Бывал ли Сталин на фронте

Александр Щербаков 5
В августе 2022 года мне на глаза попался пост (сообщение) в одном из каналов мессенджера, название которого не столь важно. Отмечу лишь, что в этой «социальной сети» много разных политических, исторических, экономических каналов. Есть интересные.

На одном из них опубликовали пост, где сравнивают неких двух современных политических лидеров, хорошо вам известных. Может быть, вы догадаетесь. Я не буду указывать фамилии.

Суть в том, что сравнивали этих современных политиков с Иосифом Виссарионовичем Сталиным и военным преступником Адольфом Гитлером.

Якобы один, как фюрер, постоянно выступает, делает какие-то заявления, произносит речи, выезжает на фронт и так далее. В общем, во-первых, проявляет чрезмерную активность, во-вторых, занимается откровенной пропагандой.

Второй – сидит где-то у себя в резиденции, редко дает интервью и делает заявления, но от этого смотрится не менее уверенно, а даже, наоборот, более солидно.

Всё в этом сравнении прекрасно. Всё верно. Почти. За исключением одного момента: современные историки (не все, но многие) склонны писать, ставя в укор Иосифу Виссарионовичу, что он, дескать, от войны прятался, сидел себе в своем кабинете, в безопасности, на фронт не выезжал, всю информацию получал из третьих уст и рук и так далее. Вот это не соответствует действительности.
Что касается военного преступника Гитлера, то про него излагают тоже искаженную информацию. Действительно, фюрер много выступал, произносил пламенные речи. Что касается его выездов на фронт, то их либо было немного, либо вовсе не было. Адольф больше любил приезжать на оккупированные территории. Там он мог спокойно покрасоваться. Показать, что это теперь его земли, что немецкие солдаты – молодцы, что так же будет и с другими государствами, которые Гитлер задумал поработить. Почти 800 дней за годы войны Гитлер провел в «Волчьем логове», что находилось вдалеке от войны, в Восточной Пруссии, за многометровыми бетонными перекрытиями своего убежища, куда приезжала его военачальники с фронтов.

Сколько раз Сталин выезжал на фронт
Точное количество подсчитать не представляется возможным. У меня, например, не все свидетельства имеются, а распускать слухи в такой теме нет смысла. Ведь можно сказать, что Сталин каждый день выезжал на фронт. Но это не будет правдой.

О чем есть информация:
1. У маршала Воронова был адъютант старший лейтенант Соколов. В донесениях последнего присутствует информация о том, что в 1941 – 1943 году первый приезжал в штабы Западного и Калининского фронта. И там тогда еще генерала Воронова встречал Иосиф Сталин. Подобные выезды проходили в обстановке секретности. Иосиф Виссарионович не стремился быть запечатленным на пленку. Он делал свою работу тайно, чтобы враг не был в курсе.
2. В 1941 – 1942 годах Сталин выезжал в районы Солнечногорска, Можайска, Звенигорода. Был в 16-й армии Рокоссовского на Волоколамском направлении. Сохранились документы, согласно которым Иосиф Виссарионович наблюдал за работой БМ-13 («Катюши»).
3. 7 ноября 1941 года Сталин лично смотрел дивизии, которые прибыли из Сибири для защиты наших рубежей перед Москвой. Советских бойцов с поезда бросали прямо в пекло. Такой была обстановка.

Генералы Соколовский, Еременко, Панфилов свидетельствовали в свое время о том, что встречались со Сталиным на фронте. Еременко даже обиделся на Сталина, когда тот отказался сфотографироваться на память.

Всего можно насчитать около 10 случаев, когда Иосиф Виссарионович выезжал на фронт. Без помпы, без корреспондентов и прочего. Именно поэтому сложилось мнение, что Сталин постоянно работал в кабинете. Да, не спал ночами, но и никуда особо не ездил.
Ездил. И много раз. Достаточное количество для должности Верховного главнокомандующего.

Отдельная история – доставка Сталина в Берлин. Об этом как-нибудь в другой раз.
Сюда же можно добавить, что Иосиф Сталин остался в Москве, не стал эвакуироваться. Это тоже отдельная история. На мой взгляд, если кратко, то Иосиф Виссарионович вполне мог уехать из столицы чуть позже остальных. Однако он увидел, что население Москвы охватывает паника. Другого выхода не было: следовало оставаться.

Насколько это связано с выездами на фронт? Думаю, что связано. Ведь это показывает, то, что Сталин очень хорошо читал происходящее во время войны и принимал правильные решения, не ошибаясь. Ошибка рядового бойца, как правило, стоит ему жизни, ошибка командира – жизней бойцов подразделения, ошибка Верховного – жизни страны. Пафосно, но, я думаю, что абсолютно верно.