэтический голос автора. Но и не только, о чём скажем особо ниже после привидения всего стихотворения:
 

***
Среди берёз кудрявых,
Печальных у дорог,
Живу я и не знаю,
Где мой порог тревог!

А ну скажи подружка,
И расскажи ты мне,
Что ждёт меня на свете,
И счастье моё где?
 
Не знаю, что со мною,
Так жить я не могу.
Зачем кривить душою
Никак я не пойму.

Зачем разлуки наши,
Зачем была любовь?
Ведь знала, что напрасно
Встречалась вновь и вновь.
 
И вот всё в недалёком...
И так в далёком сне,
Всё то былое наше
Навек оставил мне.

То первое свиданье
И радость наших встреч
В зловещую минуту
Не смог ты уберечь.

 
Это стихотворение, на мой взгляд, относится больше к жару романса. И даже может исполняться как романс, или в жанре народной песни, так как в нём заключен драматический сюжет. Оно очень лирично и написано уверенной рукой. Оно не раскрывает всего то, что произошло между влюблёнными на самом деле. Да, наверное, и не нужно было это делать, так как истинный смысл произошедшей драмы как бы прочитывается между строк.
Уже по первому сборнику «Времена жизни» было отмечено, как с годами мастерство автора неуклонно росло, нарабатывался опыт. Стихотворения становились пластичными, профессиональными. Голос звучал уверенней и зрелей. Многие строки отмечены печатью мастерства. Автор владеет сюжетом, композицией, стихотворения навеяны поэтическим видением жизни, природы, хорошо, гармонично передают темы пейзажей, а также боль по ушедшим землякам. Автор вообще по призванию глубокий философский лирик, метко подмечает явления природы, бытовые картины в жизни. Любовная лирика дополняет пейзажную, и сливается с ней в одно гармонично целое. Особенно это наглядно передано в стихотворениях «Я поздней осенью на божий свет явилась», «Ты не смотри с укором на меня», «Такой, я, видно, родилась», «Вот и август уже позади». «Слуги народа... Что же вы сделали?», «Берегите женщин». В трудные годы, полные драматизма с оттенком трагедийности, женщины оказываются духовно выносливей и физически сильней иных мужчин. В этих стихотворениях женская стойкость передана достаточно убедительно.
В четвёртном разделе «Крымские зарисовки», как и во втором и третьем разделах, немало прекрасных философских и лирических стихотворений, посвящённых раздумьям о природе. Приведу одно полностью.  В этом плане оно очень показательно. Оно наглядно говорит о духовном росте и мастерстве автора: «В синем море чудо-скалы // Исполинами стоят. // На своих морских границах // Охраняют всё подряд// Скала Диво, гора Кошка,// Лебединое крыло// Стоят рядом, смотрят в море, // Да и в небо заодно.// Сколько им тысячелетий! // Сколько видели они, // Как свидетели событий // Самой древней старины! // Природы дикий берег чудный, // Как ты величественно тих. //И сколько в камнях твоих силы, //Зелёных, белых, голубых...// Я на одном из них сижу, // В морскую даль я всё гляжу, // И на прибой, такой большой, //Но он несёт душе покой...//
Не побоюсь повториться. Сборник составляют пейзажная, гражданская, любовная лирика. Стихотворения чуть ли не все поданы в исповедальной лирической тональности. Этим звучанием они к себе и приближают. Автор избегает формального подхода к раскрытию тем, избегает общих мест. Это говорит о творческом опыте и многолетним увлечением поэзией. Значит, свойство души автора  отнюдь не заёмное, а также присуще чувство вкуса к поэтическому слову.
Первая книга «Времена жизни» оставляет после прочтения глубокое, непростое впечатление. Содержание первой книги отражает жизнь автора, и затрагивает судьбы большой семьи её деда Ефима Павловича Маленкина, его супруги Марии Корнильевны в девичестве (Мариной). У них было десять детей, но выжило только шестеро: два сына и четыре дочери.
В книгу помещены и первые прозаические опыты автора. Они как раз и свидетельствуют об упущенном журналистском даре Татьяны Фёдоровны.
Судьба её деда Ефима Павловича не пощадила. По оговору завистливых соседей, как это было свойственно тем далёким годам начала коллективизации, его арестовали по обвинению в кулачестве, имевшего механизированный сельхозинвентарь. Но и за то, что в годы единоличной жизни, одно время у него были работники. Его обвинили в эксплуатации наёмной силы. Сегодня то же самое делают фермеры, и это воспринимается как бы в порядке вещей.
Хотя в начале коллективизации один его родственник посоветовал ему вступить в колхоз, чтобы забылось прошлое. Ефим Павлович вступил, работал бригадиром. Председатель колхоза был пьющим. Когда в колхозной кассе собралась недостача, чтобы избежать наказания, он оговорил бригадира и повесил на него растрату. Его арестовали, но пока шло следствие, открылась другая сторона дела. И Ефима Павловича оправдали. Но по новому доносу соседа-завистника, его арестовали в 1937 году, дали десять лет лагерей за «контрреволюционную пропаганду и агитацию». Из заключения он так и не вернулся. В 1942 году его не стало. Уже в 1962 году он был оправдан по ходатайству сына Ивана, и отца реабилитировали.
Вот о том, как это было, автор написала повесть «Там, где растёт багульник». Но она ещё пока требует серьёзной доработки...
В рецензируемую книгу вошло стихотворение, посвящённое матери, Елене Ефимовне, которое так трогает, что его невозможно читать без волнения. Оно называется – «Мамочка милая, мамочка родная», эта исповедь о самом дорогом человеке – матери, которой не хватает и в зрелые и преклонные годы. Ведь её уже нет в живых больше двух десятков лет. Стихотворение пронизано болью за то, что её, ни в чём неповинную, несправедливо осудили по закону военного времени…. О том, как это случилось, написано в иносказательном стихотворении, с эпическим оттенком – «Чёрный ворон», которое вошло в четвёртую книгу автора «Души моей живые родники».
Но я забежал вперёд. Через всю книгу красной нитью проходит любовь героини, которую она пронесла через всю жизнь к единственному, после матери, любимому человеку, с которым судьбе было, увы, неугодно соединить. Выходит, не всегда первая любовь заканчивается благополучно. Различные превратности разлучают навсегда любящие сердца. Не все способны сохранять чувства, даже пронося их через суровые, а то и сложные испытания и недоразумения.
Первая книга, как и вторая, «Лабиринты судьбы», написаны на автобиографическом материале. Как уже было замечено, некоторые стихотворения созданы пока ещё на уровне самодеятельного стихотворчества. Зато во второй – «Лабиринты судьбы» – звучат мотивы настоящей поэзии не только в одном из многих стихотворений, но и по мастерству отличается от других – «Там, на речке Моховой». Намой взгляд, оно также подходит песенному народному жанру, которое нельзя не привести полностью:
 
 ***
Там, на речке Моховой,
Были мы счастливые,
И ходили все гулять
Парами красивыми.
 
Неприметная речушка,
Медленно текущая,
Но для нас она была
Самой выдающейся.

Как черёмуха цвела,
Лепестки роняя
В воды тёмные её,
Речку украшая.
 
И кувшинки на воде
В золотом сиянье,
Словно звёзды в вышине –
Глаз очарованье.

Ах, речушка Моховая –
Встреч наших мечтательность
В памяти – всегда «живая» –
Достопримечательность.
 
.
Во вторую книгу «Лабиринты судьбы» вошли избранные и новые стихотворения. Она вышла через два года поле выхода первой – в 2019 году. В неё вошло более семидесяти стихотворений. И по звучанию в жанровом исполнении, несколько иные и наполнены философской, гражданской, любовной лирикой и автобиографическим осмыслением, как прошлого, так и настоящего  – с заглядом в будущее. Её содержание также поделено на разделы:– «О малой родине хочу вам рассказать», «Древо жизни моей», «Да не покинет нас Любовь», «Времена года», «Всё в нашей жизни неспроста». Все стихотворения второго сборника несут в себе неподражаемую лирическую искренность автора. В образном стихотворении о ранней юности: «Идет по улице девчонка» – передано светлое чувство, которое бывает только  в юности  и оно освещено солнечным душевным поэтическим светом: // Идёт по улице девчонка:// Её глаза, как первоцвет, // Сияют лучиками солнца // И шлют мальчишке свой привет.//
 В другом стихотворении о природе у автора неповторимый образ берёзы:  // Береза белствольная невестою стоит, // И гибкими ветвями она мой взор пленит. // Такая она нежная – красавица лесов, //И хочется услышать мелодию ветров.//
 
В стихотворении «Мамин сундук» передано народно-эпическое содержание. Тема этнографии не всегда воспевается в творчестве современных поэтов. Раньше о ней писали и А.С. Пушкин, и С.А. Есенин, и Н.М. Рубцов, и А. Жигулин и др. Но всех не перечислить. Не могла её не затронуть и Татьяна Скворцова в стихотворении «Мамин сундук», которое наполнено по содержанию чуть ли ни жанром поэмы. Приведём его полностью:
Мамин сундук.
 
Я помню старенький сундук,
И в нём хранила мать –
Приданое для дочерей,
Чтоб замуж их отдать.
 
Отрезы ситца, полотна,
И скатерти изо льна,
И полотенец целый пук
От крышки и до дна.
 
Все, заготовленное впрок,
Хранилось там года…
Замужества уж вышел срок.
Нет женихов – беда…
 
Подруги замужем давно,
А дочки всё сидят.
И смотрят пристально в окно,
Меняя свой наряд.
 
Уж стукнуло по двадцать пять,
И в панике они:
Где женихов им подобрать,
На ярмарку везти?

Но всё ж судьба послала им
Хороших женихов:
Непьющих, работящих –
Вот выбор их каков.
 
Зря мама волновалась,
Что замуж не возьмут.
Судьба распорядится –
На печке их найдут.
 
Ну, а теперь, другие
Настали времена.
До тридцати не замужем?
Но это – не беда.
 
И в сорок одинокие,
Но счастливы вполне:
Свободные, красивые
Шагают по земле.
 
Счастливое замужество
Нечасто встретишь ты.
Найти ту половинку –
Увы – предел мечты…
 

В эпическом жанре создано и стихотворение о судьбе деда «Мой дед родной, так много войн прошёл». В нём и о сложной судьбе отца Фёдора:
***
Мой дед родной, так много войн прошёл,
Где он сражался даже в рукопашной:
Вот  в первой мировой мой дед – герой,
Ну а потом – ещё герой Гражданской…

Зато, в тридцать седьмом, пришла беда,
И «чёрный воронок» домой приехал  споро.
И деда нашего увёз он навсегда
В далёкий край, где он и сгинул скоро.

Отец же мой прошёл все три войны:
И  польскую, и финскую, и был он ранен,
А в сорок первом – угодил он в плен....
И потому был молчалив, и даже странен.

На просьбы рассказать мне о войне –
Отец всегда молчал и,  отвернувшись,
Утёр слезу и  что-то вспоминал,
И всё молчал, под гнётом бед, согнувшись.

Проклятая война, как колесом, прошлась
По землям нашим и по нашим судьбам.
А сколько горя, слёз всем принесла,
Об этом никогда мы не забудем…
 
 
Также в эпическом стихотворении «Посвящение отцу» подробный сказ, в котором звучат мотивы: и сожаления, и любви, и признательности, и то, какое непреходящее значение он имел для своих дочерей и семьи.
Третья книга, «Под созвездием Стрельца», увидела свет в 2020 году. Она по объёму меньше предыдущих, и состоит из четырёх разделов: «Природные зарисовки», «Мысли вслух», «Посвящение близким», «И снова о любви...». Как и второй, тираж её всего 60 экз. Стихотворения, воспевающие природу, наверное, один из любимейших жанров сложившегося поэта, стихи которого трогают. Космическое название, дано сборнику не случайно, а вполне закономерно, так как автор по знаку Зодиака Стрелец. Свою книжку она посвящает всем Стрельцам.
В книжке сорок пять стихотворений, и все пронизаны искренним обожанием жизни, острым осознанием стремительно бегущего времени. Некоторые написаны как бы в спешке. Автору как будто не терпится выговориться поэтическим словом, достучаться до сердца своих сыновей, и донести признание другим близким людям, как они дороги и любимы.
Стихотворения, написанные в зрелом и преклонном возрасте это как бы продолжение открытий, что жизнь настолько быстротечна, что  не замечаешь то, как стремительно бегут года. И это чувствуется в таких стихотворениях, как – «Уходят родные, уходят друзья», «Жила на свете тихая девчонка», «Старые письма», «О, как же вы меня любили», «Бегу по цветочной поляне», «Тихая летняя ночь на дворе». «И гром гремел, и молнии сверкали».
В четвёртую книгу «Души моей родные родники», вошли новые стихотворения. Она состоит из двух частей. «Часть I «Моим землякам посвящается. Стихи, пейзажные зарисовки», второй раздел – «Разное». «Часть II «Торфяное, моё незабытое» включает в себя очерки, которые впервые были напечатаны в районной газете «Пламя труда». Что касается очерков о посёлке Торфяное надо сказать следующее. Очерк Татьяны Богдановой «Торфяное, моё незабытое, как и очерки Аллы Гороховой – «Память наших сердец», «Торфяное. Свет прошлого», «Встреча у истоков», «Встреча на родной земле» – писались для уже названной районной газеты, потому они приемлемы в такой форме, в какой написаны. Сборник закрывает стихотворение Татьяны Скворцовой // «Мне часто снится по ночам». Процитируем первое четверостишие: //«Мне часто снится по ночам// Посёлок мой родной... // Он юности моей причал, // Мой ангел за спиной!//
А как трогательно автор пишет о временах года и создаёт оригинальный, не побоюсь сказать, почти классический образ осени:

***
Осень, как женщина, очень разная:
Добрая, тихая и прекрасная,
Тёплая, милая, шаловливая,
Злая, холодная и дождливая…

Очаровательна, непредсказуема
И красота твоя неописуема.
То на дары  ты бываешь скупа,
Но и бывает, что очень щедра.

И для меня ты такая желанная,
Мною любимая и долгожданная.
Будто богиня, с небес сошедшая,
Осень любовь моя бесконечная…

Уверен, автор четвёртого сборника обладает большей информацией об истории родного посёлка Торфяное, потому можно было бы написать более пространные воспоминания о том, как было принято решение о его строительстве в 30-х годах прошлого века, как обобщающий, то есть написать объективный этнографический очерк о его полной истории. А те очерки, которые включены в книгу, не дают исчерпывающей картины. Это очерки, основанные хоть и на впечатлениях, но по-своему интересны.
Можно было бы также прокомментировать и фотогалерею, которая даёт наглядное представление о бытии исчезновавшего посёлка, и о тех мероприятиях, которые проводила Елена Ефимовна, работая завклубом и о ней самой тоже не дана развёрнутая информация, а именно о её деятельности в посёлке. И вообще, хорошо бы рассказать и о том, как строились дома, как протекала жизнь в посёлке, о семьях жителей и т. д.
Помню, как Татьяна Фёдоровна подробно, увлечённо  рассказывала о том, с каких краёв страны съезжались люди поодиночке и семьями в строящийся посёлок Торфяное. В книге представлена фотография под названием «Знаменитая двухэтажка». Для читателя неизвестно, чем она знаменита. Впрочем, о ней частично рассказано в уже приведённом лирическом заключительном стихотворении автора «Мне часто снится по ночам». Можно было бы также перечислить всех поимённо на фотографии старшеклассников восьмилетней школы: кем потом они стали? А лучше рассказать очерковыми средствами. И вообще, какие причины вызвали разрушение большого посёлка, в котором жило до двух тысяч человек, и почему его нельзя было сохранить. Это придало бы сборнику психологически-образный строй и эмоциональной живописной выразительности.
Что же касается большой подборки в первой части сборника новых стихотворений, то они замечательно отражают богатый внутренний мир поэта, который совершенствует свой поэтический дар от каждого нового стихотворения. Подраздел под называнием «Пейзажные зарисовки» говорят сами за себя, такими стихотворениями, как – «Мой милый верный друг!»,– оно обращено ни к кому-нибудь, а к лесу, претворённому в обобщённый одухотворённый образ.
Автору хотелось бы пожелать ради разнообразия тематического плана, стараться ещё шире смотреть на окружающую жизнь и те социальные явления, которые обнажают наше  сложное время, чтобы отражать какие-либо подмеченные общественные процессы. Тогда и палитра будет другой, и содержание разнообразней.
Татьяна Фёдоровна Скворцова стала одним из организаторов встреч жителей на месте бывшего посёлка Торфяное, который стал исчезать с 1980 года, когда с проведением природного газа в деревни и сёла Брянщины, отпала необходимость в торфоразработке, которую почему-то не смогли перепрофилировать на  выпуск другой продукции.
И книгу «Души моей живые родники» автор посвятила своим землякам. И одно из стихотворений посвящено малой родине, которым и завершим заметки о самобытном поэте.
 

***
О малой родине опять
Грущу я в тишине.
Хочу о ней вам рассказать,
И станет легче мне…

С годами ближе становлюсь
Я к ней в своих мечтах.
И хочется глазком взглянуть
Хоть раз в году,не в снах...

Хочу увидеть отчий дом,
И липы под окном,
И призрак клуба тех времён,
Кино и танцы в нём.

И мы, все юные тогда,
Счастливые во всём:
И голод был нам – не беда,
И холод – нипочём.

 И снова встретились мы здесь,
 На родине своей.
 От счастья хочется нам петь,
 И на душе – светлей…
 

21 марта 2022 г.
Владимир ВЛАДЫКИН