Шаг над бездной. 77 глава

Баширова Шаира
     Утро. Эркин, открыв глаза, сладко потянулся и посмотрел в окно, чтобы определить, светло на улице или ещё не рассвело. Поднявшись, он взял с тумбочки командирские  часы и посмотрел на них, они показывали семь часов семнадцать минут. Надев их на запястье, Эркин, одевшись, тихо вышел из комнаты и прошёл в туалет. На кухне слышался шум и Эркин понял, что Лариса  уже давно поднялась и готовит для мужа завтрак. Умывшись, Эркин прошёл на кухню, там находился и Алексей Владимирович. Лариса у плиты жарила оладушки и они у неё получались румяные и аппетитные.
     - Доброе утро, а Карина ещё не выходила? Спят, наверное... - спросил Эркин.
     - Присаживайся, она, наверное, проснулась, скоро придёт. Игорёк тяжело просыпается, много времени отнимает. Сегодня позавтракаем здесь, я оладушки жарю, сейчас чаю тебе налью, - сказала Лариса, наливая из фарфорового чайника в бокал густую заварку, а затем разбавляя её кипятком.
     Эркин следил за её действиями.
     - Простите, но вчерашний чай вреден для здоровья, лучше с утра заваривать свежий. И... ещё раз прошу прощения, но и кипяток вторично кипятить не следует, нужно менять воду в чайнике и кипятить заново, это я как будущий врач Вам говорю, - сказал Эркин, прикидывая, правильно ли он делает, что лезет в чужие дела.
     Лариса повернулась и с недоумением посмотрев на него, перевела взгляд на мужа.
     - Правда? Не знала... мы всегда так делаем и мама моя, и бабушка, надо же... экономим во вред своему здоровью, значит? - пожав плечами и выливая чай из бокала, который поставила было перед Эркином и чай из чайника в раковину, сказала Лариса.
     - Я ни в коем случае не хотел вмешиваться в Ваши... дела, но это вредно, - ответил Эркин, смутившись и подумав, что всё же не прав, так как находится гостем в чужом доме и Лариса много старше его.
     Но Лариса таким вещам значения не придавала, она просто была удивлена, ведь столько лет они пили чай именно так. Что ж, теперь она этого делать не будет, здоровье близких ей дороже, хотя даже она, врач, этого не знала и не слышала об этом.
     - Эркин, откуда ты это знаешь? Я тоже врач, но впервые об этом слышу, - сказала она.
     - На фронте у меня был товарищ, он был из Молдавии... погиб в бою. Он так говорил, а ему его бабушка говорила, она, вроде, была известной целительницей. Вы простите, что лезу со своими нравоучениями, не сдержался, -  вновь смущаясь, ответил Эркин,
     - Надо же... век живи век учись, да ты не проси прощения, Эркин! Наоборот, спасибо тебе. Ладно, я заварю свежий чай, кстати, свежую воду я  налила перед тем, как поставить чайник, - улыбаясь, сказала Лариса.
     На кухню зашла Карина, держа за руку сына.
      - Ммм, с утра хорошее настроение? Здорово! Еле подняла с постели этого засоню! Оладушки? Игорёк, садись за стол, ты же любишь бабушкины оладушки? Как ты, Эркин? Как настрой? Готов к победе? - весело спрашивала Карина.
     - Я вчера заезжал к Игорю, говорит, через несколько дней его домой выписывают. Спрашивал, почему ты вчера не пришла, он, оказывается, ждал, - сказал Алексей Владимирович, заканчивая завтракать.
     - И что Вы ему сказали? - став серьёзной, спросила Карина, напрягаясь.
     - Правду. Что ещё я мог сказать? Во время войны ты  жила в Ташкенте, Эркин наш дорогой гость. А Игорь оказался вовсе не ревнивым. Когда я сказал ему, что Эркин, гость из Ташкента и ночует у нас, Игорь остался довольным, - сказал Алексей Владимирович и вдруг широко улыбнулся.
     - Сегодня зайди к нему, он и по сыну тоже соскучился. Эркин? Карина? Если поторопитесь, я вас до института подброшу. За мной мои ребята приедут... через двенадцать минут, - посмотрев на своё запястье, на котором были командирские часы, сказал Алексей Владимирович.
     - У меня тоже командирские. Это дорогой подарок нашего майора, он... умер у меня на руках, от ранения в грудь. Перед смертью, правда с трудом, сам снял эти часы и передал мне, сказав два слова - помни, не забывай, - став серьёзным и нахмурив брови, сказал Эркин.
     - Мы не имеем права забывать! Подвиг наших сыновей, братьев и отцов нельзя забывать, никогда! О них веками будут помнить наши потомки! - ответил Алексей Владимирович.
     Игорёк, разинув ротик, смотрел на их серьезные лица и молчал. Алексей Владимирович встал из-за стола.
     - Спасибо, было вкусно. Поторопитесь, я только оденусь, - сказал он, выходя из кухни.
     Вскоре он вернулся в форме, с погонами полковника, Эркин невольно поднялся.
     - Я внизу подожду, - сказал Алексей Владимирович и тут же вышел из кухни, затем и из квартиры.
     - Спасибо и правда очень вкусно. Я внизу тебя подожду, хорошо? - вставая из-за стола, сказал Эркин.
     - Да, я тоже почти поела, чай только допью. Мамочка, отведёшь Игорька в садик? Я тебя люблю, - сказала Карина, встав из-за стола и целуя мать.
     - Меня тозе любись? - подняв голову и глядя на мать, спросил Игорёк.
     - Ты мой родной! Тебя я обожаю! Сегодня к папе пойдём, я сама заберу его из садика. Эркину после конференции надо съездить в Гостиный двор, я ему обещала. Завтра у него самолёт, как думаешь, дядя Лёша согласится отвезти его в аэропорт? - спросила Карина, поцеловав и сына.
     - Я спрошу у него, беги, тебя ждут Лёша и Эркин, удачи ему! - ответила Лариса.
     - Спасибо! Я ему передам, - ответила Карина, выход из кухни.
     Карина спустилась вниз и выйдя на улицу, села в УАЗик, где её ждали Эркин и Алексей Владимирович.
     - Сегодня в плане основной доклад, если ещё что-нибудь не изменится и не добавят, - сказал Эркин, глядя по сторонам, словно хотел запомнить красоту и величие города.
     Доехав до института, ребята вышли из машины и поблагодарив Алексея Владимировича и его ребят, пошли к парадному входу института. Там уже собрались студенты и педагоги, вскоре открылись массивные двери и все поспешили внутрь здания. В холле, Эркин увидел профессора Мирошниченко Павла Спиридоновича, мужчина словно жлал его и тут же подозвал к себе.
     - Курбанов? Можно Вас? - услышал Эркин и тут же подошёл к группе людей, с которыми стоял профессор.
     - Здравствуйте, Павел Спиридонович, здравствуйте! - поздоровался Эркин и с профессором, и со всеми, кто стоял рядом с ним и с любопытством смотрел на него.
     Карина отошла в сторону и осталась ждать Эркина у колонны, всё же с любопытством глядя на него и профессора, пытаясь по выражению его лица понять, зачем он позвал Эркина, так как голосов, из-за шума в холле, слышно не было.
     - Вот, коллеги, это тот самый молодой человек, о котором я вам только что говорил. Вчера он нас поразил, вернув к жизни больного, у которого внезапно остановилось сердце. Вы, мой юный друг, действовали интуитивно, как действует профессиональный врач, хирург, а не как студент. Так что сегодняшний день, с Вашим докладом, на моё решение не повлияет. Среди конкурсантов, студентов со всего Советского союза, Вы лучший и с этим моим мнением согласились все педагоги, которые присутствовали на конференции. Вы понимаете, о чём я говорю? Диплом лучшего студента Ваш, Курбанов! Заявляю со всей ответственностью! Меня поддержали и профессор Астафьев Семён Гаврилович, и доцент кафедры урологии Баранов Николай Дмитриевич, и остальные педагоги. Я не должен был говорить об этом заранее, но Вы достойны лучшего, с этим трудно поспорить, - с каким-то пафосом, довольно громко, басом говорил Павел Спиридонович.
     - Спасибо! Право... я в замешательстве и не знаю, что сказать... - Эркин был растерян и чувствовал себя неуютно среди светил медицины Москвы и Ленинграда.
     - У Вас стержень хирурга, молодой человек и если пожелаете... после окончания ТашМИ, рекомендую  ректору ТашМИ, Хамиду Закировичу, чтобы Вас направили на стажировку и отработку двух положенных лет сюда или в Москву. Кто знает, может Вам понравится кафедра хирургии в наших клиниках или в клиниках Москвы и Вы пожелаете остаться и работать тут или в Москве? - сказал Павел Спиридонович.
     Эркин и вовсе растерялся, не зная, что ответить. Лишь молча стоял, склонив голову.
     - Я вчера звонил в Ташкент. С Хамидом Закировичем я знаком лично, жаль, мы с ним не друзья, я посчитал бы за честь иметь такого друга, он очень порядочный человек и хороший доктор. Он был горд за Вас и рассказал о Вас весьма интересные вещи. Товарищи! Курбанов героически прошёл войну и награжден множеством орденов и медалей. Да, многие воевали и многие вернулись героями, но Курбанов экстерном сдал вступительные экзамены, так как опоздал к началу учебного года. А знаете почему? Он остался восстанавливать город Берлин, что пал и сдался. Хамид Закирович говорит, что Курбанов является лучшим студентом ТашМИ и неудивительно, что именно его направили на студенческую конференцию, - долго говорил Павел Спиридонович, размахивая рукой.
     Эркин от смущения, покраснел, да... ему были приятны такие слова о нём...
     - Разрешите идти, Павел Спиридонович? - вдруг подняв голову, сказал Эркин.
     - Ну вот! Он ещё и скромен! Идите, Курбанов, Вы выступаете первым по списку, - сказал Павел Спиридонович.
     Эркин быстро ушёл в сторону, где стояла Карина, ожидая его.
     - О чём он так долго говорил, Эркин? - с нетерпением спросила она.
     - Павел Спиридонович, оказывается, лично знает Хамида Закировича. Он вчера звонил ему и говорил с ним обо мне... надо же, - ответил Эркин, растерянно оглядываясь по сторонам.
     Тут все стали подниматься наверх, в аудиторию.
     - Пошли, скоро начнётся второй этап, - сказала Карина.
     - А у тебя нет занятий? - спросил Эркин, направляясь к лестнице, следом за остальными участниками конференции.
     - А занятия отменили в связи со студенческой конференцией, это же глобальное событие в медицине. Как показ мод, который проходил в прошлом году, после стольких лет затишья из-за войны. Завтра будут занятия и... во сколько у тебя самолёт? - остановившись, вдруг спросила Карина.
     - Вы идёте? Чего встали? - услышала она сзади и продолжила подниматься по ступеням.
     - В одиннадцать сорок, а что? - удивился её вопросу Эркин.
     - Видишь... не смогу тебя проводить. Дядя Лёша обещал отвезти тебя в аэропорт, а он слово держит. Мировой мужик! Он был другом отца, у него сын на фронте погиб, - вздыхая, сказала Карина.
     - Знаю. Он говорил мне об этом, - ответил Эркин.
     - Его жена заболела, может от тоски по сыну и вскоре умерла, а мой отец погиб на войне, ты ведь знаешь... После войны мама и дядя Лёша встретились и  она вышла за него замуж. Верно... жизнь не стоит на месте, думаю, это правильно, люди должны быть счастливы. Мама изменилась и внешне, и внутренне, а дядя Лёша говорит, что ожил с ней и я рада за них, - сказала Карина, входя в аудиторию.
     - Ты права, люди должны быть счастливы, - словно думая о другом, ответил Эркин.
     Он открыл папку, пробежал глазами по тексту второго доклада, внутренне волнуясь, хотя всё прекрасно знал и без записей. Вскоре, все сели на свои места, педагоги в первом ряду, участники тоже. Слушатели и многие студенты этого института, кому было интересно, или же из любопытства, тоже пришли и заняли места выше.
     Павел Спиридонович поднялся с места и попросил тишины, в аудитории стало тихо. Громким басом, он объявил о начале второго тура студенческой конференции, назвал тему по хирургии, сказав, что первым выступает участник из Ташкента, республики Узбекистан, студент шестого курса ТашМИ, Курбанов Эркин Шакирович.
     Эркин тут же поднялся, то ли от волнения, то ли намеренно, но папку с текстом доклада он оставил на сидении. Когда он спускался, Карина, вдруг увидев папку, хотела было позвать его, подняв руку с этой папкой, но не смогла этого сделать. Эркин, спустившись вниз, на трибуну подниматься не стал, он подошёл к столу и оглядев всех сидевших в аудитории, начал спокойно говорить. Он начал с того, что профессия врача гуманна и требует полной отдачи, что врач, взявшийся лечить больного, всегда в ответе за его жизнь.
     - Врач должен быть уверен в том, что его пациент непременно выздоровеет, этим он придаст уверенность и своему пациенту. Если изначально врач не уверен в успехе, то может быть заранее уверен в провале. Мы не имеем на это морального права! Вера в успех - половина пути к выздоровлению, а дальше - правильное лечение! Правильно поставленный диагноз - это гарантия того, что больной выздоровеет. Каждый орган человека зависим друг от друга и недалеко то время, когда медицина шагнёт вперёд настолько, что многие болезни просто исчезнут, чтобы не повторяться! Появляются новые препараты для лечения таких болезней как тиф, холера, туберкулёз... - в тишине, громко звучал голос Эркина.
     Потом педагоги задавали ему вопросы, на которые он лаконично отвечал, приводя примеры. Каждому участнику дали для выступления по полчаса и к двум часам, конференция закончилась. Павел Спиридонович попросил всех выйти, чтобы они могли посовещаться и определить первые три места, вписав имя победителей в дипломы. Красный диплом за первое место, синий за второе, зелёный за третье.
     - Эркин, когда ты говорил, я смотрела на Павла Спиридоновича, у него было такое лицо! Первое место твоё, будь уверен, - с воодушевлением сказала Карина.
     - Думаю, профессор так слушал всех участников, другие студенты тоже выступили достойно, - ответил Эркин.
     - Слушаааай! Я так хочу есть, просто ужас! Думаю, мы успеем поесть, столовая рядом, пошли? - сказала Карина.
     - Успеем, пошли, - согласился Эркин.
     В столовой собралось много народу, видимо, в перерыве, многие из института пришли поесть.
     - В институте тоже есть столовая, но думаю и там много народу... а так есть хочется, - оглядывая зал, но так и не увидев свободных мест, сказала Карина.
     - Что ж, нужно потерпеть, пошли назад, - сказал Эркин, собираясь уйти.
     - Стой, видишь, все едят быстро, видимо, торопятся обратно. Вон, столик освободился, пошли скорее, - сказала Карина, быстро проходя к столу.
     Успев поесть, они тут же вернулись назад. Прождав ещё минут десять, они увидели Павла Спиридоновича, он стоял наверху, на парадных ступенях, держа в руках дипломы.
     - Все минуточку внимания! Итак, два дня мы внимательно наблюдали за работой и слушали  выступления студентов медицинских вузов наших братских республик. Все выступали достойно и принятие решения, кто же достоин первого места и красного диплома, нам далось непросто. Но единогласно, мы всё же приняли решение и надеюсь, оно принято верно и справедливо! - громким басом сказал профессор.