Поговорим о Грине...

Александр Прок Прокопенко
               


          Как-то в один из зимних вечеров, просматривая на просторах интернета  литературные новости, я увидел высказывания студентов  Литературного института им. Горького об Александре Грине  и решил провести дискуссию. Думаю,  потомкам будет интересно и полезно знать наши мысли и чувства, то, как мы сражались за «чудесное и вечное». В дискуссии приняли  участие известные замечательные поэты, писатели, барды Игорь  Кормановский, Сергей Матвиенко, Михаил Трегер, Алла Зиневич, Алина Серёгина, Анна Олонцева, Любовь Сердечная, прекрасные педагоги Надежда Весна, Ольга Апрельская, Лиза Булучевская, Дмитрий Ульянов. А также Андрей Василевский – редактор журнала «Новый мир» и преподаватель  упомянутых студентов  Литинститута и др.               

          Вот как мыслят студенты Литературного института им. Горького... будущие, так сказать, писатели...
 
 vkontakte.ru/id15846595 Вопрос от Натальи Левашовой  - Друзья мои, как вы считаете Александр Грин - хороший писатель?
vkontakte.ru/id217725 Эдвард Чесноков -  Сносит голову, когда читаешь в 14 лет. 
Наталья Женщина Змея Левашова -  а сейчас? мне про сейчас интересно, в 14 лет не считается)
 vkontakte.ru/id4614795 Евгений Завадский  В нем есть степень какого-то потрясающего занудства и упорства. Задрав штаны бежать за по волнам бегущей!
Наталья Женщина Змея Левашова  вот! вот!!!! хоть кто-то дал верный ответ!! браво))) я тоже так считаю))
 vkontakte.ru/id20061211 Юлия Скрылёва  Эд, +1. Думаю, долго теперь не возьму в руки Грина.
 vkontakte.ru/id14664595 Юрий Лунин  Хороший писатель
Наталья Женщина Змея Левашова  почему? аргументируй!
Наталья Женщина Змея Левашова  а по-моему- фуфловый он писатель
 vkontakte.ru/id1246942 Виктор "Арамис" Дыгало  Я лично согласен с Женей! Окончательный и бесповоротный зануда, который опасен тем, что, когда его читаешь, рискуешь вывихнуть одно из двух: мозговую извилину или челюстной аппарат..
 Наталья Женщина Змея Левашова  вот! и я тоже так считаю)) за-ну-да)))
 vkontakte.ru/id2454564Наталья Шахназарова А я думаю - недооценненный, - приходит в разное время - с разными настроениями - иногда зануда и прочее, а иногда волшебник (и хорошо вполне), а по образу - двоюродный брат Джека Лондона, О"Генри и Горького. Романтик, иногда страшны его вещи, безысходны, но все-таки нет - с просветом, и поэзией, надеждой и метафизикой. Грин - прежде - Грин, а уж потом писатель, это случай автора-книги, героя-автора, художника-персонажа. Он был еще и поэт. А вещи его классно в кино ставить, там они становятся интереснее. Как еще и Майн Рид - это подростковый автор, но все-таки с глубиной. Просто он слишком любил Мечту, и слишком много знал Страха человеческого, - потому и тексты его неоднозначны, и наша дискуссия возникла. Это писатель полутонов, полусмысла. А впрочем, как знать, как знать... :-)
 Наталья Женщина Змея Левашова  о! как тонко подмечено) но я его недооцениваю почему-то...эхъ, нелюбопытная я))
 vkontakte.ru/id37195022 Краснознаменная Дивизия_Имени_Моей Бабушки  он возрастной.
 vkontakte.ru/id21620036 Мария Undamaris Давтян  Романы я ни в отрочестве, ни сейчас не осилила, а психологические новеллы хавают мой мозг и вгоняют в депрессию...
 Наталья Женщина Змея Левашова  правильный ответ)) плюс 1)
 Григорий Андреевич Князев  Если человек, как я, ограничен кругом своих фантазий и просто сторонится реального мира - лучше Грина или Толкина не придумать. Грин даже более удобен. Там мечта всегда сбывается.
 Наталья Женщина Змея Левашова  но там же всё искусственное...но вообще, если так- то да.
 

Александр Прокопенко
 - Друзья, приглашаю вас высказать своё мнение!

Ольга Апрельская
По моему, это даже не вопрос.. как о таком можно спрашивать.. Грин - это Писатель!)
 
Надежда Весна
"Хорошо" или "плохо" - эти понятия весьма относительны...Все зависит от уровня развития читателя..Так, например, не думаю, что первоклассник оценит "Войну и мир" Л.Толстого..=)
Не буду говорить за всех...Но для меня Грин - потрясающий писатель..Я бы даже отнесла его к писателям-эзотерикам...Его произведения читаются на одном дыхании...Просто нужно вникать в каждое слово, фразу, предложение...Читать не только умом ,но и сердцем, душой...Так как именно союз души, ума и сердца, на мой взгляд, способны раскрыть смысл написанного...

Андрей Василевский
Я в юности довольно много прочел Грина, но только потому что я вообще много всего читал )))
В его языке есть что-то, для меня неприятное и отталкивающее. Почему-то.
А, как я сейчас понимаю, "Алые паруса" просто "вредная" книга )))

Надежда Весна
Извините, но не могу удержаться! "Алые паруса" - прекрасное произведение! И если бы все старались слушать голос своего сердца, верили в настоящую ЛЮБОВЬ,то, быть может, меньше было бы несчастных семей и разбитых сердец!

Андрей Василевский
"Алые паруса" (как и некоторые сказки Андерсена и многие другие популярные тексты) закладывают в юные умы "нереалистичные" модели поведения
.
Алла Зиневич
Реализм в том смысле, как я поняла из высказываний ув. тов. Василевского, есть зло, ибо он зашоривает. Он сужает пути.
Искусство лучшая часть жизни, и его правда есть чудо, волшебство, "и небываемое бывает".
Мне тут обидно не столько за Грина, сколько за Андерсена.
А какую, простите, модель поведения закладывает Данте?
А ведь это писатель №1. Среди всех вообще. И благодаря любви, ничему более - ибо сколько его современников были не менее, а то и более, образованы и политизированны, в веках же почему-то остался он.
Странно, что с таким редактором в "Новом мире" печатают тексты, которые и мне нравятся.
А в институт Горького я не верю: он  специализует, а как писал Блок, это вредно. Приводя, кстати, в пример Пушкина как универсального.

Сергей Матвеенко
Главное, что Грину наплевать на то, что мы о нем думаем! Он Грин и в 14 лет кому - то был необходим, зачем же теперь плевать в свое прошлое?
Наверняка математику скучно смотреть на таблицу умножения, но её значение от этого, не становится меньше.

Alina G;ne;
Грина  можно назвать каким угодно, и в любом случае окажешься правым. кому-то нравится,, кому-то нет,, другому может показаться скучным.
мне бы не хотелось быть банальной и повторяться,, но для меня Грин - целый мир, когда мне бывает одиноко/тоскливо/грустно я читаю Алые Паруса.
меня удивляет его сила духа. как он смог среди болезни и бедности создать лучшую книгу об исполнении желаний и непоколебимой вере.

Александра Синчук
мне больше нравится Грэм Грин-но и Александр-тоже неплохой писатель.

Евгений Гекслин
Как Вам сказать! Я художественную литературу не могу рассматривать профессионально. Грин для меня - в первую очередь художник, создавший удивительные миры, в которых выразил насущные проблемы человеческой души... являясь студентом журфака одной шаражки, мое мнение именно такое...
Грэма Грина - тоже обожаю)))) Но Александр Грин - это другой писатель)

Игорь Кормановский
По поводу дискуссии о Грине.
Трудно сказать что-то определенное, поскольку давно не перечитывал. После прочитанного захотелось перечитать. Может, действительно, это возрастной писатель, хотя сейчас я так не думаю.
Что касается снобизма современных литературоведов, то я этому давно не удивляюсь, им только дай волю пониспровергать признанные авторитеты. Довольно смешно читать про "нереалистичные модели поведения".
Одно могу сказать. На Грине в том числе, так сказать, воспитывалось целое поколение. И я бы сказал, неплохо воспитывалось. Это сейчас почему-то романтика стала никому не нужна, а господствуют "реалистичные модели поведения" с циничным и довольно потребительским отношением к жизни. Я по себе чувствую, что в какой-то мере и сам давно циник. И это очень жаль, хотя в душе, конечно, романтика все еще жива. И, наблюдая иногда проявления романтики в части современной молодежи, только радуюсь.
Грином я зачитывался в детстве и юности. Особенно мне нравился рассказ: "Жизнь Гнора".
Его почему-то мало кто знает, а тогда на меня произвел бешеное впечатление.
И, как кто-то из выступающих заметил, я тоже ставил Грина в один ряд с Джеком Лондоном и О' Генри. Можно сказать, это были три моих самых любимых писателя в юности. Еще Сабатини со своей эпопеей про капитана Блада. Помнится, готовясь к экзаменам в институте, я читал либо Грина, либо Сабатини, а чтоб родители не увидели, клал сверху конспект лекций.
Так что Грина я всегда любил, а вот перечитать бы надо, конечно.
"Ребята, надо верить в чудеса!.."
(Кстати, специально спрашивал у дочери - эту песню до сих пор поют дети в лагерях и не считают ее устаревшей)

Лиза Булучевская
А мне кажется, что понимание А.Грина приходит не с определённым возрастом, а со способностью человека сопереживать и чувствовать. А ещё с верой в сказку, в чудо. И для меня он - своего рода волшебник, сочинивший и написавший для нас много прекрасных сказок, которые настолько реалистичны и тонки, что каждый может узнать в них себя, если научится ощущать и жить в гармонии с собой и в любви к окружающим.

Митя Ульянов
Андрей, "реалистичных" моделей поведения не бывает. Сколько людей, столько и "моделей", и каждый выбирает свою реальность. И "каждому воздается по вере его".

Андрей Василевский
а "нереалистичные" бывают )))

Павел Пушкарёв
Типичный романтик. Нормальный язык, ничего отталкивающего. Всякие современные титулованные писатели с ним рядом не стоят.

Александр Прокопенко
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит....

Друзья! Картина, которую мы видим в дискуссии - не нова, достаточно вспомнить борьбу с Корнеем Чуковским:
"Тов. Разин \рук. работник ГИЗа\ заявил, что основной опасностью нашей детской литературы является чуковщина""Мы должны взять под ОБСТРЕЛ Чуковского и его группу" "Мы призываем к борьбе с чуковщиной" - " Мойдодыр" развивает суеверие и страх, Муха-цокотуха - восхваливает кулацкое накопление, а Тараканище и Крокодил - дают неправильное представление о мире животных и насекомых!
"Стыдно, т. Чуковский, забивать головы наших ребят всякими путаницами, вроде того, что на деревьях растут башмаки. С возмущением прочитали мы в вашей книжонке фантастические строки: «Мыши кошку изловили, в мышеловку посадили.» Зачем вы извращаете реальные факты? Детям нужны общеполезные сведения, а не фантастика насчёт белых медведей, которые будто бы кричат кукареку."
         Корней Иванович в книге "От двух до пяти" ответил:
    "Трезвым, осторожным рутинёрам принадлежит настоящее, а тем, кто фантазирует - будущее. . Почему же педологи наши сделали слово "фантазия" ругательным? Во имя реализма? Но реализмы бывают различные. Бывает реализм Бэкона, Гоголя, Менделеева, Репина, а бывает тупорылый и душный реализм лабазника, реализм самоваров, тараканов и гривенников... Бояться же, что какая-нибудь сказочка сделает их (детей А.П.) романтиками, непригодными к практической жизни, могли только те канцелярские выдумщики, которые, с утра до ночи заседая в комиссиях, никогда не видели живого ребёнка"...
     "Ибо так уж устроен ребёнок, что в первые годы его бытия мы можем насаждать в его душе реализм не только путём ознакомления с окружающим миром, но чаще и успешнее всего при посредстве фантастики""
        А теперь перейдём к Александру Грину:
     "Выдуманная писателем не существовавшая на географических картах Страна Гринландия, внешне реалистическая и художественно совершенная, также пронизывающая почти все главные произведения фантастика и общая романтическая недосказанность, - позволяют считать Грина одним из основоположников современной фантастической литературы... недооценённым при жизни..." - А. Бритиков
     "Нет ни чистой, ни смешанной фантастики. Писатель должен пользоваться необыкновенным только для того, чтобы привлечь внимание и начать разговор о самом обычном." -А.Грин.
     "Когда дни начинают пылиться и краски блекнуть, я беру Грина. Я раскрываю его на любой странице. Так весной протирают окна в доме. Всё становится светлым, ярким, всё снова таинственно волнует, как в детстве", Д.Гранин
     "Это писатель замечательный, молодеющий с годами. Его будут читать многие поколения после нас, и всегда его страницы будут дышать на читателя свежестью такой же, как дышат сказки," М. Шагинян.

Александр Прокопенко
       Так мы можем скатиться к бессмысленному спору  романтиков и реалистов, и это ни к чему не приведёт. Не лучше ли поговорить о разумном неразрывном /романтическом и реалистическом - на то у нас у каждого два полушария\ восприятии мира - и только так смотреть на творчество А.Грина
     "Мир, в котором живут герои Грина, может показаться нереальным только человеку нищему духом. Тот, кто испытал лёгкое головокружение от первого же глотка солёного и тёплого воздуха морских побережий, сразу почувствует подлинность гриновского пейзажа, широкое дыхание гриновских стран... Рассказы Грина вызывают в людях желание разнообразной жизни, полной риска, смелости и "чувства высокого"... К.Паустовский
       И вернемся к К.Чуковскому:
   "Бесполезную книжку К.Чуковского о Мухе можно смело сжечь, ИСТОРИЯ от этого не потеряет".- А.Колпаков, кандидат исторических наук.
      "Но прошли годы  и все эти мракобесы исчезли \???- А.П.\ В газетах, в журналах все чаще стали появляться статьи, восхваляющие великое воспитательное значение сказок," К.Чуковский
       "Дорогой наш Корней Иванович!
    Мы прекрасно понимаем, как муха-цокотуха обвенчалась с удалым комаром. Это доходит до нашего сознания. Но мы никак не можем понять, как этот А.КОЛПАКОВ получил степень кандидата исторических наук". \из письма читателей\.

Иван Радион
Грин пока доступен для чтения. Кому-то нравится, кому-то нет. Спорить о вкусах -  бессмысленное дело.

Катерина Киселёва
Я честно говоря вообще не понимаю, где у Грина сказка -  то? Алые паруса о том, что чудеса творятся руками человека, т.е. Грея в данном случае!!!! Это его геройство, не фентези и не фантастика.

Надежда Весна
Полностью согласна! =) Это быль, которую может осуществить каждый поистине ЛЮБЯЩИЙ человек..(осуществить мечту о прекрасном любимой души)
Слова Грэя:" Но вы, как большинство, слушаете голоса всех нехитрых истин сквозь толстое стекло жизни; они кричат, но вы не услышите. Я делаю то, что существует, как старинное представление о прекрасном- несбыточном, и что ,по существу, так же сбыточно  и, возможно, как загородная прогулка..."

Лиза Булучевская
Согласна с Александром. Думаю, в случае с А. Грином нельзя (да и не нужно) определять его произведения как чисто романтические/реалистические. Его уникальность - в неразрывной связи этих понятий. Там, где у людей повседневные заботы, у главных героев Грина - сказка жизни, они ею живут и дышат. И наоборот: в каждой из этих сказок - абсолютная правда. И читатель чувствует это, начинает верить в возможность осуществления чуда и в его жизни.
Катерина Киселёва, да, Вы правы, но я думаю, Грин и понимал "сказку" как нечто, что может сделать каждый (или почти каждый) человек. "Алые паруса" - уже потому сказка, что поступок Грея - редкость в понимании людей, окружавших Ассоль (и уж точно не геройство, а желание сделать другому человеку чудо). Я бы не стала отождествлять понятия "сказка, фэнтези, фантастика". Потому что сказка - это просто чудо жизни, а не действие неких высших сил.

Митя Ульянов
Да, Андрей, бывают) Они-то как раз и заставляют "делать чудеса своими руками"))

Митя Ульянов
Вот-вот, Катя, именно)) Ну взял Грэй, сшил алые паруса вместо белых. Сделал чудо для любимого человечка))) Ну кто из нас этого не может? Ведь все могут. И делают.
Андрей, разве Вы для своей девушки ничего такого волшебного никогда не делали? Ну вспомните. Наверняка делали. И что же такого нереального в сказках Грина? Он тем и хорош, что людям доходчиво объясняет: "Ребята, надо верить в чудеса.... потому что вы их можете делать. Вы их делаете, и даже не замечаете, что это чудо!"))
Где же крамола-то??? )))

Алина Серёгина
Господа! прежде чем что-либо критиковать, неплохо бы представлять из себя что-нибудь... вот когда господа "будущие писатели" напишут рассказ, название которого на долгие годы войдёт в историю народа как крылатое выражение, тогда может они и смогут что-то сказать.
у нормальных интеллектуальных людей- даже далёких от литературы-писатели могут делиться на близких по духу и всех остальных, а "плохими" и "хорошими" бывают куличики в детском садике.
не так давно мне выпала честь столкнуться с преподавателями Литературного института имени Горького. из данной заметки вижу, что некоторые студенты им под стать.
простите за резкость. ненавижу пафос, основанный на глупости и непрофессионализме.

Андрей Василевский
пожалуйста, перечитайте повесть и подумайте над тем, какое место занимает в сюжете НАСЛЕДСТВО Грэя )))))))

Андрей Василевский
дорогие студенты, учитесь читать книги и видеть, что в них НА САМОМ ДЕЛЕ написано )))
неужели вы не видите, что источником "чуда" является БОГАТСТВО родителей Грэя )))))))
терпеть и ждать, пока не придет прынц с большими деньгами и устроит вашу жызнь ))))))))))))))))))))

Катерина Гаврилова
я, возможно, юная, неопытная и т. д. , но Вы очень материалистично к этому относитесь. Если бы у Грэя не было богатых родителей - повесть просто бы немного растянулась, рассказывая, каким образом он нашел деньги. Но это личное мнение.

Александр Колоев
Процитирую известного публициста А.Никонова:
"сколько семейных судеб исковеркали это проклятые алые паруса Грина! Эта долбанная Ассоль !"

Надежда Весна
О, как же больно слышать такие оскорбления по поводу книги!!! Видимо, многие современные мужчины такими своими высказываниями прикрываются от творения чудес СВОИМИ РУКАМИ...Зачем пытаться осуществить мечту любимой души, сделать ее счастливой! Для этого нужно расшевелить свою душу, подумать, встать с дивана ...А так не хочется...
Зачем  творить,  ведь также легче, правда, мужчины? =((((((((((((((((

Александр Прокопенко
          Тов. преподаватели! Кто вас так научил читать???
     Источники чуда в "Алых парусах":
    "Грей несколько раз приходил смотреть эту картину. Она стала для него тем нужным словом в беседе души с жизнью, без которого трудно понять себя. В маленьком мальчике постепенно укладывалось огромное море".
    "Понемногу он потерял всё,  кроме главного - своей странной летящей души"
Вспоминается Р.Бах "Чайка по имени  Джонатан Ливингстон"
    "Опасность, риск, власть природы, свет далёкой страны, чудесная неизвестность, мелькающая любовь, цветущая свиданием и разлукой; увлекательное кипение встреч, лиц, событий; безмерное разнообразие жизни,
     Чудо оказалось возможным и потому, что Ассоль - это "живое стихотворение, со всеми чудесами его созвучий и образов, с тайной соседства слов, во всей взаимности их теней и света, падающих от одного на другое..."
    "..наше начало - моё и Ассоль- останется нам навсегда в алом отблеске парусов, СОЗДАННЫХ ГЛУБИНОЙ СЕРДЦА, знающего что такое ЛЮБОВЬ./ Грей\
      Тов. преподаватели! Неужели и это станете отрицать, что " очень немногие писатели так чисто, бережно и взволнованно писали о женщине, как это делал Грин" \К.Паустовский\
     Алые паруса - это символ отношения Грея к женщине, это душа Грея.И наследство тут не причём. Алые паруса могут заменить улыбка, цветы, стих - были бы они только так же искренни, как алые паруса...
     Тов. мужчины! Пока мы не вознесём женщину в своих сердцах на достойную её высоту - она не будет счастлива, и не будем счастливы мы сами...
     Ведь если бы были такие деньги у Меннерса, он что тоже бы смог сотворить алые паруса? " На грязном полу лежал солнечный переплёт окна"
     Так что пока вы правы, тов. преподаватель.... Сколько их не терпит уже с десятилетнего возраста.... не ждут настоящую любовь, не готовят себя к ней, - а с кем попало, и как попало....
     А ведь спроси у них, что бы они выбрали - деньги или счастье....
     Что касается высказывания А. Колоева – прочтите, если хотите, на его странице вк его тварения и всё станет ясно...

Лиза Булучевская
Жаль тех людей, которые только в деньгах видят человеческое счастье. По-вашему выходит, что чудо, сотворённое Греем, заключалось лишь в том, что он смог купить алую ткань и сшить паруса!! Подумайте, о чём вы пишите!
Андрей , думаю, дело далеко не в ожидании "принца с большими деньгами". Простите, но у вас несколько приземлённое восприятие этой истории. Ассоль ждала не богатства, она была счастлива и в бедности, а такому человеку горы золота не нужны, он богат духовно. Ей необходимо была осуществление предсказанного чуда.

Андрей Василевский
Лиза, перечтите текст Грина - то, что там НАПИСАНО )
каким образом Грей стал владельцем корабля?

Андрей Василевский
Александр, пожалуйста, перечтите текст Грина - то, что там НАПИСАНО
и вы увидите, КАКУЮ роль играют родительские деньги во всей этой истории )))

Андрей Василевский
мы спорим не о "вкусах", не о "мнениях")
проблема в том, что студенты Лита не умеют ЧИТАТЬ ТЕКСТ И ДУМАТЬ ))))

Андрей Василевский
если бы у родителей не было денег, он не стал бы владельцем судна и не встретил бы А-ль

Лиза Булучевская
Конечно, вы правы. Но разве это главное? Ведь даже будучи с огромным состоянием Грей мог бы не ЗАХОТЕТЬ совершить чудо. Главное - то ,что он оказался способен использовать своё богатство ради блага другого человека. (какая современная проблема, заметьте, как многие сейчас на это не способны!!).

Юлия Скрылёва
Грин у многих ассоциируется, прежде всего, с "Алыми парусами", а, между тем это не единственная книга, которую он написал=) Пожалуй, соглашусь с мнением, что Грин - возрастной писатель. Возрастной и, может быть, предназначенный для определенной группы читателей, причем читательская аудитория Грина, на мой взгляд, отличается несколько инфантильным отношением к жизни. Я сейчас говорю о своем знакомстве с Грином: лет в 15 от "Парусов" сносило крышу, а потом повзрослела, перечитала повнимательнее... и вся романтика ушла. Ничего Грей не почувствовал, он просто подслушал разговор - и пошил алые паруса. И девушка ему как-то быстро понравилась: никакой особенной глубины, простое стечение обстоятельств, случайность. Чудо, говорите? По-детски как-то. Мне безумно нравится Ассоль, я себя долго с ней ассоциировала - но к черту эти ассоциации. Для меня "Паруса" остались любимой книгой там, в 15-летнем (у меня есть такие книги, вот Асадов, например - любимые стихи в 15 лет, но сейчас не могу я их...) Восприятие нужно романтически-идеализированное, а когда книгу иначе читаешь, чудо пропадает и всему находятся объяснение. И Грин представляется отшельником, изгнанником, каким-то страдающим и безнадежно уходящим, или нет, исчезающим, как исчезает перрон, когда смотришь из окна поезда.

Лиза Булучевская
Вот поэтому и говорят, что важно остаться ребёнком, выйдя из детского возраста) Восприятие не искажается. Ребёнок всегда чувствует правду.

Юрий Лунин
Андрей Витальевич прав про деньги: Грею они помогли. В то же время нельзя сказать, что это повесть о деньгах. Так можно было бы сказать, если б чувствовалась авторская установка на это. Можно с уверенностью утверждать, что некоторые произведения Бальзака или Фицджеральда вплотную связаны с деньгами. Ещё можно сказать, к примеру, что сбывшееся "чудо" супружеской пары Ростовой и Безухова не состоялось бы, будь кто-нибудь из них голью перекатной, а не богатым дворянином. Но нельзя сказать, что роман Толстого - о деньгах. Он не минует тему денег - потому как реалистичен. Но он не посвящён деньгам, не с мыслью об одних деньгах написан.
А свои деньги Грей мог употребить иначе, не на девушку-беднячку. Но он употребил их на то, чтоб исполнить её мечту. Его идеалистический выбор в данном случае важнее (и для Грина, и должен быть для читателя), чем финансовые возможности принца.
Теория же особой "вредности" Грина как замкнутого, не прорывающегося в реальную жизнь фантаста, я думаю, неверна. Не хочу обидеть любителей Толкиена, но вот Толкиен-то, на мой взгляд, как раз пример такой фантастики. Когда я, после детства, пробовал перечитывать его, меня не оставляло чувство, что я трачу время напрасно на переживания несуществующих эльфов и хоббитов в несуществующих краях, а рядом течёт жизнь с реальными страданиями и реальной красотой. Это именно замкнутая фантастика. Мир Гофмана, например, тоже зачастую имеет неземную какую-то географию. Однако он призван одухотворить нашу настоящую (!) жизнь, а не уводить от неё в область вымысла. То же, по-моему, и у Грина. Он пишет, по сути, о реальном мире, только смещает некоторые его элементы, чтобы читатель посмотрел на этот мир с удивлением.
Если строить параллель с живописью, то был, знаете, такой художник - Богаевский. Тоже приморский человек, тоже картины отдают нездешним, но получается это не за счёт троллей, орков, гоблинов и прочей требухи, а за счёт идеалистического взгляда на море, на корабли, на облака.
П.С. Ещё стоит сказать спасибо Грину за то, что его рассказ послужил почвой для отличного фильма "Господин оформитель". Это уже частность, но всё-таки.

Анна Олонцева
Ну надо же, сколько мнений! Грин хорош уже тем, что не оставляет людей равнодушными.
Можно свое мнение?
Со школьных лет Грин - любимый писатель. Любимый – потому, что сколько ни читай, всегда отыщешь что-то "непрочитанное" в знакомых произведениях. Его рассказы как загадка. Слушаешь внимательно и думаешь - тебе откроется ответ. Нет - загадка так и останется непонятным набором слов и образов.
"Алые паруса"... Когда я читала их в далеком детстве, они казались волшебной сказкой об идеальной любви. Перечитав пару месяцев назад, нашла, что это Любовь, созданная своими руками. Ассоль такая, какой должна быть девушка: ждущая, свежая, с глазами, в которых все лучшее человека. Он - решительный и готовый сделать невозможное. И Любовь этих двух основывается на том Хорошем, что видят они друг у друга внутри, а не снаружи.
"если бы у родителей не было денег, он не стал бы владельцем судна и встретил бы А-ль" - так это ж сколько "если бы" можно придумать?!! А я полагаю, что "если бы у родителей не было денег", Грэй унаследовал бы "Ансельма" от капитана Гопа и все равно встретил бы Ассоль! =)
Сегодня возвращалась из одной грустной поездки. Взяла с собой Грина. И снова начинаю верить в Лучшее, Доброе, Светлое.

Алла Зиневич
"А свои деньги Грей мог употребить иначе, не на девушку-беднячку."
Вот и я так думаю. Пропить бы мог.
А еще не бывает вредных писателей, бывают читатели, не умеющие мыслить самостоятельно!
А еще мне нравится мнение Анны Олонцевой.
Богаевский - друг Волошина. Волошин тоже был мечтатель (и кстати не богатый, но очень-очень деятельный), но он сделал из Коктебеля культурный центр :)))

Любовь Сердечная
Без Грина мой мир был бы другим... Я рада, что Грин есть. Что есть его книги. И всегда будут.

Алина Серёгина
Андрей Василевсий,если бы у вас были деньги, как у Грея, уверена на 100 процентов, вы бы купили себе алый, к примеру, кайен, и поехали бы кадрить недалёких доступных моделек. не прикасайтесь к тому, чего не можете понять. вам не под силу этого испачкать, руки коротки, но себя-то хоть не позорьте...

Любовь Сердечная
          Алый Парус

Ты помнишь, в детстве удавалось,
Забыв про сон, забыв про боль,
Читать, как ждет Ассоль свой парус,
Как ищет Грэй свою Ассоль.

И не однажды показалось,
Что я играю эту роль,
Что я Ассоль и жду свой парус,
Что ищет Грэй меня, Ассоль.

А если руки опускались,
Себе твердила, как пароль:
«Ведь ждет Ассоль свой алый парус,
Ведь ищет Грэй свою Ассоль!»

Мечта жива! Забудь усталость,
Не снег скрипит – морская соль!
И ждет Ассоль свой алый парус,
И ищет Грэй свою Ассоль!!!

Неважно, сколько нам осталось,
Мы любим, в этом жизни соль,
И будет ждать Ассоль свой парус,
А Грэй искать свою Ассоль!!!

Андрей Василевский
в том то и штука, что это такой особенный идеалистический выбор, который нуждается в финансовом обеспечении )

Андрей Василевский
"А я полагаю, что "если бы у родителей не было денег", Грэй унаследовал бы "Ансельма" от капитана Гопа и все равно встретил бы Ассоль! =)"
перечтите повесть ) Грэй вообще (случайно) пересекся с Ассоль только потому, что будучи капитаном-=собственником корабля мог по своей прихоти приказать остановить судно, чтобы немного порыбачить или просто развеяться

Андрей Василевский
как вы еще юны )

Андрей Василевский
"Ребёнок всегда чувствует правду".
это бессодержательная фраза
подумайте над этим)

Лиза Булучевская
А как же "Устами младенца глаголет истина"? )

Анна Олонцева
Андрей, а вам не кажется, что все в этом мире далеко не случайно? И все, что кажется удивительным стечением обстоятельств, на самом деле так и должно было быть?
Ну и пусть не встретились бы они тогда там. Встретились бы в другое время в другом месте! =)
+ "Все, что изменяет нашу жизнь, — не случайность. Оно в нас самих и ждет лишь внешнего повода для выражения действием" (А.Грин).

Андрей Василевский
мы говорим о повести Грина - конкретном тексте, таком, КАКОЙ ОН ЕСТЬ

Андрей Василевский
: много ли вы, Лиза, встречали в своей жизни младенцев, чьими устами... и т.д. )))))))

Анна Олонцева
Вы призываете говорить о том, что конкретно написано в тексте. Но сами ведь находите слишком быструю причинно-следственную связь, опуская ТЕКСТ, который находится между упоминанием о БОГАТСТВЕ РОДИТЕЛЕЙ и воплощенным ЧУДОМ.
И еще. Совершенно не согласна с тем, что источником чуда является богатство. В конкретном тексте богатство - средство. Источник чуда - душа Грэя: пусть еще не любовь, но симпатия, сочувствие, задор.

Лиза Булучевская
Да, встречала, и не раз.
Это относится прежде всего к детям, которые ещё не начали мыслить в пределах денежных отношений)) Простите мне столь грубое выражение.

Андрей Василевский
"Грэй пробыл в замке семь дней; на восьмой день, взяв крупную сумму денег, он вернулся в Дубельт и сказал капитану Гопу:..."
"– Две? – сказал хозяин, судорожно подскакивая, как пружинный. – Тысячи? Метров? Прошу вас сесть, капитан. Не желаете ли взглянуть, капитан, образцы новых материй? Как вам будет угодно. Вот спички, вот прекрасный табак; прошу вас. Две тысячи… две тысячи по. – Он сказал цену, имеющую такое же отношение к настоящей, как клятва к простому «да», но Грэй был доволен, так как не хотел ни в чем торговаться. (...) Когда он наконец весь изошел восторгом, Грэй договорился с ним о доставке, взяв на свой счет издержки, уплатил по счету и ушел, провожаемый хозяином с почестями китайского короля".
"Следует заметить, что Грэй в течение нескольких лет плавал с одним составом команды. Вначале капитан удивлял матросов капризами неожиданных рейсов, остановок – иногда месячных – в самых неторговых и безлюдных местах, но постепенно они прониклись «грэизмом» Грэя. Он часто плавал с одним балластом, отказываясь брать выгодный фрахт только потому, что не нравился ему предложенный груз. Никто не мог уговорить его везти мыло, гвозди, части машин и другое, что мрачно молчит в трюмах, вызывая безжизненные представления скучной необходимости. Но он охотно грузил фрукты, фарфор, животных, пряности, чай, табак, кофе, шелк, ценные породы деревьев: черное, сандал, пальму. Все это отвечало аристократизму его воображения, создавая живописную атмосферу; не удивительно, что команда «Секрета», воспитанная, таким образом, в духе своеобразности, посматривала несколько свысока на все иные суда, окутанные дымом плоской наживы".

* то есть это такой идеализм, который может существовать/осуществляться только на прочном финансовом основании (в данном случае - родительских деньгах)

Андрей Василевский
это какой возраст вы имеете в виду?)

Анна Олонцева
Согласна, что "идеализм может существовать только на прочном финансовом основании" (даже воздушный шарик денег стоит). =)
А знаете... рассказы на то и рассказы, чтобы смотреть дальше и верить, искать логическое продолжение. По всему тексту разбросаны детали, собрав которые, мы можем быть уверены, что и без родительских денег Грэй заработал бы на корабль... Главное, что "идеализм" заложен в герое. А есть он, будет найдено и "финансовое основание". Не одно, так другое.
Спорить больше не буду. Все равно каждый останется при своем мнении.

Андрей Василевский
я не сказал - любой идеализм таков; но идеализм Грэя - он именно такой )
"и без родительских денег Грэй заработал бы на корабль..."
это слова "ребенка"))) с детьми действительно не спорят
извините)

Лиза Булучевская
Андрей, я знала, что вы спросите, вы так любите всё сводить к конкретным цифрам..Перечитайте Библию и просто попытайтесь почувствовать, что имел в виду Христос. Всё. Эту скользкую тему больше предлагаю не затрагивать, чтобы друг друга не оскорбить.
Ребёнок в целом- это, по-моему, определённое состояние души, но не инфантильность, а способность удивляться и открытость всему новому.

Андрей Василевский
а еще "Ассоль и НЛП" - богатая тема )))

Александр Прокопенко
    Андрей!
К сожалению, вы не поняли тему дискуссии.. она о Грине, о великой стране Гринландия, а не о деньгах...
Альпинистов часто спрашивают- зачем вы ходите в горы, сколько вам за это платят? Отвечаем - рубль за метр... чтоб отстали..
Грин верил, что когда-то люди будут летать и денег на это не потребуется
О "Блистающем мире" сказал: Это вовсе не человек летает, это парение духа". Для нашего общества, напоминающего болото, это должно быть очень актуально..
Сейчас режиссёр Александр Стеколенко снимает четырёхсерийный фильм "Правдивая история об Алых парусах"??? Вот его слова:
- Где вы увидите сейчас алые паруса и Грея? Ассоль тем более. Она - потенциальная жительница психиатрической больницы. Сейчас такой бы точно вызвали санитаров..."
     Всё это называется "новым прочтением Грина", а по-моему - это просто СОН РАЗУМА.
Жаль, что за бортом дискуссии остались летающий Друд, мужественный Давенант и отважный Битт-Бой,смелая Дэзи и верный Санди и ещё много героев из чудесной страны Гринландия...

Андрей Василевский
извините, что испортил вам дискуссию )
до свиданья

Александр Прокопенко
Если бы вы, Андрей, только эту дискуссию испортили...
И, дай Бог, прощайте!

Александр Прокопенко
Закончить мне бы хотелось словами чудесного питербургского барда, прекрасного и светлого человека Михаила Трегера, приславшего мне сообщение:

         Хочу сказать по поводу выражения Андрея Василевского « как я сейчас понимаю, "Алые паруса" просто "вредная" книга )))"
Это - прямая цитата из Советской Энциклопедии 1949 года. И оттуда же - "уход от реализма", воспевание героя-одиночки" и т.д.
Не угодил Грин соцреализму. Как видно, "капреализму" - тоже не угодил. И беда не в том, что несколько студентов Литинститута (а это - не синоним литератора) вздумали обхаять Грина, решив, что смогут тем самым уничтожить явление. Беда - в безапелляционности, с которой они это делают. "Мне не нравится - значит барахло". И даже это - ерунда. Серость не выбирает, куда селиться - может и в литинститутовцев. А вот когда некто из окружения питерских поэтов спросил меня - а что у Вас за странные географические названия в песне? (Имеется в виду "Посвящение молодежи сороковых" - "Мы знали, в какой стороне - Зурбаган, в какой стороне - Гель-Гью"). Это действительно - БЕДА.
          Саша, я очень рад, что Вас не оставляет равнодушным судьба Грина. Пусть нас утешает то, что "собака лает - караван идет".
Время нынче жесткое и жестокое, на первый взгляд - не до романтики. Но времена приходят и уходят.
Жму руку.

                СПАСИБО, ДРУЗЬЯ, МЫ ОТСТОЯЛИ ГРИНЛАНДИЮ!!!