Как я стал радиолюбителем

Анатолий Татаринов
А началось все, с простейшего детекторного приемника,  состоящего из наушника и включенного параллельно его клеммам  полупроводникового диода  Д2Е.  Разумеется,  присутствовала еще и антенна с заземлением.  Этой премудрости научил меня мой друг Валерка Поляков. 
Когда мучения по добыче нужных компонентов закончились и были благополучно соединены в соответствии со схемой,  полученной от Валерки, настало время включения.  Эффект превзошел мои ожидания. Я услышал в наушник громкую работу местной радиостанции.  Вот это да!!!....

Чувство, которое я тогда впервые испытал, словами не передать… 
Иногда, кроме местной радиостанции, прослушивались и  другие удаленные радиостанции, только очень тихо. 
Стало ясно, чтобы их хорошо слышать,нужно как-то усовершенствовать  приемник.
Стал искать литературу, и вскоре попалась  брошюра 30х годов, с описанием  детекторного радиоприемника по схеме Шембеля. Изучив ее от корки до корки, решил непременно построить этот чудо-приемник. 
Автор обещал отличный прием нескольких радиостанций.  Нужно только намотать катушку на гильзе 12 калибра и сварить самодельный кристаллический детектор из сплава металла Вуда, серы, свинца и еще чего-то. 
Автор подробно описал изготовление чудо-кристалла и как находить у него «рабочую точку». 
Сколько сил я тогда потратил на поиски металла Вуда, который  так и не нашел!….
Хорошо, что сообразил использовать вместо первобытного самодельного кристаллического детектора  имеющийся у меня современный полупроводниковый диод Д2Е …   
(Первые промышленные полупроводниковые диоды не зря назывались «точечными», там искомая точка намертво фиксировалась  в процессе его изготовления).

С походом в  радиолюбительский кружок Дома пионеров, приобрел друзей, увлеченных как и я радио конструированием, и начальные знания.
Постройкой двухлампового приемника прямого усиления с сетевым блоком питания на кенотроне я, наконец,  получил возможность громкоговорящего приема нескольких вещательных радиостанций.
На этот приемник принял однажды работу радиолюбителя живущего неподалеку.  Это было для меня новым потрясением.

Тогда у молодежи было модно  слушать  передачи «свободных радиолюбителей» и «королей эфира», а при желании можно было построить  и свою «шарманку»,  чтобы проводить эфирные связи или транслировать в эфир популярную музыку.
Генератором для этого служила лампа  6П3С, особенно любили «пузатую», грушеобразную,  которая была не только передатчиком,  но и «цветомузыкой»,  загадочно полыхающая в темноте синим светом в такт музыки или речи.
Вся эта  магия  с необыкновенной силой привлекала многих. 
Ну, как и как закономерное следствие, многие «короли эфира» вскоре попадали в милицию с изъятием всей радиоаппаратуры.
Были случаи, когда  изымались  не только приемники и магнитофоны с проигрывателями, но и телевизоры, и даже утюги…. Не избежал этой участи и я…
 
Но «нету худа без добра». Был в то время в Харькове человек, которого половина харьковских радиолюбителей и поныне считают  своим «отцом-учителем». Это был незабываемый Зорченко Владимир Александрович,   знаменитый UT5TT, с которым мне посчастливилось сдружиться. Он работал на общественных началах в службе радиоконтроля.  Собирал пеленгаторы из обычных заводских карманных приемников  и с антенной-рамкой под рубашкой  помогал ловить радиохулиганов, как именовали тогда нашего брата…

Проведя нужную беседу с пойманным «нелегалом», Володя направлял на путь истинный, отправлял  в харьковский областной радиоклуб.
А основным местом работы Володи был харьковский парк культуры и отдыха имени Горького, директором которого  в то время работал отец знаменитой Людмилы Гурченко.
В обязанности Володи, как радиста, входило обеспечение парка объявлениями и  трансляцией интересных передач, что предполагало обязательное постоянное присутствие радиста в радиорубке.  Нужно было то Маяк включить, то передачу местной радиостанции, то объявление…
Другой так бы и сидел, глядя на часы. Но Володя  эти электрические  часы приспособил работать за себя.

Так как электрочасы каждую минуту замыкли своей минутной стрелкой  часовые контакты на циферблате, подавая  тем самым напряжение  на шагоискатели, скомутированные наподобие счетчика часов и минут, то 
распаивая контакты на шагоискателях, можно запрограммировать работу всего радиоузла на сутки и  более…
Таким образом,  у Володи имелось  свободное время, о чем была договоренность с директором парка.

  Много чего еще можно порассказать об этом незаурядном человеке. Он многим помог найти дорогу в настоящее радиолюбительство.  Одни закончили учебные заведения и стали крупными специалистами. Другие стали любителями – конструкторами или известными радиоспортсменами. 
К сожалению, сейчас  молодежь вряд ли  встретит  такого наставника. Нет теперь  ни радиокружков ни радиоклубов. Перевелись и радиолюбители – конструкторы?  Все можно не заморачиваясь купить готовое.
Тогда многие что-то собирали: строили магнитофоны по описаниям в журнале «Радио», усовершенствовали свои телевизоры для приема дальних станций.
Мой друг Дима Гампер собрал своими руками настоящий действующий телевизор! Чем приобрел известность и не малую «уважуху». Накапливались всевозможные  радиодетали. Собирали крепеж, трансформаторы, радиолампы и все, что только попадалось и  могло пригодиться.
 
После изъятия милицией всех моих накопленных радио богатств, а забрали даже паяльник,  я почти  отошел от радио. Прошли годы… 
Однажды случайно встретил на улице знакомого, с которым познакомился еще в радиокружке.
В разговоре тот сообщил, что направляется в радиоклуб за своей QSL почтой.
« А что это» - «Это такие красивые открытки за проведенные связи в эфире».  Вот это новость!.. 
Оказывается  можно стать настоящим радиолюбителем! 
Харьковский радиоклуб  находился на улице Чернышевского.
Туда  ежедневно приходили десятки претендентов на радиолюбительство. Но  одного желания записаться было мало.
Нужно было своим упорством и поведением доказать,  что это не сиюминутная блажь,  а серьезное желание  заняться радиоспортом.
Недели две я регулярно приходил в радиоклуб и  мне  выписали  наблюдательский позывной. 
Каждому наблюдателю следовало не менее года слушать в эфире работу радиолюбителей и получить от них подтверждение, что эти связи у них действительно были. 
Только после этих испытаний  можно было ходатайствовать  о разрешении на постройку  своей  УКВ радиостанции. 
А на чем наблюдать - то?...

Укависты использовали АР-88, УС-9.  ТПС…  в качестве базы под конверторы.
Кротов  и  Китов (Р-250) имели лишь очень немногие. Но так  как  Р-250е  делались в Харькове, то несколько предприимчивых активистов  вместе с начальником радиоклуба писали заявки на радиозавод на покупку неликвида, брака и некондиции…  (В короткое время каждый из них обзавелся  Жигуленком….)  Имея 250-300 рублей можно было и мне  купить приемник, но где взять такие деньжищи. Я тогда получал 120 рублей  в месяц, и у меня была семья…  Пришлось сделать для наблюдений конвертер к  имеющемуся у меня  транзисторному приемнику  «Океан». Получился  приемник с УВЧ и двумя преобразованиями частоты. Включаешь  на транзисторе средние волны и на антенный вход подаешь выход  двухлампового  конвертера.  Принимать работу станций на десятке на этом устройстве можно было вполне прилично. Мой наблюдательский позывной UB5-077-315 стал постепенно обрастать карточками, хотя очень и очень медленно. Наконец получено  разрешение на постройку передающего устройства. Должен признаться, что к этому времени оно  у меня уже было почти построено. Это был пятикаскадный передатчик с умножением частоты с выходным каскадом  на Гу-50.
  Его следовало показать членам ДКК радиоклуба (добровольная квалификационная комиссия)   для проверки и сдачи мной необходимых знаний. Вскоре я получил и выстраданный УКВ позывной RB5LGB. Настал  долгожданный выход в эфир.  С огромным волнением включил питание и произнес в микрофон слова вызова.  И вдруг слышу оглушительный ответ, от UT5TT,  оказавшимся моим  ближайшим соседом. 
Так я  познакомился со своим Учителем, о котором уже рассказал. Володя пригласил меня в гости, поговорил, расспросил… Затем   взял шасси вещательного приемника  "Урал" выбросил из него все лишнее и пока мы разговаривали,  спаял входную часть и вручил мне в подарок переделанный из Урала  приемник на десятку…  То-то была радость!... Все мои общения с  Володей  всегда заканчивались одним и тем же. Я испытывал неудержимое пробуждение творческих сил и желаний паять, сверлить…
Переполненный очередными новыми почерпнутыми от него  знаниями и идеями я бежал домой, чтобы реализовать  их.  Благодаря этому общению,  я стал продвигаться уже не по воле случая методом проб и ошибок, а под руководством прирожденного талантливого учителя, вдохновляющего не только знаниями, которыми щедро делился, но и своим личным примером. Он всегда что-то мастерил, изобретал, испытывал. 

В то время в Харьковском радиоклубе были секции КВ и УКВ. Коротковолновики осваивали однополосную связь, а Укависты двухметровый диапазон. Некоторые замахивались даже и на дециметровый  диапазон. Для этого где-то точились из латуни резонаторы, неведомо где серебрились, и на лампе или варакторе делали  утроители к двухметровому передатчику. Это было труднодостижимое дело. Я не представляю,  как сейчас работает сотовая связь на частотах в наше время вообще немыслимых.  На любительских  1230 мгц. тогда только проводились редкие опытные  связи в пределах прямой видимости и при помощи рупорных или параболических антенн.  Как же сейчас все это работает с такими мощностями, частотами и расстояниями! Да еще в столь миниатюрном исполнении?  Не чудо ли это? 

Для работы на 144 мгц. Многие  использовали передатчики  от самолетной УКВ радиостанции "РСИУ-3м". (Морской вариант назывался Акация).  Только нужно было добыть кварц на восемь с хвостиком мегагерц. Таким образом,  на «двойке» работали на фиксированных частотах, зависящих от частоты применяемого  кварца. Попытки построить перестраиваемый передатчик не получались. Частота неизменно «плыла». Проще и надежней было завести несколько кварцев на разные частоты. Изготовление таких кварцев наладил Леня Рудь из города Изюма. Он наловчился делать кварцы на любые частоты. Шлифовал между двумя чугунными плитами  ненужные кварцевые пластины и затем их как-то серебрил.  Это был постоянный участник и неоднократный  призер Всесоюзных радио выставок. Мастер-конструктор СССР. Часто публиковался в журнале Радио.
 
 Для приема мы собирали пятиламповый конвертер Г. Румянцева UA1DZ опубликованный в журнале Радио за 1965 год.  При его помощи сам Румянцев проводил рекордные связи.  Антенны собирали самые разнообразные. Я построил по совету Учителя восьми  элементную OK1DE.   Для поворота приобрел самодельный миниатюрный редуктор с опорным подшипником и червячной передачей под мотор РД-09. Для отслеживания направления мы применяли сельсины от самолетной аппаратуры. Но так как на самолетах было 400 герцовое  питание, а у нас в сети 50 герц,  то наши датчики двигались не плавно, а скачками. Но все равно, сидя в квартире можно было дистанционно повернуть антенну в нужное направление и подвернуть ее уже на корреспондента по сигналу. (Спустя много лет в Усть-Камчатске я  использовал подобную конструкцию антенны для работы через первые любительские спутники связи RS 3,4…)

 601  микрорайон, где я жил в Харькове, или Салтовка, как его  еще называли,  находился на возвышенности. А моя антенна стояла на лифтовой будке девятиэтажного дома.  Сколько дальних связей я тогда сделал…. 200-300 км были не предел.  (Следует учесть, что реальная мощность передатчика была всего 5-10 ватт. Выходной каскад у РСИУ был на ГУ-32. А модуляция в нем  была АМ). Но спустя две-три недели радостей, прием становился все хуже и хуже. Я лез  на крышу, шаманил антенну, после чего все опять восстанавливалось.  Так повторялось неоднократно, пока не сообразил, что всему виной гальваническая пара, возникающая  в контактах подключения медного кабеля к алюминиевому вибратору антенны. Я, конечно, знал, что алюминий и медь не совместимы, но не придал этому должного значения.
За что и поплатился….
Думаю,  мою ошибку  читающий эти строки никогда не повторит….

 Наступил 1970 год. В журнале Радио опубликовали коротковолновый трансивер Кудрявцева, знаменитый UW3DI. Конструкция оказалась настолько простой  и легко повторяемой, что все кто дружил с паяльником, бросились его делать.  Не удержался и я. Особенно трудно было достать переменную емкость от Р-108 и верньер для настройки.  Еще в дефиците был ЭМФ на 500кгц.  Но к тому времени этими редкостями некоторые стали приторговывать. 
Стал вопрос изучения телеграфа  и  перехода с УКВ на  короткие волны.
Но это уже будет  другая история.