В стиле junk art

Лидия Кашуро
       Моя преподавательница английского языка жутко боялась дворняг с местной ТЭЦ. Но их не боялась я!
       На вечерней, замерзающей в русском декабре, остановке преподавательницу я не бросила в минуту ее тягостных раздумий - ехать или не ехать домой, чтобы потом пробираться в свою квартиру мимо означенной злючей живности.
       Я сказала "Поехали!" и махнула рукой. Ей. Горемычной. Даже не ожидая, какой меня постигнет экстаз от того крюка, что совершит совершенно не моя, но преподши маршрутка.
       Маршрутка вывезла нас к ТЭЦ. Фонари уличного освещения стояли на изготове - еще пара часов и их должны были включить. На изготове стояли и собаки - туева хыща псин с пометками на ушах и без оных. Одноцветные и разномастные, пушистые и лысоватые. С горящими глазами и сильно заметным боевым духом.
       Преподша пряталась за мою спину, а я впервые испугалась животин, ибо мое спокойствие им не передавалось и, наоборот, - чем дольше я затягивала мою "МХАТовскую паузу", тем ближе к пяткам, ляжкам и голеням становилось щелканье собачьих зубов.
       Из хиленького ограждения клумбы я выдрала первую попавшуюся палку, али пруток и с неистовой силою, как былинный богатырь с палицей, начала херачить все живое вокруг. В ходе мочилова досталось даже преподше!
      Она терпела, не улынивала от ударов, но зато очень сносно матюкалась по-английски.
      Грубо оценив количество нападающих, я в резкой форме предложила преподше вооружиться орудием примерно того же колибра (от слова "кол" заборный:-))), что и у меня, а то и поболе, однако к моему великому удивлению собаки остыли. Как будто я не махала палкой. Как будто я применила какой-то расслабляющий газ. Собаки обмякли, расслабились и всей толпой  рассосались по подворотням.
      И тут же обнаружилось,что поле боя нашего расположено на подступах к помойке. Тетка-преподша извиняющимся тоном сказала "Спасибо. Ну,вот так вот мы тут живем - собаки, помойки..."
      Мне же забрезжила неслыханная радость - пред очей моих лежал океян выброшенных с мастерских при недавно отремонтированной ТЭЦ радиодеталей и иже с ними.
      Эх, ударим гребным инвентарем по волнам радиолюбительского везения!
Там чего только не было. Было всЁ! И никакой торбочки у меня. Я стала подбирать компоненты моей будущей сборки, насвистывая и припевая. Преподша с открытым ртом наблюдала меня, уставившись мне в лицо. Видно, считывая мимику.
      "А что именно Вам нужно? Я согласна помочь. Хотя, конечно, этот стиль - не мое. Если б не Вы, то я бы пробежала это место, закрыв глаза."
      Мне были не понятны ее слова - все что видишь халявного можно применить.
Я ответила преподше, что она девушка манерная - стиль. Я таких слов и не знаю. Мне много чего хочется собрать радиолюбительского и схемки крутятся в башке. Там же где есть схемка устройства, там любая находка претерпевает мгновенное боевое слаживание с другими товарищами-деталями и вцелом со схемой.
      На тот момент под ногами моими оказалось колечко, похоже на ферритовое. Катушка от силового трансформатора, полная медным тонким проводом. Это ж понятно - дроссель! Только намотать! А там где дроссель, там же рядом в моей башке - преобразователь к моему тестеру. То бишь цифровому мультиметру.
     "Для меня это все ни о чем, но послушать Вас интересно. Вы будете паять все вместе, что найдете? Это стиль junk art.Я обожаю, обожаю...Больше только печворк обожаю..." завизжала тетка и заулыбалась во всю фотомордочку самой наипривлекательнейшей улыбкой. И  я запомнила этот термин про junk art.
     Только для меня это был не стиль. Обычная пайка. Я обожала ее.
     С теткой мы понаходили весь боекомплект для схемулины преобразователя в тот вечер. Я провела ее до подъезда. Она еще и вынесла мне старый ломаный ноут дочери. И я забалдела от счастья!
     Притаранила помоечное домой и села собрать схему. Схемотехник к тому времени с меня был только если "Повторялкин". Поэтому простым перебором я сыскала что попонятнее. Мое внимание привлекла крохотная. Вмещающаяся по итогам в корпус  развальцованной кроны. Привлекла эта схемулька меня своим забавным принципом.
      Преобразователь словно заядлый алкоголик - получал на вход капель десять божественного напитка, но трясущиеся руки и расплывающиеся в залитых очах края берегов превращали налитые граммулины в, кажущийся полностью заполненным, омут родимой сорокоградусной. У "алкаша" возникала эйфория и на радостях, что получено десять капель, а вроде как выходит что стакан полон до краев он, этот алкаш аллегорический, загорался своим внутренним светом...
      Центральным моментом схемы был, конечно, рукотворный дроссель. Именно на нем генерировалась "буря в стакане"- он мотался с отведением на пятидесятом витке и дальше еще сто. Всего лишь сто, если б не требуемая толщина провода - две десятых от миллиметра и толщина ферритового колечка - двоечка. Внутренний диаметр колечка -сердечника не позволял пропускать через него провод, смотанный, во избежание перегибов и разрывов, на челночок. Оставалось укладывать витки нежнейшим образом, протаскивая через внутренний диаметр весь метраж волосяной толщины.
     Первые две попытки завершились эпическим фейлом - проволочка "уставала" от перегибов и рвалась где-то посредине куска. Но спать не хотелось. Слишком заманчива казалась цель - больше ни одной кроны для "мультика"! А в перспективе и для осциллографа, да и для любого измерительного прибора. Какая экономия и польза окружающей среде! Вставляешь на вход преобразователя использованную батарейку, эдак даже в один всего лишь вольт, и на выходе получаешь все тридцать. Если, разумеется, измерить осциллографом без нагрузки.
     Это ж сколько было во мне задору, если попыток  намотать дроссель как положено не оставляла меня несколько  недель. Зато когда цель была достигнута я ходила павою.
     Разбирая притащенный от ТЭЦ радиомусор я находила в нем следующие элементы в схему преобразователя.
     После намотки дросселя остальное подарило мне лишь неброские эмоциональные всполохи - подбор в пару транзисторов, снижающего пульсации конденсатора, млт-резистора, начинку которого не пробили бы броски напряжения. Поиски этого добра с лупой по выброшенным платам представлялся в воображении моем за прогулку по неведомым никому до меня землям.
      Английский язык в универе продолжался. Собаки на ТЭЦ оставались ядренее атомной войны. С преподшей мы продолжали раз в неделю лазать по помойке. Как оказалось, не только радиолома...Как по заказу мне в руки пришла шина от детской радиоуправляемой модели тигуаны и точно к ней по диаметру - прожектор выброшенного головного фонаря. Светодиодики в нем были вполне годные, разноцветные, мигающие.
      Преобразователь к тому времени дурно показал себя в моем мультиметре. Как минимум к нему на выход нужен был стабилизатор. И с высокими характеристиками. То бишь свеженький, покупной. А это уже не junk art, только лишние деньги...Ну, не интересно.
     Поэтому я вложила преобразователь в обойму шины, туда же самодельный холдер для  батарейки, припаяла провода к выходу схемы и к лампочкам. Под рукой оказалось круглое стеклышко, ободок для оправы...Самоходность процесса воодушевляла- креативные комплектующие к моей поделке сами плыли в руки.
      В итоге к новогоднему заводскому конкурсу елочных игрушек я подошла с горящей цветными огоньками шиной и всего лишь от трешевой дармовой баратейки. Сверху на шину был нахлобучен пластмассовый бюст игрушечного Дарта Вердера с красными глазами под забралом шлема. А из его шлема торчал крюк вешалки. Той, на которой раньше висели мои брюки.
      Знамо дело, первое место в конкурсе отдали дочери Главного Бухгалтера. За Дарта Вердера вручили коробку дорогущих шоколадных конфет с ликером и вишенкой.
Коробку всучили в обеденный перерыв в заводской столовой с плакатами "Новогодний конкурс экологических игрушек".
      А вечером того же 30го декабря , снова провожая тетку-англичанку домой с лекций, я нашла у пивного латка на вершине кем-то оброненного пакета бутилированного пива одну уцелевшую. Сия удача вызвала у тетки истерический смех.
"Я учусь с Вами везению! И знаете что? А давайте еще и Вашу зачетку! Все равно никто кроме Вас меня от собак не спасал. Зачет Вам по-английскому! "
"Это не везение, это у меня стиль плавания такой !"
"Хм. Имеете в виду - по течению?... плавания?...стиль?..."
"Не...стиль плавания по волнам житейского моря у меня такой. Junk art"