4. ПпШ. Визит на кладбище

Шпинель Мария
Автор:    ПпШ
 



От усыпальницы короля Гамлета отделилась фигура в темном плаще. В сумерках трудно было определить, мужчина это или женщина, и только гордая осанка идущего по кладбищу позволяла думать, что человек это не простой слуга или могильщик, а роду благородного. Более того, легкий шаг человека настраивал на то, что перед нами женщина.

А та торопилась. Куда и зачем? Все богатые усыпальницы были пройдены – ни одну из них она не удостоила вниманием, не замедлила шаг. И вот уже самый край, где хоронят тех, чьи имена хотелось бы забыть, или обычных простолюдинов, которых благородные и помнить-то не должны.

Наконец, она остановилась, нагнулась над разрытой могилой…Минута, другая… И вот у нее в руках уже череп умершего лет пять назад.

 - Ну, что, Йорик, не ожидал? Твоя королева здесь, бедный Йорик! А ты, ты унес мою тайну в могилу! Ты даже не успел ее рассказать королю Гамлету. Видел меня с Клавдием, и не успел! Ха-ха!

Королева Гертруда вынула из кармана плаща платок и вытерла им лоб, затем продолжила:

- Клавдий первый увидел тебя за … . Впрочем, какое дело, где ты стоял и кто увидел: остальное-то сделала я! Не правда ли, вкусным было то вино из бутылки, что принесла тебе Офелия? Бедняжка, она даже не поняла, что оно отравлено, а сейчас, даже если ты ей там ….

(Королева подняла указательный палец вверх)

расскажешь – все равно никто не узнает – даже
мой маленький Гамлет. Все чего-то бегает, ищет, а с Офелией даже не поговорил, как приехал. А ведь любил! И где любовь – завтра с тобой рядом ляжет. Ближе-то к усыпальницам нельзя утопленницу.  А Гамлет все призраки ищет и сказки какие-то ставит…

Дурачок, да ради любви на все можно, даже на преступление! Хоть бы вразумил кто… Весь в отца!

А короля Гамлета не я, не я убивала. В этом неповинна.
 
Королева оглянулась по сторонам, затем бросила череп шута в могилу и так же быстро ушла, никем не замеченная.


© Copyright: Мария Шпинель, 2022
Свидетельство о публикации №222091900740

http://proza.ru/comments.html?2022/09/19/740



Что ж, тайна есть. Признание есть. Не понятен жанр фрагмента. Вопрос автору: это фрагмент драматического произведения (пьесы) или прозаического (рассказа, романа)?

Мужик Бородатый   19.09.2022 19:57   •   Заявить о нарушении
+ добавить замечания
На стилизацию пьесы, тем более стихотворной ПпШ не решился, так что прозаический отрывок.

Шпинель   19.09.2022 21:06   Заявить о нарушении
Объясню свой вопрос. Пока ваш текст завис в некоем вакууме. В смысле, он еще не проявляет характерных признаков, позволяющих отнести его к какому-то литературному жанру/ направлению. Будем их проявлять?

Мужик Бородатый   20.09.2022 01:07   Заявить о нарушении
Будем, почему бы нет. Даже интересно.

Шпинель   20.09.2022 12:58   Заявить о нарушении
Тогда расскажите, что лично вас привлекает в этой истории?

Мужик Бородатый   20.09.2022 16:11   Заявить о нарушении
Мне всегда казалось, что трагедия королевской династии началась раньше, ещё в те времена, когда королевский шут был жив. И мне очень захотелось заглянуть в предполагаемое прошлое королевы. Помните:"Не пей, вина, Гертруда!" А ещё на выбор повлиял айфон Лаэрта))) Не знаю, удовлетворил ли Вас мой ответ?

Шпинель   20.09.2022 19:35   Заявить о нарушении
Нет, не удовлетворил. Потому что вы отделались пустыми словами: «трагедия королевской династии началась раньше», «захотелось заглянуть в предполагаемое прошлое королевы». Это ни о чем. Рассказ – это история, в которой есть события, ради которых рассказ и пишется. Для фрагмента – картины-вспышки. Что вас лично привлекло в данном фрагменте настолько, что вам захотелось передать свои чувства читателю? Женская фигура на кладбище? Богатая усыпальница? Полуистлевший череп, к которому прикасаются женские губы? Речь над могилой? Вариантов масса, какой из них ваш?

Мужик Бородатый   20.09.2022 22:11   Заявить о нарушении
Самое главное: зачем королева пришла к Йорика, зачем ей нужна эта исповедь? Наверное, для того, чтобы утвердиться в мысли, что ради любви можно пойти на преступление и тут же воскликнуть, что мужа она не убивала. Все остальное: усыпальницы, череп в руках - это антураж.

Шпинель   20.09.2022 23:27   Заявить о нарушении
Ага, ситуация начинает проясняться. Значит, вас цепляет эпизод признания. Но не в деянии, а в мыслях. Героиня убеждена, что любовь оправдывает преступление, но сама она преступления не совершала, так?
Правильно ли я понял, что ситуация складывается таким образом, что <первая точка> героиню тяготит ее мыслепреступление; <вторая точка> героиня хочет утвердиться в своей правоте, что она вправе иметь те желания, которые имеет; <третья точка> в качестве адресата своей исповеди она выбирает безопасного собеседника, череп, который никому ничего рассказать не может?
Поправьте меня, если я где заплутал и пошел по неправильным точкам.

Мужик Бородатый   21.09.2022 00:10   Заявить о нарушении
Нет, убийство шута она совершила, хоть и чужими руками, но не считает это преступлением для себя.

Шпинель   21.09.2022 00:58   Заявить о нарушении
Тогда давайте вы формулируйте, в чем, почему и кому хочет исповедоваться ваша героиня?

Мужик Бородатый   21.09.2022 01:04   Заявить о нарушении
Никакому человеку она тайну свою не доверила бы, а вот черепу можно - он точно унесет тайну в могилу. А ещё она пытается убедить себя в том, что, поступила правильно.И в то же время ею овладевает страх, что именно она виновница всех убийств, которые свершились во дворе.

Шпинель   21.09.2022 07:38   Заявить о нарушении
Так, с замыслом разобрались. Теперь давайте с инструментарием разбираться.
У вас повествование от 3-го лица, а что с фокализацией? Какой тип? Это важно, т.к. определенный тип фокализации требует определенных способов изложения.
Напомню вкратце.
Нулевая фокализация: повествование ведется с точки зрения всеведущего автора, который везде и всюду.
Внешняя: повествование ведется с точки зрения объективного повествователя, не имеющего доступа в сознание персонажа.
Внутренняя: повествование ведется с точки зрения героя.
Что выбираете вы?

Мужик Бородатый   21.09.2022 17:00   Заявить о нарушении
Внешняя. Я просто повествователь.

Шпинель   21.09.2022 17:37   Заявить о нарушении
Значит, внешняя. Ok, зафиксируем ваше намерение. Вы хотите всколыхнуть душу читателя драматическими переживаниями героини и выбираете позицию якобы беспристрастного повествователя. Почему «якобы»? Потому что автор не может быть «просто повествователем». Автор рассказывает историю, которая, прежде всего, цепляет его самого. Автор может играть роль, надевать маску, прикидываться, что он беспристрастен. То есть, он не имеет доступ в сознание своего персонажа и показывает его «сверху». Но это только игра. Вдумайтесь: автор не имеет доступ в сознание персонажа, который является порождением авторской фантазии. Надеюсь, понятно, что внешняя фокализация – очень сложный способ повествования, при котором автор должен делать отстраненный вид, но на самом деле, ни на секунду не ослаблять хватку, которой он терзает читательскую душу.

Теперь обратимся к теории. Существуют 5 способов изложения истории. Это: описание, диалог, изображение поступков персонажа, изображение мыслей и чувств персонажа и перечисление.
Начну с конца.

Перечисление позволяет спрессовать фабульные события таким образом, чтобы читатель не потерял нить, но сюжет не перегрузился. Способ весьма специфический, более применим к объемным произведениям. Однако на примере нашей Муму мы видим, что и во фрагменте перечисление может быть очень эффектным, если подойти к нему с умом.

Полноценное изображение мыслей и чувств персонажа возможно только при глубоком погружении «в голову» этого самого персонажа. То есть, при повествовании от 1-го лица, от 3-го с внутренней или нулевой фокализацией. При внешней, как вы знаете, автор не имеет <якобы> доступа в сознание, и мысли/чувства должен изображать опосредованно. Гнев – в виде побагровевшего лица, ужас – побледневшего и т.д.

Изображение поступков персонажа – ведущий способ в любом художественном произведении, ибо художественное произведение является, прежде всего, историей, в которой что-то происходит. Герой совершает какие-то поступки, в результате чего меняется, и метаморфозы героя становятся воплощением идеи произведения. Образ героя создается, главным образом, его поступками.

Диалог также является ведущим способом изложения. В литературе «герой говорит» равноценно «герой делает». Литература, она о словах и в словах. Частные случаи диалога – это монолог, косвенная речь и несобственно-прямая речь персонажей.

Описание выполняет 2 функции. Первая – утилитарная, дает читателю возможность понять, где происходит действие, когда и при каких обстоятельствах. Вторая функция – концептуальная. При помощи описаний автор создает настрой своего повествования. Вспомните задание про Ясона и Медею. Лес, в котором они оказались, представал то светлым и радостным, то зловещим. За счет чего? За счет описаний этого самого леса.

Вот такие вот 5 способов изложения, и других способов рассказать вашу историю нет. В полноценных произведениях всегда используется микс. Да, какой-то способ является ведущим (стилевая доминанта), но остальные тоже присутствуют. В виде сцепки, склейки (подберите слово по вкусу) повествования. Фрагмент меньше целого, поэтому и способов в нем может быть поменьше.

Заканчиваем с теорией и возвращаемся к вашему, ПпШ, тексту. Вы поставили перед собой задачу – тронуть сердца читателей драматическими переживаниями героини, сделав при этом вид, что вы, автор, только беспристрастный транслятор. Вопрос: какие способы изложения вам для этого понадобятся?
А теперь посмотрите на то, что у вас написано. Совпадает? То-то и оно.
Вам надо, прежде всего, разобраться со способами изложения. Как рассказать историю? Какими приемами?
Ну, а далее, можно говорить о литературной отделке. Т.е. о эстетических моментах, которые позволят отнести ваш фрагмент к тому или иному жанру.

Мужик Бородатый   21.09.2022 21:49   Заявить о нарушении
Спасибо, МБ Мне как раз и хотелось быть беспристрастным наблюдателем, да и упор-то у меня был только на тайну и не более того.

Шпинель   21.09.2022 22:06   Заявить о нарушении
К сожалению, вам не удалось подать тайну в нужной степени эмоционально, если угодно, эффектно. Знаете выражение: короля делает свита? Перефразирую для художественной литературы: сюжет играет только в нужном оформлении. Какую бы тайну вы ни придумали, ее по любому надо было вставлять в подходящую оправу. Поэтому обращайте внимание на способы изложения. У вас в данный момент пробел в этом.

Мужик Бородатый   22.09.2022 01:30   Заявить о нарушении