Рассказ 1. Предательница

Вера Сергеевна Семенова
К читателям

       Дорогие ребята! 
Детство девочки Насти, о которой пойдет речь в моих рассказах приходится на 60-70-ые годы двадцатого века. Никаких современных гаджетов тогда не было. И домашний телефон был ни у каждой семьи. Но жизнь была интересная, потому что люди общались друг с другом.  Их общение было всегда реальным.  По мере взросления каждый человек задает себе множество жизненных вопросов и пытается в них разобраться. Возможно, что размышления и поступки нашей юной героини подскажут кому-то истинный путь.

Рассказ 1.  Предательница

      Настя помнила себя годков с трех, если не раньше. Жили они тогда не в пятиэтажном доме в Москве, как сейчас,  а в пристройке к двухэтажному деревянному дому в подмосковном городе Бабушкине. Ныне такого города нет, но есть Бабушкинский район в Москве. В доме этом до революции проживала какая-то богатая семья - то ли дворянская, то ли купеческая. Настя толком не знала, но дом помнила хорошо. Помнила, что на первом этаже была одна большая квартира в несколько комнат, а на втором – коммунальные однушки, в которых проживали семьи из трех-пяти человек.  В квартиру на первом этаже  въехали новые жильцы: родители с дочкой и бабушка. Тех, кто жил в этой квартире до них, Настя совсем не помнила. Но момент въезда новых жильцов запомнился ей очень хорошо. Может быть потому, что уже тогда в ее маленькой голове возник один вопрос, на который она не могла ответить.   «Почему семья из четырех человек будет жить в  такой большой квартире?» - подумала она, наблюдая за разгрузкой машины с мебелью. И решила спросить у мамы.
 
     - Мама,  а почему мы живем в такой маленькой квартире, ведь нас же больше?

Мама тогда смутилась, так как Настя любила задавать свои вопросы четко и громко.

      - Настенька, говори, пожалуйста, потише. Я потом тебе все объясню, - ответила она ей почти шепотом.
 
Но так и не объяснила, почему их семья из пяти человек ютится в десятиметровой пристройке к дому, бывшей дворницкой.   А ее детский ум был еще не в состоянии разобраться в том, что в советском   обществе никакого материального равенства и быть не могло.  Однако, кое-что четырехлетняя Настя уже понимала. Например, ей очень понравилось платьице на девочке, и она хотела такое же. Но Настя никогда не станет просить родителей купить ей такое платье. Она знала, что для покупок нужны деньги. А денег в семье было мало. Работал один папа, а мама после рождения младшего братишки пока не могла выйти на работу. Оставалось только мечтать о таком платье. Но мечты  иногда сбываются. Вот и Настина мечта тоже осуществилась.  Правда, не сразу. А произошло это так. После окончания пятого класса, Настя поехала на летние каникулы к бабушке в деревню.  Там она  и рассказала о своей мечте крестной, которая умела прекрасно шить, хотя портнихой не была. Не специально рассказала, чтобы попросить. Вышло наоборот. Кока Насти, то есть ее крестная мать, в честь которой назвали девочку, сама решила сшить ей платье, но не знала, какой лучше выбрать для него фасон. Тогда-то Настя вспомнила о своей мечте и подробно описала коке фасон. Вышло платье всем на загляденье. Оно было прямое с пышными оборками по низу и рукавчиками-крылышками. Девочка была на седьмом небе от счастья. Жаль только, что платье Настя носила всего одно лето. За год она так подросла, что оно стало для нее мало.

      Вернемся к новым жильцам,  въехавшим в дом. Они почти не общались с соседями. И Настю это тоже удивляло. Утром  за отцом семейства приезжал личный водитель и увозил его на работу. А мама и  бабушка девочки оставались дома по хозяйству. Девочка не выходила гулять во двор, и никто не знал ее имени. Обычно по утрам она сидела в гамаке, который был перед их террасой,  и читала книгу. Ребята играли во дворе, поглядывали на нее, но она даже не делала попыток познакомиться с ними. После обеда девочка  спала в гамаке. А к вечеру она уходила в дом, и оттуда сразу слышались звуки музыки. Оказывается, девочка играла на фортепиано. Насте очень нравилось слушать, как она играет. И ещё она любила рассматривать узорные витые столбики на огромной открытой веранде, через которую можно было попасть в квартиру новоселов. Ее привлекала    деревянная резьба, которая была такая искусная, что Настя могла рассматривать ее часами. Когда квартира пустовала, она часто приходила сюда.  Но после ее заселения  ей приходилось это делать тайком, когда на веранде никого не было.  Обычно это было в час музыки.  Но однажды  Настя попалась. Замечталась, разглядывая узорные столбы, а на веранду вышла бабушка девочки.   Настя хотела уйти, но бабушка заговорила с ней.

      - Не стесняйся, девочка! Тебя вроде Настей зовут?
      - Да, - тихо ответила она.
      - А меня зови Аполлинария Николаевна. Я смотрю, ты любуешься деревянной резьбой на столбиках?
      - Да, она мне очень нравится.
       - А ты не хочешь познакомиться с моей  внучкой Наташей? Может быть, подружитесь, - предложила ей бабушка.

Вот так Настя оказалась впервые в гостях у новоселов. В гостях – это условно. В дом ее не пригласили. Бабушка положила на гамак две подушки и посадила в него девочек.   А потом принесла тарелку крупной сладкой клубники и разные шоколадные конфеты: «Мишка косолапый», «Маска», «Красная шапочка», «Трюфель».  Настя такие видела только на витрине магазина, но никогда в жизни не ела.  За пристройкой, в которой она жила, у них был свой огород. Но клубника там еще не поспела. А когда поспеет, не будет такой крупной.

       С этого дня Настя стала частым гостем Наташи.  И каждый раз мама и бабушка девочки угощали ее шоколадными конфетами или мятными пряниками, или каким-нибудь вкусным печеньем.  А  Наташа читала ей вслух сказки. Она была постарше Насти года на три и уже готовилась к школе.
 
      Лето подходило к концу. Скоро Наташа пойдет в первый класс.  Но постепенно отношения Насти с подругой изменились.  А все дело было в том,  что  дети со двора стала  меньше общаться с Настей и обижали ее. Мальчишки и девчонки  кричали ей вслед, что она предательница и продалась за конфеты.  Даже Катя, ее лучшая подруга, отворачивалась и делала вид, что не видит ее. И тогда Настя перестала ходить к Наташе. И когда  мама и бабушка девочки  в очередной раз позвали  ее в гости, Настя отказалась, заявив, что  любит ириски и барбариски.  Как она решилась сказать об этом? Не только под влиянием обиды со стороны детей со двора. Еще раньше Настя случайно услышала разговор родителей. Они думали, что дети спят. А Настя только делала вид, что спит. Комната была отделена от кухни ситцевой занавеской. Родители разговаривали тихо, но было все прекрасно слышно.
- Зачем они нашу Настену к себе заманивают!? Нехорошие они люди. Отец  девочки – настоящий жулик. Вот дома и полная чаша. И соседи с ними не общаются. Ты, Алена, не пускай Настю к ним.
А начал этот разговор папа, так как вернувшись с работы, увидел на столе конфету «Красная шапочка». Настя принесла ее для мамы и старшего брата. Младший брат только родился и конфет пока не ел.

- А шоколадные конфеты я детям куплю. Подработаю и куплю, - добавил он.

Насте стало очень страшно, когда она услышала, что отец Наташи – жулик.  И в то же время  ей было жалко подругу. «Почему Наташа должна отвечать за поступки своего папы? - размышляла девочка. – Вот родители отвечают за своих маленьких детей. На то они и родители. Но не наоборот же!» С этими мыслями она заснула.
 
      Через несколько дней по двору поползли слухи о том, что отец Наташи был арестован на рабочем месте. Гуляя с ребятами, Настя не видела больше Наташу, сидящей в гамаке. А ее бабушка с мамой тоже почти не показывались во дворе. Накануне первого сентября новые жильцы съехали с квартиры. Настя заплакала, узнав об этом. Ей казалось, что она в чем-то виновата перед подругой. Но только перед ней, а не перед ее бабушкой и мамой.  Позже, вспоминая их недолгое общение, Настя пришла к выводу, что дружбы на самом деле не было.  Сначала ей было неудобно отказаться от приглашения в гости. А потом ей стало жалко девочку, с которой никто не дружит. Наташу даже не позвали на семилетие Кати, дочки тети Моти из коммуналки.  Потом  свою роль сыграли,  конечно,  шоколадные конфеты. «Они меня купили этими конфетами», - думала она, когда стала шестиклассницей.
 
      Почему мама и бабушка  девочки выбрали ей в подруги Настю?   Почему другие дети со двора не хотели  дружить с Наташей и считали Настю предательницей? Ведь это так обидно! И правильно ли поступила Настя, когда отказалась ходить в гости к Наташе? Разве она  могла нарушить запрет родителей? Эти и другие вопросы тревожили маленькую Настю.