Наблюдая жизнь. Доченька

Ирина Полонская
 Эпизод первый. Июль.

 На улице днем  невыносимо жарко, и потому стараюсь выходить на прогулку пораньше утром, когда хоть немного посвежее.  Но в тот день я  что-то припозднилась и выплыла из дому ближе к девяти. На мне легкое летнее платье, шляпа с широкими полями и очки от солнца. Медленно иду по своему обычному  маршруту,  любуясь ярким  летним  утром.

 Возле церковного двора, огороженного забором, стоят две нищенки. Одна  примерно моего возраста, то есть лет шестидесяти, другая, пожалуй, чуть помоложе. Старшая нищенка одета вполне добротно: рыженький платочек треугольником,  длинная оранжевая кофта и черная прямая юбка. На руке у нее объемистая сумка.
 
 На миг мне делается не по себе:
- Сейчас точно начнут наперебой клянчить деньги. Может свернуть, пока не поздно?
Но тут же внутри звучит голос разума:
- Ты, что, боишься этих нищенок?
- Нет, не боюсь, но...неприятно все это!

 Беру себя в руки и медленно приближаюсь  к этой парочке. Тут старшая просительница оживляется и, выйдя на полшага вперед, заводит:
- Доченька! Подай, Христа ради! Спаси тебя Христос!

 В ее резком голосе  звучат совсем не просительные, а, скорее,  требовательные нотки. Видно я кажусь  ей дамочкой со средствами.
 Чуть притормаживаю, проходя мимо, и говорю спокойно:
- Я такая же пенсионерка, как и вы, с маленькой пенсией. Подать  денежку не могу. Если хотите, готова  поделиться с вами едой.

 Тут  я снимаю очки и лезу в сумку.
- У меня есть кефир и отруби. Вам отсыпать?

 Женщины недоуменно переглядываются и молчат. А я, не дождавшись ответа,  иду дальше.
 Нет, я не осуждаю этих женщин за то, что они выпрашивают подаяние. Мало ли что заставляет их так поступать. Пенсии сейчас микроскопические, на них не жить, а разве что выживать получится. Хорошо, если дети помогают своим старикам. А если нет? Пожалуй, для меня это лишний повод поблагодарить  судьбу  за то, что у меня все более-менее нормально.

 После того случая я еще не раз видела ту нищенку.  К церковному двору она ходила  каждый день как на работу и у всех проходящих  умело выпрашивала подаяние. Но  при моем приближении   замолкала и ни разу больше не просила у меня  денег.

 Эпизод 2. Август.

 Возле подземного  перехода  у нас сложился импровизированный рынок, куда селяне привозят на продажу продукты. Иногда, проходя мимо, я посматриваю на ягоды, зелень или фрукты.

 Как-то раз  захотелось мне купить свежую зелень для салата. Старушка, стоящая по соседству с моим продавцом, не теряя  времени даром,  принялась  уговаривать:
- Доченька! Купи ягодки! Последние собрала! Больше уж не купишь! До того сладкие, тебе понравится! Покупай, доченька, не пожалеешь!
- Что это вы меня все доченькой называете!  Ну, какая же я Вам доченька! - оборачиваюсь я к ней. - Я ненамного младше Вас!  Вам сколько лет?
- Да уж семьдесят шесть! - говорит старушка, словно гордясь большими годами.
- Ну, вот! А мне шестьдесят шесть! Какая я Вам доченька! - смеюсь я.
И добавляю:
- Ягодки у Вас в самом деле хорошие. Желаю Вам их  успешно  продать  и ехать домой отдыхать.
Я разворачиваюсь и иду прочь.
- Храни тебя господь! - слышится  мне вслед.

 Эпизод 3. Сентябрь.

 В тот чудесный осенний день было  на редкость солнечно  и тепло.
Я долго гуляла, много фотографировала и, довольная,  возвращалась  домой,  полная впечатлений. По дороге  мне встретилась старенькая бабушка с клюшкой.  Неожиданно  она остановилась  и несколько мгновений  вопросительно смотрела  на меня.
- Что с Вами? - спрашиваю.
- Доченька! Я что-то заблудилась. Дом свой никак не найду, - растерянно произнесла  старушка.
- А Вы подумайте хорошенько, -  сочувствую  я ей. - Скорее всего, живете Вы где-то рядом.
- Не помню, куда идти. Вышла из дому, завернула за угол и...заблудилась.  Вот старость-то проклятая что делает!
- А сколько же Вам лет, бабулечка? - с улыбкой спрашиваю я.
- Ой! Старая я! Восемьдесят один уж скоро стукнет! - сокрушается  она.
- Ну, это немного! Всего-то восемьдесят один! - говорю я ласково. - У меня мама до девяносто пяти дожила. А в восемьдесят она еще была совсем бабочка.

- Ну, дай-то Бог долго жить! Только бы здоровье было, - говорит старушка. - Ой! Вспомнила! Вот сейчас за угол зайду, там будет магазин, а потом и мой двор!
-  Молодец, бабулечка! - одобрительно киваю я.

 Делаю несколько шагов и оборачиваюсь. Вижу, что бабушка уверенно семенит к магазину.
 Ну вот и славно.