Проблемы мира и России

Вячеслав Кудяков
Душа! Смотри на них! Действительно: страшны!
Как манекен, они шатаются комично;
Как бы лунатики – ужасны, необычны;
Шары вперенные куда-то их – мрачны.
 
 
Подъяты к небесам, как будто смотрят в дали,
Глаза, отколь ушли небесные огни.
Но не видал никто, чтоб к мостовой они
Раздумье головы мечтательно склоняли.
 
 
Чрез беспредельный мрак, столь схожий
                с тишиной
Извечною, бредут. О город! Голос твой
Вкруг нас поет, мычит, смеется в истерии.
 
 
Ты до жестокости восторгами пленен.
Безумец больше их, бреду я, кинув стон:
– Что в небе вы найти хотите, все слепые?!


Давайте рассмотрим ситуацию,  почему Европа дважды за время существования была богатой и успешной. Всё это даже в художественной литературе широко  отражено. В средние века, была, там была нищета и голод, постоянные войны. Потому, что земель для выращивания прокорма, было недостаточно. Но потом после1534 , Франция  отправила своих уголовников и лишних людей в Канаду. Это была первая  колония. Французская колониальная империя — совокупность колониальных владений Франции в период между 1534—1980 годами. Как и Британская империя, Франция имела колониальные территории во всех регионах мира, но её колониальная политика значительно отличалась от британской.  Остатками некогда обширной колониальной империи являются современные заморские владения Франции (заморские департаменты, сообщества и административно-территориальные образования с особым статусом), среди которых только Французская Гвиана находится на материке. Все остальные — острова (Французская Полинезия, Мартиника, Майотта и др.), а также особая территория sui generis (остров Новая Каледония). Современным наследием французской колониальной эпохи является также союз франкоязычных стран (Франкофония).
Первая французская колониальная империя условно существовала в 1546—1809 годах, достигнув площади около 8 013 624 км;, преимущественно в Северной Америке.
Парижский договор (1763) года лишил Францию больших земель в Северной Америке на территории нынешних Канады и США, а также в Сенегале.
Продажа Луизианы в 1803 году, Гаитянская революция 1804 года и захват португальцами Французской Гвианы в 1809 году окончательно разрушили первую колониальную империю.
Вторая французская колониальная империя условно существовала в 1814—1962 годах, достигнув в 1943 году площади около 13 500 000 км; (9,0 % площади земной поверхности планеты), преимущественно в Африке и Азии.
В 1814 году Великобритания и Португалия вернули Франции низовья реки Сенегал и ряд островов Карибского моря, вместе с Французской Гвианой.
В 1830 году вторжение французов в Алжир положило начало широкой колонизации Африки и Азии.
Деколонизация этих территорий происходила в 1945—1962 годах.

 Великобритания:

все территории мира, когда-либо находившиеся в колониальной или иной форме зависимости от Великобритании или личной зависимости от английского (британского) монарха. Исторически эти территории относились к Британской империи.
C 1876 по 1947 год монарх Великобритании также имел титул Императора (Императрицы) Индии. В последние годы жизни  королева Елизавета II являлась монархом 16 государств  (см. Королевства Содружества).
Организация управления колониями менялась во времени и пространстве, но по состоянию на 1920-е годы (время наибольшего расширения) может быть классифицирована по следующим категориям:
-  само Соединённое Королевство - союз Англии, Уэльса, Шотландии и Ирландии (с 1922 - только Северной Ирландии);
-  коронные земли (остров Мэн, Джерси и Гернси);
поселенческие колонии.
Корона провозглашала свой абсолютный суверенитет над ними, хотя они и не являлись частью Соединённого Королевства. На них распространялось британское общее право, и законы, принимаемые Британским парламентом. Королевская власть воплощалась в губернаторе, назначаемом британским правительством;
владельческие колонии, существовавшие в Америке в XVI-XVII веках. Корона даровала их в управление отдельным аристократам;
-  колонии, управляемые компаниями. В первую очередь - Британской Ост-Индской компанией. Также существовали несколько более мелких похожих компаний в Африке;
протектораты. Формально рассматривались, как иностранные государства во главе с иностранным правителем. Однако, протекторат отказывался от самостоятельных контактов с иностранными государствами, также существовало значительное вмешательство британских властей и в его внутренние дела;
  - доминионы. Появились в начале XX века как бывшие поселенческие колонии или федерации таких колоний;
 -  подмандатные территории. Появились после Первой мировой войны и представляли собой бывшие германские колонии и бывшие национальные окраины  Османской империи,  переданные под управление  Британии  Лигой  Наций.
 Глядя на Англию, которая своих уголовников, отправила в Новый Свет, ныне США, Франция и другие  и занялась морским разбоем, Франция, Португалия. Испания  и остальные стали захватывать целые государства в Африке и не только.
Для Англии, работали пираты из Нового Света. Испанцы, сами умели грабить. Вот и получилось по 100 и более колоний на страну.
Фактически, Европа разбогатела вмиг. Можно было самим и не работать,  что они, собственно говоря, и делали. Полезные ископаемые были даром. Золото, алмазы и продовольствие, всё даром. Ещё и торговлю меж собой организовали.

Европейская социальная модель всегда считалась привлекательным проектом развития общества. Исторические, культурные традиции европейских государств, их экономические достижения сделали возможным создание европейской социальной модели, которая была призвана обеспечить два момента.
Во-первых, эффективное функционирование экономики .
Во-вторых, распределение общественного богатства.
 Это не просто возможность, не просто способ решения чисто социальных проблем, таких как пенсионное обеспечение, социальные пособия, медицинское обслуживание и т.д. «Европейская социальная модель» — это схема развития общества, основанная на принципах уважения человеческого достоинства, социальной справедливости, социально ориентированной конкурентно способной экономики при непременном условии бережного сохранения окружающей среды. С самого начала европейская социальная модель никогда не рассматривалась как некая застывшая схема. Она до сих пор реформируется, совершенствуется, дополняется, отражает те изменения, которые происходят в современном мире. На западе континента удалось создать многочисленный средний класс, к которому причисляют сейчас две трети населения. Те социальные группы и слои населения, которые имеют доходы не соответствующие стандартам, установленным в ЕС, пользуются социальной поддержкой и получают субсидии от государства.

ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ СТАБИЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО БЛАГОСОСТОЯНИЯ

Элементы государства всеобщего  благосостояния были внедрены в Европе после 
Второй мировой войны. Они были призваны воспрепятствовать повторению Великой депрессии и послевоенной разрухи.  Однако необходимо помнить, что в те годы были совсем другие тенденции в демографии и экономике. Население быстро росло, что обеспечивало экономику новыми трудовыми ресурсами. Продолжительность жизни была такова, что пенсионные выплаты не были высокими. Были значительно меньше распространены хронические заболевания, что означало невысокие расходы на здравоохранение.
Быстро росла производительность труда за счет технологических изменений, что обеспечивало быстрые темпы роста экономики при доступности кредитных ресурсов по плану Маршалла (оказание Соединенными Штатами помощи странам Запада для экономического восстановления.
За 1948-1952 гг. эта помощь составила 13 млрд. долларов).  Соединение массового производства, новых технологий и рациональной организации производства определили длительный и ускоренный подъем экономики индустриальных стран в 1950-1970-е гг.
В эти же годы в странах Европы сложилось новое общество, особенностями которого стало достижение высокого уровня жизни, определяемого массовым потреблением и социальной защищенностью. Показателем «государства благосостояния» явилось развитие системы государственной и общественной социальной помощи, развитие образования, здравоохранения, многочисленные пособия по бедности, безработице, многодетности, пенсионное обеспечение и стипендии.
К началу 1970-х гг. экономический подъем в индустриально развитых странах иссяк. Сократился объем мировой торговли, усилилась конкуренция. Безработица приняла массовый характер. Переходом общества на иной этап развития послужила новая научно-техническая революция. Новое поколение средств труда и новая технология, вычислительная техника, персональный компьютер раскрыли огромный потенциал повышения эффективности производства, улучшения качества продукции, ее надежности, сокращая ее стоимость, время производства и внедрения в жизнь. В этот период происходит смена экстенсивного типа производства интенсивным с энергосберегающей, материалосберегающей и ресурсосберегающей технологией, и не только в промышленности, но и во всех сферах производства, в управлении, в конструкторских, банковских, научных, медицинских, иных учреждениях.
Но именно в этот период социальная политика «государства благосостояния» вступила в полосу кризиса. Дальнейший рост расходов на социальную политику стал невыносимым для экономики, вступившей в полосу экономических и структурных кризисов, растущей конкуренции на мировых рынках. Между тем массовая безработица увеличила потребность в социальных расходах, а поступления в бюджет и страховые фонды сократились. К 1980-м гг. тенденция расширения социальной защиты исчерпала свои возможности. Обозначились основные проблемы развития систем социальной защиты. Они были вызваны рядом причин демографического, политического и экономического характера.
Щедрые социальные пособия, в том числе пособия по безработице, существовали на фоне высоких и растущих налогов на оплату труда занятых. Складывалась ситуация, когда переход из статуса, работающего в положение безработного радикально менял финансовые отношения с государством. Безработный не платит высоких налогов и является реципиентом потока финансовой помощи. Причем статус безработного нередко давал право не, только на пособие, но и на целый ряд дополнительных льгот (в том числе по лечению, пособиям на детей и т.д.). За десятилетия функционирования и развития системы пособий по безработице сложилась ситуация, когда заработок, на который мог рассчитывать безработный на рынке труда, с учетом возникающих налоговых обязательств, оказывался ненамного выше размера пособия. Во многих крупных западноевропейских странах сформировалась специфическая культура массовой, длительной и во многом добровольной безработицы, финансирование которой увеличивало государственную нагрузку на экономику и тормозило экономический рост.

Пенсионная система стран-лидеров экономического роста сформировалась на этапе, когда население пенсионного возраста составляло лишь незначительную долю численности работающих. В этой ситуации относительно небольшие сборы с работающих и работодателей были достаточны, чтобы обеспечить немногочисленным пенсионерам уровень доходов, сопоставимый с тем, который они имели в период трудовой деятельности (с учетом выпадения расходов на обучение детей, приобретение жилья и т.д.).
По мере демографического перехода увеличивается доля старших групп населения, падает рождаемость, растет продолжительность жизни.   Те системы, которые создавались как сравнительно экономичные, требующие лишь скромных взносов для их финансирования, становятся обременительными. Последовали некоторая реорганизация системы, ужесточение условий оказания вспомоществования и усиление экономических мер, побуждающих к труду. Что касается общих расходов на социальные нужды, то они не только не сократились, но даже возросли из-за массовой безработицы. Сам термин «государство благосостояния» стал исчезать из лексикона политических деятелей.
Сближение государств в Европе в социально-экономической сфере стало стержнем процесса европейского объединения. Большим достижением социальной политики ЕС стало подписание соглашений об образовании единого страхового пространства и координации национальных законодательств в области социальной защиты. Это дало возможность не только свободно перемещаться в границах Союза, но и трудоустроиться в любом государстве ЕС при сохранении права на национальную социальную защиту.        Общие нормы социальной защиты были зафиксированы в пересмотренной Хартии основных социальных прав трудящихся 1996 года и включили в себя такие общие положения, как: гарантированный режим труда и отдыха, максимальная продолжительность рабочей недели и др. Эти нормы определяли лишь минимальные социальные стандарты, ниже которых правительства стран-участниц обязуются не опускать уровень социальной защиты.

НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ЕС В ПЕРИОД КРИЗИСА. НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА.

В свете негативных последствий мирового финансово-экономического кризиса и необходимости проведения реформ, ЕС так и не сумел справиться с большинством проблем очень важных для своего социально-экономического развития. В период кризиса, одной из основных задач политики занятости является выработка, в наиболее оптимальной форме, равновесия между занятостью и безработицей, отчего зависит не только благосостояние работающих, но и безработных. Безработица по-прежнему является основным экономическим и социальным вызовом. По оценкам МВФ, в настоящее время на планете насчитывается более 210 млн. безработных — на 30 млн. больше, чем в предкризисном 2007 г.
Безработица в странах Еврозоны составила 10,1%, что является максимальным показателем с 1998 года. Наиболее значительная безработица по-прежнему была отмечена в Испании — 20,5%, самый низкий уровень зафиксирован в Австрии — 4,3%
Хронической проблемой является высокий уровень государственной задолженности, который ограничивает финансовую свободу государства в социальной сфере.
Резкий рост госдолга в последние годы вызван решением правительств взять на себя долги частного сектора, а также стимулировать экономику в условиях кризиса. В ряде европейских стран, например в Греции, и Италии, уровень госдолга уже превысил 100% ВВП и продолжает расти. Под угрозой дефолта находятся и другие страны PIIGS (Portugal, Ireland, Italy, Greece, Spain), а также Латвия. Только в этом году Испания должна будет выплатить кредиторам 76 млрд. евро, Италия — 251 млрд. евро, Португалия — 17 млрд. евро, Ирландия — 9 млрд.евро. Объем госдолга этих стран составляет от 53% ВВП (Испания) до 118% ВВП (Италия)
Для латания этой гигантской дыры страны еврозоны договорились о создании много-миллиардного фонда для финансирования кризисных стран. Этот пакет мер в 720 млрд евро, о котором договорились страны ЕС и МВФ, может стать последней доступной европейцам кредитной линией, воспользоваться которой смогут только остро нуждающиеся. Но побочным эффектом этой меры станет резкое нарастание политических трений внутри ЕС.

Социальная ситуация в России, которая сложилась в результате глубоких структурных реформ, и ломки системы социальной защиты, в новых условиях подошла к критическому порогу. Действующая в Росси система социальной защиты до сих пор сохраняет черты, характерные в большей степени для социальной помощи, чем страхования.
При достаточно высокой страховой нагрузке на работодателя и регрессивном характере единого социального налога, уровень большинства социальных выплат недостаточен и не увязан с объемом вносимых страховых средств.
Демографическая ситуация в России напоминает ситуацию, которая происходит в странах ЕС — старение населения и сокращение общей численности трудоспособного населения, кроме того показатели продолжительности жизни находятся на очень низком уровне по сравнению с другими странами мира.
На сегодняшний день доля людей в возрасте 65 лет и старше в населении России составляет 13%.
По прогнозам Российской Академии наук к 2026 году пожилые люди старше 60 лет будут составлять уже 20 % от общего числа россиян, а дети до 15 лет — всего 17 %. Старение населения в ближайшее время может отрицательно сказаться на развитии экономики страны, что приведет к проблеме финансирования пенсионной системы. Для России безработица также является одной из главных социальных проблем. Восстановление экономики происходит на фоне достаточно высокого уровня безработицы. Это связано с тем, что «экономика не в состоянии принять в себя тот объем рабочей силы, который она потеряла» в период кризиса. Кроме того, многие предприятия в стране проводят реструктуризацию и добиваются повышения эффективности производства, что связано с высвобождением избыточной рабочей силы. С января по октябрь этого года общая численность безработных граждан в РФ снизилась с 6,8 до 5 миллионов человек, а уровень безработицы среди экономически активного населения составляет 6,9%.
Адекватный подход для любой страны сегодня — научиться жить в условиях глобальной нестабильности и управлять рисками. Очень сложной является задача приспособления к этим условиям экономической политики государства. Антикризисные меры правительства РФ были сформулированы, когда основные тенденции спада экономики уже были зафиксированы в статистических данных. Комплекс намеченных действий в социальной сфере имел своей целью:
обеспечить нижнюю границу потребления для нетрудоспособных, а также временно потерявших работу;
стабилизировать материальное положение участников системы минимальных социальных гарантий;
не допустить увеличения численности населения, живущего за чертой прожиточного минимума;
способствовать замедлению темпов роста безработицы;
смягчить снижение доходов трудоспособного населения.
Во время экономического спада социальная функция любого государства выходит на первый план, а государственный патернализм вынужденно распространяется на все общество. Именно такой подход позволяет сохранить человеческие и трудовые ресурсы, социальную и территориальную целостность страны, избежать групповой и национальной конфронтации, повысить управляемость и контроль за развитием ситуации и в конечном счете создать предпосылки для выхода из кризиса.

Извечный Русский вопрос :  «Что делать».
Ответ всегда лежал на поверхности. Этот ответ можно сформулировать одним словом-ДУМАТЬ!
Старые заезженные варианты, сегодня уже не годятся. В мире победит. только тот, кто вовремя это поймет. Вариант "Отобрать и поделить" , давно  не востребован, это тупик. Нужно заставить людей думать и выполнять  свою работу эффективно, с больщей отдачей. Создать экономическую систему, и идеологию. при которой деньги, выгодно вкладывать в производство. Государство, должно быть гарантом этой идеологии. Но на первых порах, должна быть гонка. Олигархов у нас много. партий  еще больше, вот и устроим  бег, в котором  выгоду получат те, кто  умеет вкладывать свои средства и выпускать востребованную  в мире продукцию. Но для этого, вначале нужно  сделать образование-  разумно эффективным. Воспитать поколение энтузиастов, творческих людей.
1. Увеличивать  долю государства в  составе производств  страны, до 60 - 70 процентов.
2.Внедрение новых технологий  в производство различных сфер.
3. Расширение  производства оборудования и технологий IT.
4.Расширить производство микропроцессорной техники и разработку программных продуктов.
5.Внедрять  развитие и производство современной техники в сфере транспорта. Это Авиационная и железнодорожная отрасли. Разработка иных, менее энергопотребляющих технологий перевозки пассажиров и грузов.
6. Внедрять в производство  разработки  в отрасли электросвязи и мобильной связи.
7.Продолжить разработки в области космических технологий, в том числе для  создания микропроцессоров нового поколения. (на  базе  алмаза, рубина, аметиста и окиси кремния)
8.Обратить внимание и  активно внедрять  лечебные технологии  при различных  видах заболеваний. В том числе, врожденных пороков.
9.Создавать предприятия выпускающие современный электроинструмент для производства , бытовых нужд и медицины.
10.Расширить  строительство заводов выпускающих бытовую технику различного назначения для нужд населения и  отраслей производства.
11.Увеличить производство металлов  различных видов  и назначения.
12.Строить заводы  выпускающие стеклопродукцию  различных видов и  стекловолокно для отрасли связи и иных отраслей. Включая медицину.
13. Увеличить строительство предприятий для выпуска  сельхоз удобрений. (Как для внутреннего использования, так и для экспорта)
14. Расширить строительство предприятий выпускающих корма для сельского хозяйства и рыбной промышленности.
15.Расширить перечень  выпускаемых станков для различных отраслей производства.
16. Внедрять  в производство  различные экспериментальные технологии  гражданского и военного назначения.
17. Наладить выпуск  собственных разработок  радиобазовых станций и абонентских станций, смартфонов нового опережающего поколения.
18.Возродить и  внедрить производство коммутационного оборудования для построения  инфокоммуникационных сетей нового поколения. Взамен  существующих АТС и АМТС.
19. Внедрить  и наладить  производство электрических преобразователей, способных преобразовывать маломощные сигналы в высоковольтные . Замена Атомным Электростанциям.