***

Анатолий Шульга
РИГА  70-90-х годов 20-го века

  Проживая в Калининграде и работая там в рыболовном флоте, я с женой (иногда и без неё, а  только с сыном и племянником) ездили отдохнуть в Ригу — это ведь безвизовая поездка в полузападную культуру и мир.
  И это было великолепно — влезаешь в вечерний плацкарт  поезда  «Калининград-Рига», а утром просыпаешься уже почти не в СССР.
  Утренняя Рига встречает зачуханных калининградских пассажиров  уже в 7 часов утра  в своём вокзале. Толпа челночников тянется вперёд, но сознательная  часть практически сразу тормозится у кафе-бистро. Там помимо настоящего («не ведёрного») кофе продавались настоящие сосиски, которых в Калининградской области не было в принципе. Персек обкома тов. Н.С. Коновалов запретил производить данный продукт как буржуазное извращение.
 Сардельки Черняховского и прочих «гвардейских» мясокомбинатов были своеобразной эрзац- заменой этому продукту. Напоминаю также, что православная церковь (включая иные конфессии) на территории отданной ему коммунистами областью была запрещена. Немецкие кирхи/храмы использовались в лучшем случае как колхозные склады и подсобки и тихонько разрушались, что происходит и до сих пор под сенью патриарха Кирилла.

Но ближе к обывателям, которым и я являюсь.
Итак, испив кофию с сосисками и прекрасными пирожными, выходишь на привокзальную площадь. А там стенд со всеми газетами СССР со всех республик. Проглядывая «Советский Туркменистан» (подголосок основной «Правды») и протчие мелкосоциалистическые газетенки типа «Советская Молдавия», понимаешь пролетарский размах страны Советов.

 Уже утро и думаешь, куда направиться.
Переходишь через небольшой канал с плавающими там свободными утками, подкидываешь им немного хлеба. Кстати, моя младшая белорусская сестра сказала : «Як то воны плавють и их ныхто нэ стрэляе!». Но это  же не пинские болотА, здесь Европа..Естественно, попадаешь сразу на главный рынок Риги, который находится рядом у вокзала в огромных ангарах для дирижаблей 30-х годов.  А там торжествует капитализм, хоть и в принудительной колхозной форме. Там и только там продавался настоящий ржаной хлеб кусками по персональному заказу. Лично тебе  отрезали примерно полкило чёрного (настоящего ржаного) хлеба испечённого на соломе в печи.
 Там были даже семена канадской травы для кладбищенских газонов. Огромный ассортимент молочных продуктов обхожу стороной — с июля 1974 года не потребляю ничего молочного.

Там ведь было и настоящее мясо и колбаса из него.
Даже не смешно представить себе подобное в Калининграде.
Но это было так.
А потом едем на такси (стоянки которого соблюдаются, на улице «голосующим» не останавливаются), а то и на простом трамвае в валютный магазин «Альбатрос».
  Кстати, вспомнился уличный  фрагмент.
 Гребём по улице (почти главной), вдруг жена увидела на потивоположной стороне вывеску какого-то магазина. До пешеходного перехода метров пятьдесят. Перебегаем, а на той стороне  улыбкой нас привечает офицерша милиции и говорит, что мы нарушили правила уличного движения. Посему мы будем оштрафованы. Предварительно спросила — Вы граждане Риги? Отвечаю — нет. И вздохнувши, спросил — зачем этот  вопрос и к чему?
Чёткий ответ — граждан Риги мы штрафуем на два рубля, а так как Вы приезжий, то только на один рубль.
 Это небольшой урок европейского этикета.
 Но доезжаем до магазина, гле продаётся за боны/чеки «Торгмортранса»  импортный и наш дефицит. Нет калининградской жестокой проверки на входе, нет грузинских перекупщиков вокруг, да и торговый зал с большим выбором, покруче мурманского, клайпедского, севастопольского и питерского магазинов этой системы «Торгмортранса».
  Купил там жене песцовую шапку, палас в детскую комнату, себе датского баночного пива «Карлсберг» и ещё какие-то «жвачные» сласти детям.

  Но надо же и поесть.
 Кафе «Ленинград» - («кафейница») по главной улице.
 Прекрасное спокойное заведение на втором этаже, на столах есть скатерти и салфетки.
 Жена не пьёт вообще, но я пригубил коктейль с рижским бальзамом. Красивый фирменный бокал имел по периметру сахарную бахрому, вот так вот. Официант в «бабочке» предоставил нам салаты, что-то вкусное мясное - отнюдь не классическую котлету/ зразу/отбивную или протчее советское псевдомясное блюдо.
   Потом в ожидании поезда на тогдашней улице Суворова в небольшом кинотеатре даже посмотрели кинофильм о Синдбаде-мореходе, поразило, что шли субтитры на латышском языке. Рядом в кафе отведали настоящие сочные «купаты». Даже чавкающие за окрестным столиком обширные калининградки  со второй и третьей порцией этого яства особо не запомнились.

И безпроблемно вернулись домой в душном вагоне с калининградскими «челноками» и такими же как и я «отдыхантами».
   
Ни таможен, ни виз, ни паспортного контроля.
    Древнее небытие...