Осенние мотивы

Владимир Коряковцев
Я не прошу у осени наград
За все свои немногие победы.
Мне под угрюмым серым небом
Отрадней видеть тихий листопад.
А Ваших губ отравленная свежесть,
Что память мне пронзает каждый миг…
Я ухожу на дно, где милый сад поник,
Что осени оставил свою нежность.

***
Листьев жёлтые монеты
В бархат неба пали.
Легче стало на планете
В новом покрывале.
Мы летали, мы кружились
С Вами в эту осень,
Пусть всё это лишь приснилось –
Большего не просим.
Унимает сердце ветер,
Страх исчез как иней, -
Ярко-жёлтая карета
Исчезает в сини.

***
Голые ветки. Старые раны
Снова открылись в сером тумане,
Слышится осень в каждом мгновении,
Сердце вновь просит об утешении.
С каждым листочком, рвущимся с веток,
Пишутся строчки о безответном.
С каждым порывом ветра – ненастье,
Сердце разрывом рвётся на части.
Рвётся и плачет, дышит и стонет,
За горизонтом золото тонет.
Песня ли льётся, смех иль рыданье, -
Скоро начнётся наше прощанье.

***
Лета  ушедшего светлая грусть
В сердце лежит – так бывает всегда.
Я к тебе, милая, снова вернусь,
Если не будет жестока судьба.

Дождиком тихим в окно постучусь,
Ветром прохладным обдую порог.
Ты лишь чуть-чуть подожди, я вернусь,
Я исходил уже столько дорог.

Столько тропинок кругом обошел,
Сил не хватало порою, но пусть.
Краше чем ты никого не нашел,
Чтобы в глазах была светлая грусть.

Лето ушло и оставило нам
Желтые листья, туман и дожди.
Если вдруг будешь ты снова одна
То не грусти, а меня подожди.

Осени мудрой не трудно решить,
В прошлом оставив все жаркие дни.
Вместе нам весело будет грустить,
Если друг другу мы снова нужны.

***


Печаль рассветная моя!
Слезу я молча вновь роняю,
Когда глазами провожаю
Птиц золотого сентября.
В тревоге снова бьется сердце,
Такая доля суждена.
Оно осталось навсегда
Как птица в своей клетке тесной.
Не спеть, не вырваться на волю
Под голубые небеса.
У этих птиц своя звезда,
А я опять останусь с болью.
Мечта рассветная моя!
Летели к морю эти стаи,
Там, где неведомы печали,
И где слезой горит звезда.
Я о тебе лишь вспоминаю,
И обожаю лишь тебя,
Когда вновь взглядом провожаю
Птиц золотого сентября.

***

Уходит лето вдаль, и улетают птицы.
Красивая печаль опять нам будет сниться.
И вновь приснишься ты, овеянная лаской,
Красивые мечты давно ушедшей сказки.
Где будет вечный май нам для двоих наградой.
А здесь лишь засыпай под звуки листопада.
Под золотым дождем на ласковой простынке
Мы вспомним о былом как о цветной картинке.
Захочется грустить лишь о стихах немного.
Но надо снова жить, идя своей дорогой.
Красивая мечта угаснет безвозвратно.
Не прилетит она как ты ко мне обратно.
И только лишь печаль опять нам будет сниться.
Умчалось лето вдаль, прочь улетели птицы.

***

Листьев желтых намело
К моему крыльцу.
Быть красивой и простой
Осени к лицу.
Дождь ли шепчет за окном,
Ветер ли шумит, -
Я опять в тебя влюблен, -
Осень говорит.
Я опять душою рад,
Сердцем жить готов.
В мире всех важней наград
Мне твоя любовь.
Сквозь тоску и холода,
Темень всех ночей,
Вдаль меня вела звезда, -
Свет твоих очей.
Пусть же снова листопад
За окном шумит.
Ты дороже всех наград, -
Осень говорит.

***

Осеннее.

Запахло осенью. Ты слышишь?
У ветра изменился шум.
И листья укрывают крышу,
Накинув желтый парашют.
На небе тучи потемнели,
Все чаще дождик их свежит.
И вихрь осенней карусели
Все больше нас с тобой кружит.
В полях на убранном раздолье
Так одиноко стало вдруг.
А сердце чаще бьется с болью, -
Так отчего же все, мой друг?
Куда же нас все время тянет,
К каким далеким берегам?
Земля как тело остывает,
Печаль как дань оставив нам.
Но может есть еще надежда
Нам встретить день в тепле души.
И листьев яркая одежда
Укрыть всю землю поспешит.
Простая утренняя свежесть
Нежданно грезы пробудит.
И человеческая нежность
Нас в эту осень посетит.
Осенних запахов и звуков
Все больше будет у земли.
И ритм сердечных перестуков
Вдруг станет музыкой любви.

***

Нежная осень.

Упала капелька дождя
В ладонь кленового листа.
Хрустальный звук был чист и мил,
Но он тебя вдруг разбудил.
Был прерван твой прелестный сон,
Румянец на щеках костром
Осенним так сверкал,
Он был пленителен и ал.
И ты, смеясь, смотрела ввысь,
Там, где дождем играла жизнь.
И звонких капелек ручей
Искрился в чистоте очей.
Ты нежной Осенью была,
И не любила холода.
И добрый, тихий листопад
Дороже был любых наград.
Ты расцветала на заре,
Всегда рождаясь в сентябре.
А ближе к вечеру чуть гас
Блеск утомленных за день глаз.
В тебе жила одна Любовь,
Твоя рябиновая кровь
Всегда горела как в огне,
Как в самом ярком в жизни дне.
Была ты легким ветерком,
В листве шуршала босиком.
И стоит дождику пойти, -
Тебя уж дома не найти.
Ты нежной Осенью была,
Из чувств, мечтаний создана.
А голосок твой пел и жил,
И я его всегда любил.
И только капельки дождя
В ладони падают, звеня.
И эта осень за окном
Счастливой станет словно сон.

***
Не по-летнему холодно стало,
Будто осень под сердце легла.
Вижу: снова ложится устало
На поля предвечерняя мгла.

Злым туманом накроет равнины,
Звезды еле вдали блеснут,
По колосьям неубранной нивы
Ниткой тянется длинный путь.

Эти ночи без сна и радости
Лишь томление вновь в груди.
О мечте моей самой сладостной
В том не пройденном мной пути.

Ты блесни мне, родная звездочка,
Отзовись ветерком в ночи.
Я устал так безостановочно
К той любви подбирать ключи.

Пусть же свет вновь в окошке светится,
Я тебя сквозь туман найду.
Если сердце еще надеется -
На край света к тебе приду.

Не по-летнему холодно стало,
Будто осень под сердце легла.
Или это ты просто устала
Проводить снова ночи без сна?

Покажись Счастье только чуточку,
Свои двери мне отвори.
Я хочу на одну минуточку
От осенней сгореть Любви.

***

Я тебя больше чем люблю.
В порывах ветра за окошком
Я слышу музыку твою
И по тебе грущу немножко.

Когда осенний листопад
Огнем укутает планету,
Ты вновь пойдешь в тот старый сад
Искать вопросы и ответы.

А я пойду искать тебя
По закоулкам пыльным, темным.
Уйдут закаты сентября,
Но жизнь останется влюбленным.

И в каждом желтом огоньке,
Листочке, ветра поцелуе.
Мне все напомнит о тебе,
О той, что больше чем люблю я.

Хочу твоею частью стать,
Вселенной новой и красивой.
Любовь согласна подождать,
Пока у ней есть эти силы.

И мне останется делить
С тобой лишь эту невесомость.
Сентябрь все будет лить и лить,
А мы продолжим нашу повесть.

***

Осенний дым спустился на поля,
Сквозь крики птиц, летевших вдаль неспешно.
Вся замерла от трепета земля
Во всей своей красе безбрежной.

И вот пошел, колючий, мелкий дождь,
Продлится, знать, он снова до заката.
А ты опять тропинками пойдешь
До своего излюбленного сада.

Он гол и пуст, как и земля вокруг,
Как и холмы, поля, леса и реки.
Свисает с неба бледно-желтый круг,
И кажется, так суждено навеки.

А в том саду застыло навсегда
Покрывшись первой изморозью время.
И на щеках не слезы, а вода,
Смывающая тяжкий груз потери.

А сколько было в жизни тех потерь?
Душа страдала ведь не по сезону.
Открыла осень настежь свою дверь
По своему извечному закону.

В туманной сырости, прохладе октября
Есть повод все опять начать сначала.
И в криках птиц как будто для тебя
Душа осенняя невольно прозвучала.

***
Листья влетают вновь в сени к нам, -
Снова октябрь в пути.
Хочется мне Есенина
В сердце своем найти.

Верю я, есть у каждого
Личный Есенин свой.
Можно тома бумажные
Просто не брать с собой.

Выйди лишь в тишь осеннюю,
Если сейчас один.
Бродит душа Есенина
В ярких кострах рябин.

В белых березках тоненьких,
В шепоте ветерка..
Снова стихи нескромные
Пишет Его рука.

***

Опять приходят холода, -
Кто ж на дожди и осень ропщет?
Когда для облетевшей рощи
Настала скучная пора.
Так уж в природе повелось
И летних грез растает дымка.
И на окне уже картинка
Стекающих осенних слез.
И в бледной зелени полей
Все чаще злой гуляет ветер.
Куда девались краски эти?..
Быть может стаи журавлей
С собой в заоблачные дали
Под опереньем унесли..
Ну а деревья отрясли
С себя покров такой печали.
Последний наземь сброшен лист
И в ожидании заката
В тиши покинутого сада
В мгновениях проходит жизнь.
Опять приходят холода,
Они как будто к сердцу ближе.
А голос осени все тише,
Она заждалась у двора..

***

Горсть золотых в окно мне бросил ветер, -
Я сразу стал богаче на полмира.
И вроде бы простой осенний вечер
Своей красой затмил красу Пальмиры.

Горсть желтых листьев - вроде бы и мелочь..
Приятно вдруг в октябрь раскрыть окошко.
Луны далекой негасимый светоч
Сквозь проблеск туч рисует мне дорожку.

Нет поводов грустить.. Есть повод к счастью!
И осень как причина очищенья.
Из сердца исторгается ненастье
Листвы златой одним прикосновеньем.


***

Листва побурела,
Осыпалась оземь.
Приходит несмело
Угрюмая осень.
Приносит туман
На луга и равнины.
И льется канкан
В дали убранной нивы.
Приносит дожди
Сквозь печаль и ненастье.
Ты только не жди
В этом сумраке счастья.
Оно прилетит
Может белой зимою,
Иль вновь зазвенит
С молодою весною.
Пока же любуйся ты тем,
Что осталось,
Сгорело, слетело,
Навек распрощалось.

***

Залетел к нам в сени
Листьев караван.
По земле осенней
Стелется туман.
С ним играет ветер,
Быстрый, озорной.
Он один ответил
Мне на голос мой.
Засвистит над полем,
Унесется вдаль.
Только не прогонит
От души печаль.
Вновь она со мною
Снова день за днем.
Краскою златою
Сердце жжет огнем.
И в печали этой
Есть одна лишь ты.
Солнце на рассвете
Пробудит мечты.
И в мечтах прекрасен
Листьев яркий бал.
Только жить напрасно
Я один устал.

***

Как хорошо в дождливый день,
Когда слезинки бьют по окнам,
Свою печаль отставить в тень,
Пускай она насквозь промокнет.

Забыть последнюю слезу,
И вздох слепого безрассудства,
В руках своих держать звезду,
И пламенеть от бури чувства.

Гореть желанием опять
Любовь свою увидеть снова.
И крепко к сердцу так прижать,
Едва сказав одно лишь слово.

И сразу в пасмурной тени
Сквозь перестук дождинок частый,
Вдруг загорит огонь любви, -
Как наше маленькое счастье.

***

Мечта моя как желтый лист
Кружится тихо на ветру.
Мне не прожить по новой жизнь,
Лишь только подвести черту.
Добавить только пару слов,
К чему все усложнять, зачем?
Мне не понять свою любовь, -
Я так устал от грустных тем.
Переписать свою тетрадь
Теперь мне вряд ли суждено.
Ведь я не в силах развязать
Все то, что связано давно.
И пусть мечта умчится прочь
За стайкой листьев золотых.
Последняя приходит ночь,
Как и последний в жизни стих.

***

На аллеях пустых сентября
Ветер листья в ладонях уносит.
Почему на земле нет тебя? –
Мне никто не ответит, не спросит.
Эта осень чарует как сон,
Только длится она бесконечно.
Я в тебя был безумно влюблен,
А любовь моя вечна.
Разорвись равнодушное небо!
Сердцу дай вновь простора и воли!
Я хочу хоть минуту без боли
На этом прожить свете.
Я хочу на мгновенье забыться
Сном прекрасным без лжи и ненастья.
Отзовись, мое милое счастье,
Сердцу дай вновь спокойно забиться.
Вновь пойду на пустые аллеи,
Там, где ветер напевы разносит.
Я опять вновь тобою болею,
О, моя, безответная осень.

***

Осень я благодарю, что с тобой  я повстречался,
Постучался в дверь твою, словно в сердце постучался.
А в ответ твои глаза мне о многом рассказали,
Тихо падала слеза и ресницы чуть дрожали.

Не хотел я уходить, слово вымолвить не в силах,
Мне б тебя одну любить, на руках одну носить бы.
Но мечты мои как дым прочь рассеялись туманом, -
Был с тобою молодым, а теперь вот стану старым.

Все же я благодарю эту осень вновь сначала,
Постучусь я в дверь твою, если снова заскучаю.

***

Здравствуй, о, осень моя золотая!
Ждал я тебя как мечты.
Ты далека, но такая родная
Нежность твоей красоты.
Ветер, коснувшийся маленьких веток,
Легкий, прохладный рассвет.
Льется сквозь тучи туманные где-то
Лунный прозрачный свет.
Все это ты, но печали на сердце
Копит упрямый ток.
Радость моя открывает мне дверцу
С алой зарей на восток.
Вновь предо мною лягут дороги
Серыми лентами в степь.
Только лица лишь коснется немного
Листьев холодная медь.
Осень моя! Ты улыбка простая,
Дождик шуршит за окном.
Осень моя как мечта золотая, -
Будем всегда мы вдвоем.

***

Живописать тебя во всей красе
Подвластно только огненной заре.
Ее холодным и живым лучам,
Что светятся порой в твоих очах.
Изгиб чуть длинных, трепетных ресниц,
Ты улетаешь в стайке белых птиц.
И голоском своим как ручеек звеня, -
Лишь перышко оставишь для меня.
Живописать тебя подвластно лишь заре,
Что запылает ярко в сентябре.
А сердце, чуть слегка затрепетав,
Закружится, листочком желтым став.

***


Жалеть вновь об ушедшем лете,
О чувствах, вспыхнувших звездою?
Нам повезло тогда с тобою
Вдвоем остаться на планете.
И в каждом дне, в минуте каждой,
Была одна лишь нежность с нами.
Она касалась нас устами,
А остальное так не важно.
О том, что все прошло, жалею,
Порой бессонными ночами.
Во взгляде звезд как пред очами
Твоими снова я немею.
Зачем вдруг боль явилась снова,
В среде октябрьского ненастья?
Куда сбежало наше счастье,
За что с тобой нам эта доля?
Так  может быть жалеть не стоит,
К чему напрасно тлеть как свечка?
Опять заходится сердечко,
Его ничто не успокоит.
Ушло тепло и чувства тоже,
Один октябрь горит огнем.
Жалеть, что больше не вдвоем
И все былое невозможно -
С тобой не будем. Навсегда
Исчезла ты в осенних красках.
Сама как радуга прекрасна,
Как свежесть раннего утра.

***

Шумел родник живой воды,
Хрустальным звоном наполняя
Печаль осенней тишины,
И в сердце звуком проникая.
Пробился он из-под корней
Одной столетней старой ивы.
Но чище не было, светлей
Его волшебных переливов.
И ты стояла у ручья,
Ладони в воду погружая.
В тиши златого сентября
Летела в небо птичья стая.
Ты замерла всего на миг,
Чуть вздрогнув только от волненья.
Шумел воды живой родник,
Звучало птиц далеких пенье.
Осенней музыкой душа
Тогда невольно наполнялась,
И ты почти что не дыша,
Вновь в эту музыку влюблялась..
Прошел сентябрь, родник все пел,
А в небесах другие стаи.
И лишь закат опять краснел,
Тебя смущенно вспоминая.

***

Осень пахнет листвой золотою,
Лёгкой дымкой прохладного дня.
Что стоит поутру над рекою,
И с ума просто сводит меня.
Этот свет неземной и волшебный
Проникает в прозрачность лесов.
Вопреки чёрствым мыслям душевным
В сердце что-то рождается вновь.
Можно это назвать вдохновеньем,
Можно просто восторгом души.
Я готов все забыть сожаленья,
И к любви своей вдруг поспешить.
День сверкнет вновь искристой картинкой,
В тихой роще мелькнет чей-то взгляд.
И осенней блеснув паутинкой,
Он уже не вернется назад.

***

Вот и лето опять исчезает,
И теряет все краски свои.
Снова птицы на юг улетают,
Не от грусти, а лишь от любви.

Тянет их за моря голубые,
За туманную дальнюю даль.
Потому и поют сиротливо,
Но любовью красива печаль.

От любви снова лист опадает
И кружит золотой листопад.
В белой дымке тумана растает
От любви возникающий взгляд.

И нечаянно к счастью потянет,
К этим милым далеким глазам.
От любви только ярче сверкает
На пленительной щечке слеза.

От любви лишь рассветы свежее
В золотых переливах лучей.
От любви поцелуи нежнее,
И в осеннюю морось теплей.

Чудеса так нежданно приходят,
Огоньки заиграют в крови.
Все, что осенью вдруг происходит -
Происходит всегда от любви.

***

Мне представляется осенняя картина:
Сквозь золотые листья - солнца свет.
Идет по улице девчонка, просто - Инна,
Нарядна очень, а в руках букет.
Мы с ней ни разу в жизни не встречались,
Не встретимся мы так же никогда.
Но почему вновь сердцем возвращаюсь,
В далекие, ушедшие года?
Я к Родине своей тянусь душою,
И к тем, кто там родился так же, жил.
Шумит осенний ветер над землею,
И память листопад собой укрыл.
Но мне сказать привет далекой Инне
Так отчего-то захотелось вдруг.
И в памяти моей как на картине
Всплывает светлый, незнакомый друг.


***


Тянется долго пасмурный вечер,
Дождь что-то шепчет в окно украдкой.
Воздух стал тоньше, прозрачней, легче,
Листьями ветер играет в прятки.

После жары, иссушающей землю,
Летнего зноя, сжигавшего силы,
Видеть как ветер листьями стелет, -
Грустно немного, но сладко и мило.

Чувствовать сердцем сентябрьскую свежесть
После недель духоты бесконечной,
Даже пусть сырость лицо тебе режет,
В легком ознобе сжимая плечи.

Мысли текут как вода по стеклам,
Вяло, чуть слышно волнуя душу.
Осень слезами насквозь промокла,
Осень с печалью извечно дружит.

Зонтиков пестрых круглые спины
Капли дождя беспокойно терзают. -
Все это грустный абрис картины,
Той, что осенней порой бывает.


***


Ветер октябрьский качает ветки,
Шорохи леса мягче и тише.
Рвется ретивое сердце из клетки
Вслед за курлычущей серой птицей.

Скрученных листьев сухой пергамент
Щедро разбросан в пестрых кусочках.
А на прозрачной оконной раме
Дождиком пишутся грустные строчки.

Снова их беглый размажет ветер,
В кляксах осенних стихи слагая.
Радостным быть октябрю не светит, -
Просто уж доля его такая.

Снова от сырости и тумана,
Неотвратимо и безнадежно
Вскроются спящие старые раны,
Душу истреплет и растревожит.

Пасмурным вечером поздние мысли
Смутно текут дождевой слезою.
Близкое счастье промчалось быстро -
Ветер октябрьский тому виною.

Но променять хоть на горы злата
Грусть той осенней меланхолии?
Осенью каждой и так богат я
Свежестью, листьями золотыми.

Воздух прозрачный и ум возносит
В дальние грезы под вдохновеньем.
Осень все лучшее в жизнь привносит
Сквозь увядание и забвенье.


***


Вот осенняя картинка:
Солнце льет горячий ток,
Зацепилась паутинка
За оранжевый листок.

Что сорвавшись станет частью
Самотканого ковра.
Дарит красоту на счастье
Вновь осенняя пора.

Красок целая палитра
Блещет яркостью цветов.
Чистым золотом облито
Царство грез - осенних снов.

Слышен шорох старых веток
Одиноких тополей.
Сладко им дремать в рассветном
Блеске солнечных огней.

Входит в сердце эта нежность,
Словно пух от облаков.
И царит кругом безбрежно
Свет рябиновых костров.

Если есть тревога где-то,
То не здесь, не в этот час.
Пышет зноем бабье лето
В озорной искринке глаз.


***


Смешав все яркие цвета
Пейзаж создал осенний день:
Облита золотом листва,
Прохладна трепетная тень.

Небес хмельная синева,
Подобно морю в октябре
Своей бездонностью полна.
Рябины куст горит в огне,

Березок пестрых красота
Еще из лета не ушла.
Но дым осеннего костра
Уже туманит им глаза.

Как будто новая заря
На ветках грустных тополей -
Слеза недавнего дождя
Блестит в прозрачности своей.

Те краски солнце создало,
Картину дня преобразив.
Лишь на мгновение взошло,
И день поникший снова жив.