Дела казачества

Ольга Суслова
 
История возникновения казачества на Дальнем Востоке занимает важную веху. Первым казачьим войскам Донскому и Кубанскому посвящено много литературы, которая отражала историю с начала XIX века, после ярких подвигов казаков в борьбе с Наполеоном. Но и древние летописи нам говорят, что казачество зародилось на Руси не позднее V века н.э., то есть до эпохи возникновения и расцвета Киевской Руси (Русского каганата).
 
              Казакам незнакома и чужда крепостная кабала, и хотя несли они нелёгкую службу «царю», зачастую оказываясь в самых трудных ситуациях вдали от родных станиц, но всегда вели независимый и свободный образ жизни. Но надо отдать должное казачеству в расширении и освоении земель Российского владения Сибири, Дальнего Востока, Арктики, Курил, Приамурья, Приморья  и Аляски.
Первые Российские казаки землепроходцы, они же и мореплаватели, открыли путь к Аляске через Сибирь и вдоль побережья Студёного моря (Северного Ледовитого океана). Освоив Сибирь и Аляску, казаки продвигались далее, даже до Мексики, осаждаясь казачьими общинами в Канаде, Калифорнии, Мексике.

Кто они – это Иван Москвитин, Василий Поярков, Семён Дежнёв,  Ерофей Хабаров, Владимир Атласов, Михаил Стадухин, Юрий Селивёрстов, Аркадий Адамов и многие другие.
Но вернёмся назад, в молодую Россию. «На Дону царя нет», - говорит старая казачья поговорка. С этим считался и Иван Грозный, и царь Пётр, ограничивший своё влияние на казаков лишь внедрением в казачью среду «царёва ока» - русских купцов, по сути выполнявших роль агентуры. 
Понимала это и Екатерина Вторая, своим особым указом запретившая селиться крестьянам в степях Дона и Яика (река Урал).

Видела исключительность этого явления и плеяда последних царей Российской империи, поскольку казачество в полной мере являлось оплотом царизма, гарантом его безопасности. От этого в основной массе русских складывалось негативное представление о казаках,  как о свирепых, жестоких жандармах. А ведь Россия многим была обязана казакам.

Жизненный уклад донского и кубанского казачества подчинялся Войсковому Кругу, на котором большинством избирался главный атаман, атаманы станиц и отдельных крупных поселений.
Такой подход к выдвижению лидеров  отличался от привычных традиций. Длительная оторванность казачьего Дона от центра русского управления избавила казачество от крепостничества, существовавшего в те времена.

Позже сформированных казаками войск (во второй половине XIX века), такой славы не досталось, их нелегкая судьба отразилась в литературе, посвященной освоению просторов Сибири и Дальнего Востока 
В течение последних 20-30 лет идет процесс возрождения казачества.  Перед нами встают люди в традиционной казачьей форме, в казакинах и шароварах, черкесках и папахах, и, конечно, вызывают противоречивые чувства. Всё это взывает к исторической памяти, к подвигам казаков в многочисленных войнах. И в тоже время, их облик заметно диссонирует с современной реальностью. 

Сможет ли возродиться казачество в его прежнем виде и качестве, с особым строем самоуправления сословными обязанностями и привилегиями? Нужен ли России казак в его старом качестве, как первопроходец и пограничник, как боец иррегулярных войск и усмиритель бунтов? Для этого надо заглянуть в прошлое.

Земли Дальнего Востока далеки для западного российского обывателя, но только этот край создаёт мощь и крепость державы, и многократно пополняет казну, и в этом казачество сыграло важную роль.