11 Сталинград. 62А. Мрачный сентябрь, ч. 1

Александр Сергеевич Трофимов
1     «Выход 24-й танковой дивизии противника (1 сентября) в район разъезда Басаргино обеспечил свободу действий 51-му армейскому корпусу, наступавшему на правом фланге 6-й немецкой армии вдоль железной дороги Калач — Сталинград.
Вместе с тем этот выход создал угрозу тылу 62-й армии и возможность прорыва танков на Сталинград. Положение осложнялось еще и тем, что некоторые соединения 62-й и 64-й армий (131-я, 112-я. 157-я стрелковые дивизии, 66-я морская стрелковая бригада, Военное училище им. Орджоникидзе) опаздывали с отходом на средний оборонительный обвод, а 38-я и 29-я стрелковые дивизии потеряли значительную часть артиллерии». - К. К. Рокоссовский

С вечера возобновилась жестокая бомбардировка города с целью психологического воздействия на население. На следующий вечер она продолжилась.
Из 64-й А: прибыла 38-я мсб Бурмакова, она считалась коренной сталинградской; вслед за ней 6-я тбр, 133 тяжелая тбр и др. А из 57-й армии 244-я сд Г.А.Афанасьева. И новая полнокровная — 42-я осбр, под командованием М.С.Батракова, бригада сибиряков,   пополненная краснофлотцами с  Беломорской флотилии; и курсанты.

2     В русле Царицы у хутора Яблоневка соединились флангами армии Гота  и Паулюса.   И захватили станцию Воропоново, по ж/д на Калач (по другой инфо несколько позже).  Это в  10 - 12 километрах от Сталинграда.

    В состав войск Сталинградского фронта включена 16-ая воздушная армия Руденко. Ещё здесь частично оставались и самолёты 8-й ВА Хрюкина.    
Но немцы господствовали в воздухе до ноября – декабря. В ноябре в связи с действиями союзников часть самолётов они отправили в Африку.
Остатки 62-й и 64-й армий отошли..., потеряв значительную часть тяжёлой техники (А.Панин).

3      Армия оставила  укрепления на Россошке (около 50 км до Волги).  На южном фланге немцы ударили в стык 62-й и 64-й армий в направлении Воропоново – Купоросное; руководство фронтом перебиралось на лев. берег; главным военным в городе стал Сараев. (Бешанов). «С утра противник прорвал фронт обороны 62-й армии в 18 км от Сталинграда у Питомника (на западе от города, А.Т.). К 12.00 немцы были уже в Таловой, в нескольких километрах от города» (Исаев, «Как перевирают историю»).
Началось наступление нашей 1-й ТА на немецкий коридор к Волге.

Из доклада Василевского Сталину: «Остановить наступление наличными силами 62-й армии невозможно. Противник в трёх километрах от города».

Скончался после ранений Рубен Ибаррури. Захоронен в Средней Ахтубе.  Временно, до переноса могилы в Сталинград.

4     На севере города проводились плохо организованные контратаки Кр. Армии с огромными потерями . Гл. фигуранты - Сталин и Жуков, как и вообще по губительным контратакам вкупе с Ерёменко, и в дальнейшем с Чуйковым и пр. Атаки продолжались безуспешно до 12 сентября. 12 дней в лоб (Бешанов). Погубили массу танков и пехоты. А коридор после потери Орловского выступа превратился в восьмикилометровую полоску берега Волги.

Для усиления северной группы направили 24-ю и 66-ю армии (А.Чуянов).  66-ю и 24-ю армии «вводили в бой сразу с трудного марша, не дожидаясь подхода артиллерии усиления». Сталин требовал продолжать атаки.
До 5-го сентября мобилизовали 2800 рабочих с тракторного завода (Крылов).

5      Отстранили от должности командарма Лопатина.  Он находился на КП близ станции Садовой. Командовать армией назначили, уже руководившего частью армии на центральном направлении с августа, Н.И.Крылова. Его КП был на  Мамаевом.

Военный совет и штаб фронта передислоцировались в район х.Ямы на левом берегу.
500 эвакуированных детей Ленинграда отправили на Урал.
Закончили понтонный мост у Купоросного. - А.Чуянов.

К авиагородку, закрывающему путь к вокзалу и кургану, на широкий участок фронта в четыре километра поставили 38-ю мсбр.

«В некоторых дивизиях 62-й и 64-й армий оставалось по 500-1000 человек. В десяти танковых бригадах, действовавших в полосах 62-й и 64-й армий, имелось всего лишь 146 танков.
Перед фронтом 62-й армии и правым флангом 64-й армии действовала неприятельская группировка из десяти-двенадцати пехотных, трех танковых и трех моторизованных дивизий. В составе этой группировки насчитывалось до 600 танков. С воздуха ее поддерживали свыше 1000 самолетов 4-го воздушного флота…» - В.И.Чуйков.

6     Оставлен Гумрак  (Исаев). На подступах к городу: у Дар-Горы, Опытной станции,   Воропоново стояла  244 див. Афанасьева; где-то в этих числах с центральных позиций   к Воропонову перебросили 35-ю див. Глазкова, «основную силу 62-ой армии на юге» (Крылов).
С переднего края отвели на запасной рубеж, кроме одного, полки 10-й дивизии НКВД, и вскоре опять вернули.

Передний край от Разгуляевки  до Царицы защищали: 23-й танковый корпус (но это не только танки, а их оставалось очень мало, а и пехота), 38-я мсбр, 6-я тбр, 42-я стрелковая бригада (её перебросили из района Ельшанки). Все стрелковые части новые. От августа в армии практически никого не осталось — кроме отдельных знамён и штабов.
«Ранним утром, застав немцев врасплох, 20-я мсб Ильина, героя Калача,  с минимальными потерями предприняла, продвинувшись на два километра, дерзкую атаку в количестве 96 человек (вместе с командным составом) на позиции двух рот противника, усиленных танкетками и обратили его в бегство» - Н.И.Крылов.
Результат небольшой, но факт значительный. Врага было бить можно!
В  62-й армии воевали дети Ильина: дочь и в его бригаде — сын.   

7      Немцы атаковали в направлении Разгуляевка. И оказались в непосредственной близости от заводских посёлков. Две наши танковых бригады потеряли практически все танки.

8      По приказу Ерёменко для укрепления обороны Волги на острова напротив города направлены части 2-го тк.
Под Ельшанкой убит ком-р 35-й дивизии генерал Глазков, чья пробитая шинель - в Музее-панораме. Командование перешло к Дубянскому (позже он командовал и сводной группой: ему передали остатки 131-й дивизии и 10-й бригады; практически все погибли). В стыке 62-й и 64-й армий до конца стояли курсанты Винницкого пехотного и Краснодарского пулемётного училищ  и Сталинградского военно-политического училища — не ставшие командирами,.

9      Сломлено сопротивление остатков 131-й сд, захвачена Песчанка (Е.Кобяков).
К Комсомольскому садику к КП фронта пробралась немецкая разведгруппа. КП переместился к мельнице (где ныне Дом Павлова , А.Т.). - А.Чуянов.

10     Легенды: руководство города временно перебралось из бомбоубежища Комсомольского сквера  (под театром) к мельнице в штольню у Соляной пристани  (каменная стена с известной надписью в границах ул. 13-ой гвардейской дивизии и ул.Наумова, построенная в 1896 году из бутового камня для укрепления берега, позже это место получило название «соляная пристань»). Реально там устроили  запасной пункт управления.
По инф. и схеме Ю.Панченко исконная соляная пристань была  севернее.  До наступления немцев, партийное и административное руководство, видимо, массово ушло вместе с   командованием  фронта,  Военным советом (по Крылову командование фронтом перебралось за Волгу в первых числах сентября), 3-4 сент - Бешанов.


    Немецкие  войска заняли западные предместья  Сталинграда, Ельшанку и Купоросное, вышли к Волге (А.Чуянов). Овладели населенными пунктами Городище, Александровка и Садовая (Дёрр).

11     Защитников становилось очень мало. «В 35-й гв. сд - 454 чел., в 244-й сд — 3685, в 10-й сбр — 1912 (она была на самом левом фланге у станции Садовая, А.Т.), в 20-й мсб не более 100 бойцов. Активных штыков в указанных данных не более половины» (по данным Е.Кобякова).

12    Жукова, не справлявшегося со своей задачей по прорыву коридора к Волге на севере,  вызвали в Москву.
Командование 62-й армией принял Чуйков,  появившись на КП на Мамаевом кургане. 
Ресурсов для защиты города у Чуйкова не было. Сплошной обороны тоже. Вся глубина центрального участка простреливалась огнём артиллерии и миномётов противника. Артиллерии на передовой не было. Только на левом берегу. Танков и самолётов практически тоже не было. «Мы как и прежде продолжали воевать живой силой… Но это не главное. Самое уязвимое место плана таилось в другом. За спиной атакующих не было ни запасных позиций, ни войск».
Считалось, что к двенадцатому войска 62-й и 64-й армий были на городском обводе. Фактически обводы у Сталинграда существовали больше на карте, готовы к  боям не были. Город тоже не обезопасили против танков. Опорных пунктов в подвалах и зданиях не сделали и против пехоты. В городе не было ни одной регулярной части Красной Армии. 
 
Но Чуйков принял решение контратаковать. Наступление было намечено в ночь  на 14-е. «Трудно сказать, что повлияло на решение командарма. «Единомыслие» своего штаба или грозный окрик Военного совета фронта, требующего немедленного возврата утерянных рубежей?» (Ю.Панченко, очевидец и историк боёв в Сталинграде).

Линия обороны 62-й армии была от Рынка до Купоросной, протяжённостью до 40 км (данные отличаются в разных мемуарах); (по прямой около 25 км, АТ). 
И - 64-й  на юг от Купоросной до Ивановки (25 км) – Былинин.
В 62-й армии по документам числились: 11 сд, 7 сбр, 23-й тк и др части.
На левом берегу создавалась мощная артиллерийская группа. Но немецкие войска значительно превосходили наши «в ствольной артиллерии, и лишь в реактивной артиллерии у советских войск было преимущество» (А.Панин). Да и расстояние было очень большое для точной стрельбы.

12-ого  Ерёменко с Хрущёвым встречались с Родимцевым, командиром спешащей к Сталинграду спасительной армии,  только что получившим генерал-майора, в Ямах (Тумак), на левом берегу, южнее центра города.   

13     В 6.45 начался первый штурм Сталинграда, как принято историками. Основные удары были нацелены: от Разгуяевки и Опытной станции по берегам Царицы на устье, чтобы расчленить 62-армию на две части; на Мамаев курган (ключевая стратегическая высота 102),  на центр города с вокзалом со стороны авиагородка (школьный аэродром, нынешний район «Семи ветров») и больницы (теперь областная); и с юго-запада, с пригорода Минина (Ельшанка) к Купоросному, чтобы разделить 62-ю и 64-ю армии.
Цели: захват центра,  рассечение фронта  и изолирование наших подразделений с обеспечением контроля: над переправами (у Царицы, у пам. Хользунову — центральной переправы,  и  двух воинских переправ у нынешних улиц Комсомольской и Гагарина; у Соляной пристани - у мельницы - и пр.); прострел окрестности и Волги с Мамаева и  с ключевых домов на крутом берегу и с береговой линии внизу. И - продвижение в сторону  заводских посёлков «Красного Октября», «Баррикад» и тракторного завода.
 
Первый удар у Разгуляевки приняли подразделения 23-го тк А.Ф.Попова. Чтобы  не допустить прорыва в направлении Мамаева и центра - к больнице за аэродромным поселком, на  высоту 133,4, справа от Царицы, поставили 42-ю сбр.  Слева стояла 244-я сд и далее перед ж/д из Калача у Воропоново, Садовой — 10-я сбр.  Сил было ничтожно мало, а без тяжёлого оружия особенно.
К Мамаеву кинули 269-й полк дивизии НКВД (прикрывавший до того подступы к "Красному Октябрю"),  последние исправные танки 6-й танковой бригады  (четыре танка, А.Т.) и бойцов 112-й стрелковой дивизии подполковника Ермолкина (Крылов). Задействовали и 272-й полк НКВД уже в городе - у ж/д, ближе к вокзалу Сталинград-1 и у Комсомольского сада.
Но бойцов не хватало. Сплошного рубежа не стало. Только отдельные очаги сопротивления. Да ещё без тяжёлого оружия, без связи и в условиях неорганизованного отступления. И немцы захватили: высоту 126,6; МТС; авиагородок; больницу. В зацарицынском районе вышли к Волге в р-не Купоросного.   (На военных картах и схемах в книге под ред. Рокоссовского «Великая битва на Волге», Сталинград обозначен как территория - примерно до Купоросного на юге.)

К концу дня из-за потерь в вооружении и живой силе разрозненные остатки 38-й бригады Бурмакова ушли от аэродромного посёлка к «Красному Октябрю», а танковая бригада - в район Северного посёлка (в двух-трёх километрах севернее авиагородка). 271-й полк НКВД отошёл к Красным казармам (существуют и сейчас). «К 20 часам 6-километровая линия фронта от Разгуляевки до больницы (ныне - это областная больница, А.Т.) изогнулась в сторону центра города километра на четыре» (Ю.Панченко).

Образовались бреши для беспрепятственного прохода в город.

 КП армии с кургана переместили в штольню в устье Царицы с запасным выходом на ул.Пушкина, 3 (Крылов).

И в этот день, не смотря ни на что, Чуйков в 22.30 подписал свой первый опрометчивый приказ  о переходе частей 62-й армии 14 сентября в контратаку на главном центральном участке.
«Ставилась общая задача отбить посёлок близ Разгуляевки; пригородную больницу и высоту, господствующую над этим районом (153,8,  А.Т.)». - Н.И.Крылов.
Наши ресурсы были очень «скромны»: помимо  42-й бригады, 244 й сд, 6-й тбр, 38-й мсбр  в бой вводился весь армейский резерв: сводный полк 399-й сд, один полк 10-й див. НКВД, сводный батальон 112-й сд. Между ними распределили маршевое пополнение и тысячу тыловиков. По Чуйкову  - ещё три итапа, три артполка, и три полка гвардейских миномётов. (Но, очень вероятно, что эта артиллерия была на левом берегу).

14    Критический день.

Удар по центру начался с авиагородка: в промежутке между оврагами (хорошо видно на немецкой карте 42-ого), на главной въездной дороге в центр (Flugplatz Strasse – Историческое шоссе/пр.Жукова) к вокзалу и с заходу на Мамаев  и от него к промзоне.
Мы, используя преимущества рельефа, — овраги, прикрылись  6-ой тбр и 38-ой омсб (отмечено на карте РККА и схеме ГШ, Савина).
Основной противостоящей силой на линии «Царица – больница» была 42-я бригада Батракова. Она попала в окружение, курсанты, что были рядом, погибли.   Потом, вырвавшись из окружения в Дубовой балке, оставшиеся в живых оборонялись на левом фланге. Левее на Дар-Горе стояла 244-я сд.
В ночь на 14-е по приказу Чуйкова была предпринята непосильная контратака,    и - в итоге враг прорвался в центр. 
Эта контратака, как тогда называли тогда любое немасштабное наступление,  началась в 3.30 после получасовой артподготовки, а в 12.00 противник нанёс ответный сокрушительный удар,  и во второй половине дня прорвался в Сталинград в нескольких местах: южнее Купоросного, на Дар-Горе, по оврагу Царицы, захватил авиагородок, хоть из донесения 6-й армии - «русские сопротивлялись крайне упорно… до последнего человека».
 Немецкое командование всегда выжидало, пока наши силы иссякнут, и на спинах отступавших разбитых частей добивалось успеха.

«От наших частей, действовавших в центре армии, почти ничего не осталось» - Чуйков.
По данным Чуйкова 14 сентября вечером сводный отряд из разных бригад и дивизий имел в своем составе около двухсот штыков,  а штыков в соседней с ним 244-й дивизии было не больше одного штатного батальона; 42-я стрелковая бригада имела 666 человек, а штыков- не более двухсот; 35-я гв.сд - не более 250 штыков. Другие соединения и части были не сильнее.
В северной части фронта 62-й армии 23-й танковый корпус под командованием генерала А. Ф. Попова в своих бригадах имел 40-50 танков, из которых процентов 30 были подбитые, использовались как огневые точки. Утром одна танковая бригада имела только один танк, две оказались вовсе без танков… 
С такими силами было и не до обороны, не то что «контратаковать».

Да и немцев было не так уж много. Так на начало дня «в 71-й пехотной дивизии было 8 батальонов по 100 — 200 солдат;   в 295-й пехотной дивизии 2 батальона по 300 — 400 человек, 3 батальона по 200 — 300 чел. и 2 батальона по 100 — 200 в каждом (Е.Кобяков, исследователь). Эти дивизии и захватывали центр Сталинграда. Танков у них не было. Только бронетранспортёры и несколько бронированных штурмовых орудий на гусеничном ходу.

Ко второй половине дня противник  захватил вокзал (там были бойцы заградотряда 62-й ар., из донесения ОО НКВД от 16.9 и бойцы 84-го отдельного  стройбата (Е.Кобяков)и ряд близлежащих зданий;  захватил вершину Мамаева кургана; двинулся через Дар-гору (там были: 270, 271-й  сп НКВД и 244-я див. неполного состава — Беспалов)  к элеватору;  и в Ворошиловском районе - к Купоросному (Самсонов), стремясь прорваться к Волге.
Немецкие автоматчики из разведки, войдя в центр, наткнулись на охрану КП на Пушкинской, их отогнали; одна  танкетка прошла к Астраханскому мосту (мост через Царицу у Волги), но подорвалась на мине.
Бои начались в Комсомольском сквере и за театр (272 полк НКВД), у памятника Хользунову, туда уже пробрались немецкие пулемётчики, за здания вдоль Царицы.
Немцы двигались по городу к Волге.  По Курской (Порт- Саида), Двинской (до ж/д полотна ) - Киевской (Гагарина после ж/д), подавляя мелкие очаги сопротивления. И от вокзала через пл.Павших борцов, Московскую улицу (не сохранилась при перепланировке). И по Gefangnis Strasse (на нем. карте)  – Ангарской - Голубинской (на Голубинской была тюрьма)— Краснознаменской (вдоль левого берега Царицы). На немецкой карте она выделена как вторая главная дорога к Волге, после «аэродромной».
           В 17 часов отдельные группы немцев прошли по пустому центру в районе Балканы (где Красные казармы и мельница)  к обрывам берега в 300 м до Волги  (очевидец Ю.Панченко), заняли высотные дома на берегу против двух воинских переправ и уже обстреливали их из пулемётов, миномётов и даже из лёгких пушек.
К вечеру Чуйков перебросил сюда из района элеватора танки своего  последнего резерва — батальона 133-й тбр (одиннадцать КВ-1). «Три КВ сразу направились к «домам специалистов», остальные машины прикрыли штаб армии и улицы, ведущие к Волге» - Чуйков. Но чтобы они чем-то помогали, защищая переправу и улицы, не известно.

Немцы  посчитали, что город уже взят. Но просчитались.