Тайна. Мини-школа

Шпинель Мария
По итогам обдумывания ваших слов насчет сочетания фантазии и личного опыта автора посетила меня одна мысль.

Давайте попробуем устроить мини-школу, на неделю примерно. А называться школа будет «Тайна».

Задание таково.

Выберите себе известного литературного героя. Абсолютно любого, хоть Гамлета, хоть Наташу Ростову, хоть Герасима с Муму. Главное, чтобы мы знали произведение. Исходя из контекста произведения, придумайте герою какую-нибудь сокровенную тайну. И пусть этот герой поделится своей тайной с каким-нибудь персонажем из этого же произведения.

Тайну выбирайте на свой вкус. Главное, чтобы она не шла вразрез с общим настроем произведения. Чтоб уж совсем не уходить в фантастику, типа Гамлет в детстве свистнул у Лаэрта айфон последней модели и до сих пор переживает.

Напишите небольшой эпизод с признанием героя. Не надо делать подводки, не надо привязывать финал – нужна одиночная сцена, в которой выбранный вами герой признается в выдуманной вами тайне.

Ваша задача – вызвать у читателя эмоциональную реакцию, шок, по Райх-Раницки. Постарайтесь шокировать не столько самим фактом (например, Гамлет съел своего отца), сколько подачей факта. Преподнесите нам сцену как истинно напряженную, эмоционально насыщенную. Герой признается в сокровенном (в сокровенном!).
Не пишите много. В данном случае вам не надо рассказывать историю целиком, требуется выхватить только один сильный момент.

От вас мы будем ждать 2 текста: первый с описанием самой сцены, второй – с пояснением к написанному. Как вы писали то, что написали? Что в написанном являлось чистым вымыслом, плодом исключительно вашей фантазии, а что вы взяли «из жизни» (вашего личного опыта или наблюдений). В каких пропорциях «опыт» и «вымысел» сочетаются? И что было труднее – придумывать или обрабатывать реальные переживания?


Присылайте Саше. Сначала опубликуем художественные тексты, обсудим их, а через пару дней – ваши пояснения к вашей авторской кухне. Посмотрим, что удалось очень, что не вполне, и возможно, поймем, в какой мере стоит комбинировать «настоящее» (из опыта) и «нафантазированное».
Давайте поставим срок 18 сентября, но если кто-то пришлет раньше, то текст (не пояснения) опубликуем раньше.


Всем успехов в реализации задуманного,

МБ


© Copyright: Мария Шпинель, 2022
Свидетельство о публикации №222091101493

http://proza.ru/comments.html?2022/09/11/1493

Рецензия на «Тайна. Мини-школа» (Мария Шпинель)

Приветствую всех участников и просто зрителей!
Участникам особенное спасибо. Вы большие молодцы, и вы должны знать, насколько вы молодцы. Все работы читать было очень интересно, и признаюсь, я с трудом сдерживался, чтобы не обсуждать идеи ваших фрагментов. Сдерживался, чтобы не усложнять школу, теперь говорю: вы молодцы потому что ваши работы были очень осмысленны. «Интересно читать» и «хочется обсуждать» - самые лучшие комплименты для авторов. Спасибо!
Хочу открыть еще одну тайну, раз мы в теме (смеюсь). Это задание я придумал специально для вас. До вас никто его не выполнял, и мне немного волнительно: стоит ли это задание времени на его выполнение? Может быть, стоит в нем что-то подкрутить? Буду признателен, если вы поделитесь своими впечатлениями. Удалось ли вам подумать о том, где в вашей работе личное, где фантазийное?

С благодарностью,

Мужик Бородатый   25.09.2022 00:01   •   Заявить о нарушении
+ добавить замечания
МБ,
Задание очень интересное, выполнение его доставляет удовольствие. Возможно потому, что уже есть фактура, база и надо только немного добавить интриги.

Что можно подкрутить? Думаю, предварительно четко оговорить что мы понимаем под выдумкой, а что под личным опытом и личными переживаниями.

Понятно, что вряд ли у кого-то есть опыт какого либо придуманного действия, будь то признание в убийстве Йорика или неубийстве собаки или старухи, ровно как
и, например, попытке признания в любви в лодке на Москва-реке. Действия скорее всего будут выдумкой. А вот описания. Большинству из нас тоже кажется что описания наша выдумка. Но мне кажется чаще они состоят из опыта или личных переживаний. Виденного в жизни или кино. Пережитого в реальности или во время чтения какого-то произведения.

Чтобы провести эту грань и понять даже для себя, лучше если понятия выдумки и опыта перед началом задания будут чуть более формализованы.

Скажу, например о своем отрывке. Сначала считала что взаимоотношения Татьяны и Герасима я придумала (их же нет у Тургенева). Но потом поняла - нет не придумала. Подозрения в их существовании появились однажды во время чтения вслух дочери и необходимости постоянно отвечать на ее вопросы. А зачем барыня придумала чтоб они поженились, а лучший сустав жизни это что и т.п., а ты сказала что это про собачку, а где же она? А собачка все не появлялась и не появлялась... Моими переживаниями в тот момент было скрыть "взрослость" этого произведения. Зачем это все детям, думала я. И это мои переживания и мой опыт прочтения натолкнули на мысль о такой тайне. И вот как отделить выдумку от опыта?

Задание суперинтересно.
Спасибо

С уважением,
(пока с псевдонимом), Муму

Шпинель   25.09.2022 01:01   Заявить о нарушении
Да, не дописала самое главное.

Результат. Для себя поняла, что мне удается лучше писать о том, что я хорошо знаю. Что пережито, прочувствовано или хорошо известно. Перебираю все мои попытки и вижу, что то, что из опыта получалось всегда лучше, а попытки что-то выдумать гораздо хуже. Даже когда писали о том, что было сто лет назад я смогла написать про страну где реально была, про улицы по котором ходила, а чтоб составить сюжет перелопатила кучу литературы, чтобы узнать как там все было сто лет назад.
С уважением,
Муму

Шпинель   25.09.2022 01:18   Заявить о нарушении
Мне было интересно войти внутрь произведения, войти в стиль. Очень люблю Чехова. Вспомнила нашу школу Персонаж. Как приятно было подстраиваться под его стиль, вживаться в его образы.

Что касается своих личных переживаний и выдумки, то я, вероятно, слишком зациклилась на том, чтобы не нарушить канву рассказа. Наверное, проще надо быть. ))
Всё же лично мои мысли так или иначе попали в отрывок в виде идеи о мечте и её воплощении. Так же (забыла про это написать в пояснении) то, как собака вытягивается в струнку, шевелит бровями это мои личные, очень дорогие мне вещи.
Потом, ещё, когда пишешь монолог от лица чеховского героя невольно становишся, словно артист, самим героем. Вживаешься в образ. Ты, как бы и ты, но уже не ты. Это очень важно для писателя, кмк, думаю, архиважно. Вот где фантазия и твоя личность сливаются воедино.

Вообще, мне кажется, очень интересно. И работы тому неоспоримое доказательство. Отличная идея, МБ.
Спасибо вам. Спасибо огромное, Саша, за организацию!

Тётка

Шпинель   25.09.2022 10:16   Заявить о нарушении
Мне очень понравилась школа. Люблю тайны, неожиданные повороты судьбы, детективное расследование и шокирующие результаты всего вышеперечисленного.
Отчасти по моему недопониманию пояснительные записки не были опубликованы в конце и все вместе. Возможно, тогда бы на них была реакция и участников, и читателей.

Отдельной строкой ответ на ваш, МБ, вопрос: "стоит ли это задание времени на его выполнение?" ДА!!!

Я исполнила две давние мечты - устроила встречу героям рассказа Маркеса "Глаза голубой собаки", восстановила (почти) справедливость по отношению к Соне из "Войны и мира".
Если говорить о личном и фантазийном в моих работах, то личного в них гораздо больше, особенно во "Встрече". А фантазийное...ох, сложно сказать, потому что искренне верю в то, о чём пишу.

Спасибо за прекрасную школу, МБ, спасибо!

Рейчел-Ирина

Александра Стрижёва   25.09.2022 12:16   Заявить о нарушении
Ничёсе! Саша, поздравляю с рассказом!
Да все молодцы. Здорово!
Угадала только Ольгу У.С. И то по комментариям, а не по работе.

Варвара Солдатенкова   25.09.2022 13:08   Заявить о нарушении
Спасибо, Варя.

Александра Стрижёва   25.09.2022 23:19   Заявить о нарушении
+ добавить замечания