- Магомед!
- Расул, вот так встреча, сколько лет, сколько зим!
- Куда ж пропал на столько лет, дорогой мой?!
- Под Хабаровск в армию попал, там и остался на сверхсрочную,дослужился до полковника! Здесь по службе, мимолётом. Ты как?! Давай в чайхану!
Сели, отведали вприкуску напитка ароматного.
Спросил вдруг Расул после того, как испили всласть нектар беседы задушевной друзья закадычные школьные:
- Мы уже достаточно долго в пути, что зовётся "Жизнь"! Вот скажи, боишься смерти?
- ?
- Довелось под пулями побывать, думаю о ней часто.
- Давным - давно это было. Сосед, с которым почти не общался, (не он меня избегал, как того, кто низко пал, я - его, как того, с кем не о чём говорить) умер в благословенную пятницу благословенного месяца Рамазан, ровно тогда, когда пропели обеденный азан*. Дослушал его, и перед последним вздохом пролил слёзы светлые, чему - то улыбаясь, ушёл.
Так рассказывали дети его.
Когда похоронили, и на поминках сидел семь дней, услышал столько хороших слов о нём ото всех, что усомниться в истинности их было невозможно!
Знаешь, с самого детства было интересно, почему умершего несут на кладбище торопливо.
Спросил у дедушки, он и привёл довод в пользу именно таких проводов: "Переносите погребальные носилки быстро, ибо если покойный был праведником, то для него будет лучше поскорее оказаться там, куда вы его провожаете. В противном же случае, вы уберете это зло со своих шей"*.
Тут я и всполошился, а меня - то как проводят?!
Ответ на поверхности: сбросят не как доброе и забудут! И не пустит никто слезы горячей за мною!Мама б завыла вослед непутёвому, да умерла давно.
Так я оставил раз и навсегда плохое! Просто обрубил, и всё!
Сказал бы кто, что возможно такое, посмеялся б в лицо, но тем не менее, случилось именно так со мною.
Потом, потом скрасил жизнь отца, который давно опустил руки, не зная, как совладать с моей страстью к игре в карты на деньги и выпивке!
Был плотником от Бога, передал ремесло мне, и тоже, - да смилуется над ним Аллах! - оставил сей бренный мир - чужбину. Ушёл во сне, тихо, без боли.
Не знаю, как будет, но стараюсь и надеюсь, что уйду так же, как эти достойные…
А потом отыскалось, как если б само собой, и это:
"Любому из нас неизбежно придется на тесное ложе лечь,
Где с боку на бок не повернуться и не расправить плеч.
Мы - дети мёртвых. Так почему же боимся мёртвыми стать?
И почему неизбежную чашу гнушаемся мы принять?
А жизнь коротка, и заветной цели достичь не сумеет тот,
Чье сердце от страха дрожит при мысли, что смерть его стережёт."*
"Мы - дети мёртвых", брат мой,подобает ли нам бояться того, к чему были приведены наши золотые?
Хотя, убежав из одной ловушки, попал в иную: у меня две внучки, обожают меня так, что спасу нет, боюсь умереть, пока они не подрастут: будут тосковать, не зная меры.
- Правду сказать, я слышал о тебе сто лет назад плохое и не подозревал о теперешнем твоём положении! Начал разговор неспроста, хотел надоумить, но не знал, с чего начать.
- Я так и понял.
Не смог поведать полковник, что сны плохие зачастили к нему, сказал вместо:
- Что ни делается - к лучшему, сам чуть мудрее стал после разговора с тобой. Мне пора на самолёт. Даст Аллах, год ещё отслужу, выйду на пенсию, вернусь в родные края насовсем, тогда и посидим уже за хинкалом!..
Обернулся раньше, через две недели.
Из Украины, где принял смерть, выручая подчинённых…
Примечания:
1)Азан - призыв к молитве.
2)«Переносите погребальные носилки быстро…» - хадис.
3)«Любому из нас неизбежно придется на тесное ложе лечь» - Абу-т-Тайиб Ахмад ибн аль-Хусейн аль-Мутанабби(915, Эль-Куфа - 23 сентября 965, близ Нумании) - арабский поэт. Некоторые исследователи, в частности, востоковед И. Ю. Крачковский, считают аль-Мутанабби одним из наиболее выдающихся поэтов, когда-либо писавших на арабском языке.