В соавторстве с жизнью

Эммануэль Терешкин
Февраль, 2002 год… Аспирантура… при проведении мною опыта в лаборатории ВУЗа, произошел внезапный выброс отравляющих веществ… Химические реагенты во взаимодействии с серой, поливинилхлоридом и антиоксиданатом «Нафтам-2-Технический» при температуре 160 градусов Цельсия сделали своё черное дело – произошла неуправляемая химическая реакция с выделением ядовитых паров. Больничная палата… Неутешительное заключение врачей – возможен летальный исход… Растерянность ректора, сотрудников по кафедре и подлое предательство руководителя, давшего зачем-то задание на проведение опыта с не опробованным реагентом. И это, при уже законченной и распечатанной моей кандидатской работе!

Родители… они всегда были рядом… ощущение душевного спокойствия и присутствие чувства защищенности, как нерушимой земной тверди под ногами. На собственном опыте знаю, что тогда, в период болезненного отчаяния, когда просто не хватало сил жить, молитвами родителей свершилось подлинное чудо – смерть отступила…

Двадцать лет спустя… прям как у Александра Дюма. Периодическая боль… ноющая, словно всё смещено внутри… даже за долгие годы болезни к ней невозможно привыкнуть. На столе больничная карта, снимки, заключения МРТ и рецепт необходимых лекарств. Постельный режим и полный покой… Но как же это здорово, что вопреки всем рекомендациям врачей - мысль пребывает в постоянном движении и ни каким телесным недугам не подвержена! Вот так и живу в меру своих сил и возможностей, спасаясь верой, надеждой на лучшее и конечно же творчеством, дарованным мне Свыше…

Фразой «Чувствую себя не в своей тарелке», мы часто характеризуем ситуацию в которой наше «Я» выступает в роли статиста, скрывающего за молчанием не найденные нами слова для своевременного реагирования на происходящее. По этому поводу, человек, в качестве оправдания, изобрёл, исполняющую функцию щита, отговорку – «Всё это, как снег на голову». Вот только принимать это утверждение за аксиому, ни в коем случае, нельзя. Достаточно вспомнить легенду, связанную с Исааком Ньютоном, согласно которой, неожиданно упавшее на его голову яблоко, стало отправной точкой в открытии им «Закона всемирного тяготения». Исходя из чего, можно утверждать, что жизнь даёт нам своей реальностью неограниченный материал для умозаключения, экзаменуя в эпизодах, которым в обиходе присвоены нами понятия: «угла поворота, точки экстремума, цейтнот… и в очень редких случаях, восклицание  – «Эврика!».

Вот например, многообразие происходящего стало благодатной почвой для появления нового вида людей, отстаивающих в споре с жизнью право называться учителями. Увлекшись ликбезом, уверовав в собственное всезнайство, рождённое завышенной самооценкой, они зачастую упускают многофакторность существующей действительности, что сужает у их учеников рамки восприятия окружающего мира. Вспомним древнегреческих мыслителей времён Сократа, Платона… Их поздние утверждения, что наличие математики в  философии усиливает познание изучаемого предмета, наряду с обретением ряда положительных качеств, таких как точность, системность, исследование  – привели к умалению роли души, восприятие которой невозможно выразить никакими формулами. Но об этом в другой раз…

Бульвар Пушкина в Донецке… Расположенный в центральной части города, с несущими прохладу тенистыми аллеями, он до войны в выходные дни заполнялся художниками, выставляющими на продажу плоды своего труда. Именно на этом бульваре, 31 августа 2018 года, был предательски убит Первый Глава Донецкой Народной Республики – Александр Владимирович Захарченко, наш «Батя».

Специальная военная операция… Не смирившись с тем фактом, что Народная милиция ДНР совместно с союзными силами РФ, продолжает оттеснять вооруженные украинские формирования от Донецка и освобождать новые территории Русского Донбасса, на бульвар Пушкина так же прилетают «приветы» от неофашистов. Многострадальная столица Донбасса под прицельным массированным огнём американских реактивных систем залпового огня, тактических ракетных комплексов, натовских гаубиц калибром 155мм. Тысячи орудий ежедневно направлены на детей, женщин, стариков… За время войны погибли 9044 жителя Республики, из них – 120 детей. Люди продолжают гибнуть каждый день, получают ранения…  но этого им мало, чтобы увечья получали как можно больше мирных жителей, враги применяют по жилым кварталам города противопехотные мины ПФМ-1 типа «Лепесток».

Референдум… Это главное чаяние людей Донбасса – быть в составе Российской Федерации.
25 сентября, проголосовав ЗА вхождение, я видел, как у собравшихся на придомовой территории, светились глаза от слез радости. Мужественный народ заслужил быть частью Великой Страны, которую исконно считает своей Родиной!

Глава ДНР – Денис Владимирович Пушилин, вручая государственные награды нашим бойцам отметил: «Многочасовые обстрелы наших городов со стороны украинских боевиков – это проявление предсмертной агонии ВФУ. Они переступили все грани дозволенного и у нас нет никакого другого пути, как полностью и всецело освободить наши земли. Впереди действительно ещё не простые бои, но мы обязаны и мы победим! Другого не дано!»

 Победа над врагом… Борьба с болезнью, которая обостряется чувствительностью к происходящему. Один из навестивших меня друзей, майор по званию, сказал: «Братан, всё будет хорошо! Победа неизбежна! У нас у каждого своя служба… Главное пиши, ведь у тебя высокоточное оружие пера – всё прямо в цель!»

 О чем же это я? Ах, да! Бульвар Пушкина до войны… В один из выходных дней, ступив в пределы этого небольшого островка богемности, я с родителями оказался во власти двойственного чувства, корнем которого была обнаженность, в равной степени помогающая и мешающая восприятию заложенной в холсте образности. Одно дело, находиться в залах картинной галереи и стоя перед полотном находить с ним точки соприкосновения, имея устоявшийся, спрятанный за кулисами, образ художника с оттенками Роденовского  «Мыслителя» и совсем другое, когда на подстриженном газоне расположена, облокоченная на ствол дерева картина, с присутствующим около неё, мягко сказано, не во фраковой одежде мастером кисти. Этот дополнительный штрих, помимо нашей воли, ломает сложившиеся устои оценки как в положительном, так и в отрицательном её смысле.

Объединить не совместимые друг с другом компоненты мне удалось тогда лишь у картины с видом Киево-Печерской лавры, у которой остановился отец в задумчивости. Тонко схваченная на ней связь между земным и небесным, заметно выделяла её среди представленной вокруг отображенности, объединенной понятием «так принято». Родственность картины с сидящим в отдалении на парковой скамье человеком, была более чем очевидной. Его взгляд, нарушая законы прямолинейности, обходя попадавших в его поле зрения проходящих ценителей живописи, по всей вероятности, дышал в спину мысли, вышедшей далеко за пределы сковавшего мир трехмерного пространства. Нам стало известно, что картина эта была его дипломной работой и относилась к раннему периоду творчества, когда уникальный стиль художника только формировался. Озвученное им за полотно количество дензнаков не имело никакого отношения к слову цена. Оно соотносилось с банальным словом – сумма, которая на порядок уступала истинной стоимости картины.
Приобретя картину, отец договорился о дне покупки у художника ещё и другого полотна, под названием «Летний рассвет…». Эта работа изначально, по словам художника, не предназначалась для продажи. Причину этого обстоятельства мы поняли гораздо позже… Придя, в заранее оговоренное время, на «закрепленное» за ним место, мы с отцом не застали его и это сильно озадачило нас. В промежутке, измеряемом парой метров, не было никаких следов присутствия нашего знакомого. Спустя минуту-полторы, постоянный сосед справа, видимо насладившись созерцанием нашей растерянности, объявил, что Игорь сейчас подойдет, а мы можем пока ознакомиться с его авторскими работами, среди которых были живописные копии произведений великих мастеров кисти: морские пейзажи Айвазовского, ряд этюдов Исаака Левитана, полотна Константина Коровина…

Вскоре, произнесенное «Я здесь», обрело черты знакомой фигуры с двумя картинами в руках и сияющим от радости лицом. Корни, переполнявшей его энергии, находились в приобретенном у коллеги полотне, где был изображен в тусклых красках ветхий домик от которого вела к обмелевшей реке тропинка. Унылость данного сюжета дополняла утхлая лодчонка. Первое впечатление нашёптывало, что эта работа не мастера, а начинающего любителя, не имеющего представление об элементарных азах науки живописи. С маской воспитанности, упрятавшей негатив, мы слушали повествование, доносившее, что этот холст венчает творчество художника, перешедшего свой восьмидесятилетний рубеж и эта покупка для Игоря Сламинского была огромной удачей.

Ожидание, связанное с картиной «Рассвет», расположившейся на стене квартиры, оправдалось. И сейчас, спустя годы, не покидает постоянное ощущение присутствия в ней некого многоточия… Упавшие мне на голову, в виде двух полотен, в тот день яблоки, не позволили, в том отрезке, сдать экзамен Высшему Началу. А ведь, предшествовавшая этому, пройденная дорога давала возможность отыскать правильный ответ.

То ли смилостивившись надо мной, то ли из сострадания, он был ниспослан мне через воспоминание одного эпизода, где мне на Радоницу было предоставлено право видеть процесс совместного создания живого полотна Всемогущим Мастером и человеком. В Абхазии, в местечке Шрома, испытывающей скорбь природой, был отведен уголок, отвергающий слово суета. Расположенный в окружении, укрытых зеленью, высоких гор,  погост противостоял, происходящему на Земле, укладом с его главной составляющей – умиротворенностью, источающей мир и согласие, которых, за всю свою историю существования, не могут достичь, искривляющие амбициями свой жизненный путь, Хомосапиенсы.
Когда, в то весеннее утро, с переполненных печалью туч, периодически исходившие в дождевых каплях слезы, неожиданно дополнились, так недостающей, озвучившей их грустной песней под звучание зурны, в исполнении одинокого мужского голоса, поднявшего тональность происходящего на запредельную высоту, в душе как будто все перевернулось. Это был случай, когда земное, в своем лучшем проявлении, и первоисток создали потрясающий холст вечности, волнующий душу, передающий щемящую грусть, нечто такое, что понятно и близко каждому.

Соавторство – это слово стало разгадкой тайны двух вышеупомянутых полотен. И если в случае с песней, человек, через раскрытие пением безмерной боли утраты, довел картину до совершенства, то далее, уже рука, устроенного Творцом бытия, в виде утреннего луча солнца, упавшего, на ждущую разгадку картину, помогла изображенному на ней рассвету ожить, в прямом смысле этого слова, во всем буйстве красок, раскрывая секрет многоточия, того недостающего штриха, за возможность постижения которого так переживал Игорь.

Спустя год, после смерти отца, последовал ответ и на следующую загадку, связанную с эпилоговым холстом старого художника, где взгляд на окружающий мир осуществлялся не через слезящиеся от старости глаза, а с достигнутого в нем им места, координатами которого являлись обретенная за годы мудрость и, принимающий более конкретные черты, итоговый постскриптум с домом на Земле, который рано или поздно мы все покидаем с единственной от него дорогой к мелеющей реке жизни, где вместо рассохшейся лодки, грозит вот-вот появиться ладья, управляемая Хароном.
Сразу же, за сделанным для себя открытием, найденный мыслью вывод утверждал, что настоящая картина создается художником в соавторстве с жизнью, которая, только ей принадлежащей кистью, вселяет в полотно бессмертную душу, способную заживлять нанесенные действительностью раны…               
27 сентября 2022 года