Быть тренером... Часть 10

Оля Сома
*** Выбор есть всегда ***

Дни в клубе шли всё так же весело. В программу тренировок Сангер вносил новшества, которые постоянно мониторил где только придется - в книгах, на видеокассетах, в телепередачах. Нам всем очень повезло что он не выносил скуки и разнообразие занятий было делом обычным. Веселье на занятиях часто разрешалось естественно если оно было запланировано, а это тоже планировалось.

Иногда в клуб попадали новенькие. Речь не о тех кто приходил сам по объявлению, а такие которых привозил с собой тренер после очередной поездки в гости к своим друзьям из отделения милиции. Я знаю два таких случая... но о них не принято было говорить. Прошлое скрывалось и не обсуждалось. Этих детей вручали в приёмнике детского отделения милиции тренеру на поруки для перевоспитания. Они ежедневно должны были посещать его занятия и участвовать во всех делах клуба. Что они натворили, за что были задержаны, сколько их вообще было в клубе - знал только он. Делая шаг в зал они получали второй шанс на новую жизнь. И запрещено было спрашивать по какой причине они тут. Такой шанс давал им новую жизнь.

Тренер... прости... я расскажу.

Надеюсь ты помнишь, что я никогда не отличалась особым послушанием... с такой-то репутацией кому как не мне об этом рассказать. Обещаю, что имена названы не будут и под их описание подойдет добрая сотня из всех занимающихся. Не сердись. Еще раз прости...

После обеда когда группы собирались в зале, я как обычно пинала грушу, все услышали стук входной двери и его громкие шаги. Он был серьёзен и не говорил ни слова, мы сразу поняли что лучше не подходить с вопросами и лишь наблюдали. Рядом с собой за рукав куртки он вел девочку лет двенадцати. Она послушно шла опустив голову. Никто из нас её не знал, но все сразу поняли что происходит. Они закрылись в тренерской. Послышался его строгий голос и долгое молчание в ответ. Никто даже не думал сунуться туда... попасть "под горячую руку" на ровном месте... нет уж.

Я уступила начало занятия одному из старших, устроившись в общем строю. Переживать причин не было. Очередные разборки с трудным подростком. Мы были уверены, что всё закончится хорошо.

Всё занятие мы были предоставлены сами себе. Но это не мешало повторить задания прошлых тренировок. Без тренера конечно не так интересно и весело, но самостоятельность в нас уже была... и даже иногда дисциплина. К тому же сейчас все понимали, что он занят серьёзным делом и отвлекать его было неуместно. Сейчас там решается судьба подростка, такого же как мы. Сейчас у него очень важная задача - убедить её быть в нашей команде, поверить ему, посмотреть на мир другими глазами.

Занятие закончилось, они всё еще были там. Мы видели как тренер выходил куда-то и снова вернулся. И снова запер дверь. Переговоры затянулись. Мы со старшими переживали за них обоих. Что там происходит?

- Она совсем маленькая... что могла такого натворить?..

- Вряд ли драка... такая бы не полезла...

- Э, какая разница что было. Это нельзя обсуждать.

- Жалко если она не поверит ему. Что тогда с ней будет дальше...

- Он умеет убеждать, должна поверить.

- А вдруг испугается и больше не придет?.. Если снова попадет в историю, её уже не отдадут ему...

- Пожалуйста... пусть всё получится. Поверь ему.

Началось очередное занятие. И снова мы со старшими ребятами занимали группу. Ближе к концу тренировки вошел тренер. Один. Он сразу взял инициативу и как ни в чем не бывало продолжил занятие весело и активно. Ничто не выдавало его сложного дня. В такие моменты я думала что он железный. И точно знала что по его поведению нельзя предсказать результат его сегодняшнего разговора. Спокоен и невозмутим он показывал приемы, смеялся над ошибками, боролся со всеми в общей куче...

Перед закрытием клуба он впервые решил сам начать разговор делясь своими переживаниями.

- Представляешь, это запуганный голодный ребенок из многодетной семьи... она боится даже посмотреть на меня. Два часа пытался заговорить с ней, она молчала как партизан. Смог растормошить её на разговор ... не поверишь чем... обещал накормить её. И она заговорила.

- Ты выходил за едой?

- Да. Накормил... и потом еще раз бегал... за банкой сгущенки. Я пообещал ей каждый день покупать по банке сгущенки, если она согласиться заниматься здесь и больше не болтаться по улицам со своей компанией.

Я смотрела на него - уставшего, "переваривающего" сегодняшнюю ситуацию. Все его мысли были сейчас о ней. Как сделать так чтобы она не вернулась на улицу. Он сделал всё что мог... поверит ли она? Пугать еще больше её было просто недопустимо и он выкручивался как мог.

- А где сгущенка?

- Представляешь, она её выпила... всю банку сразу. Это какой голодной надо быть, чтобы так наброситься на сгущенку?...

Я понимала, что он уже осмыслил свой план действий по отношению к ней. Что нужно запуганному одинокому голодному ребенку? Никак не крики и наказания. Он будет бережно к ней относиться, кормить и помогать. И конечно приведет на занятия в группу. Она должна научиться быть сильной, не бояться, постоять за себя. И если она поверит ему и придет... то всё так и будет.
Мы оба не знали что она решит. Теперь всё зависело только от неё.

На следующий день она пришла на занятие. Маленькая, худенькая, испуганная, с большими голубыми  глазами. Она ни с кем не разговаривала, но послушно старалась повторять всё что просят. Я наблюдала как он замечая её старания тихонько улыбается. Он старался наблюдать за ней пока та не видит. А после занятия они снова закрылись в тренерской. Я уже знала зачем. Сгущенка. Ей было спокойнее съесть эту банку когда никто не видит и не может помешать. На тот момент она стеснялась всех кроме него. Но это уже был большой прорыв. Она ему доверилась. И он её не подведет.

День за днем она тихой мышкой занималась и так же тихо убегала в тренерскую после занятия за своей наградой. Вскоре начала общаться с девочками. У нее появились подруги. Шли месяцы, и она перестала быть такой стеснительной. Среди своих уже вела себя уверенно. Занималась хорошо, и результаты были отличными. Кто бы мог подумать, что согласится даже участвовать в боях на клубных соревнованиях.

Шло время. Все давно забыли как она появилась в клубе. Через несколько лет она уже выступала в команде со старшими ребятами, все наши её полюбили. Тренер гордился результатом своей работы. Как я его понимаю! Наверное это стоит больше всех богатств на свете - спасенная жизнь. Я горжусь им.

Нас было очень много. Все мы попали в клуб по-разному. Все со своими проблемами, и с такими разными характерами. Но он смог объединить нас всех, сумел найти "ключик" к каждому. Воспитывал как своих детей.
Если кому-то из нас было плохо, он не мог остаться в стороне. Он решал так много наших проблем!.. Он тратил на нас время, силы, деньги, нервы... он часто подставлял себя под удар чтобы защитить нас... Он прикрывал нас когда мы во что-то влипали, поручаясь за нас... Конечно после такого следовали серьёзные разборки и всегда прилетало хорошо... но мы понимали во что ввязались. И были благодарны ему за то что прикрыл. И чувствовали себя с ним как за каменной стеной. Клуб был нам вторым домом. Мы были все одной большой семьёй. Его нельзя было назвать просто спортивной секцией... нелепо.
Это было наше братство. Да, по духу и по сути так оно и было.

Вот еще одна история. Мне кажется после предыдущего рассказа она будет понятна и уместна.
Между друзьями и тренером я была как меж двух огней... они постоянно что-то придумывали. Я состояла в братстве и не могла их подставить или предать. Но с другой стороны, своими действиями они могли поставить под угрозу весь клуб. В то время я начала понимать основы стратегии... Лавируя между ними всеми надо было постоянно быть начеку и не влипать во что не нужно, если это будет противоречить правилам клуба. Ведь иначе пришлось бы выбирать на чьей я стороне - друзей или тренера.
Учиться конечно пришлось, но не без ошибок. Предвидеть все варианты развития событий порой невозможно, и во многих таких разборках я выбирала сторону... друзей. Скорее всего в силу возраста я выбирала именно братство. Мы были хорошей дружной командой. Предатели и трусы в наших рядах не задерживались. Зато те что оставались могли положиться друг на друга полностью.
В силу моего постоянного нахождения в клубе, постоянного общения с тренером, я научилась чувствовать особую ответственность за свою команду. Ведь только мне было позволено слушать их с Сэнсэем обсуждения наших похождений. И только я набиралась наглости (смелость была у всех, а вот наглости надо было набраться...) защищать их даже после разборок.

- У них не было выбора... За что ты нас так?..

Разговор был спокойным, все эмоции остались в верхнем зале. Я сидела на стуле рассматривая синяки на руках. Он лежал в своей любимой позе с двумя боксерскими лапами под головой. Полтора часа силовой вперемешку с приёмами вымотали нас и выжали как лимон. Это было жёстко...

- Выбор есть всегда.

- Но это был выбор между дракой и... погоней...

- Согласен, плохой выбор.

- Ты бы что выбрал?

- Не знаю... наверное то же что и они...

- Тогда за что ты нас так?..

- Лучше скажи каким боком ты сегодня оказалась наверху в зале?

- Я с ними. И за что мне досталось вообще не понимаю. Так не честно.

- Ты же сама только что сказала, что решила быть с ними.

- Но ты же знал что я не при чем. Это не справедливо.

- Справедливости нет. Есть только твой выбор.

- Прекрасно. Что-то новенькое. Значит в следующий раз мне не надеяться на твою справедливость?

- Не переворачивай.

- И этот человек меня воспитывает...

- Доча!.. не зли меня.

- Да больно надо... устала сегодня с тобой. Спать хочу.

- Знала бы ты как я с вами устал.

- Сам виноват.

Он поднял голову и удивленно посмотрел на меня.

- Сама виновата.

Вздохнув и поднявшись он оделся и отправился домой.
Я была рада остаться одна и уже почти заснула. Но... в окно настойчиво и громко постучали. Что там еще?
В темноте светилась довольная физиономия Джона. Братишка... Вздохнув пошла открывать двери.
Удивление было велико. на пороге клуба вместе с ним стояла целая толпа.

- Сестренка! Скорее впускай нас, у меня сегодня день рождения, мы пришли праздновать.

После этих слов он взял меня за плечи, поднял и переставил в сторону, открывая путь в клуб своим друзьям. Многих из которых я видела впервые.

- Что ты делаешь? С ума сошел??? Срочно уходите отсюда!

Но Джон судя по настроению начал праздновать еще днем и сейчас мало слушал меня. Ему было весело и друзья быстро разбежались по фойе клуба в ожидании когда им откроют комнату или кабинет...
Я стояла в тихом ужасе не понимая что делать дальше. Все они были старше меня, все с ... пивом или другими веселыми напитками... и обнимались не стесняясь никого...

- Джон, останови всё это! Он же мне голову оторвёт!

Но количество веселых градусов внутри него не давало оценить ситуацию трезво и он только повторял -

- Сестренка, всё будет хорошо! Ты только тренеру не говори...

Ситуация окончательно вышла из-под контроля, когда он отодвинул меня и взял ключ от верхнего зала. Обычно там проходили клубные дискотеки... и там судя по всему он планировал провести свою вечеринку.
Понимая что никак не могу на него повлиять начала злиться. Кричать было бесполезно, вокруг стоял такой шум, что любой крик воспринимался как попытку поговорить.

Я даже не пыталась представить что за это со мной сделает тренер когда узнает... А он точно узнает. Толпа незнакомых людей разносила его клуб... ночью... пьяные... Господи, помоги мне!..

И тут вспомнила, что тренер мне сказал еще час назад. Выбор есть всегда. И как обычно выбор в данной ситуации был очень... фиговый. Или через час он сам с проверкой придет и увидит всё это... или я сейчас ему позвоню и сама во всем признаюсь... тем самым сдам брата...

Если просчитать последствия, то - В первом случае велика вероятность что зал и фойе превратятся в подобие грязной помойки, тренер мне накатит за то что не сообщила, и еще за то что такое допустила. Во втором случае залы останутся менее грязными, тренер мне накатит за то что такое допустила и ... что сделает Джон узнав что я его предала?..
Выбор был действительно плох. Решать надо срочно, с каждой минутой всё становится хуже. Решила поступить как с задачками по физике - отбросить все одинаковые последствия, раз они все равно произойдут, то и выбора нет. В сухом остатке нужно выбрать между предательством брата и предательством тренера... Данная формулировка убила окончательно.
Подумав минуту решила, что сейчас Джон не отвечает за свои поступки и... по большому счету это он меня подставил. И даже не понимает насколько! Он поставил меня перед этим немыслимым выбором. И последствия будут однозначно. Чем дальше думала, тем больше злилась на него. Он знал правила клуба! За что он так со мной?!
Всё, точка невозврата пройдена. Решилась. Закрывшись в тренерской на ключ чтобы услышать хоть что-то в трубке телефона, набрала знакомый номер.

- Слушаю...

- Привет, пап...

- Что у тебя там гремит?

Со второго этажа слышно было музыку, гости устроили дискотеку... неужели даже за закрытой дверью в трубке слышно?..

- У меня тут проблема...

- Сейчас приеду. Никуда не уходи.

В дверь тренерской начали пинать ногами. Открыла. Джон требовал стаканы. Это уже перебор. Кипя от злости я вытолкнула его так что чуть не упал назад. Настроение его ничуть не ухудшилось... видимо уже наступила стадия когда море по колено.
Это был худший день из всех который я провела в клубе. Меня подставил человек которого я искренне считала братом. И такого... ужаса... уж точно никто до меня еще не устраивал в этом клубе. Мозг отказывался думать что со мной после всего этого сделают...

Через пятнадцать минут входная дверь громко открылась и хлопнула. По звуку понятно кто пришел. Увидев меня в центре фойе, вокруг толпу незнакомых, он за руку оттащил в тренерскую и запер на ключ. Что происходило дальше можно было только услышать. Секунд через двадцать выключилась музыка, шаги торопливо спешили к выходу. Их оказалось очень много. Веселые пьяные голоса покидали клуб. Еще через пятнадцать минут он открыл дверь и сказал мне -

- Одевайся.

Ни криков, ни объяснений... и это насторожило. Оделась.
Когда все вышли на улицу он запер входную дверь клуба, оставив меня на крыльце.

- Куда мне идти?

- Куда хочешь.

- Ты оставишь меня на улице одну ночью в чужом городе?

- Сама виновата.

Он сел в машину и уехал. Стихия людей давно ушла. Я стояла на крыльце в куртке и с рюкзаком на плечах. Полночь. Окраина чужого города. 1997 год. Временами мимо проходили компании нетрезвых парней. Я прижалась к стенке чтобы меня не заметили... Ближайший автобус на межгород через шесть часов. Автовокзал закрыт. Пойти некуда. Начал падать снег. Так красиво и холодно. Я сползла вниз прижавшись к стене и долго сидела в раздумьях. Хотелось спать и убить брата. Чего больше не понимала. Уж от кого, а от него совсем не ожидала такой подставы. И он еще на меня после этого обиделся, обвинил в том что сдала Сангеру... хотя прекрасно знал что тот приезжает с проверкой ночью. Что происходит? За этот последний час внезапно я потеряла всё - брата, тренера и... похоже что клуб. Фантастическое везение.

Подумалось что знаю адреса нескольких друзей. Если пойти и попроситься к ним переночевать, наверняка пустят. Но... за что так тренер со мной поступил? Нельзя так поступать с живыми людьми. Он мог утром меня выгнать... неужели совсем на меня наплевать, раз не раздумывая выкинул на улицу?.. А вот не уйду никуда. Буду мёрзнуть. А если прилипнет какая из компаний, еще и подерусь... или напьюсь с ними... но не уйду отсюда. Он меня наказал, буду тут стоять. За последствия пусть сам отвечает...

Прошло уже два часа, руки замерзли и даже в карманах их было уже не согреть. Я сидела в углу на крыльце клуба, дыша в ладошки. Спиной прижавшись к стене было не так холодно. Правда спать хотелось еще больше, а гуляющих мимо кричащих компаний меньше не становилось... До утра уже четыре часа. Зубы начали стучать от холода. Я злилась на ситуацию, уверенно оставаясь на месте.

Вдруг подъехала знакомая машина. Из неё вышел тренер, молча подошел, взял за рукав куртки и закинул к себе. Ехали молча. Так же крепко держа за рукав он повел меня вверх по лестницам. Мы пришли к нему домой. Никого не было. Я была рада возможности согреться. Сняв куртку он пошел ставить чайник. Когда после полу часа и двух чашек кипятка у меня перестали стучать зубы от холода, он наконец сказал -

- Рассказывай.

Не было смысла что-то скрывать... эмоции у меня уже перегорели, а вот у него еще нет. Поэтому решила говорить кратко и негромко.

- Джон пришел... Сказал что у него день рождения... и они будут праздновать в клубе...

После каждого предложения внимательно смотрела на его реакцию. Понимает ли он, что от меня там мало что зависело?.. Он молчал внимательно слушал.

- Не смогла его остановить, они зашли все сразу... меня никто не слушал... ничего не могла сделать... и решила позвонить тебе. Всё.

Он вздохнул.

- Зачем открыла дверь?

- Думала он один...

- И?... Я разрешал тебе кого-то впускать ночью? Или это не в первый раз?..

В данном случае молчание было единственным верным ходом.

- Понятно... значит уже не первый... Ты вообще понимаешь...

- Я понимаю!.. Больше чем ты думаешь. Я виновата. И сама в ужасе от того что произошло. И поэтому готова была стоять на улице до утра там где ты меня оставил.

- Ты знаешь почему мы сюда приехали?

- Нет

- Я больше не пущу тебя в клуб. Даже днем.

- За что?..

- Ты знаешь за что.

Мир рушился на глазах, мои тренировки, мои друзья, мои приключения... всё разрушилось одним махом. Мне показалось что сплю, а когда проснусь всего этого и не было... Но... надо принять то что случилось и спасать ситуацию. Как? Всё зависело только от него.

- Папа... прости меня... я...

Он молча встал и вышел на кухню. Минут двадцать его не было. Потом вернулся.

- В двух домах от клуба живет мой начальник. Если он узнает что творилось ночью, нас закроют. И все мы окажемся на улице.

- Ты так легко откажешься от меня?

- Да... Я откажусь от любого из вас кто поставит под угрозу клуб. Ты не исключение. Из-за одного не должны страдать все.

Он включил телевизор. Мы молча сидели делая вид что смотрим фильм. Было уже почти четыре часа утра.  Мне показалось, что эта история подошла к финалу. Решив попрощаться с ним по хорошему, чтобы хотя бы остаться друзьями, начала очень тихо -

- Спасибо тебе... За всё что сделал для меня... Ты стал для меня отцом... о моих чувствах к тебе сам знаешь... Ты научил меня многому. Я буду всю жизнь вспоминать эти счастливые сумасшедшие дни. Если ты так решил, бесполезно тебя просить... я всё понимаю. Только прости меня...

После паузы он достал из кармана тысячную купюру и положил на стол.

- Хорошо... я дам тебе выбор...

Рядом с купюрой он положил ремень.

- Это деньги. Можешь вызвать такси прямо сейчас. Поездка ночью до другого города примерно столько и стоит. Но ты больше никогда не вернешься. Можешь выбрать другое... и остаться. Но учти, я очень злой на тебя...

Как-то не везет мне сегодня с выбором. Денёк конечно... Взять деньги и уехать домой - самый безопасный выбор. Отказаться от всего... Это возможно? В моем мире нет. В конце концов... не убьёт же он меня....
И я осталась.

Джон конечно не был в курсе всего что произошло по его вине на самом деле. И с тех пор не разговаривает со мной, считая меня предателем. Братишка... знал бы ты... Какой ты глупый.

Но с того дня я запомнила одну вещь - никто и ничто не может быть для нашего тренера важнее чем его клуб.