Высокое Искусство Иоганна Себастьяна Баха

Яхья Мустафаоглу
(Обновленная версия эссе, написанного 24 года назад в Анкаре)


«Иоганн Бах – Истинный Отец Гармонии!..»
«Не ручей! – Море должно быть ему имя!..»
                Л. В. Б е т х о в е н    


Художественный гений Иоганна Себястьяна Баха, вобравший в себя Сократовскую мудрость, Шекспировский драматизм и трагедийность, Гомеровскую неисчерпаемость и богатство художественного языка, интонаций и образов, Микельанжеловскую рельефность, пластичность, грандиозность и мощь… - этот гений, (который проявился в 17-18 веках) образовал по меткому выражению Бетховена новое море в океане мировой музыки.

Однако это море образовалось не сразу. Оно имело своим истоком различные духовные родники, которые слившись воедино образовали ручей (Бах по-немецки – ручей). Путь этого музыкального ручья к необъятному морю – Морю Музыкального Искусства Баха был героическим путем борьбы, самоотверженности, потерь, сомнений, открытий, радости и вновь борьбы и подвига творческого гения. Этот путь привел к созданию величественных музыкальных полотен – шедевров, привел к небывалому взлету волн музыкальной мысли, с гребня которых уже открывались новые просторы музыкально-художественной культуры грядущих эпох.

Эта работа не является изложением биографии И.С. Баха, или музыковедческим разбором его произведений и т.п. Обо всем этом написано достаточно много.
Здесь речь пойдет о самой сути – о Духе Творчества Баха, о Пафосе его художественно-философского, эстетического сознания, о возвышенном и героическом в его жизни, искусстве и музыкальной эстетике. Ибо чтобы по достоинству оценить творческий масштаб этого гиганта духа, надо знать и помнить, что И.С. Бах не только выдающийся художник, но и пламенный Мыслитель, Философ и Пророк, и один из Великих Учителей человечества, живший и творивший вне времени и пространства во имя Высшего Блага человечества!..

Ибо жизнь такого Духовного Гиганта, уже в своем музыкальном творчестве прозревшего Основы Бытия и собственное Высшее Бессмертное Божественное Я, это не жизнь его тела, которая ограничена датами рождения и смерти, а жизнь Вознесенного Просветленного Божественного Духа, живущего в Беспредельности!..

Откуда, из каких земных и небесных Источников начал свой путь восхождения этот музыкальный дух? Из каких родников образовался этот чистый многоголосый ручей?

«Бах был учеником всех Мастеров – и старых и новых», писал А. Швейцер. Бах был вообще талантливым учеником, и что еще важнее, - сумел остаться таким на всю жизнь. Он учился не только у своих учителей, но и у своих учеников, у всех – у крестьян, ремесленников и горожан, у музыкантов, у философов, у природы, у жизни, у самого себя, у своего доброго, любящего, большого Сердца!..

Этот ручей питали все родники Земли, и прежде всего родники народной немецкой музыки, на почве которой началось его формирование. Достаточно вспомнить его родословную, благодаря которой само имя Бах стало синонимом музыканта. Если одним из родников, образовавших этот ручей была народная музыка в ее живой непосредственности, то другими родниками для Баха стали - трехвековая творческая работа композиторов Фландрии (от Дюфаи до великого Жоскина), Франции (от создателей жанровой реалистической песни до Франсуа Куперена), Италии (от Палестины и Монтеверди до Вивальди), Германии (от хоралов Лютера как композитора и до Щютца, Букстехуде и Кунау). По сути это был целый родниковый оазис. Можно сказать, что источником Баховского творчества, в смысле питавшей его музыкальной культуры, была вся окружающая и доступная его слуху музыкальная действительность его эпохи, как и предшествовавших эпох. А он умел слушать и слышать. Но высшим источником его музыки был Голос Небес и «Музыка Сфер», которую он совершенно реально и четко слышал, хотя она и недоступна обычному слуху. Бах не только постигал и слышал её благодаря своей гениальной художественно-эстетической интуиции, но и благодаря внутреннему духовному слуху, который дается Богом!..

Так из этих родников и сформировался ручей, музыкальный дух которого впервые вырвался в мир из недр этого еще юного существа звонким, чистым, высоким голосом. Малыш-ручей играл лучами Солнца, которое брызгало и сверкало под смычком его первых скрипичных импровизаций…

Но пафос его будущего творчества уже тогда давал о себе знать, сверкая молниями озарений из-под наползавших мрачной тенью грозовых туч тьмы. Личные, семейные общечеловеческие трагедии, бедствия, потери и невзгоды эхом следовали за раскатами жизненных бурь. С самого начала это художественное сознание отражало в себе противоречия и конфликты окружающего мира. С самого начала этот героический дух вел непрекращающуюся борьбу за свои высшие жизненные, философские и художественные идеалы.

В этой борьбе сформировался и был осознан Бахом Смысл и Пафос его жизни и творчества – героическое стремление к Возвышенной Красоте и Свободе духовного самовыражения, в котором через преодоление порабощающей обыденности, пошлости и низменности полуфеодального полу-буржуазного немецкого бюргерского образа жизни, выражал себя Дух будущего Нового Мира! И с самого начала этому Духу, созданному природой чтобы воспеть все м н о г о г о л о с и е жизни в ее гармонии и целостности, противостоял дух мещанства и мелочного стяжательства, лицемерия и ханжества, предательства, трусости и тупой ограниченности…

 Какое же нужно было упорство, какая нужна была устремленность, какое мужество, какая нужна была сила воли и решимость, чтобы уже в юности полгода по ночам при лунном свете переписывать нотную тетрадь с произведениями знаменитых композиторов того времени: Букстехуде, Пахебеля, Фробергера и других… Это делалось тайком от брата, у которого он в то время жил и «учился» музыке, и который запретил ему выходить за узкие рамки установленных им догм и правил, одно из которых запрещало жечь и расходовать свечи по ночам. За это Баху пришлось заплатить испорченным навсегда зрением, что к концу жизни привело к слепоте.

Этот пример показывает не только ограниченность его брата, но и то, насколько скудное и тощее художественное сознание немецкой музыкальной общественности той эпохи было закабалено догмами и порабощено предрассудками. Церковь видела в музыке главным образом средство подавления мирян, а светское общество видело в ней одну из форм развлечения.

Но гений Баха уже в начале пути предвидел неизбежность и трагизм борьбы со всякой тьмой и величие духовных и художественных Побед! Ибо уже в начале пути ему светил лучезарный Эстетический Идеал Красоты, Творческой Свободы и Всеобщей Гармонии. Этот идеал виделся и слышался ему везде. Его ритмы звучали в стуке его собственного сердца, чутко откликающегося на ритмы космоса в тишине бездыханности и в порывах бури, в шуме дождя и в шуме площадей, в щебетанье птиц и в щебетанье детей, в раскатах грозы и в раскатах органа. Это звучал и звал к воплощению творческий гений Баха – его Бог, который озарил его этим Возвышенным Эстетическим Идеалом Мировой Гармонии, Любви и Красоты! В реализации этого Идеала ему виделось осуществление Высшего Единства всего многообразия жизни, достижение Высшей Красоты и Величия Человеческого Духа, и обретение Высшего Тождества человека с человеком, человека с природой и со всем мирозданием!..

Музыка была для Баха не просто профессией или любимым занятием. Музыка была тем духовным воздухом, которым Бах дышал и днем и ночью. Он жил ею, она была сущностью его жизни. Музыка была тем языком, которым Бах мыслил об окружающем мире, и которым он говорил с жизнью и с Богом! Уже в юности он мог выражать себя не только прекрасными звуками своего голоса, но и звучанием скрипки, клавесина, органа…

Это было необходимо и закономерно в его художественно-эстетическом и музыкальном становлении. Ибо искусство Баха – это живое самовыражение музыкально-поэтической души, обладающей неисчерпаемым художественным воображением, питающимся всеми водами чистейшего Вселенского Океана Света Божественной Любви, Мудрости и Блаженства!..

По своей сути это импровизационное искусство, в котором душа Баха чутко откликается на движение каждой мысли и каждого чувства в пространстве, каждого атома и каждой галактики во Вселенной, попавших в поле тяготения и творческой фантазии этой большой, страстной, нежной и могучей души великого человека и художника!..

Этот ручей музыкального искусства, этот живой пульс нового времени, этот живой поток духовной крови, устремленной в будущее должен был пробивать себе дорогу в скалистых берегах догм и заплесневелых канонов, бороться с окаменелым ремеслом, в которое была превращена музыка религиозных служб и светских развлечений, чтобы вырваться из болот рутины академического музицирования и обывательства светских салонов…

Нужна была возвышенная дерзость чтобы порвать все цепи и ограничения старого музыкального мира. Нужна была высокая мудрость и тончайшая прозорливость, чтобы видеть на столетия вперед! Нужен был вулканический мятеж против всего заземленного, серого, низменного, безобразного, обыденного, пошлого, тупого, невежественного, против собственных привычек и привязанностей, против всего, что удерживает порывы крылатого духа в небеса чистого Света!..
Все это должно было пробудиться в нем, восстать, сразиться и победить! Этого требовал смысл его жизни, требовал его человеческий жизненный подвиг!..

Всего не сказать словами какими бы они выразительными ни были. Но важно подчеркнуть, что в лице Баха искусство боролось с ремеслом, дух Моцарта вел героическую борьбу с бездуховностью Сальери, а героический дух Бетховена уже вырывался из скорлупы устаревших представлений о музыке, ее сути и общечеловеческой значимости. Гибкое, глубокое, многомерное сознание Баха боролось с плоским одномерно-механическим, примитивным, схоластическим умом ограниченный ремесленников от музыки, которые низвели Божественное Искусство музыки до уровня обыденной суеты и рутины и смешав ее с низменной грязью своего мелочного эгоизма сделали ее средством, позволяющим влачить свое никчемное существование. И эта борьба была неизбежна, как неизбежна борьба старого и нового, консервативного и революционного, как неизбежно развитие и преображение самой жизни!..

Чтобы достаточно полно понять дух и пафос этой борьбы нужно отметить, что религиозный колорит общественной жизни, светское и музыкальное воспитание Баха, да и культовый колорит самой музыкальной жизни, окружавшей композитора, отразились в водах этого ручья, преломившись в нем особым образом. В конечном счете этот великий дух всегда стремившийся к свободе преодолел сектантскую узость религиозного мировоззрения и психологии, как и узкие ограничивающие рамки культовых музыкальных форм. Ведь его самосознание было самосознанием свободного художественного самовыражения и полного гармоничного саморазвития его Эстетического Идеала. Если в жизни компромиссы были возможны, порой необходимы, то в творчестве они почти полностью исключались. И все же не жизнь определяла творчество Баха, а его творчество определяло его жизнь! Иначе ручей не возвысился бы до величия Моря…

Жизнь была принесена в жертву Искусству! Это был подвиг во имя высшей духовности жизни и искусства как единого целого. Это было горение возвышенной души! Этот ручей со временем стал напоминать поток огненной лавы, вулканический темперамент которой ломал все формы музыкальных догм, чтобы на их месте потом выросло нечто новое, нужное будущему. Но Бах был сыном своего времени, своей эпохи, которая и породила его, хотя в музыкальном отношении он опередил свое время на столетия, как и всякий подлинный гений!..

Если говорить о современниках, оказавший на Баха на первом этапе его творческого развития значительное влияние, то надо сказать о Георге Бёме и Дитрихе Букстехуде. Георг Бёме – органист и композитор, один из тех скромных музыкантов Германии 17-18 веков, которые усваивая и перерабатывая творческий опыт передового европейского искусства постепенно подготовили у себя на родине почву для появления И.С. Баха. У Г. Бёме, этого талантливого музыкального драматурга и проникновенного лирика, Бах впервые научился методу мелодической разработки хоральных мотивов, которая и пробила брешь в закостенелой протестантской тематике хоралов. Бах научился у Бёме также и основам инструментализма. Но главное, Бёме смягчил первый огненный удар, удар судьбы под который попадает каждый подлинный гений – о д и н о ч е с т в а, удар духовного и творческого одиночества!..

И вот в это самое время, когда Бах тяжело переживал трагедию своего духовного и творческого одиночества, и тем самым был готов к новому более высокому этапу самопостижения и к восхождению на новую более высокую ступень своей духовно-творческой эволюции, Судьба дала ему эту возможность, приведя его к Дитриху Букстехуде. Встреча этих двух творцов прекрасного не от мира сего стала важнейшим событием в жизни И.С. Баха.  Его встреча с Дитрихом Букстехуде - одним из самых значительных музыкантов Европы того времени, которого он очень уважал была для него Божьим даром - и спасением и одновременно - Источником бесконечного Вдохновения!

И. Бах много слышал о необыкновенном мастерстве, виртуозной игре и импровизациях на органе этого мастера высокого Барокко. Ему давно хотелось с ним встретиться, послушать его музыку и поучится у него, ибо многие музыканты того времени считали Д. Букстехуде одним из лучших виртуозов. Д. Букстехуде жил и работал в имперском городе Любеке, где он организовал вечерние музыкальные концерты, на которые съезжались музыканты со всей Германии и даже из других стран Европы.

Букстехуде имел высокий эстетический вкус и свой оригинальный стиль, отличавшийся неограниченной канонами и правилами смелостью, богатой фантазией, яркой и одновременно легкой виртуозной техникой. В его органной музыке прекрасные фуги и другие полифонические формы и импровизации сочетались со свободно сменяющими друг друга темами, зовущими слушателей в музыкальные миры высокой духовности, красоты и величия…

И вот И. Бах решился пройти пешком 400 км. из Арнштадта в Любек, чтобы попасть на такой вечерний концерт Д. Букстехуде и послушать его импровизации на органе. Он думал остаться там на неделю, но случилось так, что остался почти на три месяца...

Конечно Бах наслаждался игрой и музыкой Букстехуде! Конечно и Дитрих с большим удовольствием слушал игру Баха. Конечно они обменивались опытом игры, техникой, композиционными и другими секретами музыкального творчества! Но главное не это.

Главное, в том, что духовно пробужденный Букстехуде пробудил и своего одаренного гостя. Они стали близкими друзьями. Более того, Букстехуде открыл Баху, что он не тот, за кого себя принимает. Что его земное «я» - эго сильно ограничивает его творчество. Он открыл Баху его внутренне духовное Высшее Я и подлинный Источник Высокого Божественного Творчества!

Букстехуде как посвященный открыл Баху существование высших обитаемых божественными существами миров и рассказал о той Высокой Гармонии и красоте Небесной Музыки, которую люди никогда не слышали. А главное, открыл Баху саму Суть Вселенской Музыки и поведал о величайших небесных Учителях Света и Космического Творчества! И только после этого, воистину вдохновленный Божественным Источником И. Бах стал сознательно создавать высочайшие по духовности, мудрости и философской глубине произведения, несущие подлинно Божественную Мощь Духа!

А это оказало огромное воздействие на всех современных ему музыкантов и музыкантов последующих эпох, включая наше время. Ибо музыка И. Баха – это Музыка Космического Света Беспредельности! Она не только сама вечна, но и имеет вечное влияние на бесчисленные поколения людей, давая им основу для развития нравственно-эстетической и художественной музыкальной культуры!..

Дитриху Букстехуде Бах обязан духовным и творческим прозрением, обретением смысла творческой жизни и решимости и окончательно утвердившейся уверенностью в правильности избранного эстетического идеала, следовательно, и творческого пути. Возвышенное, свободное и монументальное органное искусство знаменитого мастера виртуоза – Букстехуде, произвело на Баха потрясающее впечатление, заставив забыть и службу, и начальство, и учеников. Эстетический Идеал Баха возвысился и утвердился на сверхличной, общечеловеческой, космической ступени его эстетического сознания!..

Под влиянием Д. Букстехуде он впервые заглянул в духовную суть жизни и увидел будущее человечества и будущее своего искусства. Дитрих помог ему впервые увидеть и осознать подлинный масштаб своего творческого Гения и осознать в чем собственно состоит этот Гений. Помог Баху познать Его собственную Сверхличную, Духовную, Надземную Природу. Ручей впервые понял, что его цель - Море, что в нем самом скрыто могучее Море, единое с мировым Океаном!.. И он осознал, что его жизненная миссия – своим искусством вести человечество к этому Вселенскому Океану Света!..

Это и есть осознание своей миссии в жизни, своей цели в искусстве и своего места в мире!.. Это возвышенное самосознание и дает силы в героическом труде будней, дает стойкость в героической, длительной, изнуряющей неблагодарной борьбе, полной утрат и одиночества!..

Но можно ли описать эту борьбу, этот п о д в и г, длившийся всю жизнь? Можно ли описать саму эту трагическую и прекрасную жизнь, которая не сразу просматривается в его музыке, космичность, многомерность и многообразие пластов которой скрывает личные интонации и мотивы? В своей музыке Бах возвышается над самом собой, над своей личностью. Отзывчивое и полное сострадания сердце художника поднимается над своими страданиями и обращается к страданиям других людей. Воображение, а вслед за ним и музыка от личного переходит в сферу надличного, общечеловеческого.

Именно в этой сфере, когда собственное отдельное «я» исчезает, растворяясь в Мировой Гармонии и обретается подлинно Возвышенное Тождество человека с Мирозданием. В этом Тождестве и Единстве и находится искомая Красота, Свобода и Гармония. В этом Возвышенном Эстетическом Сознании, отражающем в творимых им художественных образах саму Истину в обликах Красоты, его душа и обретает свой Эстетический Идеал! Это и есть Музыка Души, ставшая Пифагоровой Музыкой Сфер, которую и Бах слышал в необъятном пространстве своего Великого Сердца единого со Вселенной. Это Музыка Космоса, Музыка Великого Безмолвия, Музыка Самого Творца, услышанная чутким духовным слухом Великой Души, и выраженная языком земной музыки подарена миллионам людей, лишённым возможности напрямую слышать Бога!.. 
Бах многое взял у Букстехуде непосредственно: и духовный опыт и музыкальный. Но все это было гениально разработано и развито так, что Бах превзошол самого себя многократно и в музыкальном отношении, и в эстетическом отношении и в творческом прорыве на Новые Небеса Света и Радости!

Это оказалось возможным потому, что музыка была для Баха подлинной философией, а точнее непосредственно переживаемым музыкальным искусством художественно-философского мышления, в котором каждая философская категория выступала в живой непосредственности и конкретности музыкального художественного образа! Каждая категория-образ, каждый голос музыкальной ткани, как актеры грандиозной музыкальной драмы в отдельности и все вместе образуют живой полифонический сплав, живую подвижную текучую Диалектику Бытия, которая дается нам в непосредственной конкретности чувств и ощущений. Именно потому, что Бах был не только гениальным художником и великим музыкантом, но и потому, что он был мудрым философом, ему довелось поднять полифоническое искусство до высот Вселенской Беспредельности!..

Великий Аватар Рамакришна Парамахамса – воплощение Верховного Бога Вишну, как-то говорил своим ученикам, что Великая Душа одного из семи Небесных Мудрецов сидящий перед Престолом Самого Бога – Абсолютного Света Беспредельности, часто воплощается на Земле из сострадания к человечеству и что Он его хорошо знает под разными именами и всегда очень любит!.. И что этот Божественный Мудрец является величайшим музыкантом этой Вселенной, который из любви к человечеству много раз воплощался на Земле как Божественный Музыкант, Духовидец и один из великих Учителей человечества! Кто знает, может быть Рамакришна имел в виду ту Душу, о которой мы здесь говорим, как о Иоганне Себастьяне Бахе?..

Когда в будущем появится подлинно научное одухотворенное Философско-Эстетическое Музыковедение, способное исследовать музыкальное произведение во всей многомерной духовной глубине его живой непосредственности и целостности, как подлинно живое Существо, а не заниматься отопсией (разчленением трупа на части) и механическим анализом и анатомией художественного организма. Когда появится музыковедение, знающее подлинные Тайны Творчества и Бытийный Духовный Источник Музыки, тогда музыковеды-эстетики (а музыковед обязан быть одновременно и эстетиком, иначе он не может проникнуть в духовно-философскую суть произведения) сделают еще много глубочайших открытий, казалось-бы в уже дано известных и ставших азбучными произведениях Великого Баха, да и во всей музыкальной культуре планеты…

Достижение высот полифонического мышления было поистине результатом титанической работы. И все это в тех условиях, когда творческая свобода по необходимости достигалась и осознанно отстаивалась преодолением преград и препятствий на каждом шагу.

На пути ручья было много скал, порогов, камней, о которые он разбивался порой вдребезги, и казалось нет уже сил бежать дальше вперед…
Но он прелюдировал и бежал дальше (Фуга - по латыни означает – Бег). Фуга-бег была бегом от повседневной суеты, от окружающей бездуховности и мрака, от грязи и пошлости…

Музыка, Музыка, Музыка – в ней было его спасение и его возвышение над прахом, тоской и тщетой земной жизни…

И если говорить о самых значительных достижениях и взлетах неустанно бегущего ручья, то надо назвать прежде всего «Пассакалию До-минор». Это возвышенное произведение - одна из вершин (возможно недосягаемых) мировой органной музыки. Орган был подлинной стихией Баха, Орган вдохновлял и возвышал его душу, Бах же возвышал органную мысль, органное музыкальное мышление. Душа человека и душа инструмента представляли собой органическое целое. Только орган был способен естественно и органично материализовать мысль и чувство Баха. Только Бах был способен подлинно органично слиться с органом и сердцем осознать Дух этого могучего музыкального инструмента и его Пафос. Это конечно не умаляло его отношения и любви к другим музыкальным инструментам и к оркестру в целом. Но О р г а н – был душой Баха. Возвышенные идеи могли быть выражены только возвышенными звуками!.. И в этом ни один инструмент, ни даже целый оркестр не могли соперничать с органом. Пример тому «Пассакалия До-минор». Этот шедевр мог родиться только в единении Баха с Органом. И поистине в этом произведении уже близко слышен раскатистый гул и рокот моря. Могучая сила его волн, порой затихающих и даже ласковых, порой с титанической мощью и яростью устремляющихся на «штурм неба», всегда полна глубины и величия. Этому произведению не хватает только необъятности моря. Но его уже не назовешь ручьем или даже рекой. Это мощный поток затопивший каменистую теснину ограничений и догм и широко раздвинувший берега освобожденного творческого сознания.

Другим произведением, также явившимся значительным взлетом художественной мысли Баха был первый том «Хорошо Темперированного Клавира». Это произведение является возвышением на новую ступень творчества Баха - мыслителя, теоретика, систематика. В эту философско-педагогическую поэму, в эту жёсткую систему прелюдий и фуг он смог вдохнуть живой лиризм и подлинное тепло своего сердца. По своей философско-педагогический и эстетической значимости, по своему совершенству и красоте это произведение сравнимо с Геометрией Эвклида – с его книгой «Начала», которая сохраняет свою значимость уже более двух тысяч трехсот лет, оставаясь одним из основных источников начала геометрической мысли и геометрического образования!..

И действительно, на этом произведении Баха учились и учатся все поколения музыкантов, овладевая началами высшего мастерства, подобно тому, что на геометрии Эвклида бесчисленные поколения учатся основам математического мышления. Второй том «Клавира» родился уже в волнах моря музыкального искусства Баха. Но это не безформенное море, а море имеющее четкие ориентиры, свои меридианы и параллели и свою подлинную Красоту и Величие!..

Можно отметить, что Баха очень интересовала изначальная суть самого Звука как такового, в котором скрыта до сих пор не раскрытая тайна происхождения пространства. А эти идеи ведут к объединению геометрии и других математических наук с наукой о музыке! И быть может уже через несколько столетий такой же гений как Бах или он сам в новом воплощении постигнет и покажет людям, что пауза в музыке т.е. беззвучие, иначе говоря – безмолвие намного важнее, чем звучащие ноты, ибо вся звучащая музыка есть проявление Музыки Безмолвия! И что не менее важно, что не пространство порождает звучание музыки, а Первичный Звук – АУМ является Истоком Пространства. И что подлинная Божественная Музыка, которая всегда Звучит во Вселенной – это Творчество Звука сияющего Светом и порождающего гармоничные и прекрасные пространства Бесконечного Космоса!,.

Из инструментальных произведений, родившихся на пути к морю достаточно назвать «Бранденбургские концерты», оркестровые сюиты («увертюры») и сонаты для скрипки, чтобы стало ясно на какую высоту поднялась инструментальная музыка в творчестве Баха того периода. По сути она была предтечей симфонизма классической и романтической эпох.
Бах на своем пути к наивысшему шагал не мелкими шагами простого новатора в искусстве. Не только от старой формы к новой форме, от старого жанра к новому жанру и от механического мышления в музыке к многомерному диалектическому мышлению… все это само собой разумеется. Он шагал по эпохам музыкальной культуры планеты Земля. Он сам их создавал и шел дальше!..
Не это ли мера достойная подлинно возвышенного творчества? Эту меру можно наблюдать в творчестве многих гигантов духа – у Бетховена, у Микеланджело, у Леонардо Да-Винчи, у Шекспира, у Николая Рериха…
 
И вот накал жизненной и творческой борьбы достигает высшей напряженности. Тяжёлой ценой унижений и уступок перед начальством, перед мнением невежественного общества, Бах отстаивает свое право на творчество. Слова из Евангелисткой Притчи (Кантата № 47) «Всякий возвышающий сам себя, - унижен будет, а унижающий себя – возвысится», выражают Христову мудрость Баха, его мужество и силу воли.

Чем ожесточеннее становилась борьба, тем больше возрастало его стремление к Морю безграничной творческой свободы. Тем больше нерастраченной энергии открывалось в глубинах этого Великого Сердца, тем неистовее становился его творческий энтузиазм, его стремление и натиск и его героизм!.. И вот, наконец…

О Радость! Первое мощное дыхание моря, настоящего Моря – «Магнификат»! Торжественно-светлая оратория для пятиголосого хора, солистов и оркестра. Это произведение полно ликующей Радости, уносящего восторга и лучезарности! Это освобождение! Духовное и творческое освобождение от оков, от магнитного притяжения всего земного, обыденного: от страхов, от своей оболочки, от своей личности, от своего эго-ума. Это взлет в сферу надличного Глобального Сознания, где все свободно, гармонично и радостно. Это рождение Моря, рождение собственного внутренне осознаваемого Безсмертия и осознание Своей Вечности. Это взгляд и видение Джив-Атмы, осознающего свое место в Мироздании и свое Единство с Вечной Жизнью!..

Отсюда и торжество Радости, которая уже несет в своем чреве финал Девятой Симфонии Бетховена!..

«Магнификат» - это не только Радость от возвышения духа композитора, осознавшего неисчерпаемость своих творческих сил, но и выражение величия самой Радости, внутренняя гармония которой смогла столь свободно выплеснуться в мир в форме музыки, ибо нашла для этого родственную музыкальную душу – как своего проводника. Иначе говоря, в этом произведении впервые, быть может, ясно проявляется обнаженная духовная сущность Музыки – Божественная Радость!..

Море разливается широко, безбрежно, открывая свободные просторы творческой фантазии. Могучие волны художественной воли и воображения теперь могут принимать любые формы, сохраняя в тоже время свою возвышенную мощь и красоту. Они могут быть устрашающими, яростными, страшными, ужасными, но они всегда будут возвышенными и прекрасными! Даже волны, несущие смерть – величественно-прекрасны! Ибо для духовидца смерти нет, есть только переход в иное состояние Вечно Прекрасного Бытия!..

И вот апофеоз творческого пути Баха: «Страсти по Иоанну», «Траурная Ода», «Страсти по Матфею», «Высокая Си Минорная Месса»!

Бах, писавший «Страсти по Иоанну», вне всякого сомнения понимал в сердце своем всю глубину происходившей на глазах у всего космоса человеческой трагедии в великой божественной драме, когда Иисус в последний свой час на кресте восклицал святое имя – «Или, Или! Лама савахфани?» Так он звал своего великого и любимого Учителя – Пророка Илию. Ибо Илия в прошлых жизнях был великим, любимым Учителем Христа, включая предыдущее, когда Иисуса звали Елисеем. И вот Елисей–Иисус зовет Илию–Иоанна! («…Илия уже пришел, и не узнали его… Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе». «Ибо все пророки и Закон прорекли до Иоанна. И если хотите принять, он есть Илия, которому должно прийти».) Однако ныне, когда сам Иисус стал божественно совершенным, Илии–Иоанну не надо было быть прямым Учителем Иисуса, и потому он становится Предтечей, взяв на себя задачу подготовить народ к Его Приходу. И вот распятый Иисус зовет Илию–Иоанна, который уже был убит к тому времени и спускался с небесных сфер к своему любимому ученику уже не раз… Ибо Иоанн, крестивший Иисуса в водах Иордана, был для него так же и Предтечей Освобождения от тяжелого распятия на кресте земного воплощения. Иоанн – был для Иисуса Предтечей Вознесения!..  И в этом Илия-Иоанн, ставший жертвой невероятного, жестокосердия и невежества ничтожного царя Ирода, своей мученической смертью первым открыл врата на Небеса и тем подготовил и облегчил Вознесение Иисуса Христа!..

Бах потрясенный богочеловеческой Драмой Иисуса Христа и всех ее участников, глубоко переживая все ее события, быть может как никто другой смог выразить эту космическую драму языком музыки, языком сильнейших чувств и глубочайших переживаний, и тем самым поднял свое искусство на невиданную духовную высоту!.. Путь к возвышенному завершился достойно. Эстетический идеал юности воплощен! Но впереди сияют и манят еще более величественные и обширные горизонты Великого Неведомого…

Настойчивое обращение Баха к евангелийской тематике было исторически и психологически обусловлено. Это сфера надличного. Тема духовного пробуждения и возвышения (говоря языком Евангелия – Вознесения) над всем земным, и прежде всего над самим собой, в творчестве Баха нашла свое яркое воплощение. «Страсти» полны глубокого философско-психологического и гуманистического содержания. Особенно примечательны в этом отношении «Страсти по Матфею» - произведение равное по силе воздействия и выразительности «Тайной Вечере» Леонардо Да Винчи, но превосходящее его, быть может, по динамизму и вулканической мощи, по наглядности внутреннего движения душ героев этой драмы. Этого столкновения высокой любви и самопожертвования во имя человечества (Иисус) и низменной корысти и предательства во имя ничтожного эго (Иуда). Это падение Петра, отрекшегося от своего Учителя и затем раскаявшегося. Это шествие на Голгофу (место казни), распятие, и Вознесение Иисуса Христа. Это космическое столкновение Света и тьмы, Добра и зла, Возвышенного и низменного…
Все эти более чем ясные знаки грядущего Армагеддона, Бах не только понимал и чувствовал каждой струной своей истерзанной в борьбе с окружающим злом, души. Более того, он уже жил в этой Апокалептической атмосфере духовной борьбы и в своем творчестве анализировал и исследовал все стороны, все глубины грядущей великой Космической Битвы Сил Света с силами тьмы, искал и находил священные Основы Победы Света, Красоты и Добра. Бах в своей Музыке уже нашел, решил и запечатлел Формулу Победы в Великой Битве с тьмой!..

Самоотверженный героический труд Баха, поистине необъятное Море творческого труда Души и Сердца, Разума, каждая клетка тела – все это высокий Подвиг во имя спасения и возрождения человечества Нового Мира!
Да, Бах – это Море, Море Музыки. Но это не просто музыка. Это пульс и дыхание тысячелетий. Это жизнь миллиардов со всеми их радостями, горестями, бедами, страданиями и вечным стремлением к свету и счастью. Это крушение старого, прогнившего до основания мира. Это трудное, но неудержимое, огненное рождение Нового Мира – Мира Сердца, Мира сердечной Красоты и Человечности. Это Битва и Победа Света, которую позже также мощно, но в еще более свободных формах симфонизма утвердил в своем творчестве Бетховен! Именно Победа Света Красоты, который как верил Бах, есть в каждом чистом сердце. Самоотверженный творческий подвиг Баха – это своего рода новое повторение Подвига Иисуса Христа, это проявление высшей социальной активности художника – всей душою любящего человечество самой высокой Божественной Любовью!..

«Высокая Месса» - это уже Море, развернувшееся в Океан! Океан общечеловеческой жизни, страстей, переживаний, радости, отчаяния, трагической скорби и надежд. Это Океан мыслей, чувств, мечтаний, стремлений, дерзаний, падений и новых взлетов духа, но уже в космических масштабах. Это Океан Жизни и Смерти, это музыкальный Океан планетарно-космического Бытия. И как говорил Ромен Роллан: «Для музыкального сердца – все музыка!» «Высокая Месса» - это многомерный внутренний мир Души Баха, вобравшей в себя все Мироздание! Это одухотворенная Вселенная, творимая по Высшим Законам Красоты! Ничто человеческое Баху не было чуждо. И Ничто Божественное не осталось вне его Великого Сердца!..

И действительно, все присущее человеку, человечеству и Богу можно найти в «Си-Минорной Мессе, в этом беспредельном Океане Духа, вобравшем в себя Вселенскую Жизнь и Мудрость. По всеохватности, универсальности, полноте и целостности «Высокая Месса» достойный приемник Божественных Гимнов Риг-Веды и предтеча Девятой Симфонии Бетховена. «Высокая Месса» - это Высокое Посвящение, открывающее нам в этой Божественной Музыке Тот Звуко-Свето-Цвет, Ту Высшую Вибрацию, Тот изначальный Всетворящий Звук ОУМ Космического Сердца, в котором мы не только слышим, но и видим и переживаем То, что называют Богом – Абсолютом…

Конечно же «Высокую Мессу» - этот Океан музыки могла вместить именно тональность Си-минор – Великий Синтез Жизни, в которой душа Баха достигает своей гармонии с Верховной Душой Мироздания! В этой фреске начертанной художественным гением на полотне человеческой истории, Бах проявил себя  МУЗЫКАНТОМ в подлинном смысле этого слова: санскритское слово – БХАГАВАДХАР – МУЗЫКАНТ  в точном переводе означает – «ТОТ, КТО ПОЕТ ХВАЛУ БОГУ». Это апогей возвышенного в искусстве Баха. Ни в одном из целой плеяды своих произведений – шедевров Бах не достигает такой философской проницательности и божественной мудрости, такой искренности и обнаженной человечности, такой всеохватывающей гармонии противоположных начал!..

Земная миссия Баха закончена. Творческий путь художника-пророка подходит к концу. И вот подобно Александру Пушкину, писавшему «Я памятник себе воздвиг не рукотворный…», Бах в одном из самых последних своих творений, из своего имени (БАХ) создает непревзойденный шедевр полифонического музыкального мышления - «Искусство Фуги». Это Завещание великого мыслителя потомкам, говорящее о Неисчерпаемости и Беспредельности. О Неисчерпаемости того атома Вселенной, который называется Человеком, и который в своем сердце несет безсмертие самой Красоты!..

«Искусство Фуги» - это эпическое полотно высочайшего эстетического вкуса, повествующее об искусстве жить и быть универсальным, совершенным, неисчерпаемым, гармоничным, добрым, мудрым, радостным и прекрасным! Этот эпос повествует о безграничности творческих сил человека, устремленного в Беспредельность!..
Это подлинное Искусство, ибо оно художественно убедительно показывает нам Бесконечное и Вечное в конкретных формах конечного – (фуги), и тем самым возвышает наше сознание. Это, если угодно, Йога Красоты! Это Музыкальный Сатсанг – Беседа с Богом, приводящая к самореализации! Это Великая Медитация, темой которой является Путь ручья в Прекрасный Океан Вечности! Пафос произведения в слиянии индивидуальной души с Беспредельным Духом – Богом, слияние с Которым, является конечной Целью человеческой эволюции. Здесь индивидуальное бессмертие художника соединяется с бессмертием всего человечества. Множественность человечества интегрирована в каждой индивидуальности. И каждый индивид совмещает в себе всю множественность проявлений человечества и мира в целом. Это и есть философия и эстетика этого высшего взлета полифонической мысли, выше которой гений художественного сознания подняться уже не может, ибо эта многомерно-полифоническая Мысль, этот Великий Синтез в Я ЕСМЬ ТО ЧТО Я ЕСМЬ объемлет в себе Все!..

Мы шли вдоль ручья, и он привел нас к Океану Беспредельного Света!
Это и есть  Б о ж е с т в е н н о е   в   М у з ы к е   Б а х а!..

Таков Путь ручья в Море Мира и оттуда в Океан Вечности. Чистые воды этого ручья никогда не перестанут манить и звать к себе усталого путника, изнуренного в долгих поисках «утраченного Солнца». Они не только освежат, дадут надежду и новые силы для продолжения жизненного пути. Но главное, - они Озарят, (и засияет «Солнце во тьме» - Риг-Веда) понесут его кратчайшим путем. Путем Красоты к Морю Мира, и затем к Океану Вечности, к Богу-Отцу, к Тому Высочайшему Бесконечному Источнику, откуда все мы вышли в Мир, и куда в конце-концов каждый из нас вернется, чтобы в Отчем Доме объять все любимые сердца и услышать, как музыку детский Смех Бесконечного…

Есть Великая Музыка Мироздания – Всеобщая Гармония – Вечно Звучащее многомерное, Единомножество, Великий Синтез бесчисленных существ или энергий и вибраций одновременно светящихся, звучащий, имеющих свои ритмы, образы, силы… Бесконечная Трансформация Той Единственной, Основной Ноты – Логоса, Той божественной Тоники ОУМа, которая как Матерь Мира, творит все Мироздание и вокруг которой разыгрывается вся Мистерия Бытия!..
 
Мы не можем слышать непосредственно Великую Музыку Всеобщей Космической Гармонии. Ибо Она слишком Прекрасна, Священна и ослепительна, а мы далеко еще не совершенны. Мы не можем ее слышать так же, как не можем смотреть вблизи и непрерывно на Солнце, которое сожгло бы нас сворим великолепным сиянием. И поэтому нам дана наша земная музыка, даже самые лучшие образцы которой – лишь отдаленное, ничтожное подобие этой Величественной и Вечно Звучащей Мировой Гармонии. Наш жалкий слух, лишь усиливающий нашу дремучую глухоту, и наше маленькое сердце, заваленное треволнениями пошлой повседневности, могут вместить только ничтожно малую порцию Света и Радости, содержащейся в нашей земной музыке, которая подобна шороху кусочков травы и обломков сухих листьев внутри муравейника, в сравнении с Божественной Мощью Звучащей Гармонии Солнца!.. Но все же мы – дети этой Великой Единой Священной Гармонии. Мы несем в недрах наших неугомонных сердец лишь отдельные ноты, звуки и аккорды этой Вечной Вселенской Музыки, даже не подозревая об этом, ибо они заглушены скрежетом нашей дикой, вечно мечущейся и орущей самости - эго. Ибо мы лишили себя Божественного Дара – Безмолвия и Тишины, и потому мы не умеем внимать, слушать и слышать, и видеть. О, если бы мы это умели!..

О, если бы мы умели слышать Сердце: свое сердце и сердце ближнего и дальнего. Быть может тогда мы сумели бы по-настоящему, как заповедал нам Христос, и любить, и прощать, и никогда бы не забыли Первую Любовь свою – Бога Живого!..

И тогда мы могли бы обрести тот Единый и бесконечно множественный Взгляд, который дал бы нам возможность увидеть, что «Сердце на всех Одно», а Музыка – это истекающие из него Океаны и реки Радости и Гармонии Господней! «Откуда придет к нему печаль, как будет он обманут – тот, который повсюду видит Единство?» - говорит Иша Упанишада. И стоит только сосредоточится на Лотосе Космического Сердца, как мы вознесемся над суетой, страстями и бурями личного «я», над своим эго, над шумом и гамом Мира, и в том Едином - Одном на всех Сердце сольемся с безбрежным Океаном Музыки Мироздания!.. Ибо все мы и все в мире – это Единая Вечно Звучащая Гармония и Радость: «Блаженство мириад мириадов, которые суть Одно» (Риг Веда).

И надо понять, что истинное величие Баха не столько в той земной музыке, которую он создал и записал в известных людям произведениях, пусть даже самых гениальных, сколько в той небесной Великой Музыке Божественной Гармонии Мироздания, частью которой являемся мы сами, которую Бах Слышал, и Сотворял вместе с Богом. И которую быть может лишь через тысячилетия, когда в Новом Мире Новое Человечество обретет подлинный, сердечный духовный Слух, он выразит и принесет в дар людям, как некий неведомый и непостижимый для нас сейчас – Гимн Беспредельному, исходящий из Вселюбящего Сердца Бога!..

Воины Духа, Воины Культуры, подобно И.С. Баху идущие по пути героев – идут постоянно и во всем «Верхним Путем». Что же это значит – идти «Верхним Путем»? Христос так отвечал на этот вопрос:
«Это значит любить Меня, Мой План и Мое Дело больше всего земного, тебя захватывающего и служить Мне. Это и есть Верхний Путь, ведущий ко Мне и к Нам. В каждом дне, в каждом деле, в каждом поступке, в каждой мысли служи Мне, а не себе - не земным своим привычкам, пристрастия и привязанностям… Думай обо Мне постоянно. Отдай Дух свой Мне. И сознание пусть наполнится Горним Светом! Живи, действуй и иди сердцем к  Сердцу Востока – к Моему Сердцу. Тебе это не трудно, ибо Мое Сердце всегда с тобою рядом».

Господ сказал: «Помни: никогда не бойся, отбрось все колебания. Помни, что это Я делаю это, а не ты или кто другой. Поэтому, как бы ни сгущались тучи, какие бы опасности и страдания, какие бы трудности или то, что кажется невозможным ни встретилось тебе, нет ничего невозможного, ничего трудного. Ибо это Я, кто все совершает!..»

Чистое и светлое сердце великого Баха было открыто всему мирозданию и его Творцу, которого он слышал не только «ухом ушей», (как говорит Риг-Веда,) не только внутренним слухом сердца, но и обычным слухом. Это стало возможно потому, что он сумел Прозреть настолько, что видел Бога всюду и во всем, видел безмерную вездесущую Красоту Абсолюта! И благодаря этому Бог-Абсолют вошел в его сознание, в его музыку и Стал Духом, Пафосом и Сутью его музыки. Именно поэтому мы можем услышать в музыке Баха Голос Бога, услышать Бесконечную Песню Его Сердца и  ОСОЗНАТЬ И ПОСТИЧЬ В ТВОРЕНИИ САМОГО ТВОРЦА!..

ТАКОВО ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ ИСТИННОГО ИСКУССТВА: ПОКАЗАТЬ ОТКРЫТО И ЯСНО САМОГО ТВОРЦА В ВЫСОКИХ ТВОРЕНИЯХ ПРЕКРАСНОГО И ВОЗВЫШЕННОГО ИСКУССТВА!..

Это необходимо для того, чтобы человечество в себе самом научилось видеть Бога – Абсолютный Свет Беспредельности, чтобы сознательно и уверенно идти по Пути Духовно-Космической Эволюции!..

И когда, таким образом, мы явно, близко и непосредственно видим Творца, мы начинаем осознавать, что мы сами Его Творение. И тогда к нам приходит озарение, и мы  в и д и м  Б о г а  в Его творении, т.е. в самих себе!..

Да, Бога можно и нужно видеть здесь – в суете и грязи земной жизни, а не только в трансцедентальных, экстатических вознесениях духа. Именно поэтому нужно не разделение, не отказ от земного во имя небесного. Нужен Великий Синтез, Великое Объединение противоположностей: Небесного с Земным, Абсолютного с относительным, Бесконечного с конечным. Это и есть Великое Единство Противоположностей, подлинная Диалектика Духа и Бытия, Великий Синтез – Основа истинной Гармонии и Вселенской Музыки.

Именно в этом Единстве – точка Великого Равновесия, в которой раскрываются Врата Небес. И тогда во всем, во всех творениях, можно видеть Творца – Абсолютную Красоту и Свет Беспредельности! Ибо нам нужно Свет Небес спустить на Землю. Нам нужно чтобы Солнце засияло во тьме Земной, а не за ее пределами. И вместе с тем нам нужно, чтобы и Земля на Пути своей Духовно-Космической Эволюции не оставалась на месте, а развивалась и возносилась все выше и выше на Небеса Красоты и Величия!.. И тогда на Земле не будет тьмы и зла, а будет Свет, Красота, Гармония, Любовь и Радость…

Именно в том и заключается подвиг Баха, что он сумел, находясь во тьме земной открыть свое сердце Великому Свету Небес и принести его на многострадальную Землю в дар «великому сироте» - человечеству новое вдохновение и надежду на более чистую, светлую и возвышенную жизнь...

«Крест Любви покроет поле битвы вашей,
И вознесется Песнь Гармонии»,
               
Кн. "Листы сада Мории. Зов"