А Ломоносов-то был прав...

Виктор Бабинцев
Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) был совершенно прав и никогда не  говорил, что «масса» и «количество вещества» - это одно и то же.   Он в своем докладе в 1758 году «Об отношении количества материи и веса» сделал вывод: «Тяжесть тел не пропорциональна количеству вещества». Он видел погрешности Ньютона и других физиков («circulus»), «когда они хотят доказать, что тяжесть тел пропорциональна количеству вещества». Согласно Ломоносову, должна существовать известная трудность и в объяснении факта сохранения веса при химических реакциях (См. www, rustrana. ru/print. php? nid = 3327). Поэтому Ломоносов не мог сказать и не говорил, что «масса веществ, вступивших в реакцию, равна массе веществ, получившихся в результате ее». Он говорил лишь о законе сохранения количества вещества (материи). Проще говоря, гравитационная масса тела может изменяться, а количество вещества в нём может сохраняться.

Вот, пожалуй, самый простой школьный опыт, которого ещё нет в учебниках. Берём обычное яблоко и втыкаем в него несколько коротких медных проволочек. Помещаем яблоко в чашку школьных демонстрационных рычажных весов и весы уравновешиваем. Лёгким прикосновением к этим электродам концов провода под напряжением пропускаем через яблоко постоянный ток. В зависимости от того, каких электродов мы касаемся, вес яблока увеличивается или уменьшается, и весы нам это показывают. Но стоит нам разомкнуть электрическую цепь, как весы возвращаются в уравновешенное положение. Как говорится, выводы делать только вам.

Тем, кому интересно, могу предложить подумать над тем, как можно управлять весом бутылки с водой или, скажем, весом постоянного магнита. Понятно, что это опыты из другой физики, но, думаю, людям интересно только то, что они открыли сами. По крайней мере, у меня создалось такое о них впечатление. Или я не прав?