Пояснительная записка Ивана Сергеева

Шпинель Мария
Тайна придумалась быстро, поскольку лежала она на поверхности. Написалось тоже быстро, за день. Быстро, но не легко. До сих пор не отпускает чувство неловкости. Несмотря на то, что я всячески косил под Тургенева, можно сказать, списывал у него абзацами, но хоть тресни, не ложится к нему это сцена. Прелесть его романов в недоговоренностях, в легком флере чувств, которые надо улавливать, но не называть. Потому что, когда называешь, что-то теряется. Слетает, как пыльца с крыльев бабочки, когда хватаешь их решительными пальцами.
Что касается искренности и фантазии… Тут тоже что-то пошло не так. Личного опыта в тексте ноль целых ноль десятых, все выдумано. Потому мне кажется, пересолил я с чувствами, слишком большой крен дал «в романтизьм». Попытался разбавить иронией про собаку и оперу, но и с ними получилось не очень.
В общем, простите меня, читатели, но я старался, как мог.


© Copyright: Мария Шпинель, 2022
Свидетельство о публикации №222092401117

http://proza.ru/comments.html?2022/09/24/1117

Спасибо, друзья, за теплые слова в адрес моей работы. Хотя все хорошее в ней – от Тургенева. В том числе, и малиновые крестики гвоздики, которые я, подобно одной чеховской героине, похитил из сочинения г-на Тургенева «Затишье». Та, правда, сделала ссылку на источник, а я нет. Кстати, почитайте, кто не читал, получите колоссальное удовольствие.
Я же хочу критически откомментировать собственное сочинение. Поскольку я только-только придумал задание, надо было испробовать его и на себе. Проверить, какому испытанию я собрался вас подвергнуть. Трудное задание (совсем не смеюсь).

Идея моего отрывка была: показать, как восторг и юношеское упоение терпят крах при столкновении с действительностью. Ну, а раз Тургенев, значит, нужны описания природы.
(Тут воспользуюсь случаем и скажу огромное спасибо Саше, которая помогла мне избегнуть позора. Саша своим зорким глазом обнаружила в моем первом абзаце безоблачную лазурь и тут же облачка, которые шептали. Верите ли, но вот написал такую чушь, перечитывал несколько раз, и что называется, ни разу… В общем, Саше отдельная благодарность).
Итак, начал я живописать красоты подмосковной природы. С берегами да, тоже ерунда получилась, Ольга права. Но еще бОльшая ерунда получалась с продвижением сюжета.
Описания – прекрасный способ придать повествованию эмоциональность. Но они же, описания, чертовски замедляют действие. Ветер веет свежестью, солнце светит, волны плещут, стрекозы летают, все очень идиллически и, надеюсь, настроенчески, но где же действие? Пора бы героям объясниться, а они все тянут и тянут кота за хвост (и это я еще выкинул прогулку по аллеям).
Чертовски было трудно заставить героев говорить по делу. А знаете, почему? Потому что я сам решительно не понимал, что же они должны говорить. В общем и целом я представлял, что вот сейчас героиня скажет жестокие слова, и юношеские мечты разлетятся вдребезги. Но как подойти к словам? И каким словам?
Мучился я неимоверно. Вот не соврать, так и стоял перед глазами портрет Тургенева, с которого он вопрошал: «Что ж ты, подлец, делаешь с моими героями?»
Поэтому я позорно слил финал.
Правда, тут же нашел оправдание. Мол, если бы я продолжал, то тут был бы прием монтажа (помните?). В конце этой главы герой убежал, ломая ветви, а вот в начале следующей я бы точно заставил его рефлексировать по поводу услышанного.
Резюмирую. Что можно взять из моего (прямо скажем, не очень удачного) опыта?
Первое и самое главное: надо ясно представлять сцену, которую хотите описать. Не только яркую лазурь и стрекоз, но и слова, которыми ваши герои конкретизируют вашу мысль. Нет слов – нет истории. Вот как у меня. Я хотел показать драматический момент крушения надежд, но эту абстрактную мысль не удалось реализовать из-за отсутствия конкретных реплик. Почитайте, у меня не реплики Зинаиды, а дурной дамский роман, причем современный. Мы с Петром Васильевичем любим друг друга. Бррр…
Второе: описание – это отличный способ потянуть время. Рекомендую.

Еще раз с благодарностью за то, что прочли, и с надеждой на новые встречи,

Мужик Бородатый   26.09.2022 00:51   •   Заявить о нарушении
+ добавить замечания
Честно говоря, я думала, он убьёт её в конце концов маленьким ножичком. Это было бы классно.
Но... Иван Сергеевич этого бы точно так не оставил. ))

Варвара Солдатенкова   26.09.2022 09:01   Заявить о нарушении
Вам не нравятся реплики Зинаиды? Но их легко изменить. Честное слово. просто не всё надо произносить и называть своими именами, меньше подробностей. Достаточно того, что у Владимира появится брат. А про современный язык...Возьмите Льва Толстого. Язык всего романа соответствует 60-тым годам. Причем он умышленно так писал, чтобы приблизить к читателям. А повторы в прозе неминуемы. Даже великие поэты повторяли и рифмы и смыслы друг друга. Иногда, если не скажешь лучше, но стиль свой не меняли. Так и у вас - стиль похож, очень, но нам, как видите, он ближе и кажется более красивым.
Это я так спорю с разгромной рецензией))
И, как все мы, очень хочу видеть ваши рассказы на нашей странице чаще.

Александра Стрижёва   26.09.2022 19:27   Заявить о нарушении
+ добавить замечания