Мореход и корабел. К юбилею Андрея Лапочкина

Виталий Сергеевич Смирнов
95 лет назад родился Герой Социалистического Труда Андрей Николаевич Лапочкин

Известный в будущем кораблестроитель, кавалер высоких государственных наград родился 19 сентября 1927 года в деревне Заборье на Вологодчине в семье Николая Андреевича и Марии Вячеславовны Лапочкиных. Окончив неполную среднюю школу, он с 1941 года целых три тяжёлых военных года трудился слесарем на строительстве города Молотовска. В 1944 году в возрасте 16 лет поступил в Архангельскую школу мореходного обучения.

Получив менее чем за год профессию машиниста морского флота, Лапочкин в 1945 году был направлен в Северное государственное морское пароходство. Два года работал в должности машиниста на пароходе «Архангельск», а после ещё год был кочегаром на пароходе «Петровский». Перед первым выходом в море, направляясь в заграничный рейс, он дал подписку о том, что ознакомился с «Обязательством моряка о поведении за границей» и будет соблюдать его сознательно и честно как патриот своей социалистической Родины.

За время работы на пароходе «Архангельск» Андрей Николаевич побывал в США, Германии, Польше и других странах, показал себя высококвалифицированным специалистом. В одной из характеристик на него было указано: «За время своей работы показывал примеры честного отношения к труду. Постоянно работал над повышением своего технического и культурно-политического уровня. Дисциплинированный стахановец. Был отмечен в приказах как хороший работник. При приёмке парохода быстро освоил новую установку».

В 1947 году Лапочкин получил направление на пароход «Петровский», который в годы Великой Отечественной войны осуществлял экспортно-импортные перевозки и участвовал в переходах союзных конвоев, а в послевоенное время выполнял воинские и народно-хозяйственные перевозки. В следующем, 1948 году он написал заявление с просьбой уволить его из состава пароходства, поскольку работать в предложенной должности кочегара по состоянию здоровья, по решению медкомиссии, он больше не может. Его просьба была удовлетворена.

Вскоре после этого он поступил на работу на судостроительный завод № 402 (с 1959 года – Северное машиностроительное предприятие), которому отдал целых 46 лет своей жизни. Трудился слесарем-монтажником в цехах № 9, 36, 50 и 55. За короткий срок в совершенстве освоил профессию и достиг одной из высших ступеней профессионального мастерства.

С началом строительства атомных подводных лодок работал на монтаже и испытаниях оборудования и систем ядерных энергетических установок. Лапочкин был бригадиром и старшиной реакторного отсека, отличным организатором, рационализатором и наставником молодёжи, а также бессменным членом сдаточных команд на важнейших заказах предприятия.

Его звёздный час настал в 1966 году. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 25 июля за выдающиеся заслуги в выполнении плана 1959-1965 годов и создание новой техники слесарям-монтажникам Северного машиностроительного предприятия Андрею Николаевичу Лапочкину и Ивану Петровичу Харитонову было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

Специалист высочайшей квалификации, он внёс значительный вклад в создание новых образцов военной техники для Военно-Морского Флота – в строительство атомных подводных лодок I, II и III поколений. В 1994 году, имея за плечами более 50 лет трудового стажа, он вышел на заслуженный отдых. Скончался Андрей Николаевич в первый день нового, 1997 года на 70-м году жизни.

Помимо высокого звания Героя Социалистического Труда он был награждён двумя орденами Ленина (1963, 1966), орденом Октябрьской Революции (1984), медалями, в том числе «За трудовое отличие» (1954) и «Ветеран труда» (1982). В 1962 году Андрей Николаевич был удостоен звания «Ударник коммунистического труда», в 1975 году – звания «Почётный ветеран предприятия», а в 1977 году – звания «Лучший рабочий по профессии».

Опубликовано 30 сентября 2022 года (к 95-летию со дня рождения Героя Социалистического Труда А.Н.Лапочкина)

Фото из фондов Северодвинского городского краеведческого музея