На злобу дня - Держи вора!

Олег Хлобустов
    Помощник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан 30 сентября 2022 г., рассуждая о диверсиях на газопроводах "Северный поток" и "Северный поток - 2",  заявил, с одной стороны, о необходимости всестороннего анализа и и отказался "спекулировать о виновных в очевидном акте саботажа". И буквально тут же, противореча самому себе и элементарной логике, безапелляционно  поспешил исключить "причастность Соединенных Штатов и их союзников по НАТО в организации атак".
    В заявлении посольства России в Вашингтоне по этому поводу 1 октября  говорится, что "Подобные заявления, равно как и попытка Джейка Салливана перевести внимание общественности на якобы существующие риски физических и кибератак на западную инфраструктуру со стороны России, - очередной пример голословной демонизации нашей страны, - подчеркнули в посольстве. - Видим в нем глубоко укоренившуюся в Вашингтоне русофобию и желание манипулировать общественным мнением. Стремление "замести под ковер" неудобные вопросы о том, кому же на самом деле выгоден разрыв энергосвязей Москвы и европейских столиц".
    Ранее глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен классифицировала данные инциденты как диверсию, указав на то, что любое "преднамеренное нарушение европейской энергетической инфраструктуры неприемлемо и приведет к самым решительным ответным мерам".
    Разумеется, гинеколог (фон дер Ляйен), в отличие от помощника президента США по национальной безопасности, может не знать, что еще в 1996 г. в журнале Studies in Intelligence (Исследования в области разведки), была помещена статья бывшего сотрудника Совета национальной безопасности (СНБ) США Гаса Вайса. В ней он впервые сообщил, что взрыв на газопроводе в районе Тобольска в апреле 1982 г., и взрыв на железной дороге в Иглинском районе Башкортостана 4 июня 1989 г., были следствием тайных операций, осуществленных ЦРУ в СССР. (Первый из этих взрывов произошел в ненаселенной местности, и пострадавших в его результате не было. Однако он был зафиксирован американским разведывательным спутником, и ЦРУ оценило его мощность в 12 килотонн – на Хиросиму в августе 1945 г. США была сброшена атомная бомба мощностью 16 килотонн. В этой связи он считается сильнейшим неядерным взрывом на планете).
    Взрыв же 4 июня 1989 г. на железной дороге в момент прохождения двух встречных составов, в результате которого погибли 575 человек, а 623 получили ранения. Эта катастрофа остается крупнейшей в истории отечественного транспорта.
    Впоследствии откровения Г. Вайса были подхвачены ведущими американскими изданиями Вашингтон пост и Нью-Йорк таймс.
    Напомним при этом фон дер Ляйен и Джейку Салливану, что право на проведение тайных операции было предоставлено ЦРУ директивой СНБ США 10/2 от 18 июня 1948 г. [1].
    В 2004 году вымыслы Вайса были повторены в книге Томаса Кери Рида «На краю бездны:  свидетельства участника холодной войны» [2]. Генерал-лейтенант Томас Рид действительно, человек не случайный в холодной войне: помимо того, что он много лет был членом Совета национальной безопасности , он еще и возглавлял Национальное управление военно-космической разведки США.
    Особую пикантность этой публикации придает тот факт, что предисловие к ней было написано Джорджем Бушем – старшим, с 30 января 1976 г. по 20 января 1977 г. занимавшим пост директора ЦРУ, а 20 января 1989 г. ставшим сорок первым президентом США. Джордж Буш, помимо своего желания, подтвердил верность фактов и оценок, приводимых автором.
    Сочинения Г. Вайса и Томаса Рида неоднократно цитировались и в отечественных СМИ, но тем не менее… Сразу отметим, что, начиная с послевоенных лет в случае любой аварии или катастрофы, независимо от того, повлекли ли они за собой человеческие жертвы или нет, первой версией для проверки при начале расследования случившегося являлось выявление возможного умышленного внешнего воздействия на объект. То есть, диверсии. В расследовании названных и иных техногенных катастроф 1980-х годов признаков такого воздействия обнаружено не было.
    Однако обращает на себя внимание тот факт, что многие высокопоставленные должностные лица США позволяют себя постфактум заявлять о причастности и ответственности ЦРУ за диверсии, в том числе, повлекшие многочисленные человеческие жертвы, в мирное время в отношении государства, с которым США поддерживают активно развивающиеся дипломатические отношения.
    Также нелишне напомнить, что 1988 – 1991 гг. – это пик «разрядки» в отношениях между Советским Союзом, который на Западе традиционно воспринимался как «большая Россия», и США. И данные факты самым наглядным образом показывают всему миру "моральный облик" американских властей, «империи добра».
    У читателей может возникнуть закономерный вопрос, а зачем же тогда американцы сами раскрывают свои секреты? Можно полагать, что данные публикации были нацелены на то, чтобы породить у части населения нашей страны веру во «всемогущество ЦРУ», твердо укоренившуюся в сознании американского истеблишмента.И, таким образом, они сами по себе являются актами информационной войны, направленными на оказание воздействия на общественное сознание населения геополитического соперника.

      1. Главный противник: Документы американской внешней политики и стратегии 1945 – 1950 гг. М., 2006, с. 139; Michael Warner The CIA'S office of policy coordination: From NSC 10/2 to NSC 68 // International Journal of Intelligence and CounterIntelligence. —Т. 11, вып. 2. 1998.06.01. Pp. 211–220.
      2.   Thomas C. Reed  At the Abyss: An Insider's History of the Cold War, 2004. //https://archive.org/details/atabyssinsidersh00reed.